город Ростов-на-Дону |
|
05 апреля 2022 г. |
дело N А32-1345/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Галова В.В., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
при участии:
от администрации с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция): представителя Савельевой А.Б. по доверенности от 02.03.2022,
Рухадзе Г.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление
индивидуального предпринимателя Резниковой Оксаны Александровны
к администрации муниципального образования город Новороссийск
при участии третьего лица Рухадзе Георгия Шотавича
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Резникова Оксана Александровна (далее - ИП Резникова О.А.) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования г. Новороссийск (далее - администрация), в котором просила признать недействительным, не соответствующим Федеральному закону Российской Федерации N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановления администрации N 5254 от 03.11.2020 "Об отмене постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 13.09.2016 N 7502 "О предоставлении разрешения на условный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117052:1331 и объекта капитального строительства с кадастровым номером 23:47:0117052:1340 в г. Новороссийске, с. Южная Озереевка, ул. Южная, 18 и земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117052:1332 и объекта капитального строительства с кадастровым номером 23:47:0117052:1337 в г. Новороссийске, с. Южная Озереевка, ул. Южная, 18-а, гр. Резниковой О.А.".
Определением от 08.04.2021 суд первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлёк Рухадзе Георгия Шотовича (далее - Рухадзе Г.Ш.). На момент привлечения к участию в деле Рухадзе Г.Ш. имел статус индивидуального предпринимателя, предпринимательская деятельность в статусе индивидуального предпринимателя прекращена 04.05.2021.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2021 завершено предварительное заседание и открыто судебное заседание в первой инстанции. Заявленные требования удовлетворены, с администрации в пользу ИП Резниковой О.А. взыскано 300 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.
С принятым судебным актом не согласились администрация и Рухадзе Г.Ш., в порядке предусмотренном нормами главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новое решение, которым в удовлетворении заявленного требования отказать в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы администрации сводятся к тому, что оспариваемое постановление администрации N 5254 от 03.11.2020 принято администрацией в порядке самоконтроля, поскольку выявлено несоответствие постановления администрации от 13.09.2016 N 7502 действующему градостроительному законодательству, т.к. нарушена процедура проведения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (не направлено сообщение о проведении публичных слушаний правообладателям смежных земельных участков), парковочные места для обслуживания гостевых домов расположены на территории общего пользования, за границами земельных участков заявителя.
Доводы апелляционной жалобы Рухадзе Г.Ш. сводятся к тому, что судом первой инстанции необоснованно отклонено направленное Рухадзе Г.Ш. через систему подачи документов в электронном виде "Мой Арбитр" ходатайство о проведении предварительного судебного заседания в его отсутствие, в котором он также возражал против завершения предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания, при этом судом первой инстанции завершено предварительное заседание и открыто судебное заседание в первой инстанции, в результате которого дело рассмотрено по существу. Рухадзе Г.Ш., являясь смежным землепользователем, ссылается на несоответствие постановления администрации от 13.09.2016 N 7502 действующему градостроительному законодательству.
Определением от 10.03.2022 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А32-1345/2021 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с тем, что суд первой инстанции при наличии возражений третьего лица в нарушение части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 65 от 20.12.2006 "О подготовке дела к судебному разбирательству" завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в судебном заседании, по итогам которого вынес резолютивную часть решения, что привело к тому, что Рухадзе Г.Ш. фактически не был должным образом уведомлен о времени и месте проведения судебного заседания по рассмотрению заявления ИП Резниковой О.А.
В судебном заседании представитель администрации и Рухадзе Г.Ш. возражали на доводы заявления ИП Резниковой О.А., просили в удовлетворении заявления ИП Резниковой О.А. отказать.
ИП Резникова О.А. в судебное заседание представителей не направила, будучи извещенной о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей указанного лица.
От Рухадзе Г.Ш. в материалы дела поступили ходатайства о приобщении к материалами дела дополнительных документов (заключения специалиста N 001-01/21 от 10.01.2022, выкопировки из строительно-технической экспертизы N 02.21/71 от 13.05.2021, копий заявления ИП Резниковой О.А. от 09.12.2021 и ответа администрации от 25.02.2022), а также о назначении по делу судебной экспертизы, направленной на разрешение вопросов о соответствии принадлежащих ИП Резниковой О.А. зданий требованиям пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле; в случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 09.03.2011 N 13765/10 по делу N А63-17407/2009, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания. Если необходимость проведения экспертизы отсутствует, суд отказывает в ходатайстве о назначении судебной экспертизы.
В данном случае необходимость проведения судебной экспертизы, направленной на разрешение вопросов о соответствии принадлежащих ИП Резниковой О.А. зданий требованиям пожарной безопасности, отсутствует, поскольку данные вопросы не входят в предмет рассмотрения спора по заявлению о признании незаконным постановления администрации N 5254 от 03.11.2020 и не имеют правого значения для его рассмотрения. В связи с этим, суд апелляционной инстанции отклоняет ходатайство Рухадзе Г.Ш. о назначении по делу судебной экспертизы.
Также суд апелляционной инстанции отклоняет ходатайство Рухадзе Г.Ш. о приобщении к материалами дела дополнительных документов, поскольку данные документы так же не относятся к рассматриваемому спору, вопросы соблюдения ИП Резниковой О.А. строительных норм и правил при возведении объектов капитального строительства не имеют правового значения для рассмотрения заявления ИП Резниковой О.А. и входят в предмет доказывания по иному самостоятельному исковому производству.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявления, выслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 500 кв.м., с кадастровым номером 23:47:0117052:1331, расположенный по адресу:
г. Новороссийск, с. Южная Озереевка, ул. Южная, 18, а также смежный земельный участок площадью 500 кв.м., с кадастровым номером 23:47:0117052:1332, расположенный по адресу: г. Новороссийск, с. Южная Озереевка, ул. Южная, 18-а, принадлежат ИП Резниковой О.А. на праве собственности.
Согласно генеральному плану городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденному решением городской Думы от 22.11.2011 N 158 (в редакции решения городской Думы от 27.03.2018 N 281), земельные участки расположены в функциональной зоне, низкоплотной малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами (плотность 25-50 чел./га).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденными решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.12.2014 N 439, рассматриваемые земельные участки отнесены к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства - Ж-l/A, выделенной исключительно для территорий сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования город Новороссийск, в целях ее застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства, установлением предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе: минимальная/максимальная площадь земельных участков - 500 /1500 кв.м.; максимальное количество надземных этажей зданий - 3 этажа (включая мансардный этаж); максимальная высота зданий от уровня земли до верха перекрытия последнего этажа (или конька кровли) - 20 м.; максимальный процент застройки в границах земельного участка - 40%; минимальный отступ зданий, сооружений, строений и сооружений от границ смежных земельных участков - 3 м., от границы красной линии - 5 м.
Вид разрешенного использования - "объекты общественно-делового назначения (при условии размещения необходимого расчетного количества парковочных мест на территории участка): объекты для временного проживания (мини гостиницы, общежития, гостевые дома, доходные дома иное временное жилье)" относится к перечню условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства.
По заявлению ИП Резниковой О.А. о предоставлении разрешения на условный вид разрешенного использования - "объекты общественно-делового назначения (при условии размещения необходимого расчетного количества парковочных мест на территории участка): объекты для временного проживания (мини гостиницы, общежития, гостевые дома, доходные дома иное временное жилье) вместимостью не более 30 человек и с количеством номеров не более 15" для земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0117052:1331, 23:47:0117052:1332 (установленный вид - "для индивидуального жилищного строительства") и объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 23:47:0117052:1340, 23:47:0117052:1337 в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 14.06.2016 N 4759 принято решение о проведении 30.06.2016 публичных слушаний по вопросу предоставления испрашиваемого разрешения.
Постановление о проведении публичных слушаний и информационное сообщение опубликовано в газете "Официальный Новороссийск" от 22.06.2016 N 39 (430) и на официальном сайте администрации и городской Думы муниципального образования город Новороссийск 23.06.2016.
В соответствии пунктом 3.4.5 раздела 3 Административного регламента по предоставлению администрацией муниципального образования город Новороссийск муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства", утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 06.04.2016 N 2655, комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск в течение семи дней после принятия главой муниципального образования город Новороссийск постановления о назначении и проведении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства направляет сообщения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с объектом обсуждения, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с объектом обсуждения, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта обсуждения.
По результатам проведения публичных слушаний комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город Новороссийск рекомендовано предоставить ИП Резниковой О.А. испрашиваемое разрешение на условный вид разрешенного использования ("объекты общественно-делового назначения (при условии размещения необходимого расчетного количества парковочных мест на территории участка): объекты для временного проживания (мини гостиницы, общежития, гостевые Дома, доходные дома иное временное жилье) вместимостью не более 30 человек и с количеством номеров не более 15") для земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0117052:1331, 23:47:0117052:1332 и объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 23:47:0117052:1340, 23:47:0117052:1337.
Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 13.09.2016 N 7502 предоставлено ИП Резниковой О.А. испрашиваемое разрешение на условный вид разрешенного использования ("объекты общественно-делового назначения (при условии размещения необходимого расчетного количества парковочных мест на территории участка): объекты для временного проживания (мини гостиницы, общежития, гостевые Дома, доходные дома иное временное жилье) вместимостью не более 30 человек и с количеством номеров не более 15") для земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0117052:1331, 23:47:0117052:1332 и объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 23:47:0117052:1340, 23:47:0117052:1337.
На основании данного постановления были внесены изменения в сведения ЕГРН на указанные объекты недвижимости, изменен вид разрешенного использования земельных участков и строений, расположенных на них.
В дальнейшем постановлением администрации от 03.11.2020 N 5254 отменено постановление от 13.09.2016 N 7502 "О предоставлении разрешения на условный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117052:1331 и объекта капитального строительства с кадастровым номером 23:47:0117052:1340 в г. Новороссийске, с. Южная Озереевка, ул. Южная, 18 и земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117052:1332 и объекта капитального строительства с кадастровым номером 23:47:0117052:1337 в г. Новороссийске, с. Южная Озереевка, ул. Южная, 18-а, гр. Резниковой О.А.", поскольку по результатам проведенной проверки было установлено отсутствие парковочных мест в границах земельных участков, принадлежащих заявителю, а также был выявлен факт нарушения процедуры проведения публичных слушаний.
Не согласившись с постановлением администрации от 03.11.2020 N 5254, ИП Резникова О.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (пункт 1).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статья 37 Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий. Данное положение конкретизировано в части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из положений статей 2, 7, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований.
Таким образом, установление видов разрешенного использования земельных участков в градостроительных регламентах относится к компетенции органов местного самоуправления. Градостроительным кодексом Российской Федерации предусматривается специальная процедура разработки, обсуждения и принятия правил землепользования и застройки, включающих в себя и градостроительные регламенты (статьи 30 - 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, функциональных зон и характеристики планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, видов территориальных зон, требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (часть 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно генеральному плану городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденному решением городской Думы от 22.11.2011 N 158, земельные участки с кадастровыми номерами 23:47:0117052:1331, 23:47:0117052:1332 расположены в функциональной зоне, низкоплотной малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами (плотность 25-50 чел./га).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденными решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.12.2014 N 439, рассматриваемые земельные участки отнесены к территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства - Ж-l/A, выделенной исключительно для территорий сельских населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования город Новороссийск, в целях ее застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства, установлением предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе: минимальная/максимальная площадь земельных участков - 500 /1500 кв.м.; максимальное количество надземных этажей зданий - 3 этажа (включая мансардный этаж); максимальная высота зданий от уровня земли до верха перекрытия последнего этажа (или конька кровли) - 20 м.; максимальный процент застройки в границах земельного участка - 40%; минимальный отступ зданий, сооружений, строений и сооружений от границ смежных земельных участков - 3 м., от границы красной линии - 5 м.
В соответствии с частью 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 названного Кодекса.
В силу статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действовавшего в редакции на момент издания администрацией постановления N 7502 от 13.09.2016 вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (часть 4 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца (часть 7 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии пунктом 3.4.5 раздела 3 Административного регламента по предоставлению администрацией муниципального образования город Новороссийск муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства", утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 06.04.2016 N 2655, комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск в течение семи дней после принятия главой муниципального образования город Новороссийск постановления о назначении и проведении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства направляет сообщения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с объектом обсуждения, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с объектом обсуждения, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта обсуждения.
По результатам проведения публичных слушаний комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования город Новороссийск рекомендовано предоставить ИП Резниковой О.А. испрашиваемое разрешение на условный вид разрешенного использования ("объекты общественно-делового назначения (при условии размещения необходимого расчетного количества парковочных мест на территории участка), объекты для временного проживания (мини гостиницы, общежития, гостевые дома, доходные дома иное временное жилье) вместимостью не более 30 человек и с количеством номеров не более 15") для земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0117052:1331, 23:47:0117052:1332 и объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 23:47:0117052:1340, 23:47:0117052:1337.
Согласно заключению от 01.07.2016 о результатах публичных слушаний (протокол от 30.06.2016 N 11/5) ИП Резниковой О.А. в границах принадлежащих ей земельных участков предусматривается размещение необходимого количества парковочных мест (для обслуживания гостевого дома по 5 номеров на каждом участке).
Постановлением администрации от 13.09.2016 N 7502 ИП Резниковой О.А. предоставлено разрешение на условный вид разрешенного использования ("объекты общественно-делового назначения (при условии размещения необходимого расчетного количества парковочных мест на территории участка): объекты для временного проживания (мини гостиницы, общежития, гостевые дома, доходные дома иное временное жилье) вместимостью не более 30 человек и с количеством номеров не более 15") для земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:01 17052:1331, 23:47:0117052:1332 и объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 23:47:0117052:1340, 23:47:0117052:1337.
По результатам работы Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края в составе межведомственной рабочей группы при проверке соблюдения градостроительного и земельного законодательства на территории муниципального образования город Новороссийск выявлено, что разрешение на условный вид разрешенного использования для земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0117052:1331, 23:47:0117052:1332 и объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 23:47:0117052:1340, 23:47:0117052:1337 предоставлено ИП Резниковой О.А. в нарушение:
- части 4 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3.4.5 раздела 3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства", утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 06.04.2016 N 2655, с нарушением процедуры при отсутствии сообщений о проведении публичных слушаний, направленных правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение;
- части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации при несоответствии градостроительному регламенту и при отсутствии материалов, подтверждающих соблюдение требований технических регламентов (парковочные места для обслуживания гостевых домов расположены на территории общего пользования, за границами земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0117052:1331, 23:47:0117052:1332).
Согласно письму администрации N 5994.1-П/21 от 02.07.2021 документы, подтверждающие направление комиссией сообщений о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельными участками ИП Резниковой О.А., отсутствуют, документы, подтверждающие обоснование, расчет и возможность размещения парковочных мест в границах земельных участков, отсутствуют. По факту парковочные места расположены на территории общего пользования, за границами земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0117052:1331, 23:47:0117052:1332.
В соответствии с письмом Прокуратуры г. Новороссийска N 1516ж-20 от 24.11.2020, направленным в адрес Рухадзе Г.Ш., в ходе проведенной проверки совместно с Департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края выявлены нарушения требований градостроительного законодательства при организации проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условный вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в связи с чем Прокуратурой г. Новороссийска в адрес главы администрации муниципального образования г. Новороссийск внесено представление, по результатам которого постановление администрации N 7502 от 13.09.2016 отменено.
На основании изложенного, материалами дела подтверждается нарушение части 3 статьи 37, части 4 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3.4.5 раздела 3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства", утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 06.04.2016 N 2655, при предоставлении администрацией разрешения на условный вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, принадлежащих ИП Резниковой О.А.
Нарушения градостроительного законодательства выражены в том, что парковочные места для обслуживания гостевых домов расположены на территории общего пользования, за границами земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0117052:1331, 23:47:0117052:1332, нарушена процедура проведения публичных слушании, в связи с ненаправлением сообщений о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства, имеющих общие границы с земельными участками ИП Резниковой О.А., в том числе Рухадзе Г.Ш. (свидетельства о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:47:0117052:0139 от 04.04.2008 серии 23АД N 553736 и жилой дом с кадастровым номером 23:47:0117052:1205 от 27.11.2014 серии 23-АН N 495369).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 06.11.2003 N 387-О, от 15.07.2010 N 931-О-О, от 25.02.2016 N 242-О и др.).
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт (часть 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 309-КГ17-20985 по делу N А76-17007/2016, в силу части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт (также определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2019 по делу N 307-КГ18-21642).
Исходя из указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт, в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
В связи с изложенным, установив, что публичные слушания проведены с нарушением императивных требований законодательства, что нарушает право граждан на выражение своего мнения относительно потребностей населения в обеспечении комфортных и благоприятных условий проживания, а также допущение нарушений требований части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, администрация правомерно вынесла постановление N 5254 от 03.11.2020 "Об отмене постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 13.09.2016 N 7502 "О предоставлении разрешения на условный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117052:1331 и объекта капитального строительства с кадастровым номером 23:47:0117052:1340 в г. Новороссийске, с. Южная Озереевка, ул. Южная, 18 и земельного участка с кадастровым номером 23:47:0117052:1332 и объекта капитального строительства с кадастровым номером 23:47:0117052:1337 в г. Новороссийске, с. Южная Озереевка, ул. Южная, 18-а, гр. Резниковой О.А.".
Таким образом, ИП Резниковой О.А. в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с абзацем 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина для физических лиц составляет 300 руб.
При подаче заявления в суде первой инстанции ИП Резникова О.А. уплатила государственную пошлину в размере 300 руб. (платежное поручение N 938 от 16.12.2020).
При подаче апелляционной жалобы Рухадзе Г.Ш. уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. (чек-ордер от 31.12.2021), в то время как размер государственной пошлины по апелляционной жалобе составляет 150 руб. Таким образом, Рухадзе Г.Ш. из федерального бюджета надлежит возвратить 2 850 руб. государственной пошлины, судебные расходы по уплате государственной пошлины по жалобе в размере 150 руб. относятся на ИП Резникову О.А.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", по результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта, и принимает новый судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайства Рухадзе Георгия Шотавича о приобщении к материалам дела документов, поименованных в ходатайстве от 12.03.2022, о назначении по делу судебной экспертизы отклонить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09 декабря 2021 года по делу N А32-1345/2021 отменить, по делу принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Резниковой Оксаны Александровны (ИНН 231514767523, ОГРНИП 311231518800042) в пользу Рухадзе Георгия Шотавича (ИНН 263517013125) судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 150 руб.
Возвратить Рухадзе Георгию Шотавичу (ИНН 263517013125) из федерального бюджета 2 850 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне внесённой по чеку-ордеру от 31.12.2021.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1345/2021
Истец: Резникова О. А.
Ответчик: Администрация МО г. Новороссийск, Администрация муниципального образования г. Новороссийск
Третье лицо: Рухадзе Георгий Шотавич
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4578/2023
12.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4672/2022
05.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1445/2022
09.12.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1345/2021