город Омск |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А46-13872/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретерам Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2465/2022) Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 27.01.2022 по делу N А46-13872/2021 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (ОГРН 1025500739450, ИНН 5500000054, адрес: 644099, город Омск, улица Чапаева, дом 71, корпус 1) к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 12 УФСИН России по Омской области (ОГРН 1025501861285, ИНН 5528010172, адрес: 644546, город Омск, улица Ноябрьская, дом 7) о взыскании суммы финансовой санкции за непредставление в установленный срок дополняющих сведений об индивидуальном (персонифицированном) учёте в общем размере 72 500 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области - Контова Юлия Алексеевна по доверенности от 01.10.2021 N ОС-113 сроком действия 1 год;
от федерального казенного учреждения Исправительная колония N 12 УФСИН России по Омской области - Бухтиярова Елена Яковлевна по доверенности от 10.01.2022 N 56/ТО/12-13-1 сроком действия до 31.12.2022;
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска (далее - заявитель, Отделение, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения Исправительная колония N 12 УФСИН России по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Учреждение) штрафных санкций за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, апрель, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019 годы в общем размере 72 500 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.01.2022 по делу N А46-13872/2021 заявление удовлетворено частично. Взысканы с Учреждения в бюджет Пенсионного фонда штрафные санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в общей сумме 7 250 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Возражая против принятого по делу решения, Отделение в апелляционной жалобе просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и вынести по делу новый судебный акт о взыскании штрафа в общем размере 72 500 руб.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что сумма штрафа не подлежит изменению, поскольку нормы действующего законодательства не предусматривают смягчающих обстоятельств в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете. Пенсионный фонд полагает, что основания для снижения размера штрафных санкций отсутствовали; считает, что значительное снижение судом размера санкций нарушает принципы соразмерности и справедливости наказания, не отвечает целям предупреждения новых правонарушений.
Учреждение представило отзыв на жалобу.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Пенсионного фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Учреждением сведения по форме СЗВ-М за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, апрель, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019 годы с типом формы "исходная" были представлены 09.04.2018 (за март), 08.05.2018 (за апрель), 08.06.2018 (за май), 09.07.2018 (за июнь), 09.08.2018 (за июль), 06.09.2018 (ща август), 03.10.2018 (за сентябрь), 07.11.2018 (за октябрь), 10.12.2018 (за ноябрь), 09.01.2018 (за декабрь), 13.05.2019 (за апрель), 11.11.2019 (за октябрь), 09.12.2019 (за ноябрь), 14.01.2020 (за декабрь).
Пенсионный фонд в рамках проверки представленных сведений направило Учреждению уведомление от 20.10.2020 N 12763 о выявленных расхождениях в представленной отчетности и необходимости представления корректирующих сведений в пятидневный срок (не позднее 27.10.2020) на основании части 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Уведомление от 20.10.2020 N 12763 направлено в адрес Учреждения по почте с трек-номером почтового отправления 80091453517784, получено 23.10.2020.
Заинтересованным лицом 19.11.2020, 20.11.2020, 23.11.2020 представлены сведения за указанные периоды с типами формы "дополняющая", "корректирующая".
Отделение в ходе проверки пришло к выводу о том, что Учреждением сведения представлены позже установленного срока в отношении 145 застрахованных лиц, составлены акты проверки и приняты решения, которыми заинтересованное лицо привлечено к ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 72 500 руб.
С целью досудебного урегулирования спора Пенсионным фондом в адрес заинтересованного лица направлено требование об уплате суммы финансовой санкции за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в указанный в требованиях срок.
Неисполнение в добровольном порядке указанного требования послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в суд с заявлением о взыскании с Учреждения суммы финансовой санкции.
27.01.2022 Арбитражный суд Омской области принял решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ обоснованность обжалуемого судебного акта, не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции исходит из нижеследующего.
Как следует из преамбулы Закона N 27-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
В силу статьи 5 Закона N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены указанным Законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Материалами дела подтверждается, что Учреждением сведения по форме СЗВ-М за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, апрель, октябрь, ноябрь, декабрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018, 2019 годы с типом формы "исходная" представлены своевременно.
Пенсионный фонд в рамках проверки представленных сведений направило Учреждению уведомление от 20.10.2020 N 12763 о выявленных расхождениях в представленной отчетности и необходимости представления корректирующих сведений в пятидневный срок (не позднее 27.10.2020).
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Уведомление от 20.10.2020 N 12763 направлено в адрес Учреждения по почте с трек-номером почтового отправления 80091453517784, получено 23.10.2020.
Заинтересованным лицом 19.11.2020, 20.11.2020, 23.11.2020 представлены сведения за указанные периоды с типами формы "дополняющая", "корректирующая".
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Учреждение представило сведения, предусмотренные пунктами 2, 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, с типами формы "дополняющая", "корректирующая" с нарушением установленных действующим законодательством 5-дневного срока на устранение ошибок (неточностей) с момента получения уведомления.
Нарушений Управлением процедуры рассмотрения материалов проверки судом не установлено. Соответственно, привлечение Учреждения к ответственности является правомерным и обоснованным.
Из оспариваемого судебного акта следует, что судом приняты во внимание доводы Учреждения о наличии оснований для снижения размера штрафа, финансовая санкция снижена с до 72 500 руб. до 7 500 руб.
В апелляционной жалобе Отделение выражает несогласие с данными выводами суда, указывает, что сумма штрафа не подлежала изменению, поскольку нормы действующего законодательства не предусматривают смягчающих обстоятельств в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания указанных доводов обоснованными, исходя из следующего. Нормы Закона N 27-ФЗ не содержат положений, предполагающих возможность применения обстоятельств, смягчающих ответственность за совершенное правонарушение, при назначении наказания виновному лицу.
В то же время с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), следовательно, при назначении наказания и установлении размера ответственности необходимо руководствоваться главой 15 данного Кодекса.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 N 11019/09 разъяснено, что санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое установлена ответственность.
При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Следовательно, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 указанного Кодекса.
Таким образом, указанный перечень не является исчерпывающим. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 114 Кодекса).
По смыслу данного положения предельный размер, до которого может быть уменьшен штраф, законом не предусмотрен, при этом размер штрафа подлежит уменьшению не менее, чем в два раза.
Также при разрешении вопроса об уменьшении штрафных санкций суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 19.01.2016 N 2-П, согласно которой до внесения необходимых изменений законодательство Российской Федерации о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в настоящем Постановлении. Так, в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Конституционный суд Российской Федерации в своих постановлениях не раз указывал на необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Так, постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3), подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Таким образом, признание конкретных обстоятельств в качестве смягчающих ответственность и уменьшение размера штрафа является правом суда и нормам действующего законодательства не противоречит.
В рассматриваемом случае при оценке размера наказания судом первой инстанции правомерно приняты во внимание обстоятельства того, что Учреждение является исправительной колонией, соответственно, выполняет социально значимые задачи, является некоммерческой организацией, правонарушение совершено впервые, отсутствие умысла и отсутствие реальных убытков бюджету, а также несоразмерность финансовой санкции последствиям совершенного правонарушения и отсутствие существенных негативных последствий.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, размер финансовой санкции снижен при наличии к тому оснований.
Доводы Отделения о том, что значительное снижение судом размера санкций нарушает принципы соразмерности и справедливости наказания, не отвечает целям предупреждения новых правонарушений, являются необоснованными, так как частота и характер допущенных Учреждением нарушений характеризуют заинтересованное лицо в целом как добросовестного плательщика страховых взносов, стремящегося соблюдать законодательство о страховых взносах, минимизировать последствия совершенного нарушения и впредь не допускать подобных нарушений.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы заинтересованного лица распределению не подлежат, поскольку Пенсионный фонд в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 27.01.2022 по делу N А46-13872/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13872/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ Г. ОМСКА
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 12 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ