город Ростов-на-Дону |
|
12 апреля 2022 г. |
дело N А32-48765/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Новороссийской таможни посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел": представитель Панченко В.В. по доверенности от 01.12.2021, паспорт;
от Южной оперативной таможни информационной системы "Картотека арбитражных дел": представитель Панченко В.В. по доверенности от 19.07.2021, паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Импорт Консалтинг"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.02.2022 по делу N А32-48765/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Импорт Консалтинг"
(ИНН: 2315994303, ОГРН: 1172375022478)
к Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264), Южной оперативной таможне
о признании незаконным и отмене решения Южной оперативной таможни и постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Импорт Консалтинг" (далее - заявитель, ООО "Импорт Консалтинг", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения Южной оперативной таможни от 28.09.2021 N 10314000-193ю/208Ю/295А и постановления Новороссийской таможни от 13.05.2020 по делу об административном правонарушении N 10317000-1123/2019 о привлечении к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Импорт Консалтинг" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом не приведено ни одного объективного критерия свидетельствующего о том, каким объективным физическим характеристикам (материал изготовления, твердость, плотность, сопротивление излом, вес и т.д.) должен соответствовать товар, чтобы быть оборудованием технологическим для предприятий торговли, общественного питания и пищеблоков на которое распространяет сове действие TP ТС 010/2011 и в отношении которого при ввозе необходимо предъявлять разрешительные документы. По мнению общества, на спорный товар не распространяет свое действие технический регламент Таможенного союза TP ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования". Не приведено ссылок ни на один нормативный документ, устанавливающий понятия и критерии технологического оборудование для предприятий торговли, общественного питания и пищеблоков.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзывах на апелляционную жалобу Новороссийская таможня и Южная оперативная таможня просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Новороссийской таможни и Южной оперативной таможни поступили ходатайства об участии представителя в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленные ходатайства об участии представителя Новороссийской таможни и Южной оперативной таможни в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Новороссийской таможни и Южной оперативной таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
ООО "Импорт Консалтинг", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, между компанией "MASKOT MUTFAK ESY. SAN . TIC. LTD.STI.", Турция, (продавец) и ООО "Импорт Консалтинг", Россия, (покупатель) 05.07.2019 заключен контракт N IC-05072019 на поставку товаров хозяйственного бытового назначения в количестве и по цене, указанным в инвойсе.
21.10.2019 ООО "Импорт Консалтинг" в целях помещения товара, прибывшего в адрес Общества во исполнение указанного контракта, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на Новороссийский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Новороссийской таможни подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10317120/211019/0070528, в которой заявлен, в том числе, товар N 1 "устройства ручные механические, массой менее 10 кг, для приготовления напитков: механическая соковыжималка...", производитель: "MASKOT MUTFAK ESY. SAN. TIC. LTD. STI.", Турция, заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 8210 00 000 0.
В связи с отсутствием разрешительных документов (декларации о соответствии), подтверждающих соблюдение запретов и (или) ограничений требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", ООО "Импорт Консалтинг" при подаче ДТ в таможенный орган было представлено гарантийное обязательство от 21.10.2019 N б/н, в соответствии с которым общество просит разрешить условный выпуск товаров, заявленных в ДТ N 10317120/211019/0070528. Кроме того, в соответствии со ст. 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Общество обязалось в течение 45 дней после выпуска товаров, до 05.12.2019, провести обязательную сертификацию продукции в соответствии с требованиями технических регламентов и предоставить на Новороссийский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Новороссийской таможни разрешительные документы.
23.10.2019 таможенным органом осуществлен условный выпуск товара N 2, заявленного в ДТ N 10317120/211019/0070528, при этом товар N1 был помещен под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления, код выпуска товара 10".
30.01.2020 Новороссийским таможенным постом (Центр электронного декларирования) в выпуске товаров по ДТ N 10317120/211019/0070528 было отказано на основании пп.1 п.1 ст.125 ТК ЕАЭС, внесении изменений в ДТ в части включения сведений о письме органа по сертификации продукции ООО "ЦентрЭкспертиз "Атрибут" от 11.11.2019 N 3248.
Новороссийской таможней проведен ведомственный контроль, по результатам которого таможенным органом установлено, что решение от 23.10.2019 Новороссийского таможенного поста (Центр электронного декларирования) о выпуске товара N 1,задекларированного по ДТ N 10317120/211019/0070528, является неправомерным (заключение от 19.10.2020 N10317000/191020/152-з/2020).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 107 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289-ФЗ (далее - ФЗ от 03.08.2018 N 289 ФЗ) предельный срок предоставления разрешительных документов истекал 09.12.2019.
На Новороссийский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Новороссийской таможни 12.11.2019 поступило письмо ООО "Импорт Консалтинг" за исх. N б/н, в соответствии с которым Общество просит разрешить выпуск товаров, заявленных в ДТ N 10317120/211019/0070528, в свободное обращение без представления разрешительных документов на данные товары, поскольку, по мнению Общества, продукция, заявленная по ДТ, не включена в "Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации" и "Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982. Кроме того, по мнению Общества, указанная продукция не подпадает под действующие технические регламенты Таможенного союза. В подтверждение ООО "Импорт Консалтинг" представлено письмо органа по сертификации продукции ООО "Центр Экспертиз "Атрибут" от 11.11.2019 N 3248.
Новороссийским таможенным постом (Центр электронного декларирования) в выпуске товаров по ДТ N 10317120/211019/0070528 отказано на основании пп. 1 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС, а также отказано во внесении изменений в ДТ в части включения сведений о письме органа по сертификации продукции ООО "Центр Экспертиз "Атрибут" от 11.11.2019 N 3248.
29.12.2020 постановлением Новороссийской таможни по делу об административном правонарушении N 10317000-1123/2020 ООО "Импорт Консалтинг" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
03.03.2021 решением Южной оперативной таможни указанное постановление по делу об административном правонарушении отменено, дело возвращено в Новороссийскую таможню на новое рассмотрение.
13.05.2021 постановлением Новороссийской таможни по делу об административном правонарушении N 10317000-1123/2020 ООО "Импорт Консалтинг" вновь признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
03.06.2021 из Федеральной таможенной службы в Южную оперативную таможню на указанное постановление по делу об административном правонарушении поступила жалоба защитника ООО "Импорт Консалтинг" И.В. Ивченко, действующей на основании доверенности от 26.03.2021 N 71, согласно которой постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению.
24.06.2021 из Федеральной таможенной службы в ЮОТ на указанное постановление по делу об административном правонарушении поступила жалоба защитника ООО "Импорт Консалтинг" И.В. Ивченко, содержащая иные доводы, но аналогичные требования об отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу.
Материалы дела об административном правонарушении поступили в ЮОТ 28.07.2021.
Решением ЮОТ 10314000/193ю/208ю/295А от 28.09.2021 постановление Новороссийской таможни по делу об административном правонарушении N 10317000-1123/2020 оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным постановлением и решением, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 данного Кодекса.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с соблюдением запретов и ограничений при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Объективная сторона правонарушения выражается в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств -членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Субъектом правонарушения является лицо, на которое в силу действующего законодательства возложена обязанность по представлению документов и сведений, при декларировании товара.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3 ст. 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможенная декларация представляет собой документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
В соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в декларации на товары указываются сведения о товарах, в частности наименование, описание, код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, происхождение товаров, наименование страны отправления и страны назначения, описание упаковок, цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.
В соответствии с п. 8 ст. 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с п. 3 ст. 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Правоотношения, связанные с соблюдением запретов и ограничений при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, регламентированы, прежде всего, Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), Протоколом о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза, а также решениями Комиссии Таможенного союза, которые имеют приоритетное значение на территории РФ.
Для целей применения международных договоров, указанных в п. 1 ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе, к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования (п. 3 ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астана 29.05.2014).
Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (ст. 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза, являющегося приложением N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с п. п. 10 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза "запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно Положению о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденному решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая, в том числе включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования.
Согласно Протоколу о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе), под декларацией о соответствии и сертификатом соответствия техническим регламентам Союза понимается документ, которым орган по сертификации удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза).
Под выпуском продукции в обращение понимается поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе (ст. 2 приложения 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Продукция "устройства ручные механические, массой менее 10 кг, для приготовления напитков: механическая соковыжималка..." подпадает под действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", и для нее требуется представление документов о подтверждении соответствия требованиям данного технического регламента (декларации о соответствии).
Следовательно, исходя из анализа приведенных норм в их совокупности, под ограничением на ввоз продукции на таможенную территорию ЕАЭС в данном случае понимается требование соответствия ввозимой продукции установленным ТР ТС 010/2011, критериев качества и безопасности. При ввозе такой продукции и подаче декларации на товар с целью его выпуска в свободное обращение декларант обязан подтвердить таможенному органу соответствие продукции требованиям, установленным ТР ТС 010/2011. В противном случае, продукция, не соответствующая критериям качества и безопасности, либо соответствие которой в установленном порядке не подтверждено, не может быть разрешена к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.
Таким образом, уже в момент ввоза товара на таможенную территорию Евразийского экономического союза и декларирования таможенному органу ввозимый товар должен соответствовать требованиям технических регламентов таможенного союза. При декларировании товара таможенному органу декларант обязан представить разрешительный документ, подтверждающий такое соответствие.
Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений (пп. 3 п. 1 ст. 135 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Согласно п. п. 4 п. 1 ст. 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 128 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.
Деяние, выразившееся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, подлежит квалификации по ст. 16.3 КоАП РФ.
Таким образом, ООО "Импорт Консалтинг", при таможенном декларировании товара N 1 "устройства ручные механические, массой менее 10 кг, для приготовления напитков: механическая соковыжималка..." по ДТ N 10317120/211019/0070528 не представлен документ, подтверждающий соблюдение при ввозе товара на таможенную территорию Евразийского экономического союза запретов и ограничений, установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", что указывает на наличие в деянии Общества признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отклонении довода заявителя, о том Новороссийской таможней и Южной оперативной таможней сделан ошибочный вывод о том, что предмет правонарушения является продукцией, предназначенной для предприятий торговли, общественного питания и пищеблоков, и на него распространяются запреты и ограничения, установленные ТР ТС 010/2011, что образует состав правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, согласно инвойсу от 01.10.2019 N 77104, представленному ООО "Импорт Консалтинг" при декларировании товара, часть товара N 1, заявленного в ДТ N 10317120/211019/0070528, представляет собой соковыжималку для домашнего использования (модель M-ET KLASSIK, MKE1 KROM KLASIK), часть - для предприятий общественного питания (модель M-CU DOCUM, MCUK KROM, M-CU SAFIR DOCUM, M-KS KROM KLASIK, M-KSA AY KROM, M-KSS SAFIR KLASIK, M-ST KLASIK).
Тот факт, что модели соковыжималок M-CU, M-ST, M-KS, M-KSA торговой марки "Maskot" относятся к промышленному типу соковыжималок, также подтверждается информационным письмом ИП А.Р. Сидоренко от 07.04.2021, осуществляющим свою деятельность по продаже механических соковыжималок торговой марки "Maskot" с 2014 года, а также технической документацией соковыжималок "Maskot", представленной Новороссийской таможне компанией MASKOT MUTFAK ESY.SAN .TIC.LTD.STI, являющейся производителем спорной продукции.
Из ответа ИП Сидоренко А.Р., полученному Новороссийской таможней в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, следует, что ИП Сидоренко А.Р. осуществляет свою деятельность по продаже механических соковыжималок торговой марки "MASKOT" с 2014 года. К промышленному типу соковыжималок торговой марки "Maskot" относятся следующие модели: M-CU, M-ST, M-KS, M-KSA. Подтверждающая информация находится на сайте завода-изготовителя https://www.maskotmutfak.com/. Согласно информации, изложенной на сайте завода-изготовителя, соковыжималки подразделяются на два типа: Sanayi Tipi и Ev Tipi: Sanayi Tipi - промышленный тип (в переводе с турецкого); Ev Tipi - домашний тип (в переводе с турецкого). В дополнение к указанной информации представил техническую документацию (паспорт изделия) для вышеуказанных моделей соковыжималок, которая прилагается к каждому изделию и находится в заводской упаковке.
20.04.2021 на адрес электронной почты shirstukau@jtu.customs.gov.ru поступило электронное письмо от компании "MASKOT MUTFAK ESY. SAN . TIC. LTD.STI." с приложением технических характеристик спорных товаров.
В ходе анализа и перевода с турецкого языка, представленных компанией "MASKOT MUTFAK ESY. SAN . TIC. LTD.STI." документов, установлено, что соковыжималки моделей М-SX, М-KS, М-KSC COPPER, М-KSG GOLD, M-KSS SAFIR, М-KSA, М-CU, относятся к соковыжималкам промышленного типа.
Согласно письму Росаккредитации от 13.11.2018 N 29283/05-СМ "О выдаче писем-разъяснений органами по сертификации" в соответствии с позицией Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического регулирования, органы по сертификации не наделены полномочиями по выдаче официальных разъяснений актов, составляющих право Евразийского экономического союза (включая технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза).
Пунктом 46 приложения N 3 к ТР ТС 010/2011 определен Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия, в котором поименовано оборудование технологическое для предприятий торговли, общественного питания и пищеблоков:
* оборудование для механической обработки продуктов питания, в том числе оборудование для плодоовощных баз и фабрик-заготовочных;
* оборудование тепловое для предприятий общественного питания, пищеблоков, а также плодоовощных баз и фабрик-заготовочных.
В соответствии с п. 60 Перечня продукция, "устройства ручные механические массой 10 кг или менее для приготовления, обработки или подачи пищи, или напитков" код 8210 00 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.
Ссылка общества на письмо АО "ВНИИС", в котором изложена позиция, отличающаяся от позиции, изложенной в иных письмах, относительно данного товара судом правомерно отклонена ввиду следующего.
В соответствии с письмом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.04.2011 N А3-101-206/3310, адресованному ФТС России, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии поручило АО "ВНИИС" предоставлять таможенным органам и участникам ВЭД разъяснения по вопросу отнесения продукции к объектам обязательного подтверждения соответствия.
Согласно письму АО "ВНИИС" от 09.02.2021 N 101-ТК/114, предоставленному в Южную оперативную таможню ООО "Импорт Консалтинг" в ходе подготовки жалобы к рассмотрению, товар, механическая соковыжималка, не включен в "Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации" и "Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, кроме того, данная продукция не подпадает под действующие технические регламенты Таможенного союза.
Новороссийской таможней в целях устранения противоречий, учитывая тот факт, что в материалах дела имеется письмо АО "ВНИИС" от 16.01.2020 N 1-101/5-3, согласно которому указанная продукция подпадает под действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823, и для нее требуется представление декларации о соответствии, в адрес АО "ВНИИС" повторно направлено письмо от 05.04.2021 N 21-44/10755.
Согласно полученному от АО "ВНИИС" ответу (письмо от 13.05.2021 N 1-101/5-37), следует, что вышеуказанная продукция не включена в "Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации" и "Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, и для нее не требуется представление декларации о соответствии или сертификата соответствия. Одновременно сообщают, что вышеуказанная продукция (предназначенная для предприятий общественного питания) подпадает под действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823, и для нее требуется представление декларации о соответствии.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что на спорный товар не распространяет свое действие технический регламент Таможенного союза TP ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".
Новороссийской таможней в ходе контроля за соблюдением запретов и (или) ограничений, установленных в отношении перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товаров и транспортных средств, сделан вывод о том, что, по товару N 1, заявленному по ДТ N 10317120/211019/0070528, установленные запреты и ограничения (в части мер технического регулирования) без предоставления разрешительного документа (декларации о соответствии) требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", не соблюдены.
При этом, товар N 2 "устройства ручные механические, массой менее 10 кг, консервный нож, настольный...", заявленный по ДТ N 10317120/211019/0070528, не включен в "Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации" и "Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 (с изменениями), и представление сертификата соответствия или декларации о соответствии на данную продукцию не требуется.
Необходимость представления декларации о соответствии для товара N 1 "механическая соковыжималка..." также подтверждена письмом Всероссийского научно-исследовательского института сертификации от 16.01.2020 N 1-101/5-3, согласно которому вышеуказанная продукция подпадает под действие технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (TP ТС 010/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823, и для нее требуется представление декларации о соответствии требованиям данного технического регламента.
В соответствии с письмом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2007 N ГЭ-101 -26/7189 Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации уполномочен Федеральным агентством выдавать разъяснения о принадлежности продукции к объектам обязательного подтверждения соответствия для целей таможенного оформления.
Следовательно, исходя из анализа приведенных норм в их совокупности, под ограничением на ввоз продукции на таможенную территорию ЕАЭС в данном случае понимается требование соответствия ввозимой продукции установленным TP ТС 010/2011, критериев качества и безопасности. При ввозе такой продукции и подаче ДТ с целью ее выпуска в свободное обращение, декларант обязан подтвердить таможенному органу соответствие продукции требованиям, установленным TP ТС 010/2011. В противном случае, продукция, не соответствующая критериям качества и безопасности, либо соответствие которой в установленном порядке не подтверждено, не может быть разрешена к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.
Таким образом, материалами дела доказано наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина получателя товаров ООО "Импорт Консалтинг" выражается в том, что у него, как лица выступающего в качестве декларанта, имелась возможность для соблюдения требований и норм таможенного законодательства, но им не были предприняты все необходимые для этого меры. Так, декларант имел возможность до подачи в таможенный орган декларации на товары N 10317120/211019/0070528 принять меры, направленные на получение соответствующих разрешительных документов на товары "устройства ручные механические, массой менее 10 кг, для приготовления напитков: механическая соковыжималка, необходимость получения которого в отношении данного товара установлена требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011). ООО "Импорт Консалтинг" имело возможность до момента представления товара к таможенному оформлению в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления обратиться в соответствующий уполномоченный орган с заявлением о получении соответствующего разрешительного документа, получить соответствующий разрешительный документ и предоставить его в таможенный орган при таможенном оформлении указанного товара в целях соблюдения требований и условий, необходимых для выпуска декларируемого (ввозимого) товара в свободное обращение в части предъявляемых документов, свидетельствующих о соблюдении установленных мер технического регулирования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, в ходе рассмотрения дела не выявлено.
Оценивая правильность соблюдения процедуры и сроков привлечения к административной ответственности, суд установил, что таможенным органом были соблюдены требования законодательства об извещении общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела и не нарушены нормы статей 28.2, 28.5 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, таможенным органом также соблюден.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений и пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности.
Допущенное обществом правонарушение посягает на установленный в сфере таможенного регулирования порядок таможенного декларирования и контроля товаров.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к возложенным на него обязанностям в названной сфере публичных правоотношений.
Доказательств исключительности обстоятельств совершения административного правонарушения в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу, что решение Южной оперативной таможни от 28.09.2021 N 10314000- 193ю/208Ю/295А и постановления Новороссийской таможни от 13.05.2020 по делу об административном правонарушении 10317000-1123/2019 являются законными и обоснованными.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что таможенным органом в отношении товара N 1 принято решение о выпуске без каких-либо ограничений, по настоящее время не отменено. Судебной коллегией установлено, что Новороссийской таможней проведен ведомственный контроль, по результатам которого таможенным органом установлено, что решение от 23.10.2019 Новороссийского таможенного поста (Центр электронного декларирования) о выпуске товара N 1, задекларированного по ДТ N 10317120/211019/0070528, является неправомерным (заключение от 19.10.2020 N10317000/191020/152-з/2020).
ООО "Импорт Консалтинг" при подаче ДТ в таможенный орган было представлено гарантийное обязательство от 21.10.2019 N б/н, в соответствии с которым общество просит разрешить условный выпуск товаров, заявленных в ДТ N 10317120/211019/0070528. Кроме того, в соответствии со ст. 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Общество обязалось в течение 45 дней после выпуска товаров, до 05.12.2019, провести обязательную сертификацию продукции в соответствии с требованиями технических регламентов и предоставить на Новороссийский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Новороссийской таможни разрешительные документы.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 08.02.2022 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.02.2022 по делу N А32-48765/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48765/2021
Истец: ООО " Импорт Консалтинг"
Ответчик: Новороссийская таможня, Федеральная таможенная служба Южное таможенное управление Южная оперативная таможня, Южная оперативная таможня