г. Самара |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А55-27616/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Межрегионального Управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям - представителя Плис В.В. (доверенность от 10.01.2022 N 1),
от Акционерного общества "Экология-Сервис" - представителя Будько Д.В. (доверенность от 07.09.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального Управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 февраля 2022 года по делу N А55-27616/2021 (судья Коршикова О.В.),
по заявлению Акционерного общества "Экология-Сервис"
к Межрегиональному Управлению Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям
о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Экология-Сервис" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить предписание Межрегионального Управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям (далее - заинтересованно лицо) N 34-пл от 11.06.2021 года об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 февраля 2022 года заявленные требования удовлетворены частично, признан недействительным п. 2 предписания Межрегионального Управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям N 34-пл от 11.06.2021 года. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Межрегиональноt Управлениt Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 10 февраля 2022 года по делу N А55-27616/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Податель жалобы, выражая несогласие с решением суда в части удовлетворения требований Общества и признания незаконным пункта 2 предписания от 11.06.2021 года N34-пл, указывает, на законность требований, изложенных в данном пункте.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заинтересованного лица апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Принимая во внимание, что в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле возражений против проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части не заявили.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказов Межрегионального Управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 21.04.2021 г. N 129-КНД, от 29.04.2021 г. N 139-КНД, от 20.05.2021 г. N180-КНД в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка. В ходе проверки были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства.
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки N 139-пл от 11.06.2021 года (л.д.81-90).
По результатам проверки, в адрес Акционерного общества "Экология-Сервис" было выдано Предписание N 34-пл от 11.06.2021 г. по устранению выявленных нарушений:
1. Не нарушать требования при эксплуатации полигона, в части отсутствия ограждения по периметру полигона ТБО, чем нарушена ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 257 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитрано-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий";
2. Не допускать осуществление деятельности в нарушении законодательства, выражавшееся в отсутствии необходимых для выполнения работ по утилизации отходов I-IV классов опасности оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих АО "Экология-Сервис" на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличие такого оборудования или специализированных установок, чем нарушен пп. "Г" п. 3 Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности";
3. Не допускать осуществление деятельности в нарушении законодательства, выразившегося в отсутствии положительного заключения государственной экспертизы (в случаях определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе"), а также использование объекта утилизации отходов I-IV классов опасности без документации, получившей указанное положительное заключение государственной экспертизы, чем нарушен пп. "А", пп. "В". пп. "Г" п. 3 Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности"; пп. "А" п. 4 Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
4. Не нарушать условия Заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию N 655-Э от 27.07.2005, в части компостирования отходов, не относящихся к органическим отходам, чем нарушен пп. "Б" п. 4 Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
5. Не допускать осуществление деятельности в нарушение законодательства, в части размещения отходов запрещенных к размещению, чем нарушена ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р "Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается" (л.д. 77-80).
Не согласившись с Предписанием N 34-пл от 11.06.2021 г., заявитель обратился в суд с заявленными требованиями.
Принимая судебный акт в обжалуемой его части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения N 2290 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при производстве работ по утилизации отходов I - IV классов опасности, являются:
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ в области обращения с отходами I - IV классов опасности оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе"), а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы;
наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.
На основании абзацев второго и четвертого статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Утилизация отходов - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) (абзац восьмой статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
АО "Экология-Сервис" имеет действующую лицензии серии 63 N ОТ-0223 от 02.12.2015 (переоформлена на основании приказа N 190 от 26.05.2020), согласно которой осуществляет в том числе утилизацию и размещение следующих видов отходов:
- отходы известняка, доломита и мела в виде порошка и пыли малоопасные (продолжение листа 2),
- шлак печей переплава алюминиевого производства (продолжение листа 40),
- песок перлитовый вспученный, утративший потребительские свойства, незагрязненный (лист 44),
- зола от сжигания угля малоопасная (лист 81),
- шлак от сжигания угля малоопасный (продолжение листа 86),
- золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная (продолжение листа 86),
- зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная (продолжение листа 86),
- зола от сжигания торфа (продолжение листа 86),
- осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный (лист 89),
- осадки с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасные (лист 89),
- ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (лист 89),
- ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (лист 89),
- отходы грунта при проведении открытый земляных работ малоопасные (продолжение листа 95),
- лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (продолжение листа 96).
Согласно позиции Управления, указанные отходы могут служить изолирующим материалом, а, следовательно, могут размещаться на полигоне, что подтверждается заключением государственной экологической экспертизы на проектную документацию N 655-Э от 27.07.2005, а также программой производственного контроля.
Таким образом, по мнению Управления, АО "Экология-Сервис" принимает указанные отходы исключительно для размещения (захоронения), а не для утилизации, для которой у Общества отсутствует необходимое оборудование.
Кроме того, Управление считает, что наличие в лицензии такого вида деятельности, как утилизация обязывает АО "Экология-Сервис" в обязательном порядке иметь оборудование, а его отсутствие образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. При этом Управление не конкретизирует, какое именно оборудование необходимо и не обосновывает, что технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования.
Согласно пп. "А" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение о лицензировании N 1062), действующего на момент получения санитарно-эпидемиологического заключения в 2015 году, а также лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
В соответствии с пп. "Б" п. 5 положения о лицензировании N 1062 для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором среди прочего указывает: для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности -реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.
Согласно Санитарно-эпидемиологическому заключению N 63.СЦ.04.000.М.000688.06.15 от 16.06.2015 (далее - Санитарно-эпидемиологическое заключение), действующему бессрочно, полигон твердых коммунальных отходов III-IV классов опасности МСК "Водино", станция сортировки и прессования ТКО и площадка компостирования соответствуют, в том числе такому виду деятельности, как утилизация.
В соответствии с экспертным заключением по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок от 12.05.2015 N 2050 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области рассмотрены в том числе пояснительная записка АО "Экология-Сервис" ("сведения об объекте при осуществлении деятельности по размещению отходов"), а также перечень отходов, принимаемых при использовании при проведении санитарной изоляции и строительства временных технологических дорог, где поименован, в том числе спорный перечень отходов, по результатам чего Управлением Роспотребнадзора по Самарской области и было выдано Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества АО "Экология-Сервис", в том числе такой деятельности, как утилизация.
Более того, лицензирующим органом (Управлением), по результатам изучения заявки и приложенных к ней документов выдана лицензия серии 63 N ОТ-0223 от 02.12.2015 (в том числе по результатам переоформления на основании приказа N 190 от 26.05.2020'), что говорит о том, что деятельность АО "Экология-Сервис" соответствует природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям, в том числе по утилизации спорных отходов.
Управлением не предоставлено обоснование необходимости наличия оборудования, посредством утилизации отходов методом изоляции на полигоне, при наличии действующей лицензии серии 63 N ОТ-0223 от 02.12.2015 выданной в установленном законом порядке.
Таким образом, указанное требование не соответствует требованию ясности, не содержит указаний, позволяющих однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативным документом, и не позволяет определить возможные действия по устранению выявленного нарушения.
Оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности пункта 2 оспариваемого предписания Межрегионального Управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям N 34-пл от 11.06.2021 года и о наличии оснований для удовлетворения требований Общества в данной части.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда в обжалуемой части не находит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 февраля 2022 года по делу N А55-27616/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27616/2021
Истец: АО "Экология-Сервис"
Ответчик: Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям