город Ростов-на-Дону |
|
15 апреля 2022 г. |
дело N А53-30713/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Абраменко Р.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от истца: представитель Прущак А.А. по доверенности от 20 декабря 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Казачий Курень" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 8 февраля 2022 года по делу N А53-30713/2021 по иску акционерного общества "Ростовводоканал"(ИНН 6167081833) к ответчику: обществу с ограниченной ответственностью "Казачий курень" (ИНН 6102014525), о взыскании платы за негативное воздействие,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Казачий курень" (далее - ответчик) платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель - июнь 2021 года в размере 516 397 рублей 68 копеек.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.02.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апеллянт считает, что суд первой инстанции осуществил неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, сделал выводы, не соответствующие материалам дела, а также необоснованно отклонил ходатайство ответчика о вызове специалиста и об оставлении искового заявление без рассмотрения.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержания которого следует, что истец находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
В судебном заседании представитель истца доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание явки не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом путем публикации определения суда на сайте суда согласно пунктам 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57.
При названных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в отсутствие представителя ответчика в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "Казачий курень" и акционерным обществом "Ростовводоканал" был заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 18.10.2005 N 7895.
Согласно пункту 1.4 Договора Абонент обязуется соблюдать режим водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
На основании подпункта "г" пункта 36 Правил N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведения сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 3.2 Договора сумма платы за сверхлимитное водопотребление и превышение лимита сброса сточных вод, а также за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций (ДК) определяется в соответствии с действующим законодательством.
АО "Ростовводоканал" в присутствии представителя ответчика 08 апреля 2021 года были отобраны пробы сточных вод из выгребной ямы абонента по адресу: г. Ростова-на-Дону, ул. Левобережная, 5, что зафиксировано Актом контрольного отбора проб сточных вод N 0804/1/10 (л.д. 17). Настоящий Акт подписан без замечаний. Взятые пробы сточных вод были направлены в лабораторию ООО "Дон-Инк" (протокол КХА N 427 от 19.04.2021 (л.д. 22-23).
Анализы отобранных проб, проведенные лабораторией показали, что качество сточных вод, сбрасываемой ответчиком, не удовлетворяет Постановлению Администрации г. Ростова-на-Дону от 15.10.2020 N 1074 "Об установлении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации) города Ростова-на-Дону", а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020).
По результатам проведенного лабораторного анализа, были произведены расчеты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения г. Ростова-на-Дону за период с 01 апреля 2021 года по 30 апреля 2021 года на сумму 325 139,28 руб. (расчет N Н-369), с 01 мая 2021 года по 31 мая 2021 года на сумму 133 880,88 руб. (расчет N Н-496), с 01 июня 2021 года по 30 июня 2021 года на сумму 57 377,52 руб. (расчет N Н-619).
Общая сумма задолженности абонента перед АО "Ростовводоканал" за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения г. Ростова-на-Дону составляет 516 397,68 руб.
21.07.2021 в адрес ООО "Казачий курень" направлена претензия об оплате задолженности N 21948 от 21.07.2021, однако задолженность в размере 516 397,68 руб. до настоящего времени ответчиком добровольно не оплачена, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
В связи с невнесением ответчиком указанной платы, истец обратился в суд с настоящим иском, при рассмотрении которого суд пришел к следующим выводам.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
Указанный договор по своей правовой природе является договором водоснабжения, отношения по которому в силу п. 2 ст. 548 ГК РФ регулируются главой 30 ГК РФ (нормами о договоре энергоснабжения).
В силу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду, в том числе относятся, сбросы загрязняющих веществ.
В соответствии с подпунктами "и", "ж" пункта 35 Правил N 644 "Об утверждении правил холодного водоснабжении и водоотведения" абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований. Абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подпункты "в", "г" пункта 36 Правил N 644).
Согласно подпунктам "д", "е" подпункта 34 Правил N 644 в перечень обязанностей организации водопроводно-канализационного хозяйства входит в том числе: осуществлять производственный контроль качества питьевой воды; осуществлять контроль за составом и свойствами принимаемых в канализационную сеть сточных вод и соблюдением нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативов допустимых сбросов абонентов, а также требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Таким образом, приведенные акты разграничивают компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых осуществляет деятельность тот или иной абонент, относя к компетенции первых порядок взимания платы, включая определения ее размера путем установления повышающих коэффициентов к утвержденным тарифам при превышении хозяйствующими субъектами нормативов ПДК загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, а к компетенции вторых - сами нормы ПДК с учетом местных условий.
Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 утвержден "Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" (далее - Порядок). Порядок распространяется на абонентов (кроме населения), отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через системы канализации в окружающую природную среду, и на организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов (далее - организации ВКХ), осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Ростовской области.
Пунктом 22.3 Порядка предусмотрено, что плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, рассчитывается исходя из базовых нормативов платы, умноженных на разницу между фактической концентрацией (далее - ФК) и ДК или ВДК загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к базовым нормативам платы, умноженных на коэффициент индексации платы, на коэффициент экологической ситуации и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Величины допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, определены Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 15.10.2020 N 1074 "Об установлении нормативов состава сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации) города Ростова-на-Дону" (далее - Постановление N 1074).
Согласно Постановлению N 1074 допустимая концентрация загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в системы канализации города Ростова-на-Дону составляет:
- аммоний-ион - 5,67 мг/дм3, в то время как по результатам исследования содержание данного вещества составляет 21,3/16,6 мг/дм3,
- сухой остаток - 1 089,56 мг/дм3, в то время как по результатам исследования содержание данного вещества составляет 1 670 мг/дм3,
- медь - 0,01 мг/дм3, в то время как по результатам исследования содержание данного вещества составляет 0,021 мг/дм3,
- цинк - 0,03 мг/дм3, в то время как по результатам исследования содержание данного вещества составляет 0,23 мг/дм3,
- железо - 0,56 мг/дм3, в то время как по результатам исследования содержание данного вещества составляет 6,2 мг/дм3,
- фосфаты (по Р) - 0,68 мг/дм3, в то время как по результатам исследования содержание данного вещества составляет 6,4 мг/дм3,
- хлориды - 210,85 мг/дм3, в то время как по результатам исследования содержание данного вещества составляет 259 мг/дм3,
- сульфаты - 231,89 мг/дм3 в то время как по результатам исследования содержание данного вещества составляет 380 мг/дм3.
Факт того, что качество сточных вод, сбрасываемых ответчиком, не удовлетворяет действующему Постановлению N 1074 подтверждается протоколом от 19.04.2021 N 427 (л.д. 22-23). Расчет платы за сброс загрязняющих веществ с превышением ДК, за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения ответчиком не оспорен.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика платы за сброс загрязняющих веществ с превышением ДК за период с 01 апреля 2021 года по 30 апреля 2021 года на сумму 325 139,28 руб. (расчет N Н-369), с 01 мая 2021 года по 31 мая 2021 года на сумму 133 880,88 руб. (расчет N Н-496), с 01 июня 2021 года по 30 июня 2021 года на сумму 57 377,52 руб. (расчет N Н-619) законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о допущенных истцом нарушениях при изъятии проб, были рассмотрены судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте.
Как верно указано судом первой инстанции, согласно п. 5, 6 Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 728) осуществления контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, производит плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод. Периодичность планового контроля по общему правилу не может быть чаще раза в календарный месяц и реже раза в календарный год.
Пунктом 10 указанных Правил за абонентами закреплены следующие обязанности:
1. Обеспечение возможности проведения визуального контроля или отбора проб сточных вод в установленном порядке (при условии предварительного уведомления абонента о проведении контроля или отбора в соответствующих случаях).
2. Содержание контрольных канализационных колодцев и подходов к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и возможность отбора их проб.
3. Обеспечение беспрепятственного доступа представителей организации, осуществляющей водоотведение:
- к контрольным канализационным колодцам;
- к канализационным колодцам, указанным в декларации:
- или к последним канализационным колодцам на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (в том числе открытие люков канализационных колодцев).
4. Обеспечение наличия мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод) и идентификации таких мест путем установления различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки контрольных канализационных колодцев и позволяющих определить их положение на местности. Также абонент не должен препятствовать установке и эксплуатации организацией. осуществляющей водоотведение, автоматического оборудования.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644) контрольный канализационный колодец - колодец или иное сооружение (устройство), предназначенные для отбора проб сточных вод абонента, определенные в договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод.
Из приведенного определения следует, что наряду с колодцем может быть оборудовано любое иное сооружение (устройство), предназначенное для отбора проб сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения. Основное требование к такому сооружению - обеспечение возможности отбора проб сточных вод абонента отдельно от сточных вод иных абонентов в соответствии с требованиями разд. III и IV Правил N 728 осуществления контроля состава и свойств сточных вод, а также нормативных документов, регулирующих методы определения конкретных фактических показателей состава и свойств сточных вод.
Между ООО "Казачий курень" и АО "Ростовводоканал" заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 7895 от 18 октября 2005 года. Неотъемлемой частью Договора являются акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (л.д. 16), а также дополнительное соглашение на прием сточных вод сливной станцией аэрации к договору N 7895 от 18.10.2005 на отпуск воды и прием сточных вод (далее - Дополнительное соглашение) (л.д. 13-15).
Согласно пункту 2.2.1 Дополнительного соглашения ресурсоснабжающая организация имеет право систематически осуществлять лабораторный контроль за количеством и качеством сточных вод, отводимых абонентом в систему сливной канализации, путем отбора проб. Отбор проб производится в любое время суток в присутствии представителя абонента. Полученный результат отобранной пробы считается действительным до следующего отбора проб.
Актом разграничения эксплуатационной ответственности зафиксировано, что у ООО "Казачий курень" отсутствует подключение к централизованной канализационной сети, сброс стоков осуществляется в выгребную яму. Выгребная яма оборудована исключительно для стоков абонента ООО "Казачий курень", таким образом, смешений со стоками иных лиц не происходит.
Выгребные ямы, как технологические сооружения, являются частью канализационной системы, откачиваемые сточные воды из которых утилизируются на сливных канализационных насосных станциях (КНС) АО "Ростовводоканал". Негативное воздействие от сточных вод выгребных ям оказывается на технологические агрегаты и системы канализационных станций АО "Ростовводоканал", принимающих стоки выгребных ям, а также канализационную сеть, отводимую из КНС АО "Ростовводоканал".
Довод ответчика о том, что нарушен порядок отбора проб сточных вод, предусмотренный пунктом 18 Правил N 728 правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в Акте отбора сточных вод N 0804/1/10 метод отбора проб определен как "смешанный", что не противоречит порядку отбора проб, а ведро - это способ отбора проб. Согласно пункту 18 Правил N 728 отбор проб сточных вод осуществляется вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения из лотка канализационного колодца или падающей струн ручным методом (за исключением случая использования автоматического оборудования). При отсутствии лотка или падающей струи отбор проб сточных вод осуществляется в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.
Ответчиком в материалы дела не представлены доказательства нарушения условий упаковки, хранения отобранных проб, а также их дальнейшего анализа. В Акте отбора проб сточных вод N 0804/1/10 отсутствуют замечания представителя абонента.
Согласно пункту 25 Правил N 728 при несогласии с содержанием акта отбора проб сточных вод и (или) акта обнаружения запрещенного сброса представитель абонента обязан подписать соответствующий акт с указанием в нем своих возражений или особого мнения.
Сроки проведения анализов согласно пункту 5.5 ГОСТ 31861-2012 являются соблюденными, что подтверждается протоколом КХА N 427 от 19.04.2021.
Исходя из изложенного с ответчика в пользу истца законно и обоснованно взыскано 516 397 рублей 68 копеек задолженности.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08 февраля 2022 года по делу А53-30713/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-30713/2021
Истец: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ", АО "Ростовводоканал"
Ответчик: ООО "КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ"