город Москва |
|
11 апреля 2022 г. |
дело N А40-217181/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.04.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.
при ведении протокола помощником судьи Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2022 по делу N А40-217181/21,
по заявлению АО "Мосгаз" (ОГРН 1127747295686)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Костин Ю.В. по доверенности от 30.12.2021;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2022 признано незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, оформленное уведомлением от 24.06.2021 N КУВД-001/2020-15725646/4 об отказе в государственном кадастровом учете реконструированного объекта недвижимого имущества, газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Москва, район Косино-Ухтомский, улица Третьего Интернационала и на регистрирующий орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления действий по осуществлению государственного кадастрового учета реконструированного объекта недвижимого имущества, газопровода низкого давления, в установленном законом порядке и сроки; в остальной части об установлении денежной суммы, подлежащей взысканию на случай неисполнения судебного акта в размере 10.000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда по настоящему делу с момента истечения срока, установленного для исполнения по день фактического исполнения решения суда отказано.
Регистрирующий орган, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что АО "Мосгаз" по проектной документации N 2634/16 от 2017, N2727/16 от 2018 с оформлением исполнительной документации N 6911а-19 от 05.09.2019 и N 7918А-19 от 10.10.2019, реконструирован газопровод низкого давления, расположенный по адресу: Москва, район КосиноУхтомский, улица Третьего Интернационала.
Реконструкция линейного объекта и введение его в эксплуатацию осуществлена с оформлением акта приемки законченного строительством объекта от 01.08.2019 по форме КС-14, а также акта приемки законченного строительством объекта от 02.08.2019 по форме КС-14.
18.09.2020 общество обратилось в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением от 18.09.2020 об осуществлении государственного кадастрового учета N MFC-0558/2020-417697-1 с приложением Технического плана сооружения.
По результатам рассмотрения заявления, регистрирующим органом принято решение о приостановлении кадастрового учета, о чем обществу направлено уведомление от 29.09.2020 N КУВД-001/2020-15725646/1.
На основании заявления от 24.12.2020 N MFC-0558/2020-1043238-1, поданного обществом, срок приостановления кадастрового учета продлен.
Для устранения причин приостановления общество обратилось с заявлением от 29.04.2021 N MFC0558/2021-755919-1 и представлен откорректированный Технический план сооружения от 29.04.2021, подготовленный кадастровым инженером.
05.07.2021 заявителем получено решение, оформленное уведомлением от 24.06.2021 N КУВД-001/2020-15725646/4 об отказе государственного кадастрового учета.
Не согласившись с отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого отказа действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. п. 1 - 3 ст. 15 Закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Закона N 218-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (п. 3). При этом понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со ст. 27 Закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 Закона N 218-ФЗ.
В рассматриваемом споре, отказ регистрирующего органа мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно, представленный технический план по форме либо содержанию не соответствует Требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
В соответствии с п. 21 Требований, электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа в формате PDF формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi. Документы в формате JPEG должны быть выполнены в 24- битном цветовом пространстве. Разрешение изображения не должно быть меньше 250 dpi и больше 450 dpi. Подлежащий включению в состав Приложения электронный документ, выданный органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица такого органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, а электронный документ, подготовленный физическим лицом, - усиленной квалифицированной электронной подписью такого физического лица.
Вместе с тем, приостанавливая регистрацию по указанному мотиву, а в последующем отказывая в регистрации, регистрирующим органом не учтено следующее.
В соответствии с п. 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
В настоящем случае, объективно не представляется возможным устранить указанное основание приостановления государственной регистрации, так как из уведомления не понятно, в чем именно заключается нарушение п. 21 Требований. Кроме того, документы, входящие в состав Технического плана сооружения, соответствуют п. 21 Требований.
Учитывая изложенное, доводы Управления, положенные в обоснование принятого решения, являются необоснованными.
Следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственном кадастровом учете реконструированного объекта недвижимого имущества, газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Москва, район Косино-Ухтомский, улица Третьего Интернационала, в связи с чем оспариваемое решение является незаконным и необоснованным.
Решение суда в части требования об установлении денежной суммы, подлежащей взысканию с управления на случай неисполнения судебного акта, обществом не обжалуется.
Нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2022 по делу N А40-217181/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217181/2021
Истец: АО МОСГАЗ
Ответчик: Росреестр по г. Москве