г. Москва |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А41-43705/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от ЖСК "Прогресс-4" - представитель по доверенности N 50АБ5762780 от 18.05.2021 Миронова О.А.;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от администрации городского округа Королев Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЖСК "Прогресс-4" на решение Арбитражного суда Московской области от 24.02.2021 по делу N А41- 43705/21,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "Прогресс-4" (далее - заявитель, ЖСК "Прогресс-4") обратился в суд с заявлением к администрации городского округа Королёв Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) со следующими требованиями (с учетом принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ):
1. Признать незаконным решение Администрации городского округа Королев Московской области от 30.03.2021 N Р001-2114455383-43918855 об отказе, уклонении в формировании земельного участка при многоквартирном доме по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Дзержинского, д. 7А;
2. Обязать администрацию городского округа Королев Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, путем возложения на администрацию обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка, площадью 5119 кв.м. на кадастровом плане территории по адресу: Московская область, г.Королев, ул. Дзержинского, д. 7 А и направлении необходимой документы в уполномоченный орган Правительства Московской области для принятия решения о подготовке документации о межевании территории, обеспечении документации о межевании территории, на которой расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого объекта недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ЖСК "Прогресс-4" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Московской области, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, администрации городского округа Королев Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, администрации городского округа Королев Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании ЖСК "Прогресс-4" просил приобщить к материалам дела определение ВС РФ, а также ответ Министерства Государственного управления информационных технологий и связи МО на обращение истца.
Поскольку администрацией не исполнено определение суда первой инстанции о представлении документов, подтверждающих перечень поданных в МФЦ документов заявителем при обращении за муниципальной услугой, учитывая, что судом рассмотрено заявление в отсутствие указанных документов, суд апелляционной инстанции считает причину их непредставления при рассмотрении дела в суде первой инстанции уважительной и приобщает ответ Министерства и определение ВС РФ к материалам дела.
Выслушав представителя ЖСК "Прогресс-4" и повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 30.03.2021 администрацией городского округа Королев принято решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", документы на которую были представлены 26.03.2021.
Решение об отказе мотивировано тем, что не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателей помещений многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 50:45:0000000:1326.
Считая данный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился с настоящими требованиями в суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт. решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с учетом толкования Конституционного Суда Российской Федерации, изложенного в Постановлении от 28.05.2010 N 12-П. собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков.
Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве обшей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В рассматриваемом случае участок под многоквартирным домом не сформирован. В связи с чем необходимо руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно частям 3 - 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В случае, если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование и предоставление такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЭ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 2 Закона Московской области от 23.10.2017 г. N 175/2017-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений"), в частности принимает решения об утверждении схемы расположения земельных участков, в том числе в отношении спорного земельного участка (ч. 3 ст. 11.10, ст. 39.2 ЗК РФ).
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом. должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П).
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2. 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка.
Согласно правовой позиции высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П, обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Уполномоченные органы не вправе произвольно отказаться от выполнения публично- правовых обязанностей и должны приступить к осуществлению процедуры формирования участка, в том числе и при отсутствии проекта межевания квартала. В таком случае публичный орган обязан подготовить документацию по планировке территории, в состав которой входит проект межевания территории квартала, в соответствии с правилами статей 45 - 46 Градостроительного кодекса РФ, после чего сформировать участок, который переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В рассматриваемом случае ЖСК "Прогресс-4" собственник помещений в многоквартирном доме является законным владельцем земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, администрация не вправе отказывать в формировании земельного участка в том числе и по мотиву отсутствия проекта межевания территории квартала, на которой расположен жилой дом.
При указанных условиях администрация обязана инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Данные действия администрацией не выполнены.
В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" Правительство Московской области, руководствуясь ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перераспределило полномочия органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Московской области по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Московской области, и приняло на себя решение вопросов и осуществление полномочий, в том числе по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) в городских поселениях на основании генеральных планов городских поселений, правил землепользования и застройки городских поселений (без учета генеральных планов и правил землепользования и застройки городских поселений в случаях, предусмотренных федеральными законами).
Довод об отсутствии полномочий, подтверждающих право на обращения с указанным заявлением, апелляционным судом отклоняется, так как опровергается полученным ответом заместителя министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 15.12.2021 N 11ТГ-2282.
А именно в материалы дела представлен копия протокола N 1 общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме ЖСК "Прогресс-4" проведенного в форме очного голосования 20.06.2020 г., согласно которому приняты решения избрать председателя собрания Контюшова В.П. и оформить земельный участок под многоквартирным домом ЖСК "Прогресс-4" в общую долевую собственность.
В материалы дела представлена копия доверенности от 23.03.2021 от ЖСК "Прогресс- 4" на Колесникову Е.Р. и Киотина A.M., уполномочивающий указанных лиц быть представителями кооператива по вопросам оформления в общую долевую собственность земельного участка.
Поскольку обращение в администрацию были направлены через портал государственных услуг, для предоставления доказательств направления в том числе указанной доверенности суд обязал Администрацию городского округа Королев Московской области предоставить документы, поступившие через портал государственных услуг (определение Арбитражного суда Московской области об отложении судебного разбирательства от 17.11.2021 г. лист N 2).
Данные действия администрацией не выполнены.
Согласно ч. 1,3 ст. 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящем разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
В нарушении ст. 189 АПК РФ. в обосновании отказа суд ссылается на не приставление ЖСК "Прогресс-4" доказательств направления вместе с обращением в Администрацию доверенности, подтверждающей полномочия.
В связи с тем, что Администрация городского округа Королев Московской области не исполнила обязанность по предоставлению запрошенных судом документов ЖСК "Прогресс-4" обратилось Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области.
Согласно ответу заместителя министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области к заявлению от 26.03.2021 N Р001-2114455383-43918855 был представлен перечень документов, скан-копии, в том числе документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя (доверенность от жилищно-строительного кооператива "Г1рогресс-4").
В отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом РФ, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, притом что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Таким образом, суд первой инстанции рассмотрел требования без учета действующего законодательства и при неполном выяснении материалов дела.
С учетом изложенного, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене на основании пункта 1, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2021 по делу N А41- 43705/21 отменить.
Требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации городского округа Королев Московской области от 30.03.2021 N Р001- 2114455383-43918855 об отказе, уклонении в формировании земельного участка при многоквартирном доме по адресу: Московская область, г.Королев, ул. Дзержинского, д. 7А.
Обязать Администрацию городского округа Королев Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, путем возложения на администрацию обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка, площадью 5119 кв.м. на кадастровом плане территории по адресу: Московская область, г.Королев, ул. Дзержинского, д. 7 А и направлении необходимой документы в уполномоченный орган Правительства Московской области для принятия решения о подготовке документации о межевании территории, обеспечении документации о межевании территории, на которой расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого объекта недвижимого имущества.
Взыскать с Администрации городского округа Королев МО в пользу ЖСК "Прогресс-4" судебные расходы в сумме:4500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43705/2021
Истец: ЖСК "Прогресс-4", Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области
Ответчик: Администрация городского округа Королев Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Королев Московской области
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16802/2022
19.07.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13246/2023
07.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16802/2022
11.04.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1932/2022
27.12.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-43705/2021