город Омск |
|
12 апреля 2022 г. |
А46-11824/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каревой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-593/2022) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 13.12.2021 по делу N А46-11824/2021 (судья Колмогорова А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Комбинат Хлебопродуктов" (ИНН 5520900173, ОГРН 1145543024770) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 16.06.2021 N 55-05/3647,
при участии в судебном заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Стельмаченка Эрнеста Антоновича, (по доверенности от 29.12.2021 N 116-Д сроком действия 31.12.2022),
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Комбинат Хлебопродуктов" - Щербининой Елены Юрьевны (по доверенности от 06.05.2020 сроком действия 3 года), Зыкова Антона Сергеевича (по доверенности от 06.05.2020 сроком действия 3 года);
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Тугушевой Ксении Владимировны (по доверенности от 09.11.2021 N 3-Сиб-180/Д сроком действия 01.11.2023),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирский Комбинат Хлебопродуктов" (далее - ООО "Сибирский КХП", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области, управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления на праве собственности земельных участков, изложенного в письме от 16.06.2021 N 55-05/3647, обязании в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять:
- решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации железнодорожных путей с кадастровым номером 55:12:000000:427;
- решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации железнодорожных путей с кадастровым номером 55:12:000000:429;
- решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации железнодорожных путей с кадастровым номером 55:12:000000:430.
Определением Арбитражного суда Омской области от 13.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российский железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.12.2021 по делу N А46-11824/2021 (далее - обжалуемое решение) заявление ООО "Сибирский КХП" удовлетворено. Признан незаконным отказ ТУ Росимущества в Омской области в предварительном согласовании предоставления на праве собственности земельных участков, изложенный в письме от 16.06.2021 N 55-05/3647. Суд обязал ТУ Росимущества в Омской области в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу принять:
- решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации железнодорожных путей с кадастровым номером 55:12:000000:427;
- решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации железнодорожных путей с кадастровым номером 55:12:000000:429;
- решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации железнодорожных путей с кадастровым номером 55:12:000000:430.
Взыскано с ТУ Росимущества в Омской области в пользу ООО "Сибирский КХП" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратилось ТУ Росимущества в Омской области, просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Сибирский КХП".
В обоснование жалобы её заявитель указал, что земельный участок с кадастровым номером 55:12:000000:2 находится в собственности Российской Федерации в аренде у ОАО "РЖД". Представленные на рассмотрение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по форме и содержанию не соответствуют Приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2015 N 36018), в частности: графическая часть не соответствует требованиям, предъявляемым к форме кадастрового плана территории. Не содержит необходимой информации, которая предусмотрена требованиями пункта 6 указанного приказа, в том числе отсутствует в полном объеме изображение границ исходного земельного участка. С целью оформления прав на земельные участки под объектами недвижимости необходимо осуществить две самостоятельные процедуры: образование земельных участков и предоставление образованных земельных участков в собственность.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по её рассмотрению.
28.03.2022 ООО "Сибирский КХП" представлен отзыв на апелляционную жалобу.
От ОАО "РЖД" 01.04.2022 поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании 05.04.2022 представитель ТУ Росимущества в Омской области просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители ООО "Сибирский КХП" просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ОАО "РЖД" просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Омской области от 02.02.2021 по делу N А46-16118/2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021, удовлетворены требования ООО "Сибирский КХП", признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в Омской области, выразившееся в нерассмотрении по существу по правилам части 7 статьи 39.15 ЗК РФ заявлений от 08.06.2020 о предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации железнодорожных путей с кадастровыми номерами 55:12:000000:427, 55:12:000000:429, 55:12:000000:430; суд обязал ТУ Росимущества в Омской области рассмотреть по существу заявления ООО "Сибирский КХП" от 08.06.2020 и принять соответствующее решение в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Указанными судебными актами установлено, что ООО "Сибирский КХП" принадлежат на праве собственности следующие сооружения (далее - железнодорожные пути):
1) сооружение с кадастровым номером 55:12:000000:427, протяжностью 455 метров, адрес (местоположение): Омская область, р-н Марьяновский, р.п. Марьяновка, ул. Южная, д. 1, от тупика до восточной границы территории КХП;
2) сооружение с кадастровым номером 55:12:000000:429, протяжностью 1182 метров, адрес (местоположение): Омская область, р-н Марьяновский, р.п. Марьяновка, территория МКХП;
3) сооружение с кадастровым номером 55:12:000000:430, протяжностью 2687 метров, адрес (местоположение): Омская область, р-н Марьяновский, р.п. Марьяновка, пер. Южный, д. 1, территория ОАО "Марьяновский КХП".
С целью образования земельных участков для приобретения их в собственность, 01.04.2020 между ООО "Сибирский КХП" (заказчик) и кадастровым инженером Косолаповой Е.В. (исполнитель) заключен договор на проведение кадастровых работ, по условиям которого исполнитель по заданию заказчика обязуется произвести кадастровые работы по образованию земельных участков под следующими объектами недвижимости заказчика:
- сооружение с кадастровым номером 55:12:000000:427, наименование: железнодорожные пути, протяжностью 455 метров, адрес (местоположение): Омская область, р-н Марьяновский, р.п. Марьяновка, ул. Южная, д 1, от тупика до восточной границы территории КХП (далее - ЖДП-427);
- сооружение с кадастровым номером 55:12:000000:429, наименование: железнодорожные пути, протяжностью 1182 метров, адрес (местоположение): Омская область, р-н Марьяновский, р.п. Марьяновка, территория МКХП (далее - ЖДП-429);
- сооружение с кадастровым номером 55:12:000000:430, наименование: железнодорожные пути широкой колеи протяжностью 2687 метров, адрес (местоположение): Омская область, р-н Марьяновский, р.п. Марьяновка, пер Южный, д 1, территория ОАО "Марьяновский КХП" (далее - ЖДП-430).
22.04.2020 в адрес ООО "Сибирский КХП" от кадастрового инженера Косолаповой Е.В. поступило письмо, согласно которому при выполнении кадастровых работ установлено, что принадлежащие ООО "Сибирский КХП" железнодорожные пути с кадастровым номерами 55:12:000000:427, 55:12:000000:429, 55:12:000000:430 частично расположены на земельном участке с кадастровым номером 55:12:000000:2 площадью 9628900 +/- 5430 кв. м.
По данным Государственного кадастра недвижимости, указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
В результате кадастровых работ установлено, что железнодорожные пути 55:12:000000:429 (ЖДП-429) расположены в границах:
- земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:2 площадью 9628900 +/- 5430 кв.м;
- земельного участка с кадастровым номером 55:12:100132:253 площадью 103 133 кв. м;
- земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:203 площадью 61 444 кв.м.
Железнодорожные пути 55:12:000000:430 (ЖДП-430) расположены в границах:
- земельного участка с кадастровым номером 55:12:100132:5 площадью 126 949 кв.м;
- земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:2 площадью 9628900 +/- 5430.
Железнодорожные пути 55:12:000000:427 (ЖДП-427) расположены в границах:
- земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:2 площадью 9628900 +/- 5430 кв.м.
На основании договора на проведение кадастровых работ от 01.04.2020 и дополнительного соглашения от 22.04.2020 кадастровым инженером Косолаповой Е.И. проведены следующие работы.
В отношении земельных участков 55:12:100132:5, 55:12:000000:203, 55:12:100132:253, принадлежащих ООО "Сибирский КХП", проведены кадастровые работы по образованию земельных участков для эксплуатации части железнодорожных путей площадью: 2 743+/-18 кв.м и 391+/-7 кв. м, (для ЖДП-429); 327+/-6 кв.м (для ЖДП-430).
Дополнительно с целью последующего увеличения отправительского маршрута образуются земельные площадью: 1 653 +/-14 кв.м (для увеличения отправительского маршрута ЖДП-430); 1 529 +/-14 кв.м (для увеличения отправительского маршрута ЖДП427).
Для целей последующего предоставления обществу недостающих земельных участков, для эксплуатации части железнодорожных путей кадастровым инженером подготовлены схемы образования земельных участков для обращения в уполномоченные органы с соответствующими заявлениями.
Согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации железнодорожного пути ЖДП-429 из земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:2 путем раздела образуется один земельный участок площадью 1 307 кв.м.
Согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации железнодорожного пути ЖДП-430 из земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:2 путем раздела образуется один земельный участок площадью 10 270 кв.м.
Согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации железнодорожного пути ЖДП-427 из земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:2 путем раздела образуется один земельный участок площадью 1 885 кв.м.
08.06.2020 ООО "Сибирский КХП" обратилось в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1 885 кв.м, который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером: 55:12:000000:2, площадью 9 628 900 кв.м, местоположение: Омская обл., р-н Марьяновский, с востока на запад по территории Марьяновского р-на в полосе отвода ж/ д с ПК-2821+80 до ПК-2866+650, на праве собственности, без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьм 39.20 ЗК РФ в целях эксплуатации железнодорожных путей с кадастровым номерам 55:12:000000:427.
Также 08.06.2020 ООО "Сибирский КХП" обратилось в ТУ Росимущество с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 10 270 кв.м, который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером: 55:12:000000:2, площадью 9 628 900 кв.м, местоположение: Омская обл., р-н Марьяновский, с востока на запад по территории Марьяновского р-на в полосе отвода ж/ д с ПК-2821+80 до ПК-2866+650, на праве собственности, без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ в целях эксплуатации железнодорожных путей с кадастровым номерам 55:12:000000:430.
В соответствии с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 10.06.2020 ООО "Сибирский КХП" просило ТУ Росимущество предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 1 307 кв.м, который необходимо образовать из земельного участка с кадастровым номером: 55:12:000000:2, площадью 9 628 900 кв.м, местоположение: Омская обл., р-н Марьяновский, с востока на запад по территории Марьяновского р-на в полосе отвода ж/ д с ПК-2821+80 до ПК-2866+650, на праве собственности, без проведения торгов на основании: подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ в целях эксплуатации железнодорожных путей с кадастровым номерам 55:12:000000:429.
Письмом от 12.08.2020 N 55-МУ-03/5021 ТУ Росимущества по Омской области проинформировало заявителя о невозможности образования испрашиваемых земельных участков, пакет документов возвращен на доработку.
Далее повторно рассмотрев заявление общества, письмом от 16.06.2021 N 55-05/3647 ТУ Росимущества в Омской области отказало в предварительном согласовании земельных участков, в обоснование указало, что:
- графическая часть представленных схем не соответствует требованиям, предъявляемым к форме кадастрового плана территории, в том числе отсутствует в полном объеме изображение границ исходного земельного участка;
- земельный участок с кадастровым номером 55:12:000000:2 предоставлен в аренду ОАО "РЖД";
- оформление прав на земельные участки необходимо осуществлять двумя процедурами: образованием земельных участков в соответствии с положениями I.1 ЗК РФ и предоставление образованных земельных участков в собственность в соответствии с главой V.1 ЗК РФ.
Полагая отказ ТУ Росимущества в Омской области в предварительном согласовании земельных участков незаконным, ООО "Сибирский КХП" обратилось в суд с заявлением о его оспаривании.
По итогам рассмотрения указанного заявления принято решение Арбитражного суда Омской области от 13.12.2021 по делу N А46-11824/2021, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Одним из принципов земельного законодательства согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
5) осуществление государственного кадастрового учета;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи.
Пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Образование участков, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости, осуществляется по правилам ЗК РФ. Требования к образуемым земельным участкам закреплены в статье 11.9 ЗК РФ.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован для целей эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке, в размере, необходимом для такой эксплуатации.
Предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые согласно части 1 статьи 38 ГрК РФ могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Как отмечено ранее, письмом от 16.06.2021 N 55-05/3647 ТУ Росимущества в Омской области отказало в предварительном согласовании земельных участков, в обоснование указало, что: графическая часть представленных схем не соответствует требованиям, предъявляемым к форме кадастрового плана территории, в том числе отсутствует в полном объеме изображение границ исходного земельного участка; земельный участок с кадастровым номером 55:12:000000:2 предоставлен в аренду ОАО "РЖД"; оформление прав на земельные участки необходимо осуществлять двумя процедурами: образованием земельных участков в соответствии с положениями I.1 ЗК РФ и предоставление образованных земельных участков в собственность в соответствии с главой V.1 ЗК РФ.
Ссылаясь на пункт 6 Приказа Министерства экономического развития России от 27.11.2014 N 762 (далее - Приказ N 762), устанавливающий перечень показателей, которые должны быть отражены в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, административный орган указывает, что в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане должен быть отражен, в том числе: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация).
По утверждению административного органа в представленных схемах указанные показатели отсутствуют, что является препятствием для принятия соответствующего решения.
Частью 1 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно пункту 6 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
При этом решением Арбитражного суда Омской области от 02.02.2021 по делу N А46-16118/2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021, имеющим преюдициальное значение для настоящего спора, установлено следующее.
Из представленных в управления и имеющихся в материалах дела схем следует, что каждая схема предусматривает образование только одного земельного участка для эксплуатации одного объекта недвижимости, при этом исходный земельный участок 55:12:000000:2 сохраняется в измененных границах.
Следовательно, требование заинтересованного лица о необходимости условного номера земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, не основано на вышеуказанных требованиях законодательства.
Кроме того, в представленных схемах расположения земельного участка указана полная информация в соответствии с пунктом 6 поименованного выше приказа.
Так, графическая часть схемы, представленная в ТУ Росимущества в Омской области, разработана на основании кадастрового плана территории, на ней отражены объект капитального строительства границы земельных участков, железнодорожные пути дороги, линии электропередачи, зоны с особыми условиями использования территории с целью обличения ориентирования на местности. На графической части схемы изображены границы образуемого земельного участка, границы учтенных в государственном кадастре земельных участков, в то числе исходного земельного участка, указаны номера кадастровых кварталов, кадастровые номера земельных участков, кадастровый номер объекта недвижимости расположенного на образуемом земельном участке, приведены ссылки на условные обозначения с их расшифровкой, обозначены характерные поворотные точки границ образуемого земельного участка, в отношении которых определены их координаты и определена площадь.
Таким образом, представление схемы полностью соответствуют требованиям предъявляемым к форме схемы, формату и требованиям к ее подготовке. По справедливому утверждению заявителя, информации, указанной и отображенной на представленных схемах, достаточно для принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Доказательств обратного материалы настоящего дела N А46-11824/2021 не содержат.
Доводы, заявленные суду первой инстанции, о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:12:000000:2 предоставлен в аренду ОАО "РЖД", подлежат отклонению.
Согласно пункту 4 статьи 11.2 ЗК РФ одним из документов, необходимых для образования земельного участка, является согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Вместе с тем, в целях реализации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ), пунктом 1 указанной статьи предусмотрено общее правило, предоставляющее исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что на спорных частях земельного участка с кадастровым номером 55:12:000000:2, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, расположены железнодорожные пути, принадлежащие ООО "Сибирский КХП", соответственно никто не вправе, кроме заявителя, приобрести эти земельные участки в собственность или аренду.
Исходя из положений указанных норм возражения ОАО "РЖД" против раздела земельного участка не могли служить основанием для отказа единоличному собственнику находящегося на соответствующих частях земельного участка объектов недвижимости в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Кроме того, заинтересованное лицо указывает, что оформление прав на земельные участки необходимо осуществлять двумя процедурами: образованием земельных участков в соответствии с положениями I.1 ЗК РФ и предоставлением образованных земельных участков в собственность в соответствии с главой V.1 ЗК РФ.
В силу пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение), территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В силу пункта 4.1.20 Типового положения территориальный орган самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Согласно пункту 4.2.27 указанного Типового положения по поручению Росимущества территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Аналогичные положения содержатся в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
Административная процедура предварительного согласования предоставления земельного участка в спорный период была установлена Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.04.2017 N 166 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов".
Таким образом, ТУ Росимущества в Омской области наделено полномочиями по рассмотрению заявлений общества о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное выше, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как управление освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 13.12.2021 по делу N А46-11824/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11824/2021
Истец: ООО "СИБИРСКИЙ КОМБИНАТ ХЛЕБОПРОДУКТОВ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги"