г. Самара |
|
05 апреля 2022 г. |
Дело N А55-20454/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дегтярева Д.А., судей: Романенко С.Ш., Ануфриевой А.Э., при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Герасимовой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании 29 марта 2022 года в зале помещения суда апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 января 2022 года по делу N А55-20454/2021 (судья Богданова Р.М.)
по иску Первого заместителя прокурора Самарской области в защиту интересов муниципального образования - сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области
к 1. Администрации сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области,
2. Муниципальному унитарному производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Похвистневского района
о признании договора недействительным
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель Амбарцумян А.Г.(удостоверение)
от ответчиков - не явились, извещены надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Самарской области в защиту интересов муниципального образования - сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области обратился в арбитражный суд с иском, в котором просит признать договор аренды объектов водоснабжения N 1, заключенный 18.01.2021 между Администрацией сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области и МУЛЛ ЖКХ Похвистневского района, недействительным (ничтожным), применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возложения обязанности на МУЛЛ ЖКХ Похвистневского района возвратить Администрации сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области объекты водоснабжения: водопроводную сеть, протяженностью 2193 м, расположенную в с. Нижнеаверкино, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:0000000:934); водяную скважину, расположенную в с. Нижнеаверкино, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:1802004:158); водопроводную сеть, протяженностью 2915 м, расположенную в с. Среднее Аверкино, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:0000000:919); водяную скважину, расположенную в с. Среднее Аверкино, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:1804003:251); водопроводную сеть, протяженностью 1703 м, расположенную в с. Чекалинка Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:0000000:935); водяную скважину, расположенную в с. Чекалинка, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:1806002:121); водонапорную башню, расположенную в с. Чекалинка, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:1806002:120).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 января 2022 года по делу N А55-20454/2021 иск удовлетворен.
Договор аренды объектов водоснабжения N 1, заключенный 18.01.2021 между Администрацией сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области и МУЛЛ ЖКХ Похвистневского района, признан недействительным (ничтожным).
Применены последствия недействительности ничтожной сделки в виде возложения обязанности на МУЛЛ ЖКХ Похвистневского района возвратить Администрации сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области объекты водоснабжения: водопроводную сеть, протяженностью 2193 м, расположенную в с. Нижнеаверкино, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:0000000:934); водяную скважину, расположенную в с. Нижнеаверкино, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:1802004:158); водопроводную сеть, протяженностью 2915 м, расположенную в с. Среднее Аверкино, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:0000000:919); водяную скважину, расположенную в с. Среднее Аверкино, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:1804003:251); водопроводную сеть, протяженностью 1703 м, расположенную в с. Чекалинка Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:0000000:935); водяную скважину, расположенную в с. Чекалинка, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:1806002:121); водонапорную башню, расположенную в с. Чекалинка, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:1806002:120).
Администрация сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области обратилось с апелляционной жалобой на принятый судебный акт суда первой инстанции. Заявитель просит решение суда отменить. Заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, признание договора недействительным приведет по мнению заявителя к невозможности исполнения органом местного самоуправления вопросов местного значения в области снабжения населения с.п. Среднее Аверкино водоснабжением.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.22г. апелляционная жалоба ответчика принята к производству, судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено на 29.03.22г.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
В судебное заседание явился прокурор, иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель прокуратуры Самарской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, отзыв не представлен.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не явка лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Прокуратуры, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены/изменения судебного акта арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, между администрацией сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области (далее по тексту Администрация) и МУПП ЖКХ Похвистневского района 18.01.2021 заключён договор аренды объектов водоснабжения N 1.
В соответствии с условиями данного договора аренды, Администрация передала в аренду МУПП ЖКХ Похвистневского района на срок с 18.01.2021 по 17.01.2031, объекты водоснабжения находящиеся в собственности сельского поселения, а именно: водопроводную сеть, протяженностью 2193 м, расположенную в с. Нижнеаверкино, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:0000000:934); водяную скважину, расположенную в с. Нижнеаверкино, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:1802004:158); водопроводную сеть, протяженностью 2915 м, расположенную в с. Среднее Аверкино, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:0000000:919); водяную скважину, расположенную в с. Среднее Аверкино, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:1804003:251); водопроводную сеть, протяженностью 1703 м, расположенную в с. Чекалинка Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:0000000:935); водяную скважину, расположенную в с. Чекалинка, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:1806002:121); водонапорную башню, расположенную в с. Чекалинка, Похвистневский район, Самарская область (кадастровый номер 63:29:1806002:120). Стоимость Договора аренды составила 25 378, 00 рублей в год.
Обращение в арбитражный суд с настоящим иском обусловлено необходимостью обеспечения законности и является формой реализации функции прокурора по надзору за исполнением требований действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2002 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", предъявляя иск о признании недействительности сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в абзацах 2, 3 части 1 статьи 52 АПК РФ, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования.
Публичный интерес сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области состоит в обеспечении эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.
В силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральном законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования системами и (или) объектами водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При этом частью 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 данной статьи, является ничтожным.
В силу изложенного специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.
Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона о концессионных соглашениях от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях, а в отношении объектов водоснабжения также предусмотренных статьями 51,52, 52.1 Закона о концессионных соглашениях.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции верно установлено, что передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, должна осуществляться в условиях равного доступа к указанному имуществу всех заинтересованных лиц, путем заключения концессионного соглашения.
Действия органа местного самоуправления по заключению договора аренды в отношении объектов водоснабжения вместо заключения концессионного соглашения влияют на развитие добросовестной конкуренции, создают преимущества лицам, которым права переданы без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, ущемляют права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов - потенциальных участников конкурса на право заключения концессионного соглашения, а также ограничивают доступ на рынок водоснабжения водоотведения с использованием указанных объектов.
Таким образом, договор аренды объектов водоснабжения N 1 заключенный 18.01.2021 между Администрацией сельского поселения Среднее Аверкино и МУПП ЖКХ Похвистневского района заключен с нарушением вышеуказанных норм федерального законодательства.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав может осуществляться путем признания сделки недействительной, применения последствий недействительности ничтожной сделки. По смыслу указанной нормы способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
Пунктом 2 статьи 168 ГК РФ установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Прокуратура Российской Федерации в целях охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (статья 1 Федерального закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1).
Согласно ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определено, что прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно ст.35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в том числе, с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
Таким образом, как верно отметил арбитражный суд, прокурор обратился в суд с данным иском в рамках законодательно предоставленных ему полномочий, доказал наличие оснований для признания сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, в связи с чем его иск следует удовлетворить.
Доводы ответчиков обоснованно не были приняты во внимание судом в качестве основания для отказа в удовлетворении иска, поскольку совершение действий, противоречащих закону, влечет последствия, указанные в ст.167 Гражданского кодекса РФ с момента совершения сделки, и факт исполнения договора на правовую квалификацию сделки (ее части) как ничтожной не влияет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Позиция заявителя апелляционной жалобы повторяет доводы возражений, заявленные в суде первой инстанции, доводам в решении была дана правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Ссылка апеллянта на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права несостоятельна, нарушений судом не допущено.
Относительно необоснованного взыскания с Администрации государственной пошлины следует отметить, что определением Арбитражного суда Самарской области в решении Арбитражного суда Самарской области от 12 января 2022 года по делу N А55-20454/2021 исправлена опечатка, текст: "Взыскать с Администрации сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области в доход федерального бюджета госпошлину в размере 3000 руб." исключен из резолютивной части.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора приходит к выводу, что апелляционная жалоба содержит доводы, не опровергающие выводы суда первой инстанции.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции. Следовательно, несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
руководствуясь статьями 110,266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 января 2022 года по делу N А55-20454/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Д.А. Дегтярев |
Судьи |
С.Ш.Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20454/2021
Истец: Первый Заместитель прокурора Самарской области, Первый заместитель прокурора Самарской области в защиту интересов муниципального образования - сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области
Ответчик: Администрация сельского поселения Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области
Третье лицо: МУП Жилищно-коммунального хозяйства Похвистневского района