г. Санкт-Петербург |
|
08 апреля 2022 г. |
Дело N А56-31738/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.,
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
от истца: Сидорова Г.Н. (доверенность от 10.01.202),
от ответчика: Сарсымбаева Р.С. (доверенность от 22.02.202),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4103/2022) федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2021 по делу
N А56-31738/2021, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прокси"
к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прокси" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) и Министерству обороны Российской Федерации, как к субсидиарному ответчику (далее - Министерство), о взыскании 212 038 руб. 02 коп. задолженности за жилищно-коммунальные услуги, оказанные в период с декабря 2019 г. по январь 2021 г., 35 822 руб. 41 коп. неустойки с 10.01.2020 по 05.04.2020, неустойки с последующим начислением по дату фактического исполнения основного обязательства.
Решением от 18.12.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчики обратились с апелляционной жалобой, просят решение отменить, принять новый судебный акт, которым в иске отказать. В обоснование апелляционной жалобы ответчики ссылаются на следующие обстоятельства. Заключение государственного контракта является обязательным условием оказания услуг. Учреждение не является лицом, ответственным за содержание объектов Министерства. Надлежащим ответчиком по данному делу является федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление). Истец не представил доказательств того, что указанные в иске квартиры являются пустующими.
От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, в котором он просит в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, пояснил, что в расчете задолженности по иску допущена опечатка в указании даты окончания периода расчета, по квартире 3 период взыскания - с 01.12.2019 по 11.08.2020 (да акта составления передачи квартиры), по квартире 135 период взыскания - с 01.12.2019 по 20.01.2021 (да даты регистрации).
Представитель Министерства, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося участника арбитражного процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество является управляющей организацией, осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, пр. Науки, д.15, корпус 1, выполняет функции исполнителя коммунальных услуг.
Ответчику на праве оперативного управления принадлежат квартиры N 3, N 5, N 35, N 92, N 110, N 112, N 135, расположенные в указанном многоквартирном доме.
Полномочия собственника квартир осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, которое, в том числе, является главным распорядителем бюджетных средств.
В 2020-2021 квартиры N 3, N 5, N 35, N 110, N 112 переданы ответчиком нуждающимся военнослужащим для дальнейшего оформления их в собственность.
Квартиры N 92 и N 135 переданы в оперативное управление ФГАО "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации, право зарегистрировано в органах Росреестра 20.01.2021.
Истец в период с декабря 2019 г. по январь 2021 г. оказал ответчику жилищно-коммунальные услуги в отношении указанных квартир, однако ответчик оплату жилищно-коммунальных услуг не произвел, претензию с требованием о погашении задолженности оставил без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, посчитал предъявленные требования обоснованными по праву и размеру и удовлетворил иск в полном объеме.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Аналогичная норма содержится и в Жилищном кодексе Российской Федерации, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание, текущий и капитальный ремонт жилого помещения (статьи 39, 153, 154 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Таким образом, именно собственник (либо обладатель иного вещного права) жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по коммунальным услугам, по содержанию общего имущества дома и капитальному ремонту.
Материалами дела подтверждается, что спорные квартиры закреплены на праве оперативного управления за Учреждением.
В отсутствие доказательств закрепления спорного объекта на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации либо принятия последним на себя обязательств по внесению платы за содержание спорных нежилых помещений, в силу статей 210 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы лежит на Учреждении.
Как законный владелец спорного имущества Учреждение в силу прямого указания закона обязано нести расходы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и наравне с другими собственниками (владельцами) помещений в многоквартирном жилом доме является потребителем комплекса услуг и работ, выполненных в процессе технического обслуживания дома, а потому обязано их оплатить.
Доказательств передачи квартир в спорный период нанимателям Учреждением в материалы дела также не представлено.
Факт предоставления Обществом коммунальных услуг подтверждается материалами дела и ответчиками не оспаривается. Доказательств направления истцу в спорный период каких-либо претензий, либо составления акта о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества относительно объема и качества оказанных услуг, ответчиками не представлено.
Довод ответчиков о том, что Учреждение не обязано оплачивать услуги, оказанные в отсутствие государственного контракта, заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не принимается судом апелляционной инстанции.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей компании обязательными в силу закона, в связи с чем она не могла отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного контракта, заключенного с собственником нежилых помещений. Данная правовая позиция сформулирована в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Поскольку Министерство является собственником имущества Учреждения и главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию его полномочий, субсидиарная ответственность по долгам Учреждения в случае отсутствия у него денежных средств правомерно возложена на Министерство, в том числе на основании пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", подпункта 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082.
В жалобе ответчики указывают, что истец не представил доказательств того, что квартиры являются пустующими. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчики не представили доказательства, подтверждающие данный факт. Истец объективно лишен возможности представления таких доказательств в силу невозможности доказывания отрицательного факта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11524/12 от 29.01.2013), в силу чего доводы апеллянта о непредставлении истцом доказательств незаселенности помещений отклоняются.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2021 по делу N А56-31738/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31738/2021
Истец: ООО "Управляющая компания "Прокси"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное Управление имужественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации"
Третье лицо: ФГАУ "РОСЖИЛКОМПЛЕКС", Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14267/2023
13.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11540/2023
11.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9849/2022
08.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4103/2022
18.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-31738/2021