г. Владимир |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А39-7405/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 12.04.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.01.2022 по делу N А39-7405/2021,
принятое по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница" (ОГРН 1171326003023, ИНН 1315000831) о признании незаконным предписания Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 24.03.2021 N 1,
при участии в деле третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Лямбирькомжилсервис", муниципального предприятия городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство".
В судебном заседании приняли участие представители государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница" - Пузин В.В. по доверенности от 01.04.2022 N 628 сроком действия до 31.12.2022; Кулдыркаева Е.В. - главный врач на основании приказа от 06.04.2021 N 95-к.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница" (далее - Учреждение) 28.04.2017 обратилось в Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия с заявлением об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение.
Учреждение представило договор от 11.01.2016 N 33, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Лямбирькомжилсервис" (далее - Общество, управляющая организация), по условиям которого Учреждение оказывает Обществу услуги по водоотведению в отношении многоквартирных домов по адресам: Республика Мордовия, Лямбирский район, пос. Звёздный, ул. Победы, д. 1, 3, водоотведение в которых технологически осуществляется через сети Учреждения.
Оплата по договору от 11.01.2016 N 33 осуществляется по регулируемым тарифам (заявление от 28.04.2017 N 108).
Приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 14.12.2017 N 145 для Учреждения установлены тарифы на водоотведение.
Учреждение 22.04.2019 обратилось в Республиканскую службу по тарифам Республики Мордовия (правопреемник Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия) (далее - РСТ Республики Мордовия) с заявлением о корректировке тарифов на водоснабжение и водоотведение. Учреждение представило договор от 30.05.2017 N 146, заключенный с Обществом, по условиям которого Учреждение оказывает управляющей организации услуги по водоотведению в отношении многоквартирных домов. Оплата по договору осуществляется по регулируемым тарифам (заявление от 22.04.2019 N 676).
Приказом РСТ Республики Мордовия от 16.12.2019 N 171 в приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 14.12.2017 N 145 внесены изменения, в соответствии с которыми на 2020 год для Учреждения установлены следующие тарифы на водоотведение для потребителей, находящихся в границах Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия:
- с 01.01.2020 по 30.06.2020 включительно - 9,30 руб./куб. м (население, исполнители коммунальных услуг) и 7,75 руб./куб. м (иные потребители);
- с 01.07.2020 по 31.12.2020 включительно - 9,72 руб./куб. м (население, исполнители коммунальных услуг) и 8,10 руб./куб. м (иные потребители).
Учреждение заключило с муниципальным предприятием городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - Предприятие) договор холодного водоснабжения и водоотведения от 25.02.2020 N 3842/1, по условиям которого Предприятие оказывает Учреждению услуги по водоотведению в отношении многоквартирных домов. Оплата по договору осуществляется по регулируемым тарифам. Срок действия договора - с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Пунктом 2 приказа Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 14.12.2017 N 156 (в редакции приказа РСТ Республики Мордовия от 16.12.2019 N 186) на 2020 год для Предприятия установлены следующие тарифы на водоотведение для потребителей, находящихся в границах городского округа Саранск:
- с 01.01.2020 по 30.06.2020 включительно - 12,49 руб./куб. м (население, исполнители коммунальных услуг (с учётом НДС)) и 10,41 руб./куб. м (иные потребители (без учета НДС));
- с 01.07.2020 по 31.12.2020 включительно - 13,00 руб./куб. м (население, исполнители коммунальных услуг (с учётом НДС)) и 10,83 руб./куб. м (иные потребители (без учета НДС)).
На основании приказа РСТ Республики Мордовия от 02.03.2021 N 11-т в отношении Учреждения проведена плановая документарная проверка с целью установления соответствия (несоответствия) регулируемой деятельности субъекта проверки требованиям нормативных правовых актов, указанных в приказе, в том числе требованиям приказа Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 14.12.2017 N 145.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение приказа РСТ Республики Мордовия от 16.12.2019 N 171 в счетах, актах, счетах-фактурах, выставленных Обществу за январь-декабрь 2020 года, Учреждением применены тарифы на водоотведение: в первом полугодии 2020 года - 18,16 руб./куб. м (установленный тариф - 7,75 руб./куб. м); во втором полугодии 2020 года - 18,93 руб./куб. м (установленный тариф - 8,10 руб./куб. м).
По результатам проверки составлен акт от 24.03.2021 N 7, РСТ Республики Мордовия выдало Учреждению предписание об устранении нарушений законодательства от 24.03.2021 N 1, которым Учреждению предписано:
- прекратить нарушение федерального законодательства, а именно пункта 8 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ);
- произвести перерасчет оплаты услуг в сфере водоотведения в соответствии с тарифами, установленными РСТ Республики Мордовия, по актам, выставленным Обществу за 2020 год;
- о выполнении предписания письменно сообщить в РСТ Республики Мордовия в срок до 30.04.2021.
Решением РСТ Республики Мордовия от 26.04.2021 срок выполнения предписания продлен до 30.05.2021.
Письмом от 28.05.2021 N 1138 Учреждение сообщило РСТ Республики Мордовия о выполнении предписания.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания РСТ Республики Мордовия от 24.03.2021 N 1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество и Предприятие.
Решением от 27.01.2022 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что Учреждение оказывало жителям домов услуги по приему сточных вод и их транспортировке до централизованной системы городской канализации, стоимостью 8 руб. 10 коп. за куб. м, что соответствует тарифу, установленному Приказом РСТ Республики Мордовия от 16.12.2019 N 171.
Учреждение считает, что выставляя общий счет Обществу от 30.12.2020 на оплату услуг по тарифу 18 руб. 93 коп. за куб. м без НДС (8,10 руб. + 10,83 руб.), Учреждения не завышало тарифы, установленные РСТ Республики Мордовия, не ущемляло экономические интересы жителей домов N 1 и N 3 по ул. Победы, п. Звездный Лямбирского района Республики Мордовия.
Учреждение считает, что оно ресурсоснабжающей организацией в понимании Федерального закона N 416-ФЗ не является, выступая фактически только в роли посредника по осуществлению расчетов между поставщиком (Предприятием) и потребителем.
Представители Учреждения в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
РСТ Республики Мордовия в отзыве на апелляционную жалобу просила в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон N 416-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В силу пункта 15 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ под централизованной системой водоотведения (канализации) понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 416-ФЗ в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей (пункт 3 статьи 11 Федерального закона N 416-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.
Тарифы на водоотведение и транспортировку сточных вод подлежат регулированию (пункты 1, 2 части 8 статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, в силу подпункта "в" пункта 4 которых тарифы на водоотведение и транспортировку сточных вод входят в систему регулируемых тарифов.
Исходя из указанных выше нормативных положений, тарифы на водоотведение и транспортировку сточных вод регулируются государством, и оплата услуг по водоотведению и транспортировке сточных вод осуществляется по регулируемым тарифам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 12.12.2017 N 642 утверждено Положение о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия.
В соответствии с настоящим Положением республиканская служба по тарифам является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по проведению единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием на территории Республики Мордовия (пункт 1названного Положения).
Республиканская служба по тарифам в пределах своей компетенции осуществляет соответствующие полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения и осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (подпункты 1, 13 пункта 11 названного Положения).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений.
В данном случае Учреждение является организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы водоотведения, осуществляющей по договору прием сточных вод абонента (Общества как управляющей организации многоквартирными домами) в централизованную систему водоотведения и обеспечивающей их транспортировку до сетей Предприятия.
Как указывалось выше, в силу пункта 6 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.
Однако, Учреждение осуществляло расчеты с управляющей организацией за оказанные услуги по водоотведению по завышенным тарифам.
Учреждение включало в плату за оказанные услуги установленный для него тариф на водоотведение (в первом полугодии 2020 года - 7,75 руб./куб. м, во втором полугодии 2020 года - 8,10 руб./куб. м), а также дополнительный тариф на водоотведение (в первом полугодии 2020 года -10,41 руб./куб. м, во втором полугодии 2020 года - 10,83 руб./куб. м), по которому Учреждение осуществляло расчеты с Предприятием за оказанные ему услуги по водоотведению.
Осуществляя расчеты за оказанные услуги по водоотведению по завышенным тарифам, Учреждение тем самым допустило нарушение порядка ценообразования.
Как правильно указано судом первой инстанции, тарифы на водоотведение регулируются государством, такие тарифы для Учреждения установлены, в этой связи Учреждение должно осуществлять расчеты за оказанные услуги по водоотведению по регулируемым тарифам.
Выявив при проведении проверки нарушение Учреждением порядка ценообразования, РСТ Республики Мордовия правомерно выдала Учреждению предписание об устранении нарушений законодательства.
Предписание выдано в пределах предоставленных РСТ Республики Мордовия полномочий, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Учреждения, является исполнимым.
Доводы заявителя жалобы о несении Учреждением материальных потерь от оказания услуг по водоотведению правильно отклонены судом первой инстанции, поскольку Учреждение должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа на водоотведение, выгодного для осуществления своей деятельности. Действующим законодательством именно на Учреждение возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учёта всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2019 N 34-АПГ18-10).
Ссылка Учреждения на вступившее в законную силу решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 31.08.2021 по делу N 12-125/2021 (дело об административном правонарушении в отношении главного врача Учреждения Кулдыркаевой Е.В.) обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному физическим лицом деянию, с учетом статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является обязательной для арбитражного суда. При этом оценка, данная судом общей юрисдикции, обстоятельствам, которые установлены в рассмотренном им деле, принимается во внимание арбитражным судом (пункт 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Данная судом общей юрисдикции правовая оценка действий гражданина и примененные им положения закона, на которых основан вывод о наличии состава административного правонарушения, не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для арбитражного суда (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2016 по делу N А50-4727/2012).
Правильно применяя нормы права и сформированные правовые позиции, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что выводы суда общей юрисдикции об отсутствии с действиях должностного лица состава административного правонарушения по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не опровергают нарушений, допущенных Учреждением в сфере регулируемых тарифов и не обладают свойствами преюдициальности.
Суд первой инстанции обоснованно отказал Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Учреждение.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.01.2022 по делу N А39-7405/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-7405/2021
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская клиническая психиатрическая больница"
Ответчик: Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия
Третье лицо: муниципальное предприятие городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство", ООО "УК Лямбирькомжилсервис"