гор. Самара |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А55-29908/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 апреля 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Харламова А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 апреля 2022 года в зале N 7 апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2022, принятое по делу N А55-29908/2021 (судья Хмелев С.П.),
по иску Закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш" (ОГРН 1026300895180, ИНН 6314007537)
к Муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871, ИНН 6315800001)
о взыскании задолженности за коммунальные услуги и пени,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Истец - Закрытое акционерное общество "Самарский завод Нефтемаш" обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании (с учетом уточнений требований, принятых арбитражным судом) с ответчика - Муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара задолженности по внесению платы за коммунальные услуги, поставленные на объект недвижимости по адресу: гор. Самара, ул. Флотская, д. 15, кв. 54, за период май 2020 года - апрель 2021 года в размере 20 713 руб. 02 коп., пени за период с 02.01.2021 по 09.11.2021 в размере 2 614 руб. 72 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2022 исковые требования Закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш" удовлетворены. С Муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара взысканы задолженность в размере 20 713 руб. 02 коп., пени в размере 2 614 руб. 72 коп. и в возмещение расходов по оплате госпошлины 2 000 руб.
Заявитель - Департамент управления имуществом городского округа Самара, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 06.04.2022 на 15 час. 40 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ЗАО "СЗ Нефтемаш", являясь поставщиком тепловой энергии в Куйбышевском районе городского округа Самара, эксплуатирует котельную, расположенную по адресу: Самарская область, гор. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, д. 88, в комплекте с технологическим оборудованием, а также имуществом, необходимым для использования котельной в соответствии с её целевым назначением, которая принадлежит Обществу на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на Недвижимое имущество и сделок с ним 16.08.2014 сделана запись регистрации N 63-01/01-1 /2004-29716.
Вместе с тем, на основании заключенного с ДУИ г.о. Самара Договора N 000191-М аренды муниципальной казны от 15.01.2018 ЗАО "СЗ Нефтемаш" эксплуатирует тепловые сети, сети горячего водоснабжения.
От указанного теплоисточника (котельной) и теплосетям осуществляется поставка тепловой энергии и горячей воды на ГВС на многоквартирный дом по адресу: гор. Самара, ул. Флотская, д. 15.
Объект недвижимости по адресу: гор. Самара, ул. Флотская, д. 15, является муниципальной собственностью городского округа Самара, что не оспаривается ответчиком.
От имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент управления имуществом городского округа Самара.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что ЗАО "СЗ Нефтемаш" оказало коммунальные услуги по поставке тепловой энергии на отопление, тепловой энергии и горячей воды на горячее водоснабжение на объект недвижимости по адресу: гор. Самара, ул. Флотская, д. 15, за период май 2020 года - апрель 2021 года в размере 20 713 руб. 02 коп., а собственник принял тепловую энергию в объеме, указанные сроки и надлежащего качества.
Однако, обязательство по оплате за фактически потребленную тепловую энергию не исполнил, задолженность ответчика перед истцом за указанный период составляет 20 713 руб. 02 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора ответчиком оплата поставленного ресурса не произведена, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд.
Уклонение ответчика от своевременной оплаты оказанных истцом услуг является нарушением принятых на себя обязательств, что противоречит нормам статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 05.05.1997 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" предусмотрено, что в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами энергоснабжения, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, в связи с чем, данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Из разъяснений, данных в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 17.02.1998 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", следует, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Фактическое потребление тепловой энергии применительно к энергоснабжению определяется на основании статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежностью сетей, через которые подается энергия.
При этом отсутствие письменного договора с энергоснабжающей организацией не освобождает абонента (потребителя) от оплаты фактически поставленной энергии.
Как следует из материалов дела, объект недвижимости: гор. Самара, ул. Флотская, д. 15, является муниципальной собственностью городского округа Самара, включен в реестр муниципального имущества.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что между муниципальным образованием городским округом Самара, как собственником спорного объекта, и ЗАО "СЗ Нефтемаш" фактически сложились договорные отношения по теплоснабжению, регулируемые нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из пункта 1 статьи 126, пункта 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну.
Следовательно, обязанность по оплате фактически поставленной истцом в спорный период тепловой энергии должна быть возложена на казну муниципального образования городского округа Самара.
В части 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент (статьи 7, 8, 22, 27, 45, 47 Устава городского округа Самара, пункты 1.2., 2.2., 2.3. Положения "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", утвержденного постановлением Самарской Городской Думы от 30.05.2002 N 154).
Принимая во внимание, что факт поставки тепловой энергии, наличие и размер задолженности подтверждены документально, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 125, 126, 209, 210, 215, 218, 307, 309, 310, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно удовлетворил исковые требования, взыскав задолженность за фактически потребленную тепловую энергию за период май 2020 года - апрель 2021 года в размере 20 713 руб. 02 коп. с Департамента управления имуществом городского округа Самара.
Поскольку факт просрочки оплаты тепловой энергии подтвержден материалами дела, с учетом положений статей 309, 310, 329, 330, 331, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 9.4. статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", суд первой инстанции, установив период просрочки исполнения обязательств и проверив представленный истцом расчет пени, правомерно удовлетворил требование истца, взыскав с ответчика пени за период с 02.01.2021 по 09.11.2021 в размере 2 614 руб. 72 коп.
Обязанность внесения платы за коммунальные услуги и сроки оплаты потребленных энергоресурсов возложены на потребителя действующим законодательством, в частности, ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 153, ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, требования которых ответчик не мог не знать.
Вместе с тем, необходимо отметить, что ведение аналитического учета операций по расчетам за коммунальные услуги и пени, в том числе:
- начисление (перерасчеты) платы потребителям коммунальных услуг в жилищном фонде городского округа Самара в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок начисления населению платы за коммунальные услуги и пени,
- представление платежных документов на оплату коммунальных услуг с учетом начисления пеней по форме рекомендованной действующим законодательством
- получение от собственников, нанимателей и членов их семей сведения об изменении количества потребителей коммунальных услуг в каждом жилом помещении и другие сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги,
- обработка поступивших сведений о показаниях индивидуальных (квартирных) и общедомовых приборов учета коммунальных услуг, в том числе через интернет - сайт,
- учет поступивших денежных средств потребителей коммунальных услуг и прочее обязанности, предусмотренные законом и иными нормативно-правовыми актами РФ, Самарской области и городского округа Самара, осуществляет муниципальное предприятие городского округа Самара "Единый информационно-расчетный центр" на основании заключенного с ЗАО "СЗ Нефтемаш" Агентского договора N 18/18-ПД от 01.09.2018.
Обязанность Истца и его агента доставлять платежные документы об оплате жилищно-коммунальных услуг не по месту нахождения объекта недвижимости, а по месту регистрации собственника жилого помещения, за которое начисляются коммунальные платежи действующее законодательство не предусматривает.
В случае отсутствия у собственника по каким-либо причинам платежного документа, он не лишен права самостоятельно обратиться в МП г.о. Самара "ЕИРЦ" для получения документов.
Отсутствие платежного документа не является обстоятельством, освобождающим покупателя от оплаты поставленной энергии. Само по себе непредъявление истцом платежного документа не освобождает ответчика от оплаты поставленного ресурса, в срок.
Единый срок оплаты квитанций за коммунальные услуги предусмотрен статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Правилами предоставления коммунальных ycлуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Так, плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Помимо прочего, ответчиком ставится под сомнение сам факт поставки тепловой энергии на спорные объекты.
Однако, согласно пп. "а" п. 31 Правил предоставления коммунальных ycлуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исполнитель коммунальной услуги обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества, как это требуют действующее законодательство, Правила предоставления коммунальных ycлуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исполнитель непосредственно при обращении потребителя должен производить проверку правильности исчисления размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления штрафов и пеней и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
Спорные жилые помещения подключены к внутридомовой инженерной системе многоквартирного дома, тем самым, ЗАО "СЗ Нефтемаш" поставка тепловой энергии осуществляется, а пользователем коммунальных услуг принимается в необходимом объеме, надлежащем качестве и сроки.
В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств обращения к истцу или его агенту о проведении проверки правильности исчисления размера платы за коммунальные услуги.
Объем оказанных коммунальных услуг, а также расшифровка его начисления отражается в выписке по лицевому счету за соответствующий месяц, из которой усматривается, что начисления платы произведено по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов исходя из общей площади жилого помещения, поскольку квартиры являются изолированными, нормативов потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения для граждан городского округа Самара.
Начисление платы за оказанные услуги произведено за фактически отпущенные энергоресурсы по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов для ЗАО "СЗ Нефтемаш".
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах, изложенных в ней доводов, арбитражный апелляционный суд полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителя жалобы с соответствующими выводами суда первой инстанции связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.01.2022, принятое по делу N А55-29908/2021, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29908/2021
Истец: ЗАО "Самарский завод Нефтемаш"
Ответчик: городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара