г. Москва |
|
28 июля 2022 г. |
Дело N А40-196620/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2022 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Филиной Е.Ю.
судей Красновой С.В., Федуловой Л.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Федорова Ю.В., доверенность от 21.09.2021;
от заинтересованного лица: Удилова Е.Л., доверенность от 07.06.2022;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по делу N А40-196620/2021
по заявлению АО "ОборонЭнерго"
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании решений об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах,
УСТАНОВИЛ:
АО "ОборонЭнерго" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо) об оспаривании решений от 15-16 июня 2021 (N PKPVDMFC-2021-06-04-522962, N PKPVDMFC-2021-06-04-543178, N PKPVDMFC-2021-06-04-549308, N PKPVDMFC-2021-06-04-557190, N PKPVDMFC-2021-06-04-562508, N КУВД-001/2021-22804009/1, N КУВД-001/2021-22801724/1, N КУВД-001/2021-22806678/1, N КУВД-001/2021-22807959/1, N КУВД-001/2021-22810580/1, N PKPVDMFC-2021-06-04-528446, N КУВД-001/2021-22817791/1) об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах, об обязании произвести государственную регистрацию прав.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2022 заявление удовлетворено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2022 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам письменного отзыва, приобщенного судебной коллегией в материалы дела.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судами, АО "ОборонЭнерго" обратилось в Управление с заявлениями о внесении сведений в ЕГРН об объектах недвижимости как о ранее учтенных - нежилых зданиях (подстанций), расположенных по адресу: Москва, п. Десеновское, п. Ватутинки.
В качестве документа-основания в учетные дела были представлены технические паспорта, изготовленные в 2011 году ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ".
Управлением Росреестра по Москве отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в государственный кадастр недвижимости) АО "ОборонЭнерго" в связи с отсутствием сведений, позволяющих считать объект недвижимости ранее учтённым.
Посчитав решение незаконным и необоснованным, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы.
Исследовав материалы дела и доводы заявления, суды установили, что действия регистрирующего органа противоречат законодательству в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решений или действий незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Как установлено судами, АО "ОборонЭнерго" на спорные объекты были представлены технические паспорта, изготовленные ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Московский областной Филиал" в 2011 и 2012 годах.
Кроме того, в материалы регистрационных дел был представлен ответ ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 02.06.2021 N 50/01-07-1689ЭЛ, в котором указано, что на спорные объекты Московским областным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" были изготовлены кадастровые паспорта.
Инвентаризация спорных объектов проводилась на основании соглашения по технической инвентаризации, техническому учету объектов недвижимости, закрепленных за организациями Министерства обороны Российской Федерации и подготовки на них технической документации для целей регистрации права собственности от 06.03.2008. Результатом выполнения работ являлся кадастровый паспорт на объект.
Таким образом, в целях внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости достаточно документа, подтверждающего ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости.
Поскольку в 2008 году были произведены действия по подготовке документов в соответствии с Законом N 221-ФЗ для осуществления кадастрового учета в отношении спорных объектов, в результате которых БТИ выданы кадастровые паспорта, то в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального Закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ и пунктами 1, 3 статьи 43 (действие в переходный период), статьей 45 Закона N 221-ФЗ государственный учет спорных объектов недвижимости, осуществленный в переходный период со дня вступления в силу Закона N 221-ФЗ, признается юридически действительным.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.11.2009 N 1317 "О закреплении недвижимого и движимого имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского флота" прекращено право оперативного управления Государственного учреждения Министерства обороны "Ватутинская квартирноэксплуатационная часть района" на следующие объекты согласно приложениям к приказу по форме ОС-1а: 1. Трансформаторная подстанция -3", расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, лит. А, общая площадь 29 кв.м (инвентарный номер 46:228:004:000003060:0001), 2. "Трансформаторная подстанция-5", расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, лит. А, общая площадь 28 кв.м (инвентарный номер 46:228:004:000003280:0001), 3. "Трансформаторная подстанция-6", расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, лит. А, общая площадь 23 кв. м. (инвентарный номер 46:228:004:000003120:0001), 4. "Трансформаторная подстанция-7", расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, лит. А, общая площадь 45 кв. м. (инвентарный номер 46:228:004:000003100:0001), 5. "Трансформаторная подстанция-8", расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, лит. А, общая площадь 50 кв.м (инвентарный номер 46:228:004:000003270:0001), 6. "Дизельная электростанция", Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, в/ч 02307, общая площадь 138 кв.м. (инвентарный номер 46:246:004:000005190:0001), 7. "Трансформаторная подстанция для КНС" расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, лит. А, общая площадь 26 кв.м (инвентарный номер 46:228:004:000003190:0001); 8. "Трансформаторная подстанция" расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, лит. А, общая площадь 46 кв.м (инвентарный номер 46:228:004:000003320:0001), 9. "Дизельная" расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п.Ватутинки, в/ч 39294, общая площадь 158 кв.м (инвентарный номер 46:228:004:000002350:0001), 10. "Распределительная трансформаторная подстанция", расположенная по адресу: Московская область, Ленинский р-н, п. Ватутинки, в/ч 02307, общая площадь 129 кв.м (инвентарный номер 46:246:004:000005140:0001).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.11.2009 N 1335 "О закреплении недвижимого и движимого имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского флота" прекращено право оперативного управления "192 квартирно-эксплуатационная часть района" на следующие объекты согласно приложениям к Приказу по форме ОС-1а: 1. "Трансформаторный киоск" расположенный по адресу: Московская область, Подольский р-н, по. Приволье, в/г 17 лит.23, общая площадь 13 кв.м (инвентарный номер 46:246:002:000008890:0001), 2. "Трансформаторная п/ст" расположенная по адресу: Московская область, Подольский р-н, по. Приволье, в/г 17 в/ч 61991, лит 23а общая площадь 30 кв.м (инвентарный номер 46:246:002:000207800:0001).
Указанными приказами перечисленные объекты были закреплены на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 2 указанных приказов от 25.11.2009 N 1317 и 1335 ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации было предписано в трехмесячный срок с даты издания приказов осуществить государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации и хозяйственного ведения ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации на недвижимое имущество, указанное в приложениях N 1 и N 2 к приказам (перечисленное выше), в том числе, в отношении которого вынесены решения об отказе внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о данных объектах как ранее учтенных.
На основании приказа министра обороны Российской Федерации от 23.12.2009 N 1446 "Об условиях приватизации ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации" юридическое лицо ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации было приватизировано путем преобразования в Открытое акционерное общество "28 Электрическая сеть".
Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации указан в приложении N 1 к приказу от 23.12.2009 N1446, в состав указанного комплекса, в том числе, было включено спорные объекты -пункты 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 146, 3777, 3778.
Передаточным актом от 23.12.2009 имущественный комплекс ФГУП "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации был передан ОАО "28 Электрическая сеть".
В соответствии с протоколом от 08.06.2011 N 2 внеочередного общего собрания акционеров ОАО "28 Электрическая сеть" было принято решение о реорганизации ОАО "28 Электрическая сеть" в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго".
Между сторонами был подписан договор от 09.06.2011 N 2 "О присоединении открытого акционерного общества "28 Электрическая сеть" к открытому акционерному обществу "ОборонЭнерго", составлен передаточный акт от 09.06.2011 с приложением к нему перечня объектов основных средств (передаваемого недвижимого имущества), в том числе спорного здания трансформаторной подстанции.
Реорганизация ОАО "28 Электрическая сеть" в форме присоединения к обществу была завершена 31.08.2011.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам -правопреемникам реорганизованного юридического лица. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период реорганизации). Таким образом право собственности на указанные объекты возникло у ОАО "ОборонЭнерго" в порядке универсального правопреемства путем реорганизации ОАО "28 Электрическая сеть" в форме присоединения к ОАО "ОборонЭнерго", запись об этом внесена в ЕГРЮЛ 31.08.2011.
Вопреки доводам Управления, АО "Оборонэнерго" на спорные объекты были представлены технические паспорта, изготовленные ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Московский областной Филиал" в 2011 и 2012 годах, т.е. в переходный период. Кроме того, в материалы регистрационных дел был представлен ответ ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 02.06.2021 N 50/01-07-1689ЭЛ, в котором указано, что на спорные объекты Московским областным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" были изготовлены Кадастровые паспорта. Инвентаризация спорных объектов проводилась на основании Соглашения по технической инвентаризации, техническому учету объектов недвижимости, закрепленных за организациями Министерства обороны Российской Федерации и подготовки на них технической документации для целей регистрации права собственности от 06.03.2008.
Результатом выполнения работ являлся кадастровый паспорт на объект.
Таким образом, в целях внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости достаточно документа, подтверждающего ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости. Поскольку в 2008 году были произведены действия по подготовке документов в соответствии с Законом N 221-ФЗ для осуществления кадастрового учета в отношении спорных объектов, в результате которых БТИ выданы кадастровые паспорта, то в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального Закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ и пунктами 1, 3 статьи 43 (действие в переходный период), статьей 45 Закона N 221-ФЗ государственный учет спорных объектов недвижимости, осуществленный в переходный период со дня вступления в силу Закона N221-ФЗ, признается юридически действительным.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов не допущено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по делу N А40-196620/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Е.Ю. Филина |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам -правопреемникам реорганизованного юридического лица. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период реорганизации). Таким образом право собственности на указанные объекты возникло у ОАО "ОборонЭнерго" в порядке универсального правопреемства путем реорганизации ОАО "28 Электрическая сеть" в форме присоединения к ОАО "ОборонЭнерго", запись об этом внесена в ЕГРЮЛ 31.08.2011.
...
Результатом выполнения работ являлся кадастровый паспорт на объект.
Таким образом, в целях внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости достаточно документа, подтверждающего ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости. Поскольку в 2008 году были произведены действия по подготовке документов в соответствии с Законом N 221-ФЗ для осуществления кадастрового учета в отношении спорных объектов, в результате которых БТИ выданы кадастровые паспорта, то в соответствии с частью 4 статьи 69 Федерального Закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ и пунктами 1, 3 статьи 43 (действие в переходный период), статьей 45 Закона N 221-ФЗ государственный учет спорных объектов недвижимости, осуществленный в переходный период со дня вступления в силу Закона N221-ФЗ, признается юридически действительным."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2022 г. N Ф05-17188/22 по делу N А40-196620/2021