г. Москва |
|
08 апреля 2022 г. |
Дело N А40-254107/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУП "Рижский Рынок"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2022 г. по делу N А40-254107/21
по заявлению ГУП "Рижский Рынок"
к ИФНС России N 2 по г. Москве
о признании незаконными и отмене постановлений
при участии:
от заявителя: |
Трусов К.А. по доверенности от 01.02.2022; |
от заинтересованного лица: |
Клушина Е.К. по доверенности от 10.11.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ГУП "Рижский Рынок" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Москве (далее - налоговый орган, ИФНС России N 2 по г. Москве) с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений от 18.11.2021 NN 77022130600028200004, 77022130600053500004, 77022130600088600004, 77022130600115000004, 77022130600149600004, 77022130600178200004, 77022130600201100004, 77022130600038500004, 77022130600060800004, 77022130600099500004, 77022130600012500004, 77022130600156100004, 77022130600188900004, 77022130600049100004, 77022130600076000004, 77022130600100300004, 77022130600131300004, 77022130600164100004, 77022130600197300004 о привлечении к административной ответственности части 1 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02.02.2022 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ГУП "Рижский Рынок" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконными и отменить вышеуказанные постановления ИФНС.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на несоответствие выводов суда, фактическим обстоятельствам дела; неприменение закона подлежащего применению.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2022 по делу N А40-254107/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2022 на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Обществом заключены договоры подряда на производство подсобных и вспомогательных работ с иностранными гражданами - (нерезидентами), которым налогоплательщик по платежным ведомостям выплатил наличные денежные средства из кассы.
Полагая, что данные операции являются нарушением валютного законодательства РФ, должностным лицом ИФНС России N 2 по г. Москве в отношении ГУП "Рижский Рынок" составлены протоколы от 11.11.2021 NN 77022130600028200002, 77022130600038500002, 77022130600049100002, 77022130600053500002, 77022130600060800002, 77022130600076000002, 77022130600088600002, 77022130600099500002, 77022130600100300002, 77022130600115000002, 77022130600125000002, 77022130600131300002, 77022130600149600002, 77022130600156100002, 77022130600164100002, 77022130600178200002, 77022130600188900002, 77022130600197300002, 77022130600201100002 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Данные протоколы составлены в присутствии законного представителя ГУП "Рижский Рынок" при наличии сведений об извещении надлежащим образом законного представителя общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
11.11.2021 Заявителем в адрес Инспекции представлены письменные возражения на указанные протоколы (вх. N 088252 от 11.11.2021).
Определениями о назначении времени и места рассмотрения дел об административных правонарушениях N N 77022130600028200003, 77022130600038500003, 77022130600049100003, 77022130600053500003, 77022130600060800003, 77022130600076000003, 77022130600088600003, 77022130600099500003, 77022130600100300003, 77022130600115000003, 77022130600125000003, 77022130600131300003, 77022130600149600003, 77022130600156100003, 77022130600164100003, 77022130600178200003, 77022130600188900003, 77022130600197300003, 77022130600201100003 от 11.11.2021 дела об административных правонарушениях назначены к рассмотрению на 18.11.2021.
18.11.2021 должностным лицом Инспекции рассмотрены материалы дел об административных правонарушениях в присутствии директора ГУП "Рижский Рынок" Быкова П.Г. 18.11.2021 должностным лицом налогового органа вынесены постановления о назначении административного наказания N N 77022130600028200004, 77022130600038500004, 77022130600049100004, 7702213060005 3 500004, 7702213 0600060800004, 77022130600076000004, 77022130600088600004, 77022130600099500004, 77022130600100300004, 77022130600115000004, 77022130600125000004, 77022130600131300004, 77022130600149600004, 77022130600156100004, 77022130600164100004, 77022130600178200004, 77022130600188900004, 77022130600197300004, 77022130600201100004, согласно которым Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 % от суммы незаконной валютной операции.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
В соответствии частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в том числе, касающиеся валютных операций.
Объективная сторона заключается в совершении таких валютных операций, которые запрещены валютным законодательством Российской Федерации или осуществлены с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Субъектом ответственности может быть юридическое лицо, участвовавшее в незаконной валютной операции.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации установлены Законом N 173-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа относятся к валютным операциям.
Валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах (пункт 1 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ).
На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Как следует из содержания пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.
Соответственно, выдача юридическим лицом - резидентом заработной платы иностранным гражданам - нерезидентам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона N 173-ФЗ, абзац 1 части 2 которой предусматривает, что если иное не предусмотрено настоящим Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, установлен в части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ. Однако возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом иностранному гражданину (нерезиденту) заработной платы наличными денежными средствами, без использования счетов, открытых в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена в перечень исключений не входит.
Предусмотренные частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля над проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала, противодействия незаконным финансовым операциям.
В силу статьи 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно вышеизложенным нормам, выдача резидентом работнику - иностранному гражданину (нерезиденту) заработной платы формально является валютной операцией и ее осуществление, минуя счет в уполномоченном банке, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ
Установлено, что в нарушение указанных требований законодательства ГУП "Рижский Рынок", являясь резидентом, выплатило нерезидентам из кассы вознаграждение наличными денежными средствами.
Данный факт подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, что свидетельствует о наличии в действиях нарушителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно абзацу пятому статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Поскольку в случае выплаты работодателем - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы работник является гражданином иностранного государства, реализация норм трудового законодательства должна осуществляться с соблюдением императивных требований Закона N 173-ФЗ.
Таким образом, работодатель - резидент обязан выплачивать заработную плату работнику - нерезиденту исключительно в безналичной форме, то есть через банковские счета, открытые в уполномоченных банках.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Заявитель необходимых мер к соблюдению требований валютного законодательства не предприняло.
Доказательств того, что в целях соблюдения требований Закона N 173-ФЗ заявитель как работодатель разъяснил своим работникам, что по российскому законодательству выплата резидентом иностранному гражданину (нерезиденту) заработной платы должна осуществляться через банковский счет в уполномоченном банке, а также то, что в противном случае для работодателя - резидента предусмотрена административная ответственность, в материалах дела не имеется.
В соответствии со статьёй 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Заявитель, являясь субъектом хозяйственной деятельности и профессиональным участником хозяйственных отношений, должно быть осведомлено о том, что несоблюдение ограничений и требований в сфере валютного законодательства влечет за собой административную ответственность.
Достаточных и надлежащих доказательств, подтверждающих, что общество принимало все зависящие от него меры для соблюдения требований валютного законодательства, проявив должную степень заботливости и осмотрительности во избежание совершения вменяемых нарушений, в материалах дела не имеется. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих нормативных требований в сфере валютного регулирования и контроля, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем имеется вина заявителя в совершении вменяемых ему административных правонарушений.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что у заявителя имелась объективная возможность для соблюдения установленных Законом N 173-ФЗ требований, которая не была реализована, что препятствует применению положений ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ.
Таким образом, в деяниях ГУП "Рижский Рынок" имеется состав административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Оснований для иных выводов из имеющихся в материалах дела доказательств не усматривается.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение рассматриваемых административных правонарушений на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Принимая во внимание вышеизложенное, нарушение Обществом установленных требований валютного законодательства РФ, свидетельствует о пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере валютного законодательства и представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, Обществу назначен штраф в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Объектом правонарушений по статье 15.25 КоАП РФ выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с Федеральным Законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ объект защиты -интересы государства в реализации единой государственной валютной политики, обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности валютного рынка Российской Федерации.
Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства Российской Федерации, представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей. Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Судом также сделан вывод об отсутствии предусмотренных статьей 4.1.1 КоАП РФ оснований для замены назначенных заявителю административных штрафов на предупреждения.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Такой совокупности, учитывая, изложенное выше, апелляционным судом не установлено.
Кроме того, апелляционный суд обращает внимание на то обстоятельство, что вменяемое правонарушение выявлено вне рамок осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2022 по делу N А40-254107/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-254107/2021
Истец: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "РИЖСКИЙ РЫНОК"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 2 ПО Г. МОСКВЕ