г. Москва |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А40-196620/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой
судей: |
Ж.В. Поташовой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2022 по делу N А40-196620/21,
по заявлению акционерного общества "ОборонЭнерго" (ИНН: 7704726225)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН: 7706096339)
об оспаривании решений (в форме уведомлений) об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах,
при участии:
от заявителя: |
Михайлова А.И. по доверенности от 21.09.2021, |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен, |
УСТАНОВИЛ:
АО "ОборонЭнерго" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо) об оспаривании решений от 15 - 16 июня 2021 г. (N PKPVDMFC-2021-06-04-522962, N PKPVDMFC-2021-06-04-543178, N PKPVDMFC-2021 -06-04-549308, N PKPVDMFC-2021-06-04-557190, N PKPVDMFC-2021-06-04-562508, N КУВД-001/2021-22804009/1, N КУВД-001/2021-22801724/1, N КУВД-001/2021-22806678/1, N КУВД-001/2021-22807959/1, N КУВД-001/2021-22810580/1, N PKPVDMFC-2021-06-04-528446, N КУВД-001/2021-22817791/1) об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах, об обязании.
Решением суда от 24.01.2022 заявление общества удовлетворено.
С таким решением суда не согласилось Управление Росреестра по Москве и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В жалобе Управление Росреестра по Москве ссылается, что спорные объекты не являются ранее учтенными объектами недвижимости, поскольку:
1. отсутствуют сведения (доказательства) возведения указанных объектов недвижимости в соответствии с требованиями и правилами, введения их в эксплуатацию в качестве объектов капитального строительства.
2. Представленные технические паспорта не являются подтверждением ранее проведенного технического учета спорных объектов.
3. Не представлены документы, подтверждающие проведенный технический учет.
4. Не представлены правоустанавливающие документы.
5. Не представлено доказательств, что спорные объекты являются самостоятельными, а не вспомогательными.
6. Судом не исследован вопрос о противоречии сведений о площади объектов, указанной в заявлении и в технических паспортах.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления Росреестра по Москве, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителя общества, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "Оборонэнерго" обратилось в Управление с заявлениями о внесении сведений в ЕГРН об объектах недвижимости как о ранее учтенных - нежилых зданиях (подстанций), расположенных по адресу: Москва, п. Десеновское, п. Ватутинки.
В качестве документа-основания в учетные дела были представлены технические паспорта, изготовленные в 2011 году ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ".
15-16 июня 2021 г. Управлением Росреестра по Москве уведомлениями N PKPVDMFC-2021 -06-04-522962, N PKPVDMFC-2021 -06-04-543178, N PKPVDMFC-2021 -06-04-5493 08, N PKPVDMFC-2021 -06-04-5 57190, N PKPVDMFC-2021-06-04-562508, N КУВД-001/2021-22804009/1, N КУВД-001/2021-22801724/1, N КУВД-001/2021-22806678/1, N КУВД-001/2021-22807959/1, N КУВД-001/2021-22810580/1, N PKPVDMFC-2021-06-04-528446, N КУВД-001/2021-22817791/1 отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости (далее по тексту - ГКН) АО "Оборонэнерго" в связи с отсутствием сведений, позволяющих считать объект недвижимости ранее учтённым.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
На основании ст. 1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Ранее учтенными объектами недвижимости являются объекты, в отношении которых осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту -Федеральный закон 221- ФЗ), а также объекты, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены в установленном законом порядке.
С момента принятия Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту - Закон N 218-ФЗ), а также Федерального закона 221-ФЗ сведения обо всех объектах недвижимости учитывались в Едином государственном реестре прав и Государственном кадастре недвижимости.
На основании ч. 4 ст. 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона 221-ФЗ, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Как установлено частью 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Таким образом, сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть включены в Единый государственный реестр недвижимости на основании документа, подтверждающего ранее проведенный государственный учет такого объекта. Такие документы должны быть выданы уполномоченным органом (организацией) и отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.
Согласно пп. 3 п. 5 приказа Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" источниками для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе технические паспорта.
Вопреки доводам апелляционной жалобе, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что трансформаторная подстанция является недвижимым имуществом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.12.2015 по делу N 304- ЭС15-11476, А27-18141/2014 согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение; при этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
При решении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, необходимо установить наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
В соответствии с позицией ФНС России, изложенной в Письме от 20.04.2020 N БС-4-21/6581@ "О предоставлении информации по запросу" (вместе с "Информацией о правоприменительной практике, касающейся квалификации недвижимого имущества, в т.ч. в целях исчисления налога на имущество организаций") в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.05.2018 по делу N А05-1595/2017 трансформаторная подстанция признана недвижимым имуществом (по заявлению АО "Архангельский фанерный завод"). Трансформаторная подстанция имеет признаки недвижимого имущества, в частности: расположена в конкретном месте, сооружена на монолитном железобетонном фундаменте, соединена подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях), то есть имеет прочную связь с землей, общая стоимость, по которой данный объект основного средства принят к бухгалтерскому учету, сформирована с учетом стоимости разработки проекта, устройства фундамента, монтажных и электротехнических работ.
Таким образом, трансформаторная подстанция представляет собой единую сложную вещь, обладающую признаками недвижимого имущества.
Вопреки доводам апелляционной жалобе, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что трансформаторная подстанция является самостоятельным объектом.
Трансформаторная подстанция состоит из трансформаторов, распределительного устройства, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений. При этом подстанция может располагаться в отдельно стоящем здании (п. п. 4.2.6, 4.2.81 Правил устройства электроустановок).
Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, предусмотрены разные амортизационные группы для оборудования трансформаторной подстанции и здания, в котором она располагается.
Оборудование трансформаторной подстанции относится к коду ОКОФ 330.30.20.31.117 "Машины энергосиловые и сварочные путевые и агрегаты" и включается в седьмую амортизационную группу (срок полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно).
Здания трансформаторных подстанций с кодом ОКОФ 210.00.11.10.730 в зависимости от их конструктивных особенностей могут входить в четвертую, пятую, седьмую, восьмую, десятую амортизационную группу. Например, здание трансформаторной подстанции, построенное на железобетонном фундаменте, с железобетонными перекрытиями и со стенами из каменных материалов включаются в десятую амортизационную группу (имущество со срокОхМ полезного использования свыше 30 лет включительно).
В представленных технических паспортах имеется описание спорных объектов, указывающее на конструктивные особенности, а именно железобетонный фундамент, каменные (кирпичные) стены и перекрытия, пол железобетонный, стены внутри оштукатуренные, снаружи окрашенные. Все здания отдельно стоящие.
Таким образом спорные объекты являются самостоятельными объектами недвижимости.
В отношении возникновения права собственности ОАО "Оборонэнерго" на ранее учтенные объекты (правоустанавливающие документы) суд первой инстанции верно исходил из следующего.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.11.2009 N 1317 "О закреплении недвижимого и движимого имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского флота" прекращено право оперативного управления Государственного учреждения Министерства обороны "Ватутинская квартирно-эксплуатационная часть района" на следующие объекты согласно приложениям к Приказу по форме ОС-1а:
1. Трансформаторная подстанция -3", расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, лит. А, общая площадь 29 кв. м. (инвентарный номер 46:228:004:000003060:0001)
2. "Трансформаторная подстанция -5", расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, лит. А, общая площадь 28 кв. м. (инвентарный номер 46:228:004:000003280:0001)
3. "Трансформаторная подстанция -6", расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, лит. А, общая площадь 23 кв. м. (инвентарный номер 46:228:004:000003120:0001)
4. "Трансформаторная подстанция -7", расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, лит. А, общая площадь 45 кв. м. (инвентарный номер 46:228:004:000003100:0001)
5. "Трансформаторная подстанция -8", расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, лит. А, общая площадь 50 кв. м. (инвентарный номер 46:228:004:000003270:0001)
6. "Дизельная электростанция", Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, в/ч 02307, общая площадь 138 кв. м. (инвентарный номер 46:246:004:000005190:0001).
7. "Трансформаторная подстанция для КНС" расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, лит. А, общая площадь 26 кв. м. (инвентарный номер 46:228:004:000003190:0001);
8. "Трансформаторная подстанция" расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, лит. А, общая площадь 46 кв. м. (инвентарный номер 46:228:004:000003320:0001)
9. "Дизельная" расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, в/ч 39294, общая площадь 158 кв. м. (инвентарный номер 46:228:004:000002350:0001)
10. "Распределительная трансформаторная подстанция", расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, в/ч 02307, общая площадь 129 кв. м. (инвентарный номер 46:246:004:000005140:0001).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.11.2009 N 1335 "О закреплении недвижимого и движимого имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского флота" прекращено право оперативного управления "192 квартирно-эксплуатационная часть района" на следующие объекты согласно приложениям к Приказу по форме ОС-1а:
1. "Трансформаторный киоск" расположенный по адресу: Московская область, Подольский р-н, по. Приволье, в/г 17 лит.23, общая площадь 13 кв. м. (инвентарный номер 46:246:002:000008890:0001).
2. "Трансформаторная п/ст" расположенная по адресу: Московская область, Подольский р-н, по. Приволье, в/г 17 в/ч 61991, лит 23а общая площадь 30 кв. м. (инвентарный номер 46:246:002:000207800:0001).
Указанными приказами перечисленные объекты были закреплены на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 2 указанных приказов от 25.11.2009 N 1317 и 1335 ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации было предписано в трехмесячный срок с даты издания приказов осуществить государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации и хозяйственного ведения ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации на недвижимое имущество, указанное в приложениях N 1 и N 2 к приказам (перечисленное выше), в том числе, в отношении которого вынесены решения об отказе внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о данных объектах как ранее учтенных.
На основании приказа министра обороны Российской Федерации от 23.12.2009 N 1446 "Об условиях приватизации ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации" юридическое лицо ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации было приватизировано путем преобразования в Открытое акционерное общество "28 Электрическая сеть". Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации указан в приложении N 1 к приказу от 23.12.2009 N1446, в состав указанного комплекса, в том числе, было включено спорные объекты - пункты 121,122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129,146, 3777, 3778.
Передаточным актом от 23.12.2009 имущественный комплекс ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации был передан ОАО "28 Электрическая сеть".
В соответствии с протоколом от 08.06.2011 N 2 внеочередного общего собрания акционеров ОАО "28 Электрическая сеть" было принято решение о реорганизации ОАО "28 Электрическая сеть" в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго".
Между сторонами был подписан договор от 09.06.2011 N 2 "О присоединении открытого акционерного общества "28 Электрическая сеть" к открытому акционерному обществу "Оборонэнерго", составлен передаточный акт от 09.06.2011 с приложением к нему перечня объектов основных средств (передаваемого недвижимого имущества), в том числе, спорного здания трансформаторной подстанции. Реорганизация ОАО "28 Электрическая сеть" в форме присоединения к Обществу была завершена 31.08.2011.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте, в котором указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая объекты недвижимого имущества, здания, строения, сооружения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в процессе преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 2 статьи 58 ГК РФ в редакции, действовавшей в период реорганизации).
Таким образом, право собственности на указанные объекты возникло у ОАО "Оборонэнерго" в порядке универсального правопреемства путем реорганизации ОАО "28 Электрическая сеть" в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго", запись об этом внесена в ЕГРЮЛ 31.08.2011.
Указанная информация и документы представлялись в регистрирующий орган и исследованы судом первой инстанции.
При этом ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту - Закон 218-ФЗ) устанавливает право регистратора для приостановления государственной регистрации прав. Одним из оснований для приостановления регистрационных действий является отсутствие документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, а также несоответствие по форме или содержанию документов требованиям законодательства Российской Федерации (пп. 5,7 ч. 1 указанной статьи).
Таким образом, регистрирующий орган, считая, что представленных документов недостаточно, имел возможность запросить их дополнительно, приостановив до этого регистрацию.
Технический и кадастровый учет проведен. Документы представлены в регистрационные дела.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ), признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 43 Закона N 221-ФЗ до 01.01.2013 устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Пунктом 3 статьи 43 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом N 122-ФЗ (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
АО "Оборонэнерго" на спорные объекты были представлены технические паспорта, изготовленные ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Московский областной Филиал" в 2011 и 2012 годах, т.е. в переходный период.
Кроме того, в материалы регистрационных дел был представлен ответ ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 02.06.2021 N 50/01-07-1689ЭЛ, в котором указано, что на спорные объекты Московским областным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" были изготовлены Кадастровые паспорта. Инвентаризация спорных объектов проводилась на основании Соглашения по технической инвентаризации, техническому учету объектов недвижимости, закрепленных за организациями Министерства обороны Российской Федерации и подготовки на них технической документации для целей регистрации права собственности от 06.03.2008. Результатом выполнения работ являлся Кадастровый паспорт на объект.
Таким образом, в целях внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости достаточно документа, подтверждающего ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости. Поскольку в 2008 году были произведены действия по подготовке документов в соответствии с Законом N 221-ФЗ для осуществления кадастрового учета в отношении спорных объектов, в результате которых БТИ выданы кадастровые паспорта, то в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального Закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ и пунктами 1, 3 статьи 43 (действие в переходный период), статьей 45 Закона N 221-ФЗ государственный учет спорных объектов недвижимости, осуществленный в переходный период со дня вступления в силу Закона N 221-ФЗ, признается юридически действительным.
Заявитель жалобы ссылается, что судом не исследован вопрос о противоречии сведений о площади объектов недвижимости между указанными в заявлении и техническими паспортами. При этом, в пункте 2 части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, среди которых нет оснований для отказа, в случае, если имеются противоречия в сведениях о площади объектов.
Учитывая изложенное, в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для регистрации.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное Управлением Росреестра по Москве не доказано.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования общества подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2022 по делу N А40-196620/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-196620/2021
Истец: АО "ОБОРОНЭНЕРГО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ