г. Самара |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А72-12271/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А.,
участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 декабря 2021 года по делу N А72-12271/2021 (судья Леонтьев Д.А.), принятое
по заявлению Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области
к Федеральному казенному учреждению "Колония-Поселение N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области"
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения "Колонии-Поселения N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области" (далее - ответчик, страхователь, ФКУ КП-5 УФСИН России по Ульяновской области) финансовых санкций в сумме 17 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 год.
Определением от 12.11.2021 суд заменил Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) на Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ - отделение Пенсионного фонда РФ по Ульяновской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме, поскольку обжалуемое решение вынесено с нарушением норм материального права.
Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 06 апреля 2022 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители истца и ответчика участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения Пенсионным фондом проверки сведений, представленных ответчиком за отчетный период "2017 год" по форме СЗВ-СТАЖ установлено отсутствие сведений в отношении 35 застрахованных лиц, в связи с чем 22.01.2021 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 083S18210000333, выразившегося в нарушении обществом требований пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По результатам рассмотрения указанного акта Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 25.02.2021 N 083S19210001487, которым ФКУ КП-5 УФСИН России по Ульяновской области привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 7 500 руб.
Требованием от 22.03.2021 N 083S01210002192, направленным страхователю заказным почтовым отправлением, страхователю предложено уплатить сумму штрафа в
срок до 09.04.2021.
Неисполнение требования ответчиком в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд.
04.06.2021 Арбитражным судом Ульяновской области выдан судебный приказ на взыскание спорных сумм.
Определением от 17.06.2021 указанный судебный приказ отменен, в связи с чем заявитель предъявил требования в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
ФКУ КП-5 УФСИН России по Ульяновской области является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-Ф страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 названной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 названной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество;3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как предусмотрено ст. 17 Закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.
Срок составления указанного акта Законом N 27-ФЗ не установлен.
Однако, отсутствие в Законе N 27-ФЗ указаний на сроки проведения проверки предоставленной страхователем отчетности не свидетельствует о наличии у Управления неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.
В силу положений Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, на основании положений указанного закона, правовой позиции, изложенной в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок и сроки производства по делу о совершении налоговых правонарушений установлены статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации и применимы к процедуре выявления и фиксации нарушений в сфере уплаты страховых взносов и представления необходимых сведений.
Таким образом, при составлении акта, вынесении решения и требования об уплате штрафных санкций, а также при подаче заявления о взыскании начисленных штрафных санкций Управление должно было руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Как следует из представленных материалов, ФКУ КП-5 УФСИН России по Ульяновской области 01.03.2018 были представлены в Пенсионный фонд исходные сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме "СЗВ-стаж" за 2017 год. Именно с этого момента заявитель обнаружил совершенное ответчиком правонарушение, поскольку, с момента представления сведений заявитель, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением страхователями законодательства об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации, обязан был проверить соблюдение ответчиком установленного срока для предоставления спорных сведений.
Судом первой инстанции установлено, что акт о выявлении правонарушения, имевшего место 01.03.2018, составлен Пенсионным фондом 22.01.2020, т.е. спустя 22 месяца после даты его выявления, решение N 083S19210001487 о привлечении страхователя к ответственности вынесено 25.02.2020, требование N 083S01210002192 об уплате штрафа выставлено 22.03.2021.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом данных разъяснений, применимых к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 10 дней на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 10 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Правонарушение совершено обществом 01.03.2018, следовательно, как правильно указывает суд первой инстанции срок на взыскание санкций в судебном порядке, исчисленный исходя из совокупности указанных сроков, истек, соответственно обращение в суд Пенсионного фонда 20.08.2021 проведено за пределами установленного законом срока, что свидетельствует о нарушении фондом процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков.
В результате несвоевременного совершения действий, предусмотренных абзацами 6-19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, Пенсионным фондом пропущен совокупный срок принудительного взыскания спорной задолженности.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что оснований для исчисления сроков взыскания штрафа в судебном порядке с даты фактического принятия решения не имеется, поскольку правонарушение зафиксировано актом о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования спустя 22 месяца после совершения нарушения.
В соответствии с пунктом 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства государственного органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований государственного органа.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При этом следует отметить, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о взыскании обязательных платежей обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.
С учетом приведенных правовых норм и фактических обстоятельств дела суд пришел к правильному выводу о нарушении заявителем пресекательного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании с заинтересованного лица штрафа в размере 17 500 рублей за отчетный период 2017 год, в связи с истечением установленных сроков взыскания данной задолженности и утратой Пенсионным фондом возможности ее взыскания.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 декабря 2021 года по делу N А72-12271/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12271/2021
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ДИМИТРОВГРАДЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ N 5 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"