город Ростов-на-Дону |
|
13 апреля 2022 г. |
дело N А53-42545/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Ростовской таможни: Шапель У.В. по доверенности от 10.01.2022; Тагильцевой Ю.А. по доверенности от 03.11.2021, Карлаш А.Н. по доверенности от 28.01.2022;
от ООО "КЕРАМА МАРАЦЦИ" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Левит Т.В. по доверенности от 03.02.2020, Гармаш Ю.М. по доверенности от 13.10.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2022 по делу N А53-42545/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КЕРАМА МАРАЦЦИ"
(ИНН 5752070451, ОГРН 1145749000210)
к Ростовской таможне
о признании действий (бездействие) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КЕРАМА МАРАЦЦИ" (далее - заявитель, общество, ООО "КЕРАМА МАРАЦЦИ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действия и бездействия Ростовской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня) по отказу в восстановлении тарифных преференций по обращению общества по декларации на товары N 10313110/200819/0002129, выразившихся в возврате полного пакета документов, предоставленных обществом по заявлению о восстановлении тарифных преференций от 03.07.2020 (исх. N 53), не проведении таможенного контроля в отношении обращения общества от 18.08.2020, отказе в восстановлении (предоставлении) тарифных преференций по письму Ростовской таможни от 01.10.2020 (исх. N 22-23/20280), признании недействительным акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10313 000/022/250920/А0002 в части отказа в предоставлении тарифных преференций по декларации на товары N 10313110/200819/0002129; в целях восстановления нарушенного права общество просило обязать таможню восстановить (предоставить) тарифные преференции по декларации на товары N 10313110/200819/0002129 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 28.04.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.07.2021, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано со ссылкой на пропуск обществом срока для обращения о восстановлении тарифных преференций.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 24.10.2021 отменил вышеуказанные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. При этом суд кассационной инстанции указал, что суды отказали обществу в удовлетворении требований, поддержав позицию таможни о пропуске установленного Решением N 64 годичного срока для восстановления тарифных преференций. При этом суды не учли, что спорная ДТ зарегистрирована 20.08.2019, с заявлением о восстановлении тарифных преференций общество обратилось в таможню 03.07.2020, однако в нарушение пунктов 12, 17, 18, 19 Порядка совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, после выпуска товаров с разрешения таможенного органа, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, таможня не провела таможенный контроль в установленном Таможенным кодексом Евразийского экономического союза порядке, а возвратила обществу его обращение и приложенный пакет документов без рассмотрения, что противоречит правовой позиции, высказанной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2019 N 305-ЭС19-10801 и от 24.03.2020 N 305-ЭС20-1930. Суды не указали, почему направленное обществом 19.08.2020 в дополнение к первоначально направленному в таможню 03.07.2020 обращению о восстановлении тарифных преференций квалифицировали как самостоятельное обращение, а не поданное обществом в дополнение к ранее поданному, хотя из текста обращения следует, что оно подано в дополнение к уже представленному в таможню обращению. Поддержав довод таможни о том, что направленное обществом 19.08.2020 обращение о восстановлении тарифных преференций зарегистрировано таможней 25.08.2020, и соответственно, считается поданным за пределами срока, установленного Решением N 64 годичного срока, суды не оценили довод общества о том, что обращение о восстановлении тарифных преференций подано обществом в таможню также в электронном виде 18.08.2020 и данное обращение зарегистрировано таможней 18.08.2020.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2022 суд признал незаконными действия и бездействия Ростовской таможни выразившиеся в возврате полного пакета документов, предоставленных обществом по заявлению о восстановлении тарифных преференций от 03.07.2020, не проведении таможенного контроля в отношении обращения общества от 18.08.2020, отказе в восстановлении (предоставлении) тарифных преференций выраженных в письме Ростовской таможни от 01.10.2020; прекратил производство по делу в части требования о признании недействительным акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10313000/022/250920/А0002; обязал Ростовскую таможню восстановить (предоставить) тарифные преференции по декларации на товары N 10313110/200819/0002129. Распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы таможня сослалась на то, что ДТ N 10313110/200819/0002129 зарегистрирована 20.08.2019, тогда как обращение о восстановлении тарифных преференций подано в Ростовскую таможню 25.08.2020, то есть за пределами срока, установленного Решением N 64. Приказ ФТС России от 02 августа 2012 г. N 1565 "Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций" принят в соответствии с частью 2 статьи 110 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", которая с 01.01.2018 не действует. С учетом вышеизложенного, приказ ФТС России от 02 августа 2012 г. N 1565 "Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций" действует в части не противоречащей ТК ЕАЭС, а именно в части заполнения служебных граф ДТ. Непредставление декларантом обращения и документов, предусмотренных пунктом 12 Порядка N 289, либо предоставление документов, не соответствующих требованиям указанного пункта (в частности, ненадлежащим образом заполненной корректировки декларации на товары), может являться самостоятельным основанием для отказа во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, без проведения таможенного контроля. Возможность внесения изменений в сведения, заявленные в ДТ, при непредоставлении документов, предусмотренных пунктом 12 Порядка N 289, пунктом 2 Решения N 64, или предоставлении, но заполненных ненадлежащим образом, у таможенного органа отсутствует, поскольку для принятия корректировки ДТ необходимо корректное заполнение сведений во всех графах, в которые вносятся изменения.
Общество в отзыве возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители Ростовской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители ООО "КЕРАМА МАРАЦЦИ" не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, между обществом и компанией KALTUN MADENCILIK SANAYI NAKLIYE VE AKARYAKIT TIC.A.S. (Турция) заключен контракт от 15.11.2017 N 15-11-2017/КАКМ, согласно которому общество ввезло материал для изготовления керамической плитки - полевой шпат, задекларировав его по спорной ДТ и уплатив 3 879 261 рубль 57 копеек таможенных пошлин и налогов исходя из установленной ставки ввозной пошлины (5%).
03.07.2020 общество обратилось в таможню с заявлением о восстановлении тарифных преференций по спорной ДТ (вх. РТ 13.07.2020).
Письмом от 11.08.2020 N 22-20/16291 таможня возвратила обществу пакет документов и заявление без рассмотрения со ссылкой на ненадлежащее заполнение КДТ к спорной ДТ, а именно: нарушение порядка заполнения графы 45а "код изменений".
19.08.2020 общество в дополнение к ранее направленному обращению направило в таможню заявление о восстановлении тарифных преференций после выпуска товара по спорной ДТ (вх. РТ 25.08.2020).
Письмом от 01.10.2020 N 22-23/20280 таможня ответила обществу отказом, сославшись на несоблюдение условий восстановления тарифных преференций, установленных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 22.02.2019 N 64 "Об установлении случаев и условий восстановления тарифных преференций" (далее - Решение N 64), а именно: пропуск срока регистрации в таможне обращения за восстановлением тарифных преференций.
Общество обратилось в арбитражный суд за судебной защитой нарушенных прав.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, возникших с 01.01.2018, осуществляется в соответствии с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - договор) в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского Экономического Союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями договора.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1 ТК ЕАЭС, вступившего в силу 01.01.2018, таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 444 "Общие переходные положения" ТК ЕАЭС настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
Согласно пункту 3 статьи 444 ТК ЕАЭС решения Евразийской экономической комиссии, регулирующие таможенные правоотношения, действующие на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей ТК ЕАЭС.
Исходя из положений статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
В силу положений пункта 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором.
Пункт 3 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) определяет, что для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемые Комиссией.
Согласно статье 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), тарифные преференции являются льготой по уплате ввозной пошлины и предоставляются в соответствии с Договором о Союзе и предусматривающими применение режима свободной торговли международными договорами Союза с третьей стороной.
Пунктом 4 статьи 49 ТК ЕАЭС определено, что тарифные преференции предоставляются в соответствии с Договором о Союзе и предусматривающими применение режима свободной торговли международными договорами Союза с третьей стороной. Тарифные преференции восстанавливаются в случаях и при соблюдении условий, которые определяются Евразийской экономической комиссией, а именно Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 22 февраля 2019 N 64 "Об установлении случаев и условий восстановления тарифных преференций" (далее - Решение N 64).
В соответствии с п. 2 Решения N 64, тарифные преференции восстанавливаются по результатам проведения таможенного контроля при выполнении следующих условий:
в отношении товаров выполнены условия предоставления тарифных преференций;
в таможенный орган, который произвел выпуск товаров, декларантом таких товаров представлены в соответствии с разделом IV Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г.
N 289 мотивированное обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары;
корректировка декларации на товары;
сертификат о происхождении товара; иные документы, подтверждающие соблюдение условий предоставления тарифных преференций;
обращение, указанное в абзаце четвертом настоящего пункта, зарегистрировано таможенным органом не позднее 12 месяцев со дня регистрации декларации на товары, а в случае, если правилами определения происхождения ввозимых товаров определен иной срок, - не позднее последнего дня срока, определенного такими правилами.
В соответствии с п. 22 Правил N 60, тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны-пользователя, если такой товар соответствует критериям определения происхождения товаров, установленным настоящими Правилами, а также если выполняются следующие условия:
1) в отношении ввозимого товара соблюдается прямая поставка в соответствии с пунктами 23 - 26 настоящих Правил;
2) в отношении ввозимого товара соблюдается непосредственная закупка в соответствии с п. 27 настоящих Правил;
3) подтверждено происхождение товара в соответствии с разделом V настоящих Правил;
4) страной-пользователем соблюдены требования к административному сотрудничеству, предусмотренные разделом VI настоящих Правил.
В соответствии с п. 62 Правил N 60, таможенные органы государств-членов отказывают в предоставлении тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых из страны-пользователя, в следующих случаях:
1) происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с пунктом 5 статьи 314 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и пунктом 44 настоящих Правил;
2) не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, предусмотренные пунктом 22 настоящих Правил.
В соответствии с п. 5 ст. 314 ТК ЕАЭС, происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:
1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 настоящего Кодекса;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
4) государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
5) иные случаи, определяемые Комиссией.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.07.2020 в Ростовскую таможню направлено заявление о восстановлении тарифных преференций N 53 в отношении товара "полевой шпат", в приложении к заявлению были направлены:
- оригинал сертификатов происхождения формы "А";
- корректировка декларации на товары;
- инвойс по отгрузке/ДТ - в подтверждение соблюдения правила прямой закупки (п. п. 2 п. 22 Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 N 60 - далее Правила N 60);
- судовой коносамент по каждой отгрузке/ДТ - в подтверждение соблюдения правила прямой поставки (п. п. 1 п. 22 Правил N 60);
- мотивированное обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
Данное обращение и документы были зарегистрированы таможней 13.07.2020 за номером 14223.
11.08.2020 таможней направлен в адрес общества мотивированный отказ N 22-20/16291 и возвращен пакет документов без рассмотрения, в связи с несоблюдением условий восстановления тарифных преференций, установленных Решением 64.
Таможенный орган указал, при подаче указанного заявления о восстановлении тарифных преференций после выпуска товаров по ДТ N 10313110/200819/0002129, в пакете документов имелось ненадлежащим образом заполненная КДТ к ДТ N 10313110/200819/0002129, а именно, нарушен порядок заполнения графы 45а "код изменений".
Согласно пункту 12 Порядка N 289 внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 289 обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений (дополнений) и обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений).
К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ (п. 14 Порядка N 289).
Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что таможенный орган, рассматривающий обращение и документы, представленные в соответствии с абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, либо документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии с пунктом 18 Порядка таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в следующих случаях: а) обращение и документы, указанные в абзаце первом пункта 12 настоящего Порядка, или документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного пунктом 7 статьи 310 Кодекса; б) не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 настоящего Порядка; в) при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении и документах, представленных в соответствии с абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, или в документах, представленных в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка.
Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
Данный перечень оснований для отказа во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, является исчерпывающим.
В иных случаях таможенный орган разрешает внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, и в пределах сроков, установленных абзацами вторым - четвертым пункта 16 настоящего Порядка, регистрирует КДТ путем присвоения ей регистрационного номера, формируемого в порядке, определенном подпунктом 11 пункта 10 Порядка. При этом должностное лицо производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - также в ДТС (пункт 19 Порядка).
Суд первой инстанции, с учетом указаний суда кассационной инстанции, оценив действия таможни, пришел к выводу, что в нарушение пунктов 12, 17, 18, 19 Порядка совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, после выпуска товаров с разрешения таможенного органа, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, таможня не провела таможенный контроль в установленном Таможенным кодексом Евразийского экономического союза порядке, а возвратила обществу его обращение и приложенный пакет документов без рассмотрения, что противоречит правовой позиции, высказанной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2019 N 305-ЭС19-10801 и от 24.03.2020 N 305-ЭС20-1930.
Учитывая изложенное, таможенный орган неправомерно возвратил полный пакет документов, предоставленных обществом по заявлению о восстановлении тарифных преференций от 03.07.2020, без проведения таможенного контроля.
18.08.2020 общество в электронном виде направило обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары с корректировкой декларации на товар. Данное обращение зарегистрировано таможенным органом 18.08.2020, что не оспаривается сторонами.
Как следует из материалов дела, ДТ N 10313110/200819/0002129 зарегистрирована 20.08.2019.
Обращение о восстановлении тарифных преференций поступило в таможню 18.08.2020, то есть в пределах 12 месячного срока, установленного Решением N 64.
При этом, таможня, в нарушение п. 1 ст. 314 ТК ЕАЭС, п. 29 Приказа ФТС России N 1565, п. п. 17, 19 Порядка N 289, также не провела таможенный контроль поданного в установленный законом срок в электронном виде 18.08.2020 обращения о восстановлении тарифных преференций и обращения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.
Таможенный орган, указывая на правомерность своей позиции, пояснил, что для предоставления тарифной преференции необходимо документальное подтверждение сведений о наличии преференции, которым является сертификат о происхождении товара, который предоставляется только на бумажном носителе с оригинальными печатями, для того, чтобы таможенный орган мог установить при таможенном декларировании товаров что данный сертификат является подлинным (не фальсифицирован, подделан), в электронном виде это сделать невозможно.
В статье 314 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекс) определены особенности таможенного контроля происхождения товаров.
При проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения (пункт 1 статьи 314 Кодекса).
Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 2 статьи 314 Кодекса).
В пункте 5 статьи 314 Кодекса установлено, что происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:
1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 Кодекса;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
4) государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 статьи 314 Кодекса;
5) иные случаи, определяемые Комиссией.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Кодекса определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе.
Согласно статье 36 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор), в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран Евразийский экономический союз может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций или наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Кодекса происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров.
Как следует из части 6 статьи 29 Кодекса, документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Кодекса сертификат о происхождении товара -документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации. Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие цель создание такой зоны, или снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Если международным соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются нормы международного соглашения (статья 38 Закона о таможенном тарифе).
Согласно пункту 3 статьи 37 Договора для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемые Комиссией.
Таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров. По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций (части 1 и 3 ст. 110 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Из положений указанных правовых норм следует, что целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.
Между тем, таможенный контроль по обращению декларанта от 18.08.2020 таможенным органом не проведен, что не оспаривает таможенный орган, ссылаясь на подачу документов ненадлежащим способом - в электронном виде.
При этом, в рассматриваемом случае бездействие таможенного органа необоснованно в связи со следующим.
Согласно положениям пункта 16 Порядка N 289 при подаче в таможенный орган после выпуска товаров обращения и документов таможенный орган регистрирует их с указанием даты подачи, в том числе с использованием информационных систем таможенного органа. Рассмотрение таможенным органом обращения и документов производится в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС в установленный законодательством этого государства-члена ЕАЭС срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения и документов в таможенном органе.
В случае если для рассмотрения обращения и документов необходимо направление запроса в орган (организацию), уполномоченный на выдачу и (или) проверку сертификата о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения товаров, которые предусмотрены Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, течение срока, предусмотренного Порядком N 289, приостанавливается со дня направления запроса по день получения таможенным органом ответа на него, а если в срок, установленный этими правилами определения происхождения товаров, ответ не получен, - по день истечения такого срока (включительно).
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что для устранения выявленных неточностей таможенный орган обращался в компетентные органы, выдавшие сертификаты о происхождении товаров.
Безусловных доказательств того, что спорный сертификат не является надлежащим, таможенным органом не предоставлено, в рамках установленных полномочий проверка сертификата не произведена.
Более того, суд первой инстанции указал, что в обращении от 19.08.2020, которое зарегистрировано таможенным органом 25.08.2020 и расценивается судом как дополнение к обращению от 18.08.2020, представлены необходимые документы на бумажном носителе, что также позволяло таможне установить подлинность сертификата.
Ростовская таможня по обращениям общества за предоставлением преференций по спорной декларации от 03.07.2020, от 18.08.2020 и 20.08.2020 провела таможенный контроль только один раз (с учетом того, что целью подачи указанных обращений во всех случаях было восстановление тарифных преференций), приняв акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10313000/022/250920/A0002, и предоставила мотивированный отказ в восстановлении тарифных преференций от 01.10.2020, тогда как таможне были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные п. 12 Порядка N 289, в том числе, оригинал сертификата происхождения товара на бумажном носителе
Оценив представленные заявителем в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что таможенный орган формально отказал декларанту по обращению от 19.08.2020 в представлении тарифных преференций в письме от 01.10.2020 N 22-23/20280 по ДТ N 10313110/200819/0002129, указав на пропуск годичного срока, без исследования, анализа и проведения таможенного контроля по обращению, представленного декларантом с соблюдением срока в электронном виде 18.08.2020.
При таких обстоятельствах, проанализировав сведения, содержащиеся в представленных обществом документах при подаче заявления о восстановлении преференциального режима по указанным ДТ, а также положения таможенного законодательства, регулирующего порядок и условия прямой поставки, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих, что предоставленные декларантом документы основаны на недостоверной и документально неподтвержденной информации, при непредставлении таможней доказательств наличия обстоятельств, препятствующих восстановлению преференциального режима, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания действий, выраженных в возврате полного пакета документов, предоставленных обществом по заявлению о восстановлении тарифных преференций от 03.07.2020, не проведении таможенного контроля в отношении обращения общества от 18.08.2020, в отказе по представлению тарифных преференций, формализованный в письме от 01.10.2020 N 22-23/20280 по ДТ N 10313110/200819/0002129 незаконными.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал таможню восстановить (предоставить) тарифные преференции по декларации на товары N 10313110/200819/0002129.
Суд отклонил довод заявителя, согласно которому обращение от 19.08.2020 не являлось новым, а было дополнением к ранее поданному, которое зарегистрировано таможенным органом 13.07.2020.
Как указано выше, в ответ на обращение от 13.07.2020 таможенный орган, до подачи заявителем обращения и документов от 19.08.2020, направил в адрес общества мотивированный отказ (исх. 11.08.2020) и возвратил пакет документов без рассмотрения, в связи с несоблюдением условий восстановления тарифных преференций, установленных Решением 64.
Таким образом, заявление, которое возвращено в адрес отправителя, не подлежит в дальнейшем дополнению со стороны заявителя. Таможенный орган не указывал заявителю на необходимость уточнения либо представления дополнительных документов к ранее поданному заявлению.
В связи с чем, направление аналогичных заявлений после получения отказа правомерно расценивать как вновь поданные.
Суд исходил из того, что общество на дату подачи обращения знало о письме таможенного органа от 11.08.2020 N 22-20/16291 и об оставлении без рассмотрения обращения от 03.07.2020, о чем свидетельствует ссылка в обращении N 71 от 19.08.2021, в котором заявитель пишет "На Ваше письмо от 11.08.2020 N 22-22/16291..." (том 1 л.д. 33).
С учетом изложенного, суд расценил обращение от 18.08.2020 как вновь поданное, а обращение от 19.08.2020 как дополнение к обращению от 18.08.2020, поданное на бумажном носителе.
Рассмотрев требования о признании недействительным акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10313 000/022/250920/А0002 таможни в части отказа в предоставлении тарифных преференций по декларации на товары N 10313110/200819/0002129, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанный акт проверки не затрагивает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора, следовательно, он не может являться самостоятельным предметом оспаривания в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. При таких обстоятельствах суд в указанной части применительно к положениям статьи 150 АПК РФ прекратил производство по делу.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2022 по делу N А53-42545/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-42545/2020
Истец: ООО "КЕРАМА МАРАЦЦИ"
Ответчик: РОСТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7268/2022
13.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3312/2022
10.02.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-42545/20
24.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10622/2021
20.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10477/2021
28.04.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-42545/20