г. Москва |
|
05 апреля 2022 г. |
Дело N А40-214376/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой,
судей: |
В.А. Свиридова, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола: |
секретарем судебного заседания Э.Э. Яриевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2021 по делу N А40-214376/21 (148-1200)
по заявлению ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы"
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
о признании незаконным отказа, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Лукьянова Т.В. по дов. от 13.01.2022; |
от заинтересованного лица: |
Рыбкина В.Н. по дов. от 05.10.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением признании незаконным отказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Министерство, Минстрой России) в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "ВЛ 500 кВ N 2 ПС Алюминиевая - ПС Абаканская - ПС Итатская с реконструкцией ПС 500 кВ Абаканская и ПС 1150 кВ Итатская", выраженном в письме от 06.07.2021 г., об обязании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выдать ПАО "ФСК ЕЭС" разрешение на ввод в эксплуатацию объекта "ВЛ 500 кВ N 2 ПС Алюминиевая - ПС Абаканская - ПС Итатская с реконструкцией ПС 500 кВ Абаканская и ПС 1150 кВ Итатская".
Решением суда от 27.12.2021 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо полагает о недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд первой инстанции посчитал установленными. Ссылается, что у него отсутствуют полномочия по проведению дополнительных проверок на установление факта пользования Заявителем участками. Кроме того, просит привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "ЗПС-недвижимость", ООО "Саянмолоко", Министерство лесного хозяйства Красноярского края, Билле И.В., Ильина А.А., Лейман Н.Г., КФХ Сафаров З.Н., поскольку указанные лица являются собственниками земельных участков, которые были предоставлены в аренду ПАО "ФСК ЕЭС", и считает, что вынесение судом первой инстанции решения о выдаче ПАО "ФСК ЕЭС" разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, расположенного на земельных участках, находящихся в собственности вышеуказанных лиц, может повлиять на их права и законные интересы.
В судебном заседании представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации письмом от 06.07.2021 сообщило об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "ВЛ 500 кВ N 2 ПС Алюминиевая - ПС Абаканская - ПС Итатская с реконструкцией ПС 500 кВ Абаканская и ПС 1150 кВ Итатская" по заявлению ПАО "ФСК ЕЭС" от 29.06.2020 N 2180-У/2021.
Согласно Отказу, правоустанавливающие документы представлены с истекшим сроком действия, а именно договоры аренды земельных и лесных участков.
Заявитель, не согласившись с указанным отказом, обратился в суд с заявлением о признании его незаконным, вынесенным в нарушение п. 1 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Обществом соблюдены все необходимые нормы и правила Российской Федерации в области строительства и Объект соответствует строительным и нормативным требованиям.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Частью 2 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с ГрК РФ, подпунктом 5.4.2 Положения приказом Минстроя России от 17 июня 2020 г. N 322/пр утвержден Административный регламент Минстроя России по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в п. 4 ч. 5 и п. 1 ч. 6 ст. 51 ГрК РФ (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых выдача разрешений на строительство возложена на иные федеральные органы исполнительной власти).
В соответствии с ч. 5 ст. 55 ГрК РФ и в порядке, предусмотренном Административным регламентом, Минстроем России рассмотрено заявление ПАО "ФСК ЕЭС" о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поступившем через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" N 2180-У/2021 и получен Отказ.
Согласно ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим исчерпывающий перечень документов, который направлен Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, что подтверждается Заявлением (приложение N 5 к настоящему заявлению).
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земля в Российской Федерации используется в соответствии с установленным для нее целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Одним из оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является строительство линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, а также объектов систем электроснабжения федерального, регионального или местного значения (п. 2 ст. 49 ЗК РФ).
Права на земли, используемые или предназначенные для эксплуатации объектов энергетики, возникают у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральными и региональными законами. В отношении таких объектов устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий последних Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи устанавливаются Правительством РФ (ст. 89 ЗК РФ).
Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486, предусмотрено размещение воздушной линии электропередачи на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.
Такие участки, предназначенные для установки опор одной воздушной линии электропередачи, могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве единого землепользования с присвоением одного кадастрового номера (пункт 2).
Как указано, размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи зависит от ее напряжения и контура проекции опоры на поверхность земли (п. 3, 4), а земельные участки, используемые в период строительства воздушных линий электропередачи, представляют собой полосу земли по всей длине такой линии электропередачи, ширина которой зависит от расположения осей крайних фаз (п. 8).
Конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, необходимо предоставить правоустанавливающие документы на земельные участки, при этом ГрК РФ не установлено требование предоставления правоустанавливающих документов на земельные участки в размере строительной полосы.
Как следует из материалов дела, на период строительства Объекта ПАО "ФСК ЕЭС" были оформлены правоустанавливающие документы на земельные участки в объеме строительной полосы, предусмотренные проектной документацией, что подтверждается выданными разрешениями на строительство от 06.10.2010 N ОГРН 1031900673065-40, от 06.10.2010 N ОГРН 1031900673065-41, от 21.12.2010 N 2, от 27.12.2010 N 209, от 25.02.2011 N 1910008532-21 и от 07.06.2013 N БШ24/19-254-Госстрой.
В 2018 году ПАО "ФСК ЕЭС" завершило строительство Объекта и освободило арендованные земельные участки в объеме строительной полосы от строительных материалов и техники.
Окончание строительства объекта подтверждается, в том числе заключениями Ростехнадзора от 13.07.2012 N 05/12, от 21.11.2012 N 12/12 и от 13.11.2018 N 182 о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также актом приемки объекта.
Соответствие спорного объекта требованиям проекта и техническим регламентам подтверждается заключением о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, доказательств нарушений ч. 3.8. ст. 49 ГрК РФ Минстроем РФ не представлено.
Из буквального содержания норм Градостроительного кодекса следует, что после выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации осуществление государственного строительного надзора не предусмотрено.
Доказательств того, что объект не подлежит эксплуатации, опасен для людей и окружающей среды, при строительстве допущены грубые нарушения технической документации, допущены грубые отклонения от проектной документации, либо выполнены работы, не прошедшие экспертизу и т.д. Минстроем не представлено, ссылки на такие обстоятельства отсутствуют.
В ч. 6 ст. 55 ГрК РФ приведены исчерпывающие основания для отказа в выдаче РНС.
Согласно ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией.
Как установлено материалами дела, строительство Объекта осуществлялось в соответствии со строительными нормами и правилами, что подтверждается следующими документами:
- положительным заключением государственной экспертизы проектной документации от 25.08.2010 N 802-10/ГГЭ-6440/02, выполненным ФГУ "Главгосэкспертиза России";
-разрешениями на строительство от 06.10.2010 N ОГРН 1031900673065-40, от 06.10.2010 N ОГРН 1031900673065-41, от 06.10.2010 N ОГРН 1031900673065-42, от 06.10.2010 г N ОГРН 1031900673065-43, от 12.10.2010 г. NРУ19304000-23, от 21.12.2010 N 2, от 27.12.2010 N 209, от 25.02.2011 N 1910008532-21 и от 07.06.2013 N 1Ш24/19-254-Госстрой;
* актами приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 28.09.2012 N 29, от 29.12.2012 N 858, от 31.03.2014 N 210-а, от 31.12.2014 N 629 и от 29.12.2018 N 518;
* приказом Минэнерго России от 29.12.2017 N 1257 об утверждении документация по планировке территории Объекта (далее - ДПТ), которая включает в себя проект планировки территории с проектом межевания территории в ее составе;
* заключениями о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от 13.07.2012 N 05/12, от 21.11.2012 N 12/12 и от 13.11.2018 N 182, выданы и утверждены Енисейским управлением Ростехнадзора;
* правоустанавливающими документами на земельные и лесные участки.
Единственным основанием указанным Министерством в отказе в выдаче РНВ указано непредставление правоустанавливающих документов с истекшим сроком действия.
В качестве правоустанавливающих документов на земельные участки были предоставлены Договоры аренды.
Указанные в Отказе договоры аренды заключены на период и в целях строительства Объекта, которое на момент истечения срока действия договоров аренды не было завершено Обществом, что свидетельствует о фактическом осуществлении использования участков Обществом по целевому назначению по истечении срока действия договоров аренды, а именно: договоры аренды N 243195 от 23.01.2013, N 207890 от 21.09.2012, N 217988 от 26.12.2012, от 02.04.2012, N 207004 от 01.04.2014, N 217954 от 05.03.2013, N 206241 от 10.09.2012,от 04.07.2012, от 04.07.2012, N 1 от 01.05.2018, N 18/2012 от 24.07.2012, N 4/18 от 01.05.2018, N 15/18 от 01.05.2018, N 33 от 28.05.2019, N 34 от 28.05.2019, N 36 от 15.02.2017.
При этом, договоры аренды N 33 от 28.05.2019 и N 34 от 28.05.2019 в отказе указаны ошибочно, и к Заявлению не прикладывались, также договор аренды N 206241 и от 04.07.20212 идентичны, т.к. в договоре от 04.07.20212 указан N 206241, который является внутренним регистрационным ПАО "ФСК ЕЭС" и к заявлению приложен ошибочно.
Согласно условиям Договоров (содержание аналогично) участок предоставляется Арендатору для использования их с целью: строительства В Л 500 кВ N 2 ПС Алюминиевая - ПС Абаканская - ПС Итатская с реконструкцией ПС 500 кВ Абаканская и ПС 1150 кВ Итатская.
В п. 2.3. стороны Договоров (содержание аналогично) согласовали что, если ни одна из сторон письменно не заявит о расторжении договора, он считается продленным на тех же условиях и на тот же срок.
Таким образом, Арендодатели были согласны на то, что в случае прекращения действия Договора аренды, за ПАО "ФСК ЕЭС" сохраняется право на часть земельного участка, занятого Объектом.
Опоры высоковольтных линий Объекта, расположенные на земельных участках, являются объектами недвижимости, так как соответствуют критериям отнесения к недвижимому имуществу, установленным п. 1 ст. 130 ГК РФ: прочно связаны с землей, перемещение их невозможно без несоразмерного ущерба.
При этом факт регистрации права собственности на объект недвижимости не имеет значения для осуществления прав собственника недвижимого имущества на пользование расположенным под ним земельным участком.
В настоящем случае, учитывая, что участки передавались Арендодателем для строительства Объекта, а именно установки на них опор высоковольтных линий электропередач, возврат земельных участков полностью не возможен в принципе, и данное обстоятельство признавалось сторонами.
Также в силу ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Земельные участки до настоящего времени не возвращены Арендодателям и используются Обществом для целей строительства.
Положения п. 2 ст. 621 ГК РФ не подлежат применению к отношениям сторон только при наличии в договоре условия о невозможности его продления на неопределенный срок.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, что не идентично истечению срока действия такого документа на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с подпунктом 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.06.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, размещаемая в форме открытых данных, является общедоступной (п. 4 ст. 7 ФЗ N 149-ФЗ), что означает отсутствие ограничений по ее использованию (п. 1 ст. 7 ФЗ N 149-ФЗ). К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление документов и информации осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа.
В документации по планировке территории содержатся данные по всем переданным в аренду земельным участкам.
Статей 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Приказом Минэнерго России от 29.12.2017 N 1257 утверждена документация по планировке территории: ВЛ 500 кВ Итатская-Абаканская 2 цепь, В Л 500 кВ Алюминиевая - Абаканская 2 цепь, по титулу строительства: В Л 500 кВ N 2 ПС Алюминиевая- ПС Абаканская-ПС Итатская с реконструкцией ПС 500 кВ Абаканская и ПС 1150 кВ Итатская, которая включает в себя проект планировки территории с проектом межевания территории в ее составе.
В ДПТ содержатся данные по переданным в аренду земельным участкам. Информация содержится в томе 5 книга 1 стр. 201 (лист 194) - стр. 544 (лист 537) и в томе 5 книга 2 стр. 70 - стр. 209.
Например, в томе 1 на стр. 300 ДПТ (приложение 10 к настоящему заявлению) указано, что на земельном участке, с кадастровым номером 19:11:140307:80, который передан гражданкой Лейман Н.Г. по договору от 01.05.2018 N 4/18, и обозначенный в ДПТ под номером 415, размещена опора линии электропередач площадью 140 кв.м.
В соответствии с п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" договор аренды, возобновленный на неопределенный срок, в государственной регистрации не нуждается.
В соответствии с проектной документацией, земельные участки на которых размещаются опоры линии электропередачи забетонированы, железобетонные опоры являются неотъемлемой частью линейного объекта электроэнергетики.
Из изложенного, следует вывод, что земельные участки, на которых размещены опоры линии электропередачи не могут быть возвращены арендодателю имущества.
Опоры, установленные на земельных участках, соответствуют критериям отнесения вещи к недвижимому имуществу, а именно прочно связаны с землей, перемещение которых без ущерба их назначению невозможно (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Согласно позиции Верховного суда, изложенного в п. 20 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019) осуществление государственной регистрации прав на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части Гражданского кодекса Российской Федерации"), а также Определением Верховного Суда РФ от 09.10.2018 N20-КГ 18-25.
В п. 1 ст. 271 ГК РФ установлено, что собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Запрет собственником земельных участков права пользования участками будет противоречить положениям ст. ст. 271,309, 310 ГК РФ, а также будет являться злоупотреблением правом, то есть недобросовестным осуществлением гражданских прав, которое неизбежно повлечет возникновение вреда заинтересованному лицу.
ПАО "ФСК ЕЭС" обращалось в Минстрой России за выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество не входит в компетенцию Минстроя России, соответственно ссылка на данную норму не обоснована.
Кроме того, на Публичной кадастровой карте, размещенной на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) при включении слоя "космические снимки" на земельных участках ясно видны опоры ВЛ.
В данном случае, учитывая, что участки передавались Арендодателями для строительства энергообъекта, а именно установки на них опор высоковольтных линий электропередач, возврат земельных участков полностью невозможен.
Таким образом, помимо информации, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости, Приказ Минэнерго России от 29.12.2017 N 1257 об утверждении документации по планировке территории, представленный в Министерство с заявлением о выдаче РНВ, позволял достоверно установить кадастровые номера земельных участков, на которых размещены опоры линии электропередачи, собственника земельного участка, а следовательно, установить фактическое использование ПАО "ФСК ЕЭС" данных земельных участков и продолжение арендных отношений.
Пунктом 3 ст. 73.1 Лесного кодекса РФ установлено, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях предусмотренных статьями 43-45 ЛК РФ.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (ст. 45 Ж РФ).
По договору аренды от 15.02.2017 N 36 лесной участок с кадастровым номером 24:39:54030046:264 передан для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в последующем на данный лесной участок перезаключен новый договор аренды от 20.08.2021 N 373 со сроком аренды 49 лет, данная информация была отражена в приложении N 4 к заявлению о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 06.07.2021.
Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электроснабжения.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения электроснабжения, предусмотрен статьями 39.6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Обществом соблюдены все необходимые нормы и правила Российской Федерации в области строительства и Объект соответствует строительным и нормативным требованиям.
При таких обстоятельствах у заинтересованного лица отсутствовали основания для принятия оспариваемого отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Минстрой России в жалобе ссылается, что у него отсутствуют полномочия по проведению дополнительных проверок на установление факта пользования Заявителем участками.
Однако, Постановлением Правительства РФ от 07.10.2019 N 1294 "Об утверждены Правила направления документов в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство и (или) разрешений на ввод объекта в эксплуатацию федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" в электронной форме" (далее - Правила).
В пункте 3 Правил указано, что документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 -5, 7, 9 и 10 части 7 статьи 51 и (или) пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в электронной форме предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы (далее - уполномоченные органы), по запросу разрешительных органов, если застройщик не представил такие документы самостоятельно.
Документы запрашиваются в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с положениями статей 7.1 и 7.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство и (или) заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Уполномоченные органы, получившие межведомственный запрос разрешительного органа, предоставляют документы в электронной форме в соответствии с положениями статей 7.1 и 7.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в срок не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.
Исходя из названных положений следует, что Минстрой России мог самостоятельно запросить сведенья о земельных/лесных участках в порядке взаимодействия.
Системное толкование положений статей 49, 51, 52 ГрК РФ дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства (указанное соответствует правовой позиции, изложенной в определении ВС РФ от 16.06.2015 N 309-КГ15-209, решения NN АЗЗ-33902/2020, А47-15902/2020 ).
Из анализа положений ст. 51 ГрК РФ следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке. При этом начало строительных работ не влияет на принятие решения о соответствии проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, и возможности возведения на заявленном участке объекта капитального строительства по представленному проекту.
Суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле третьих лиц, поскольку процессуальных оснований для удовлетворения заявленного ходатайства не имеется.
Приведенные Министерством доводы о привлечении третьих лиц не обосновывают необходимость их привлечения, заинтересованным лицом не доказано, как вынесенное по делу решение может повлиять на их права и обязанности по отношению к сторонам, учитывая, что договоры аренды заключены с указанными лицами.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2021 по делу N А40-214376/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-214376/2021
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ