г. Пермь |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А60-30828/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Борзенковой И.В., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 октября 2021 года по делу N А60-30828/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аукционы Федерации" (ИНН 0278184720, ОГРН 1110280063563)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
третьи лица: Штабский М.Е., Стуков А.В.,
об оспаривании решения антимонопольного органа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аукционы Федерации" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании незаконным и отмене решения по жалобе N 066/01/18.1-879/2021 от 23.03.2021.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15 октября 2021
года заявленные требования удовлетворены. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по жалобе N 066/01/18.1-879/2021 от 23.03.2021 признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Согласно доводам апелляционной жалобы, антимонопольный орган считает, что изложенные в обжалуемом решении выводы суда основаны на неверном толковании норм права и не соответствуют обстоятельствам дела; факт допущенного обществом нарушения пп. "д" п. 8.1 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495, подтвержден материалами дела; управление заявляет, что названный Порядок не содержит требований к ограничению круга лиц, которым в соответствии с Требованиями N 495 оператор электронной площадки должен обеспечить равный доступ к информации о проведении торгов; также апеллянт указывает, что судом при оценке доказательств и принятии решения допущены нарушения норм процессуального права (ч. 2 ст. 71, ч. 4 ст. 170, п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ).
Заявитель в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами апеллянта, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022 производство по настоящему делу было приостановлено на основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до рассмотрения Арбитражным судом Уральского округа кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Аукционы Федерации" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.09.2021 по делу N А60-30852/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по тому же делу.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17.02.2022 решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.09.2021 по делу N А60-30852/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по тому же делу оставлены без изменения, кассационная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Аукционы Федерации" - без удовлетворения.
Поскольку обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления производства по настоящему делу, устранены, в соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольным определением от 05.04.2022 производство по делу возобновлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба Штабского М.Е. (вх. N 01-219-м от 11.03.2021) на действия (бездействие) оператора электронной площадки в лице ООО "Аукционы Федерации", совершенные при проведении торгов (торги N 0023291 на сайте - https://alfalot.ru) посредством публичного предложения по продаже имущества должника ЗАО ГК "ЭнергоТерритория": Лот N 3 - КРУЭ 110 кВ, типа ELK-04, 126 кВ, до 2500А, до 40 кА, схема мостик.
По результатам рассмотрения жалобы Штабского М.Е. 23.03.2021 комиссией Свердловского УФАС России принято решение N 066/01/18.1-879/2021, которым оператор электронной площадки в лице ООО "Аукционы Федерации" признан нарушившим подпункт "д" пункта 8.1 Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 (далее - Порядок проведения торгов N 495).
Нарушение выразились в неразмещении на электронной площадке сведений об общем количестве представленных заявок на участие в торгах.
Полагая, что вынесенное решение является незаконным, ООО "Аукционы Федерации" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, признавая оспариваемое решение недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что ни Порядок проведения торгов N 495, ни иные нормативные акты не обязывают оператора ЭТП размещать сведения, предусмотренные пунктом 8.1 названного Порядка, в том числе - об общем количестве представленных заявок на участие в торгах, на иных информационных ресурсах, отличных от ЭТП, а также обеспечивать доступность указанных сведений иным лицам, отличным от зарегистрированных пользователей ЭТП; в данном случае Управлением не представлено доказательств того, что информация об общем количестве представленных заявок на участие в спорных торгах была недоступна зарегистрированным пользователям ЭТП.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзывах на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно пункту 5 статьи 18.1 Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в качестве организатора торгов выступает арбитражный управляющий или привлекаемая им для этих целей специализированная организация.
В соответствии с пунктом 20 статьи 110 Закона о банкротстве для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий или организатор торгов заключает договор о проведении торгов с оператором электронной площадки, соответствующим требованиям, установленным Законом о банкротстве.
При этом под оператором электронной площадки понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые проводят торги в электронной форме в соответствии с Законом о банкротстве и являются членами саморегулируемой организации операторов электронных площадок.
В рассматриваемом случае оператором электронной площадки "Alfalot.ru" является общество "Аукционы Федерации".
Для проведения торгов в электронной форме оператор электронной площадки должен владеть сайтом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся торги в электронной форме.
Порядок проведения торгов в электронной форме, требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, утверждаются регулирующим органом.
Согласно пункту 2.1 раздела II Приложения N 2 к приказу Минэкономразвития России от 23.07.2015 N 495 "Требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве" (далее - Требования) электронная площадка должна обеспечивать, в том числе возможность проведения торгов в соответствии с Порядком и равные возможности доступа всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, без взимания с них платы.
В силу подпункта "д" пункта 8.1 раздела VIII Требований оператором электронной площадки на электронной площадке размещаются в частности сведения о ходе проведения торгов (дата начала представления заявок на участие в торгах, сведения об общем количестве представленных заявок на участие в торгах без указания идентифицирующих заявителей данных) не позднее одного часа после поступления оператору электронной площадки указанных сведений.
Согласно материалам дела, жалоба Штабского М.Е. (вх. N 01-219-м от 11.03.2021) содержит указание на то, что на сайте оператора электронной площадки отсутствует информация о количестве поступивших заявок на участие в торгах.
В доказательство отсутствия со стороны оператора электронной площадки нарушений, заявитель указал, что количество поданных заявок при проведении торгов отображается в карточке торгов, в разделе "Информация о лоте", что подтверждается представленным скриншотом экрана карточки торгов, согласно которому сведения о поступивших заявках в количестве 1 штуки размещены в разделе "Информация о лоте N 3" графа "Всего подано заявок на участие".
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела (в частности, скриншотами сайта электронной площадки, приложенными к жалобе Штабского М.Е.) подтверждается, что карточка торгов, размещенная на сайте оператора электронной площадки по адресу: https://bankrupt.alfalot.ru/public/public-offers/lots/view/102486/ не содержит информации о количестве поступивших заявок на участие в торгах, по состоянию на дату окончания приема заявок графа "Всего подано заявок на участие" отсутствовала.
С учетом установленного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителем в нарушение положений установленных подпунктом "д" пункта 8.1 Требований на сайте торговой площадки не размещены сведения об общем количестве заявок представленных на участие в торгах.
Кроме того, как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, доступ к информации о проведении торгов имеется исключительно у пользователей, зарегистрированных на ЭТП.
Однако, Порядок N 495 не содержит требований к ограничению круга лиц, которым в соответствии с Требованиями оператор электронной площадки должен обеспечить равный доступ к информации о проведении торгов.
Выводы суда первой инстанции об обратном апелляционный суд признает ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Кроме того, вопреки ошибочному утверждению суда первой инстанции, в материалах дела имеется совокупность доказательств, подтверждающих, что информация об общем количестве представленных заявок на участие в спорных торгах была недоступна зарегистрированным пользователям ЭТП. Данное обстоятельство следует из пояснений ООО "Аукционы Федерации" от 15.03.2021 N 53, в которых заявитель подтвердил необходимость регистрации на ЭТП для отображения информации о количестве поданных заявок на участие в торгах, а также подтверждается приложенными к жалобе Штабского М.Е. скриншотами сайта электронной площадки.
Довод заявителя об отсутствии у Штабского М.Е. права на подачу жалобы в антимонопольный орган, со ссылкой на то обстоятельство, что он не подавал заявку на участие в торгах, отклоняется апелляционным судом. В данном случае допущенное нарушение относится к порядку подачи заявок на участие в торгах, жалоба на нарушение которого со стороны организатора торгов в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть подана в антимонопольный орган любым заинтересованным лицом, права которого могут быть ущемлены такими действиями.
На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что принятое антимонопольным органом решение N 066/01/18.1-879/2021 от 23.03.2021 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным не имеется, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 октября 2021 года по делу N А60-30828/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30828/2021
Истец: ООО "АУКЦИОНЫ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Стуков А В, Штабский Михаил Евгеньевич