г. Санкт-Петербург |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А56-58950/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Баженовой Ю.С., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 30.03.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41438/2021) общества с ограниченной ответственностью "Продекс Аква" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2021 по делу N А56-58950/2021 (судья Нетосов С.В.), принятое по иску Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству к обществу с ограниченной ответственностью "Продекс Аква" о расторжении договора,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Продекс Аква" (далее - ответчик, ООО "Продекс Аква", Общество) о расторжении договора пользования рыбоводным участком для осуществления индустриального рыбоводства от 08.11.2016 N 040-РК/РВ-а.
Решением от 12.10.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене. По мнению подателя жалобы, оснований для расторжения договора не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал, представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Управлением и ООО "Продекс Аква" (пользователь) заключен договор пользования рыбоводным участком для осуществления индустриального рыбоводства от 08.11.2016 N 040-РК/РВ-а, согласно которому пользователю предоставлен во временное пользование для осуществления индустриальной аквакультуры (рыбоводства) рыбоводный участок площадью 107,4 га, расположенный по адресу: Республика Карелия, Лоухский район, Белое море, район острова Наволок, РВУ N 238, в следующих координатах:
66°28'12,1" с.ш. 33°25'54,6"в.д.
66°28'35,3" с.ш. 33°27'05,0"в.д.
66°27'58,6" с.ш. 33°28'16,0"в.д.
66°27'53,8" с.ш. 33°27'23,6"в.д.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре) аквакультура (рыбоводство) - деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры.
Согласно пп. "б" п. 9 договора ООО "Продекс Аква" обязано осуществлять на рыбоводном участке деятельность в области аквакультуры (рыбоводства) в объеме не менее предусмотренного п. 2 договора.
Пунктом 2 договора объем и видовой состав объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в садки и (или) другие технические средства и изъятию из садков и (или) других технических средств в границах рыбоводного участка приведены в Приложении N 2 к договору.
Договор заключен сроком на 25 лет и действует до 08.11.2041.
В соответствии с Приложением N 2 минимальный ежегодный объем подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию объектов аквакультуры:
- с даты заключения договора до половины первого периода выращивания (но не более 1,5 лет) принимается равным нулю;
- со второй половины первого периода выращивания (но не более 3 лет) минимальный ежегодный объем выращивания объектов аквакультуры принимается равным 50% от минимального ежегодного объема изъятия объектов индустриальной аквакультуры и составляет 469,875 тонн;
- с начала второго периода выращивания до конца действия договора минимальный ежегодный объем выращивания объектов аквакультуры принимается равным 100% от минимального ежегодного объема изъятия объектов индустриальной аквакультуры и составляет 939,75 тонн.
На основании приказа Управления от 06.07.2020 N 175 "Об осуществлении Северо-Западным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству контроля за соблюдением рыбоводными хозяйствами условий договора пользования рыбоводным участком" сотрудники отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия произвели натурный осмотр рыбоводного участка, предоставленного ООО "Продекс Аква" по договору, о чем составлен акт натурного осмотра от 25.09.2020.
В результате осмотра признаков хозяйственной деятельности по воспроизводству водных биологических ресурсов не обнаружено.
В адрес ответчика направлена претензия о ненадлежащем исполнении условий договора от 02.03.2021 исх. N 03/2145 с предложением расторгнуть договор в добровольном порядке по соглашению сторон.
Претензия оставлены ООО "Продекс Аква" без ответа.
В соответствии с п. 17 договор пользования рыбоводным участком подлежит досрочному расторжению в соответствии с гражданским законодательством в одностороннем порядке по требованию собственника рыбоводного участка, в том числе, в случае использования рыбоводного участка с нарушением требований федеральных законов, неосуществления рыбоводным хозяйством в течение двух лет подряд деятельности, предусмотренной договором, с момента установления уполномоченным органом исполнительной власти факта неосуществления указанной деятельности.
На основании изложенного истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических лиц и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области, установлены Федеральным законом от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 148-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 148-ФЗ правовое регулирование отношений в области аквакультуры (рыбоводства) осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Пунктами 1, 2 и 5 статьи 2 Закона N 148-ФЗ определено, что аквакультура (рыбоводство) - деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры; объекты аквакультуры - водные организмы, разведение и (или) содержание, выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания; рыбоводный участок - водный объект и (или) его часть, участок континентального шельфа Российской Федерации, участок исключительной экономической зоны Российской Федерации, используемые для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Частью 1 статьи 7 Закона 148-ФЗ предусмотрено, что объекты аквакультуры, продукция аквакультуры, рыбоводные участки, объекты рыбоводной инфраструктуры являются объектами гражданских прав в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Договорные обязательства и иные отношения, связанные с оборотом объектов аквакультуры и рыбоводных участков, регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой это допускается настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 7 Закона N 148-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 148-ФЗ договор пользования рыбоводным участком подлежит досрочному расторжению в соответствии с гражданским законодательством в одностороннем порядке по требованию собственника рыбоводного участка в случае использования рыбоводного участка с нарушением требований федеральных законов или неосуществления рыбоводным хозяйством в течение двух лет подряд деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком, с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти факта неосуществления указанной деятельности.
Частью 1 статьи 50 Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Согласно части 2 статьи 50 Закона о рыболовстве вышеуказанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, деятельность по размещению садков и (или) других технических средств, необходимых для осуществления аквакультуры, должна быть согласована в установленном законом порядке.
Судом первой инстанции установлено, что Общество до настоящего времени за согласованием деятельности рыбоводного хозяйства не обращалось.
Согласно пп. "г" п. 9 договора пользователь обязан предоставлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке статистическую отчетность, а также иную отчетность, установленную законодательством Российской Федерации. Порядок предоставления отчетности об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов аквакультуры утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 25.11.2014 N 471.
В силу пп. "д" п. 9 договора пользователь обязан предоставлять 1 раз в полгода в Управление в письменной форме посредством почтового отправления по адресу, указанному на официальном сайте, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалификационной электронной подписью, в адрес электронной почты, указанной на официальном сайте, информацию из журнала изъятия объектов аквакультуры, указанные в п. 2 договора.
ООО "Продекс Аква" в нарушение пп. "г, д" п. 9 договора указанную отчетность и информацию в Управление не представило.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 9 Закона об аквакультуре существенными условиями договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, являются, в том числе, мероприятия, которые относятся к рыбохозяйственной мелиорации и осуществляются рыбоводным хозяйством.
Частью 3 статьи 44 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" также установлено, что в целях обеспечения производства продукции аквакультуры рыбохозяйственная мелиорация осуществляется рыбоводными хозяйствами в соответствии с договорами пользования рыбоводным участком, заключенными в соответствии с Законом об аквакультуре.
Согласно подпункту "е" пункта 9 договора ООО "Продекс Аква" обязано осуществлять в установленном порядке мероприятия рыбохозяйственной мелиорации на рыбоводном участке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Порядок проведения рыбохозяйственной мелиорации водных объектов утвержден приказом Минсельхоза России от 26.12.2014 N 530.
ООО "Продекс Аква" за период с 2016 года по 2021 год мероприятия по рыбохозяйственной мелиорации на рыбоводном участке не проводило.
Указанные обстоятельства Обществом не опровергнуты.
В соответствии с частью 1 статьи 13.2 Закона N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
На основании пункта 3 статьи 43.2 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предметом федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, включая: требования в части выполнения мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, в том числе требования наличия эффективных рыбозащитных сооружений на водозаборных сооружениях (подпункт 1 пункта 3 ст. 43.2 Закона о рыболовстве).
Согласно подпункту 2 пункта 3 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Росрыболовства от 11.02.2020 N 64, территориальные управления Росрыболовства осуществляют:
- внеплановые проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе с участием должностных лиц Росрыболовства;
- мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения на основании плановых (рейдовых) заданий.
На основании пункта 1 Закона о рыболовстве должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе:
1) запрашивать и получать от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения ими обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения, а при проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, о назначении проверки посещать рыболовные участки, места добычи (вылова) водных биоресурсов, приемки, обработки, перегрузки, транспортировки, хранения и выгрузки уловов водных биоресурсов, производства рыбной продукции, находящиеся на территориях указанных участков здания, помещения и сооружения, суда рыбопромыслового флота, проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, в том числе проверки соблюдения правил рыболовства и иных правил, регламентирующих добычу (вылов) водных биоресурсов, выделенных квот добычи (вылова) водных биоресурсов и рекомендуемых объемов добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, условий выданных разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, условий договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, документов, подтверждающих законность уловов водных биоресурсов и произведенной из них рыбной продукции.
Факт неведения Обществом предусмотренной договором 08.11.2016 N 040-РК/РВ-а деятельности по разведению (выращиванию) водных биоресурсов подтверждается актом натурного осмотра от 25.09.2020.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, признав требование истца о расторжении договора 08.11.2016 N 040-РК/РВ-а обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2021 по делу N А56-58950/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58950/2021
Истец: Северо-Западное территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству
Ответчик: ООО "ПРОДЕКС АКВА"