г. Самара |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А55-22189/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" - представитель Абрамцева Н.В. (доверенность от 01.03.2021),
от общества с ограниченной ответственностью "Волжский магистральный коллектор" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 апреля 2022 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волжский магистральный коллектор" на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 декабря 2021 года по делу N А55-22189/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы"
к обществу с ограниченной ответственностью "Волжский магистральный коллектор"
о взыскании 8 819 700, 79 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Волжский магистральный коллектор" (далее - ответчик) о взыскании 8 819 700, 79 руб. задолженности по оплате за сброс сточных вод и загрязняющих вредных веществ в системы канализации г.о.Самара за I и II квартала 2020 года, а также 67 099 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Волжский магистральный коллектор" просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым отказать ситцу в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве на жалобу.
ООО "Волжский магистральный коллектор" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечило.
От представителя ООО "Волжский магистральный коллектор" Котова А.С. 05.04.2022 поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с нахождением представителя ООО "Волжский магистральный коллектор" в командировке.
Рассмотрев данное ходатайство, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Из указанной правовой нормы следует, что суд по своему убеждению с учетом характера и сложности дела решает вопрос о возможности рассмотрения дела по существу в данном судебном заседании либо об отложении судебного разбирательства, обязанности суда отложить рассмотрение дела названная выше норма не предусматривает.
У суда отсутствуют правовые основания для отложения судебного заседания ввиду отъезда представителя ответчика в командировку, так как это обстоятельство не лишало общество возможности воспользоваться услугами иного представителя, наделив его соответствующими полномочиями, при этом каких-либо подтверждающих доказательств нахождения Котова А.С. в командировке суду апелляционной инстанции не представлено.
Кроме того, частями 3 и 4 статьи 158 АПК РФ предусмотрено право, а не обязанность суда по отложению судебного заседания по ходатайству участвующего в деле лица.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор водоотведения N 3-2184 от 01.01.2019 (далее - Договор).
Правоотношения сторон в части взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации регулируются Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", Постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 г. N 340 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области", Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999 года (далее - Правилам 167).
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области" утвержден "Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области" (далее -Порядок).
Отбор проб сточных вод за I и II квартал 2020 г. осуществлялся согласно установленному Порядку из контрольного колодца, который согласован сторонами схемой точек отбора проб сточных вод Ответчика, расположенных по адресу: ул. Степная, 5 (контрольными точки для отбора проб сточных вод являются КК-156). Схема точек отбора проб сторонами не изменялась.
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 525 от 21.06.2013 "Об утверждении правил осуществления контроля и свойств сточных вод" отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 мин. после времени, указанного в данном уведомлении, пробы сточных вод отбираются без абонента.
Истец (организация ВКХ) и Ответчик (Абонент) произвели отбор проб, о чем свидетельствуют акты отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации г.о. Самара от 10.03.2020, от 23.04.2020.
Наличие загрязняющих веществ подтверждено протоколами N 331-20 от 16.03.2020, N 23 от 16.03.2020, N 543-20 от 27.04.2020 исследования сточной воды, выданными испытательной химико-бактериологической лаборатории сточных вод, (аттестат аккредитации в Системе аккредитации аналитических лабораторий (центров)) N РОСС RU 0001. 519067 и ООО "Центр мониторинга водной и геологической среды".
Расчет платы за сбросы сточных вод и загрязняющих вредных веществ в системы канализации городского округа Самары за I и II квартал 2020 г. был произведен на основании анализов арбитражной лаборатории и представленных аккредитованной лабораторией Истца и Ответчика. Плата за сброс сточных вод и загрязняющих вредных веществ в системы канализации г.о. Самара за I и II квартал 2020 г. составляет 8 819 700 руб. 79 коп.
При определении и взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ стороны руководствуются Постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области", Постановлением Администрации г.о. Самары от 09.12.2009 N 1366 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, сбрасывающих сточные воды в водные объекты через систему коммунальной канализации на территории г.о. Самара", Постановление Администрации г.о. Самары от 29.10.2012 N 1406.
Согласно пункту 9 Договора установлено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 10 постановления Правительства Самарской области от 22.07.2009 N 340 установлено, что расчетным периодом при расчете платы за сбросы сточных вод и загрязняющих вредных веществ является календарный квартал.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Счета-фактуры N 37/1005 от 31.07.2020, N 37/1014 от 31.07.2020 ответчик получил у Истца. Однако, Ответчик оплату не произвел, задолженность по плате за сброс сточных вод и загрязняющих вредных веществ в системы канализации г.о. Самара за I и II квартал 2020 г. составляет 8 819 700 руб. 79 коп.
Ответчик представил отзыв (аналогичные доводы приведены в апелляционной жалобе), согласно которому на эксплуатации у ООО "ВМК" находятся объекты 3-й категории негативного воздействия на окружающую среду: Пруды накопители, расположенные по адресу: Самарская область, Кинельский район, с. Сырейка, Промышленная зона, Балтийский проезд, д. 18, свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N EI3KZ08 от 31.08.2020; Канализационная насосная станция 2, расположенная по адресу: Самарская область, Волжский р-н., пгт. Смышляевка, промзона, литера В, свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N EI30Z4WK от 31.08.2020; Канализационная насосная станция 1, расположенная по адресу: Самарская область, Волжский р-н., шт. Стройкерамика, литера Б, свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N EI3LZ4NZ от 31.08.2020.
На основании изложенного ответчик оформил контррасчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих вредных веществ.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы ответчика по следующим основаниям.
В соответствии со ст.69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об охране окружающей среды", объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
При актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.
Свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи ими документов, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с указанной нормой категория негативного воздействия на окружающую среду может измениться при изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, но соответствующее свидетельство подтверждает изменение характеристик на будущее, но не подтверждает ретроспективно, что объект соответствовал соответствующей норме категории до выдачи свидетельства.
Истец представляет суду свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду:
- Пруды накопители, расположенные по адресу: Самарская область, Кинельский район, с. Сырейка, Промышленная зона, Балтийский проезд, д. 18, свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N AOZSN91U от 03.01.2017;
- Канализационная насосная станция 2, расположенная по адресу: Самарская область, Волжский р-н., пгт. Смышляевка, промзона, литера В, свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N AOZSN91L от 03.01.2017;
- Канализационная насосная станция 1, расположенная по адресу: Самарская область, Волжский р-н., шт. Стройкерамика, литера Б, свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N AOZSN9Z6 от 03.01.2017 года.
Согласно свидетельствам объектам присвоена 1-я категория негативного воздействия на окружающую среду.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, свидетельства представленные ответчиком, отражают картину негативного воздействия на окружающую среду на период после их выдачи - с 31.08.2020. До 31.08.2020 соответствующую картину отражали свидетельства, представленные истцом.
Истец заявляет требование о взыскании платы за первый, второй квартал 2020 года, то есть до выдачи свидетельств, представленных ответчиком, и истец при расчете платы обоснованно исходил из 1-ой категории негативного воздействия на окружающую среду, присвоенной объектам ответчика.
Кроме того, согласно пояснениям истца, в обосновании расчета платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ за I и II квартал 2020 г. истцом определена фактическая средняя концентрация по результатам протоколов контрольной пробы, выполненной испытательной химико-бактериологической лабораторией сточных вод ООО "Самарские коммунальные системы", и по результатам протоколов параллельной пробы, выполненной гидрохимической лаборатории ООО "Мониторресурс" представленной Ответчиком.
По результатам отбора проб за I квартал 2020 г., проводимого 10.03.2020, выявлены превышения нормативов водоотведения по Постановлению администрации г.о. Самара от 09.12.2009 N 1366 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов, сбрасывающих сточные воды в водные объекты через систему коммунальной канализации на территории городского округа Самара" (далее - Постановление N 1366).
В соответствии с протоколом исследования сточной воды N 331-20 от 16.03.2020, выполненной лабораторией Истца, имеются нарушения нормативов водоотведения по Постановлению N 1366 следующих показателей: сухому остатку, фосфатам, хлоридам, сульфатам, АПАВ, сульфидам, кадмию, цинку.
По протоколу параллельной пробы, представленному в адрес истца 17.03.2020, выполненной лабораторией Ответчика N 23 от 16.03.2020, имеются нарушения нормативов водоотведения по Постановлению N 1366 по сульфатам, хлоридам, алюминию, железу, меди, цинку, АПАВ.
Фактическая средняя концентрация по взвешенным веществам, нефтепродуктам определялась без учета результатов параллельной пробы, т.к. в соответствии с п.33 Правил N 525 параллельная и резервная пробы не могут быть использованы для определения содержания веществ, не смешивающихся с водой, к которым относятся взвешенные вещества и нефтепродукты.
Расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации произведен Истцом за I и II квартал 2020 г. в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 22.07.2009 No 340 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области".
Истец в возражениях на отзыв представил подробный расчет платы, в соответствии с выявленными нарушениями нормативов.
До вступления в силу изменений в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, определяющих единый в Российской Федерации порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, расчет платы абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за сброс таких загрязняющих веществ осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. N1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление 1310).
В случае если нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации предусмотрено исчисление платы абонентов за сброс загрязняющих веществ с использованием ставок платы и дополнительных коэффициентов к ним, установленных федеральным законодательством и применяемых при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты, расчет указанной платы в 2020 году осуществляется с использованием ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 913, и дополнительного коэффициента к ним, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2020 г. N 39, а также коэффициентов, установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 255.
При этом при исчислении платы абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод применяются коэффициенты, предусмотренные Законом N 7-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации 3 марта 2017 г. N 255 для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ для общей категории природопользователей.
В период до 1 июля 2020 г. (до даты отмены Постановления 1310 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 мая 2020 г. N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации") на территории Самарской области действует постановление Правительства Самарской области от 22 июля 2009 г. N 340 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Самарской области, и условиях корректировки размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Самарской области" (далее - Постановление N 340), (в редакциях Постановления N 163 от 28.04.2011, Постановления N 183 от 27.03.2017 г).
На основании п. 14 Постановления N 340 плата за сверхлимитный или сверхнормативный сброс загрязняющих веществ осуществляется в соответствии с дополнительным коэффициентом, установленным федеральным законодательством, применяемый к ставке платы за объем или массу сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам платы применяется в том числе коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Все три промплощадки ответчика за рассматриваемый период относились к I категории, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих вредных веществ в системы канализации за I и II квартал 2020 г. выполнен истцом в соответствии с действующим законодательством.
Исковые требования судом первой инстанции обоснованно удовлетворены в полном объеме.
Доводам апелляционной жалобы о том, что на эксплуатации у ООО "Волжский магистральный коллектор" находятся объекты 3-й категории негативного воздействия на окружающую среду, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, нашедшая отражение в обжалуемом судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 декабря 2021 года по делу N А55-22189/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22189/2021
Истец: ООО "Самарские коммунальные системы"
Ответчик: ООО "Волжский магистральный коллектор"