г. Москва |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А40-168937/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи С.Л.Захарова,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле апелляционную жалобу ИП Зольникова Д.В.
на определение Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2022 по делу N А40-168937/18 (147-1897)
по заявлению ИП Зольникова Д.В.
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: ГБУ "ГлавАПУ Москомархитектуры", Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы
о признании недействительным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
ИП Зольников Д.В. (далее также - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества об оспаривании распоряжения от 15.12.17 N 42575 в части утверждения Проекта территории квартала N 217(210а) Пресненского района в части не определения границ участка с кадастровым номером 77:01:0001064:2023, а также об оспаривании проекта территории квартала в указанной части и обязании ответчика устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.01.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2019 требования предпринимателя оставлены без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30.09.2019 решение Арбитражного суда города Москвы от 21.01.2019, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 14.03.2022 дело передано в Московский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
С вынесенным определением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе предприниматель просит определение суда отменить, вернуть дело на рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что арбитражный суд на момент принятия заявления обладал полномочиями на рассмотрение данного спора. Также указывает, что данное дело уже было предметом рассмотрения в суде апелляционной и кассационной инстанции, при этом судом кассационной инстанции не было установлено нарушения норм процессуального права.
Законность и обоснованность принятого определения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Как следует из материалов дела, при повторном рассмотрении дела, передавая дело в Московский городской суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом, суд первой инстанции руководствовался частью 4 статьи 39 АПК РФ и тем, что проект межевания территории затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяет свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касается соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц, в связи с чем отвечает признакам нормативного правового акта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает, что обжалуемое определение подлежит отмене ввиду следующего.
Арбитражный суд в соответствии с главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает принятые органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами или должностными лицами акты, содержащие нормы права (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие для неопределенного круга лиц юридические последствия.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает акты государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, не содержащие норм права, а устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует в том числе правоотношения по планировке территории (часть 1 статьи 4, глава 5 Градостроительного кодекса).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса).
К документации по планировке территории относятся проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса).
Основой для разработки проектов межевания территорий являются проекты планировки. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки или в виде отдельного документа (часть 9 статьи 42, часть 3 статьи 43 Градостроительного кодекса).
Из частей 1 - 3 статьи 43 Градостроительного кодекса следует, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. При этом проекты межевания застроенных территорий устанавливают границы застроенных и незастроенных земельных участков, а проекты межевания подлежащих застройке территорий устанавливают границы незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления в целях строительства и для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
В силу части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 6) границы территорий объектов культурного наследия; 7) границы зон с особыми условиями использования территорий; 8) границы зон действия публичных сервитутов (пункт 5 статьи 43).
В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков (пункт 6 статьи 43).
Из пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" следует, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются соответствующим уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
Частями 1, 5 статьи 45 Градостроительного кодекса обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение этой документации возложено на уполномоченные органы местного самоуправления поселения, городского округа.
Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации (часть 19 статьи 45 Градостроительного кодекса).
В силу части 2 статьи 63 Градостроительного кодекса, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 названного Кодекса, в том числе по подготовке и утверждению документации по планировке территории, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно пунктам 3.1, 3.2, 3.8 Временного положения о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории города Москвы, утвержденного постановлением правительства Москвы от 29.11.2005 N 941-ПП (в редакции, действовавшей на дату утверждения оспариваемого проекта межевания), проекты межевания разрабатываются на территорию не менее квартала за счет средств бюджета города Москвы или иных средств; исполнителем разработки проектов межевания является в том числе предприятие; проект межевания утверждается уполномоченным органом правительства Москвы по представлению заказчика.
Принятыми впоследствии законами города Москвы полномочия в области градостроительной деятельности также не отнесены к перечню вопросов местного значения, поэтому полномочия по подготовке и утверждению проектов межевания кварталов осуществляются органами государственной власти Москвы либо органами, которые наделены такими полномочиями законами Москвы.
В соответствии с частью 2 статьи 63, частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса, статьями 40, 42 Закона города Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - Градостроительный кодекс города Москвы) утверждение проектов межевания территории, разработанных в составе проектов планировки территории, осуществляется правительством Москвы с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов межевания территории, разрабатываемых в виде отдельных документов, устанавливается Правительством Москвы. По проектам межевания не подлежащих реорганизации застроенных жилых территорий также проводятся публичные слушания в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом города Москвы.
Из статьи 43 Градостроительного кодекса следует, что проект межевания территории элемента планировочной структуры представляет собой чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии и линии отступа от них, а также границы земельных участков, территорий и зон, исчерпывающий перечень которых установлен в части 5 названной статьи.
Таким образом, проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота и в силу этого данный акт может быть адресован как к не неопределенному кругу лиц, так и к тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, в том числе как собственники расположенных на них объектов недвижимости на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом этого, применительно к оспариванию заявителем проекта межевания территории только в отношении определения границ конкретного земельного участка с учетом нахождения на нем принадлежащего заявителю объекта недвижимого имущества, не содержит норм права общего характера, и по своей юридической природе в соответствующей части является ненормативным актом.
Таким образом, суд первой инстанции неверно определил правовую природу оспариваемого акта, следовательно, требования заявителя об оспаривании распоряжения от 15.12.17 N 42575 в части утверждения проекта территории квартала N 217(210а) Пресненского района в части не определения границ участка с кадастровым номером 77:01:0001064:2023, а также об оспаривании проекта территории квартала в указанной части подлежали рассмотрению судом первой инстанции по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В определении о передаче дела по подсудности суд сослался на правовую позицию, изложенную в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 N 87-КА19-1.
В соответствии с абзацем 7 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В свою очередь судебные акты Верховного суда Российской Федерации по конкретным делам в абзаце 7 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не упомянуты, в связи с чем данный прецедент не имеет обязательного значения для арбитражного суда.
Кроме того, обстоятельства административного дела, рассмотренного Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отличаются от обстоятельств по настоящему делу (иск подан группой лиц по мотивам нарушения процедуры принятия соответствующего акта).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что определение суда первой инстанции принято при ошибочном толковании норм действующего процессуального законодательства, поэтому апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению, а определение суда первой инстанции - отмене, с направлением вопроса на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2022 по делу N А40-168937/18 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.
Судья |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168937/2018
Истец: Зольников Дмитрий Владимирович
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГБУ ГлавАПУ Москомархитектуры
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13482/19
05.10.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-55422/2022
05.07.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-168937/18
06.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21149/2022
21.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-168937/18
30.09.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13482/19
13.05.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10680/19
18.01.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-168937/18