г. Самара |
|
05 марта 2022 г. |
Дело N А49-11144/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Корастелева В.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Никольский завод светотехнического стекла"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 01 февраля 2022 года (резолютивная часть от 12 января 2022 года) по делу N А49-11144/2021 (судья Петрова Н.Н.,), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению закрытого акционерного общества "Никольский завод светотехнического стекла" (ОГРН 1025800958644, ИНН 5826003011)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Пензенской области (ОГРН 1045801599997, ИНН 5826102020)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 58262127100034400004 от 22.10.2021,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Никольский завод светотехнического стекла" (далее - заявитель, общество, ЗАО "НЗСС") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 58262127100034400004 от 22.10.2021 межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Пензенской области (далее - административный орган, инспекция) о назначении административного наказания, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 76 129,37 руб.
Дело судом рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 01 февраля 2022 года (резолютивная часть от 12 января 2022 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, поскольку выявленные инспекцией события должны считаться одним длящимся правонарушением, содеянное может быть признано малозначительным, инспекцией не принято во внимание тяжелое финансовое положение общества.
Инспекция представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить обжалуемое решение без изменении, а апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для её удовлетворения и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании поручения и.о. начальника МИФНС России N 5 по Пензенской области от 29.04.2021 N 582620210002002 административным органом проведена проверка общества на предмет соблюдения резидентом валютного законодательства Российской Федерации за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
Проверкой установлено, что между ЗАО "НЗСС" (работодатель) и иностранными гражданами Орифжоновым Р.Р., Исмоилджоновым М.М., Дадахужаевым Д.Х., Мингбаевым М.М., Аскаровым Б.Р.,,Валиевым М.Д., Комилжановым Б.Ш., Нурмаматовым К.Д., Рустамовым М.С., Саттиевым Б.А., Маматовым Ш.К., Миралимовым А.К., Холматовым Н.А. Тусматовым Т.Ж., Расуловым А.М. заключены трудовые договоры от 29.10.2019 N 2000, 09.08.2019 N 1962, 21.03.2019 N 1926, 07.11.2019 N 2008, 03.10.2019 N 1979, 03.07.2019 N 1951, 03.07.2019 N 1950, 09.08.2019 N 1961, 03.10.2019 N 1981, 18.07.2018 N 1840,23.10.2019 N 1999, 29.10.2019 N 2001, 13.12.2018 N 1887, 18.12.2018 N 1892 соответственно.
Пунктом 6.2 трудового договора предусмотрено, что заработная плата выплачивается работнику два раза в месяц.
Общество во исполнение обязательств по трудовым договорам выплатило иностранным гражданам - работникам наличными денежными средствами заработную плату за октябрь 2019 в общей сумме 101505,82 руб., что подтверждается платежными ведомостями N 183, 186, 190 от 12.11.2019. Результаты проверки зафиксированы в акте N 582620210002009 от 22.09.2021.
Административный орган, установив, что валютные операции в виде выплат обществом работникам - нерезидентам заработной платы осуществлены без открытия счета в уполномоченном банке, сделал вывод о нарушении заявителем требований статьи 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2013 N 173-ФЗ (далее - Закон N 173-ФЗ).
12.10.2021 уполномоченное должностное лицо административного органа в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества составило в отношении общества протокол N 58262127100034400002 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, копия протокола об административном правонарушении направлена обществу.
По результатам рассмотрения материалов проверки и протокола об административном правонарушении 22.10.2021 административным органом в отсутствие представителя общества (уведомлено надлежащим образом) принято постановление о назначении административного наказания, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 75 процентов суммы незаконной валютной операции, а именно в размере 76 129,37 руб.
Считая постановление незаконным, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.
Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определены Федеральным законом N 173-ФЗ.
Согласно подпункту "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ резидентами признаются постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в Российской Федерации на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной.
Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в Российской Федерации, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подпункт "а" пункта 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке (часть 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ).
Административным органом установлено, что работники общества в период осуществления им выплат являлись иностранными гражданами. Доказательств наличия у них гражданства Российской Федерации или вида на жительство в спорный период (октябрь 2019) в материалах дела не имеется и суду не представлено.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ под валютной операцией понимается, в частности, отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судом установлено, что общество, являющееся резидентом, совершало операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц -нерезидентов валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно которой, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами -нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществить такую валютную операцию как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Установленные частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и "сомнительным" финансовым операциям.
С учетом изложенного, заработная плата иностранным работникам может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковские счета, открытые работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Аналогичные выводы содержатся в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.07.2020 N 303-ЭС20-9484, от 16.06.2020 N 307-ЭС20-8187, от 18.05.2020 N 301-ЭС20-5832.
Факт вмененного в вину обществу правонарушения подтверждается актом проверки соблюдения валютного законодательства N 582620210002009 от 22.09.2021, протоколом об административном правонарушении N 58262127100034400002 от 12.10.2021, платежными ведомостями на выдачу заработной платы в наличной форме N 183, 186, 190 от 12.11.2019, заявителем не оспаривается.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению обществом требований валютного законодательства, а также свидетельствующие о том, что оно приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в материалы дела не представлены.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности, а также прав и законных интересов заявителя при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суд первой инстанции по праву не усмотрел.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" N 10 от 02.06.2004 (далее -Постановление N 10) разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления N 10).
Освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 N 4-П и определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1552-О).
В данном случае отсутствуют основания для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным, поскольку выявленные нарушения создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягают на установленный порядок правоотношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Совершенное обществом правонарушение (незаконные валютные операции) создает косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере и представляет угрозу экономической безопасности государства. Из материалов дела также усматривается систематический характер совершения заявителем правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, что свидетельствует о длительном пренебрежительном отношении общества к требованиям валютного законодательства.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что заявителем не представлены какие-либо доказательства того, что при совершении вмененного ему в вину административного правонарушения имел место исключительный случай.
О высокой степени общественной опасности правонарушений в сфере валютного законодательства, посягающих на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, свидетельствует, в том числе двухгодичный срок давности для привлечения к административной ответственности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), повышенный размер административных штрафов за ряд правонарушений (п. 2 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ) и возможность проведения административных расследований в данной сфере (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ).
Учитывая, что общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства, оснований для применения положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного наказания на предупреждение не имеется.
Довод заявителя о длящемся административном правонарушении, совершенном в период с 05.07.2019 по 28.12.2020, судом первой инстанции оценен и обоснованно отклонен.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, длящимся не является.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Как разъяснено в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
Из акта проверки от 22.09.2021 N 582620210002009 следует, что выплата заработной платы в наличной денежной форме работникам - нерезидентам производилась обществом в период с июля 2019 года по декабрь 2020 года ежемесячно.
Таким образом, поскольку ЗАО "НЗСС" допущено несколько самостоятельных правонарушений, оно подлежит административной ответственности за каждое из них.
Положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в данном случае не применимы, так как каждое выявленное в ходе проверки нарушение образует самостоятельный состав административного правонарушения.
В подтверждение данных выводов судом первой инстанции учтена аналогичная правовая позиция, получившая отражение, в частности, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2021 N 305-ЭС20-22311, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 19.03.2020 по делу N А83-9163/2019, постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2020 по делу N А55-9617/2020, от 25.03.2021 по делу N А49-9519/2021, постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу N А06-7453/2020.
Оснований для применения в отношении заявителя положений, предусмотренных частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, не имеется, поскольку размер штрафа, назначенного по оспариваемому постановлению, составляет менее 100 000 руб.
При таких обстоятельствах назначенное административным органом обществу административное наказание в виде штрафа соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру, тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, характер правонарушения и конкретные обстоятельства его совершения, степень его общественной опасности, роль правонарушителя, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Доводы подателя жалобы о том, что выявленные инспекцией события должны считаться одним длящимся правонарушением, содеянное может быть признано малозначительным, а инспекцией не принято во внимание тяжелое финансовое положение общества, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не основаны на имеющихся в нем доказательствах, которые объективно и подробно проанализированы судом, а результаты их оценки отражены в судебном акте. С выводами, сделанными судом нет оснований не соглашаться.
Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии судом незаконного решения.
Аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность, либо опровергли бы выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иных доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 01 февраля 2022 года по делу N А49-11144/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-11144/2021
Истец: ЗАО "Никольский завод светотехнического стекла"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Пензенской области, ФНС России МРИ N 5 по Пензенской области