г. Владивосток |
|
08 апреля 2022 г. |
Дело N А51-17800/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Горбачевой,
судей Д.А. Самофала, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Эталон",
апелляционное производство N 05АП-7999/2021
на решение от 20.10.2021
судьи Н.А. Мамаевой
по делу N А51-17800/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (ИНН 2536112729, ОГРН 1022501284970)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Эталон" (ИНН 2510014100, ОГРН 1152510000048)
о взыскании 157 419 рублей 50 копеек,
при участии:
от истца: Матюшова Е.А., по доверенности от 30.12.2022 сроком действия до 31.12.2022,
от ответчика: не явились,
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - истец, КГУП "Примтеплоэнерго", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Эталон" (далее - ответчик, ООО УК "Эталон", общество) о взыскании 157 419 рублей 50 копеек за поставленную в период с февраля по сентябрь 2020 года холодную воду и услуги водоотведения.
Решением суда от 20.10.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО УК "Эталон" обжаловало его в порядке апелляционного производства, доводы жалобы сводятся к тому, что между ответчиком и собственниками многоквартирных домов, расположенных по адресу: ул. Дербенева 15, 17, ул. Коммунаров 19, 21, 23, 25, 27, ул. Маяковского 3, принято решение о расторжении договоров управления, в связи с чем ООО УК "Эталон" перестало осуществлять управление такими домами в ноябре 2019 года, следовательно, последнее не обязано нести расходы по оплате холодной воды и услуг водоотведения поставленных в целях содержания общедомового имущества спорных жилых домов.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы опроверг по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы неоднократно откладывалось.
На основании определения председателя первого судебного состава от 01.04.2022 произведена замена судьи Е.Н. Номоконовой на судью И.С. Чижикова, в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала в порядке пункта 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ООО УК "Эталон", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое рассмотрено судом апелляционной инстанции и, в порядке статей 156, 159, 184, 185, 258 АПК РФ, удовлетворено, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя апеллянта.
В ходе рассмотрения дела истцом представлен справочный уточненный расчет суммы основного долга, произведенный с исключением спорных многоквартирных домов (далее - МКД), который приобщается судом апелляционной инстанции к материалам дела в порядке статей 81, 184, 185, части 2 статьи 268 АПК РФ.
Истец настаивал на отказе в удовлетворении апелляционной жалобы, несмотря на погашение долга ответчиком в неоспариваемой части по уточненному расчету.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя предприятия, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности апелляционной жалобы в части, исходя из следующего.
Из материалов дела судом установлено, что в отсутствие подписанного между сторонами договора в период с февраля по сентябрь 2020 года КГУП "Примтеплоэнерго" осуществило поставку холодной воды и услуг водоотведения в МКД, находящиеся в управлении ООО УК "Эталон".
Факт управления ООО УК "Эталон" спорными МКД ответчиком не оспаривается, как не оспаривается факт поставки холодной воды и услуг водоотведения в такие жилые дома.
В связи с оказанием в спорный период коммунальных услуг предприятие выставило обществу акты выполненных работ N 1105/0002558 от 31.08.2020, N 1105/0001840 от 30.06.2020, N 1105/0001086 от 31.03.2020, N 1105/0001436 от 30.04.2020, N 1105/0001473 от 31.05.2020, N 1105/0000367 от 29.02.2020, N 1105/0002487 от 31.07.2020, счета-фактуры N 1105/0002558 от 31.08.2020 на сумму 21 509 рублей 08 копеек, N 1105/0001840 от 30.06.2020 на сумму 20 805 рублей 58 копеек, N 1105/0001086 от 31.03.2020 на сумму 20 805 рублей 58 копеек, N 1105/0001436 от 30.04.2020 на сумму 20 805 рублей 58 копеек, N 1105/0001473 от 31.05.2020 на сумму 20 805 рублей 58 копеек, N 1105/0000367 от 29.02.2020 на сумму 20 805 рублей 58 копеек, N 1105/0002487 от 31.07.2020 на сумму 21 509 рублей 08 копеек.
Поскольку ООО УК "Эталон" не оплатило поставленную в находящиеся в его управлении МКД холодную воду и услуги водоотведения, 24.09.2020 КГУП "Примтеплоэнерго" направило в адрес последнего претензию N 1100/001235 с требованием в досудебном порядке погасить образовавшуюся задолженность, оставление которой без удовлетворения послужило основанием обращения истца с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции верно исходил из того, что отношения сторон регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), с учетом положений главы 37 данного Кодекса и положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, произвольное изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и произвольный отказ от исполнения обязательств, не допускаются.
В силу части 1 статьи 539, части 1 статьи 548 ГК РФ по договору энергоснабжения ресурсоснабжающая организация подает абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель энергии оплачивает принятые коммунальные услуги.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Частью 2 статьи 548 ГК РФ установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, при управлении МКД управляющая организация потребляет определенные коммунальные услуги, поставленные в целях содержания общедомового имущества, и оплачивает такие услуги в установленном законом либо договором порядке.
Истец предъявил к оплате обществу стоимость поставленной в МКД, находящиеся в управлении последнего, холодной воды и услуг водоотведения в феврале - сентябре 2020 года.
В подтверждение факта поставки холодной воды и оказания услуг водоотведения предприятием представлены акты выполненных работ N 1105/0002558 от 31.08.2020, N 1105/0001840 от 30.06.2020, N 1105/0001086 от 31.03.2020, N 1105/0001436 от 30.04.2020, N 1105/0001473 от 31.05.2020, N 1105/0000367 от 29.02.2020, N 1105/0002487 от 31.07.2020.
Не оспаривая факта поставки ресурса в жилые дома, ООО УК "Эталон" возражает против отнесения на него расходов по оплате поставленного ресурса в целях содержания общедомового имущества в МКД по адресам: ул. Дербенева 15, 17, ул. Коммунаров 19, 21, 23, 25, 27, ул. Маяковского, 3, указывая на то, что договоры управления спорными МКД расторгнуты, в связи с чем ответчик не управлял указанными домами в рассматриваемый период и, следовательно, не является обязанным лицом нести расходы по оплате коммунальных услуг на ОДН.
Оценивая указанные доводы ответчика, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 6 статьи 198, части 3 статьи 200 ЖК РФ, установив факт исключения спорных МКД из реестра лицензий ООО УК "Эталон", пришел к выводу о том, что несмотря на исключение указанных домов из реестра лицензий ответчика последний остается обязанным лицом по управлению жилыми домами до момента выбора собственниками помещений спорных домов либо назначения в установленном законом порядке новой управляющей организации, в связи с чем признал ООО УК "Эталон" надлежащим лицом по оплате оказанных в период с февраля по сентябрь 2020 года услуг холодного водоснабжения и водоотведения в целях содержания общедомового имущества таких домов.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу части 2 статьи 195 ЖК РФ, статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению МКД осуществляется на основании лицензии, сведения о которой вносятся в реестр лицензий субъектов Российской Федерации.
В силу части 1, пункта 1 части 5 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями данного кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет.
При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором (часть 6 статьи 162 ЖК РФ).
ЖК РФ разграничивает основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (части 2, 3 статьи 198) и основания и порядок исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра (части 5 - 5.4 статьи 198).
Изменение перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, может иметь место в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, при этом названные обстоятельства обязывают лицензиата в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (части 1, 2 статьи 198 ЖК РФ, статья 2, часть 18 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства").
В указанных случаях лицо, осуществляющее деятельность по управлению многоквартирным домом, представляет органу государственного жилищного надзора (далее также - орган ГЖН) заявление о внесении изменений в реестр согласно Порядку и срокам внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации согласно части 6 статьи 198 ЖК РФ является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 данного Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 ЖК РФ.
Однако даже в случае исключения из реестра лицензий субъектов сведений по управлению управляющей организацией жилым домом в порядке статьи 199 ЖК РФ, последняя обязана продолжить оказание услуг по управлению жилым домом до наступления одного из моментов, установленных частью 3 статьи 200 ЖК РФ.
Приведенные положения законодательства не возлагают на иных лицензиатов, в частности, по заявлениям которых внесены изменения в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления по окончании срока его действия, исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом после внесения соответствующих изменений в реестр лицензий.
Согласно положениям части 6 статьи 162 ЖК РФ в случае, если управляющая компания не собирается продолжать управление жилым домом она обязана уведомить другую сторону об этом, в связи с чем договор управления не считается продленным на новый период.
В этом случае, согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что часть 3 статьи 200 ЖК РФ, предусматривающая меры направленные на обеспечение непрерывности осуществления деятельности по управлению МКД, распространяется на лицензиатов, в отношении которых органом государственного жилищного надзора принято решение об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса, а также в случаях прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 Жилищного кодекса и не распространяются на иные случаи прекращения управления жилым домом управляющей организацией.
Аналогичные выводы изложены в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 303-ЭС20-23313 от 19.04.2021.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что до ноября 2019 года ООО УК "Эталон" на основании заключенных договоров с собственниками помещений в спорных домах осуществляло управление такими жилыми домами, что подтверждается представленными в материалы дела договорами от 11.01.2017, 25.04.2017, 09.06.2017, 24.06.2017, 01.05.2018, 01.06.2019, 01.07.2019.
Вместе с тем как указывает ответчик с ноября 20219 года ООО УК "Эталон" не оказывало услуги по управлению спорными МКД, в связи с принятием собственниками помещений таких домов решений о расторжении договоров управления в связи с вынесением Межведомственной комиссией заключений о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу.
В подтверждение указанного представлены протоколы внеочередных общий собраний собственников помещений в МКД б/н от 28.05.2019, N 1 от 24.06.2019, N 1 от 20.01.2017, N 1 от 27.04.2014, N 1 от 24.06.2019, N 2 от 27.06.2017, N 2 от 10.07.2017, N 1 от 27.04.2018.
Кроме того, факт прекращения договоров управления спорными жилыми домами в ноябре 2019 года подтверждается открытыми сведениями с официального сайта "Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства" - "dom.gosuslugi.ru".
Таким образом, поскольку договоры управления МКД, заключенные между обществом и собственниками помещений в МКД, расположенных по адресам: ул. Дербенева 15, 17, ул. Коммунаров 19, 21, 23, 25, 27, ул. Маяковского 3, расторгнуты сторонами по соглашению в ноябре 2019 года, правила о непрерывности управления жилыми домами, установленные частью 3 статьи 200 ЖК РФ, предписывающие управляющей организации продолжать управление жилым домом до момента выбора новой управляющей организации, не подлежат применению в настоящем случае.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что в период с февраля по сентябрь 2020 года ООО УК "Эталон" не управляло спорными жилыми домами и, соответственно, не должно было нести расходы по оплате оказанных в указанный период услуг холодного водоснабжения и услуг водоотведения, в целях содержания общедомового имущества.
Исследовав представленный истцом в материалы дела справочный расчет задолженности ответчика за оказанные услуги холодного водоснабжения и водоотведения в период с февраля по сентябрь 2020 года на сумму 144 865 рублей 99 копеек, произведенный с исключением спорных домов, суд апелляционной инстанции признает его верным арифметически и по праву, подтвержденным надлежащими доказательствами.
В письменном отзыве ООО УК "Эталон" выразило согласие с представленным истцом уточненным справочным расчетом исковых требований, а также доказательства полной оплаты долга.
При таких обстоятельствах, поскольку материалами дела подтверждается факт оказания услуг холодного водоснабжения и водоотведения в спорные многоквартирные дома, в отсутствие оснований для отнесения на ответчика платы за оказанные услуги в спорный период в МКД, расположенные по адресу: ул. Дербенева 15, 17, ул. Коммунаров 19, 21, 23, 25, 27, ул. Маяковского 3, суд апелляционной инстанции считает исковые требования КГУП "Примтеплоэнерго" о взыскании с ООО УК "Эталон" задолженности за услуги холодного водоснабжения и водоотведения в целях содержания общедомового имущества в феврале - сентябре 2020 года подлежащими частичному удовлетворению на сумму 144 865 рублей 99 копеек.
Доводы апеллянта о погашении долга платежным поручением N 167 от 29.03.2022 на сумму 144 865 рублей 99 копеек, не влияют на выводы суда об обоснованности исковых требований в указанной части, поскольку оплата долга произведена ответчиком после принятия обжалуемого решения и подлежит учету на стадии исполнения решения.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению применительно к пунктам 1, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
На основании статьи 110 АПК РФ, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 410 ГК РФ с учетом частичного удовлетворения исковых требований, принимая во внимание уплату госпошлины при подаче иска в размере 5 411 рублей, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 5 172 рубля судебных расходов за подачу иска.
В связи с уточнением КГУП "Примтеплоэнерго" исковых требований в суде первой инстанции путем увеличения предъявленной к ответчику суммы основного долга, с предприятия в доход федерального бюджета подлежит взысканию 312 рублей госпошлины за подачу иска.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.10.2021 по делу N А51-17800/2020 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Эталон" в пользу краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" 144 865 (сто сорок четыре тысячи восемьсот шестьдесят пять) рублей 99 копеек долга за водоотведение и холодную воду, поставленную в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в феврале - сентябре 2020 года, 5 172 (пять тысяч сто семьдесят два) рубля судебных расходов по уплате госпошлины за подачу иска.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в доход федерального бюджета 312 (триста двенадцать) рублей госпошлины за подачу иска.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Н. Горбачева |
Судьи |
Д.А. Самофал |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17800/2020
Истец: ГУП КРАЕВОЕ "ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЭТАЛОН"