город Воронеж |
|
15 апреля 2022 г. |
Дело N А14-74/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Пороника А.А.,
Малиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Медведева Олега Ивановича: Иноземцевой Е.С. - представителя по доверенности N 28АА 1263673 от 06.10.2021;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Воронежской области: Гороховой В.В. - представителя по доверенности б/н от 29.11.2021, Дорожкина А.Н. - представителя по доверенности N04-09/20026 от 15.12.2021;
от Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Медведева Олега Ивановича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2021 по делу N А14-74/2020, по заявлению индивидуального предпринимателя Медведева Олега Ивановича (ИНН 280113221984), с. Рогачевка Воронежской области к Управлению Федеральной налоговой службы по Воронежской области (ОГРН 1043600194956, ИНН 3666119484), г. Воронеж Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Воронежской области (ОГРН 1043600195924, ИНН 3663052143), г.Воронеж о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Медведев Олег Иванович (далее - заявитель, ИП Медведев О. И.) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Воронежской области (далее - УФНС по Воронежской области), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Воронежской области (далее - МИФНС N 17 по Воронежской области) о признании незаконными решений от 04.07.2019 NN08-10/14325, 08-10/14322 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, обязать возместить НДС в сумме 31 274 959 руб. (с учетом уточненного заявления).
До вынесения судебного акта по существу спора заявителем заявлен отказ от требования к УФНС по Воронежской области.
Решением от 29.12.2021 в удовлетворении заявленных требований к МИФНС N 17 по Воронежской области отказано. Производство по делу по требованию к УФНС по Воронежской области прекращено.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что право на возмещение НДС возникает с момента выпуска товара таможенным органом. Считает, что ИП Медведев О.И. не обязан был реализовать ввезенный товар, а только после этого подавать декларацию на возврат НДС. В материалы дела были предоставлены ГТД за 3,4 квартал, согласно которым даты выпуска товара соответствуют датам периода, заявленного к возмещению. Полагает, что налоговый орган, в нарушение действующего законодательства, затягивал проведение камеральной проверки и незаконно затребовал в период с января 2018 по февраль 2019 года у ИП Медведева О.И. документы, подтверждающие факт реализации товара, приобретение которого, по мнению налогового органа, должно было явиться основанием для обращения с заявлением на возмещение суммы НДС за период 3,4 квартал 2015 года. Также считает, что в нарушение статьи 88 НК РФ, инспектор, проводящий проверку, не составил акт об окончании камеральной проверки. Также считает, что суд вышел за рамки своих полномочий, применив срок исковой давности, так как налоговым органом о применении срока давности не заявлялось. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве МИФНС N 17 по Воронежской области возражала на доводы апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель УФНС по Воронежской области не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ИП Медведевым О.И. заключены контракты на приобретение изделий (тканей) и систем видеонаблюдения по международным контрактам с китайскими компаниями Хэйхэйская торгово-экономическая компания с ОО "Чжи Юань", Хэйхэйская торгово-экономическая компания с ОО "Жуйшэн", Хэйхэйская торгово-экономическая компания с ОО "Ань Ин", Хэйхэйская торгово-экономическая компания с ОО "Цянь Сян".
24.10.2018 заявителем представлена налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2015 года с суммой налога, заявленного к возмещению, в размере 10 789 774 руб., за 4 квартал 2015 года - 20 352 556 руб.
При проведении камеральной налоговой проверки данных декларации за 3 квартал 2015 года установлено, что в ряде таможенных декларациях даты таможенных отметок "Выпуск разрешен" позже 30.09.2015 (после окончания 3 квартала 2015 года) 10704050/220715/0004060 с датой выпуска 16.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 348 752,33 руб.), 10704050/240715/0004126 с датой выпуска 20.10.2015 (сумма НДС по книге покупок -814 820,67 руб.), 10704050/240715/0004125 с датой выпуска 26.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 39 478,39 руб.), 10704050/310715/0004196 с датой выпуска 26.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 434 830,13 руб.), 10704050/060815/0004294 с датой выпуска 30.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 170 984,93 руб.), 10704050/070815/0004331 с датой выпуска 03.11.2015 (сумма НДС по книге покупок -358 034,77 руб.), 10704050/060815/0004292 с датой выпуска 02.12.2015 (сумма НДС по книге покупок - 1 442 835,97 руб.), 10704050/210815/0004558 с датой выпуска 02.12.2015 (сумма НДС по книге покупок -1 757 116,10 руб.), 10704050/250915/0005132 с датой выпуска 15.12.2015 (сумма НДС по книге покупок - 1 927 922,42 руб.), 10704050/280915/0005163 с датой выпуска 31.12.2015 (сумма НДС по книге покупок -885 181,26 руб.), 10704050/280915/0005152 с датой выпуска 31.12.2015 (сумма НДС по книге покупок - 14 924,47 руб.), 10704050/250915/0005134 с датой выпуска 30.12.2015 (сумма НДС по книге покупок - 1 721 442,76 руб.), 10704050/300715/0004179 с датой выпуска 27.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 9 559,54 руб.), 10704050/280715/0004143 с датой выпуска 27.10.2015 (сумма НДС по книге покупок -19753,93 руб.), 10704050/280715/0004140 с датой выпуска 26.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 2 208,21 руб.), 10704050/240715/0004111 с датой выпуска 26.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 407 630,19 руб.), 10704050/210715/0004000 с датой выпуска 05.10.2015 (сумма НДС по книге покупок -54292,50 руб.), 10704050/220715/0004040 с датой выпуска 07.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 12 732,80 руб.), 10704050/060715/0003615 с датой выпуска 05.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 1 086,58 руб.), 10704050/050815/0004274 с датой выпуска 02.11.2015 (сумма НДС по книге покупок - 46 066,40 руб.).
Таким образом, сумма завышенного налога на добавленную стоимость по указанным декларациям составила 10 469 654 руб.
Кроме того, товар, приобретенный по таможенным декларациям 10704050/220715/0004060, 10704050/240715/0004126, 10704050/240715/0004125, 10704050/310715/0004196, 10704050/060815/0004294, 1070405/070815/0004331, 10704050/060815/0004292, 10704050/210815/0004558, 10704050/250915/0005132, 10704050/300715/0004179, 10704050/280715/0004143, 10704050/280715/0004140, 10704050/240715/0004111, 10704050/210715/0004000, 10704050/220715/0004040, 10704050/060715/0003615, 10704050/050815/0004274 в деятельности облагаемой НДС не участвовал.
По итогам проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2015 года установлено, что налогоплательщиком неправомерно завышены налоговые вычеты по НДС на сумму 20 805 305 руб.
Данное нарушение связано с тем, что в ряде таможенных декларациях даты таможенных отметок "Выпуск разрешен" позже 31.12.2015: 10704050/211015/0005705 с датой выпуска 18.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 618 419,95 руб.), 10704050/211015/0005711 с датой выпуска 13.01.2016 (сумма НДС по книге покупок -244 308,52 руб.), 10704050/231015/0005810 с датой выпуска 15.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 195 007,91 руб.), 10704050/301015/0006003 с датой выпуска 13.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 144 365,96 руб.), 10704050/301015/0006014 с датой выпуска 28.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 8365,80 руб.), 10704050/031115/0006052 с датой выпуска 04.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 84 120,56 руб.), 10704050/051115/0006075 с датой выпуска 03.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 487,05 руб.), 10704050/031115/0006063 с датой выпуска 20.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 20 934,70 руб.), 10704050/021115/0006026 с датой выпуска 02.02.2016 (сумма НДС по книге покупок -78 477,06 руб.), 10704050/271015/0005910 с датой выпуска 10.02.2016 (сумма НДС по книге покупок -1 651 913,19 руб.), 10704050/261015/0005870 с датой выпуска 12.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 379 819,92 руб.), 10704050/261015/0005867 с датой выпуска 16.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 548 582,77 руб.), 10704050/301015/0005997 с датой выпуска 16.02.2016 (сумма НДС по книге покупок -1 162 729,52 руб.), 10704050/301015/0005991 с датой выпуска 16.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 683 803,98 руб.), 10704050/291015/0005982 с датой выпуска 18.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 897 875,26 руб.), 10704050/301015/0005994 с датой выпуска 04.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 863 110,08 руб.), 10704050/211215/0006573 с датой выпуска 07.04.2016 (сумма НДС по книге покупок -4 669,87 руб.), 10704050/251215/0006798 с датой выпуска 07.04.2016 (сумма НДС по книге покупок - 16 310,55 руб.), 10704050/181215/0006511 с датой выпуска 25.03.2016 (сумма НДС по книге покупок - 131 999,74 руб.), 10704050/221215/0006632 с датой выпуска 04.04.2016 (сумма НДС по книге покупок - 329 559,17 руб.), 10704050/211015/0005706 с датой выпуска 25.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 130,10 руб.), 10704050/191015/0005623 с датой выпуска 19.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 90 247,21 руб.), 10704050/191015/0005620 с датой выпуска 20.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 11 601,13 руб.), 10704050/151015/0005542 с датой выпуска 15.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 544 748,16 руб.), 10704050/161015/0005583 с датой выпуска 11.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 807 931,65 руб.), 10704050/141015/0005508 с датой выпуска 18.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 728 482,19 руб.), 10704050/091015/0005430 с датой выпуска 05.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1654 296,18 руб.), 10704050/071015/0005375 с датой выпуска 14.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 10 821,16 руб.), 10704050/061015/0005350 с датой выпуска 01.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 14 134,26 руб.), 10704050/021015/0005287 с датой выпуска 14.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 60 309,93 руб.), 10704050/011015/0005237 с датой выпуска 13.01.2016 (сумма НДС по книге покупок -243 563,24 руб.), 10704050/300915/0005214 с датой выпуска 13.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 635 664,45 руб.).
Кроме того, товар, приобретенный по таможенным декларациям 10704050/211015/0005705, 10704050/211015/0005711, 10704050/301015/0006014, 10704050/051115/0006075, 10704050/031115/0006063, 10704050/261015/0005870, 10704050/261015/0005867, 10704050/301015/0005997, 10704050/301015/0005991, 10704050/211215/0006573, 10704050/181215/0006511, 10704050/211015/0005706 10704050/191015/0005623, 10704050/191015/0005620, 10704050/151015/0005542, 10704050/141015/0005508, 10704050/091015/0005430, 10704050/300915/0005214 в деятельности облагаемой НДС не участвовал.
Камеральные проверки налоговых деклараций за 3, 4 квартал 2018 года проводились в период с 24.10.2018 по 21.12.2018.
21.12.2018 ввиду того, что налоговым органом в ходе камеральной проверки установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, были приняты решения N N 1,2 о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки до 21.01.2019.
Согласно уведомлениям от 18.01.2019 N N 33560, 33858, полученному представителем Иноземцевой Е.С. - ИП Медведев О.И. приглашался 13.02.2019 для вручения и подписания акта камеральной налоговой проверки 07.02.2019 по результатам камеральных проверок составлены акты от N 63710544, N 63710549, полученные представителем налогоплательщика 13.02.2019.
Уведомления от 13.02.2019 N 34100, N 34101 о вызове в налоговый орган налогоплательщика на рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации на 19.03.2019 получены представителем предпринимателя.
19.03.2019 представителю ИП Медведева О. И. были вручены извещения N N 34571, 34572 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Согласно данному извещению, налогоплательщик был приглашен в Инспекцию 27.03.2019.
27.03.2019 вынесены решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля N 08-10/06496, 08-10/06494.
Дополнения к актам от 24.05.2019 N N 08-10/11573, N 08-10/11574, на вручение которого налогоплательщик был приглашен уведомлением от 06.05.2019 N 08-10/10167, направленным 07.05.2019 по почте заказным письмом и уведомлением от 23.05.2019 N 08-10/11449, полученным лично представителем предпринимателя по доверенности 31.05.2019.
Извещения от 31.05.2019 N N 08-10/12116, 08-10/12118 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки на 04.07.2019 вручено представителю Медведева О.И.
Решения от 04.07.2019 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 08-10/14321, об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, N 08-10/14322, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N08-10/14320, об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, N08-10/14325 представителю Медведева О.И. 10.07.2019 года.
Решением УФНС по Воронежской области от 13.09.2019 N N 15-1-18/24900@, 15-1-18/24904@ решения Инспекции утверждены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителем в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспаривая решение налогового органа, заявитель в качестве одного из оснований указал на допущенное Инспекцией при проведении налоговой проверки существенное процессуальное нарушение в части продолжительности проведения контрольных мероприятий, полноты и всесторонности рассмотрения материалов проверки.
Пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
В силу статьи 100 НК РФ, в случае выявления в ходе проведения камеральной налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах, должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (пункт 1).
Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 5). Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (пункт 6).
Статьей 101 НК РФ предусмотрено, что акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.
По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п.6 ст.100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц. В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.
По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.2 настоящей статьи, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи (пункт 1).
В рассматриваемой ситуации камеральная налоговая уточненной налоговой декларации по НДС за 3,4 квартал 2015 года проведена в установленный срок, акт проверки составлен 07.02.2019. По итогам рассмотрения акта проверки Инспекцией принято решение от 27.03.2019 о продлении срока рассмотрения материалов проверки на один месяц, по результатам которых составлены дополнения к актам от 24.05.2019 N N 08-10/11573, N 08-10/11574.
Извещениями от 31.05.2019 N N 08-10/12116, 08-10/12118 рассмотрение материалов проверки назначено на 04.07.2019.
Все указанные решения, извещения и дополнения к акту проверки своевременно направлялись в адрес ИП Медведева О. И. и получались заявителем.
По результатам рассмотрения 04.07.2019 материалов проверки с учетом дополнительных материалов Инспекцией приняты оспоренные ненормативные правовые акты.
Обо всех процессуальных действиях налогового органа заявитель своевременно извещался и принимал участие в рассмотрении материалов проверки, что позволило ему сформировать свою позицию относительно выводов налогового органа. В этой связи оснований полагать, что налоговым органом допущено существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки ввиду несоблюдения нормативно установленных сроков такого рассмотрения, у судебной коллегии не имеется.
Кроме того, судом области учтено, что согласно разъяснениям п.31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ" судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных п.2 ст.88, п.6 ст.89, п.1 и 5 ст.100, п.п.1, 6, 9 ст.101, п.1, 6, 10 ст.101.4, п.3 ст.140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст.70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании ст.70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со ст.46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам ст.46 Кодекса.
В опровержении довода налогового органа о представлении декларации по НДС за 3 квартал 2015 года с пропуском трехлетнего срока налогоплательщик указывал, что налоговая декларация 08.06.2018 с "нулевыми" показателями не подавалась, в связи чем налоговый орган должен был руководствоваться сведениями представленной 07.05.2018 декларации, по которой заявлен налог к возмещению в размере 10 789 774 руб.
Вместе с тем согласно представленному ответу ООО "Компания Тензор", выполняющее функции оператора электронного документооборота, ИП Медведев О. И. 08.06.2018 направил корректирующую декларацию по НДС за 3 квартал 2015 года, в указанную дату технические сбои на серверах зафиксированы не были (т.6 л.д.128).
Следующую корректирующую налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2015 года налогоплательщик представил 24.10.2018, то есть с пропуском трехлетнего срока, что также является основанием для отказа в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Пунктом 2 статьи 88 НК РФ закреплено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения.
В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации). При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
Таким образом, руководствуясь указанной нормой, после представления 08.06.2018 уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2015 года, камеральная проверка декларации, представленной 07.05.2018, должна была быть прекращена, а после представления 24.10.2018 корректирующей декларации N 9 должна начаться проверка данной декларации.
При этом статьей 88 НК РФ прямо предусматривает, что самостоятельное решение о проведении камеральной налоговой проверки не принимается.
Оценивая оспариваемые решения Инспекции по существу отраженных в них выводов, суд правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса (п.1 ст.122 НК РФ).
Объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. ( п.1 ст.146 НК РФ).
Статьей 153 НК РФ установлено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг) (п.1). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (пункт 2).
Налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога на вычеты, установленные статьей 171 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ установлено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС (за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст.170 НК РФ).
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 1 статьи 172 НК РФ, предусмотренные ст.171 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией и после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ) и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 2, части 3 статьи 3 статьи 128 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, под выпуском товаров понимаются действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с этим Кодексом помещению под таможенные процедуры. Помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется с разрешения таможенного органа, днем помещения под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом.
Согласно статьи 204 ТК РФ (действовавшего до 01.1.2018) днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном настоящим Кодексом
Таким образом, как верно указал суд области, таможенная декларация с отметками о выпуске товаров свидетельствует о передаче их в полное распоряжение лица после таможенного оформления. С этого момента у покупателя возникает право использования ввезенных товаров.
Выпуск товара в определенной таможенной процедуре является условием вычета НДС, уплаченного при ввозе товара на территорию Российской Федерации. При этом документом, подтверждающим факт ввоза товара на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах, указанных в пункте 2 статьи 171 НК РФ, является декларация с отметкой таможенного органа о выпуске товара.
Как установлено в ходе камеральной налоговой проверки, указанное условие для принятия сумм НДС к вычету при ввозе товаров на территорию Российской Федерации не соблюдено, поскольку в ряде таможенных декларациях даты таможенных отметок "Выпуск разрешен" позже 30.09.2015 (после окончания 3 квартала 2015 года) 10704050/220715/0004060 с датой выпуска 16.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 348 752,33 руб.), 10704050/240715/0004126 с датой выпуска 20.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 814 820,67 руб.), 10704050/240715/0004125 с датой выпуска 26.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 39 478,39 руб.), 10704050/310715/0004196 с датой выпуска 26.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 434 830,13 руб.), 10704050/060815/0004294 с датой выпуска 30.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 170 984,93 руб.), 10704050/070815/0004331 с датой выпуска 03.11.2015 (сумма НДС по книге покупок -358 034,77 руб.), 10704050/060815/0004292 с датой выпуска 02.11.2015 (сумма НДС по книге покупок - 1 442 835,97 руб.), 10704050/210815/0004558 с датой выпуска 02.12.2015 (сумма НДС по книге покупок - 1 757 116,10 руб.), 10704050/250915/0005132 с датой выпуска 15.12.2015 (сумма НДС по книге покупок - 1 927 922,42 руб.), 10704050/280915/0005163 с датой выпуска 31.12.2015 (сумма НДС по книге покупок - 885 181,26 руб.), 10704050/280915/0005152 с датой выпуска 31.12.2015 (сумма НДС по книге покупок - 14 924,47 руб.), 10704050/250915/0005134 с датой выпуска 30.12.2015 (сумма НДС по книге покупок - 1 721 442,76 руб.), 10704050/300715/0004179 с датой выпуска 27.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 9 559,54 руб.), 10704050/280715/0004143 с датой выпуска 27.10.2015 (сумма НДС по книге покупок -19753,93 руб.), 10704050/280715/0004140 с датой выпуска 26.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 2 208,21 руб.), 10704050/240715/0004111 с датой выпуска 26.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 407 630,19 руб.), 10704050/210715/0004000 с датой выпуска 05.10.2015 (сумма НДС по книге покупок -54292,50 руб.), 10704050/220715/0004040 с датой выпуска 07.10.2015 (сумма НДС по книге покупок - 12 732,80 руб.), 10704050/060715/0003615 с датой выпуска 05.10.2015 (сумма НДС по книге покупок -1 086,58 руб.), 10704050/050815/0004274 с датой выпуска 02.11.2015 (сумма НДС по книге покупок - 46 066,40 руб.).
При проверке уточненной налоговой декларации за 4 квартал 2015 года установлено, что в ряде таможенных декларациях даты таможенных отметок "Выпуск разрешен" позже 10704050/211015/0005705 с датой выпуска 18.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 618 419,95 руб.), 10704050/211015/0005711 с датой выпуска 13.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 244 308,52 руб.), 10704050/231015/0005810 с датой выпуска (сумма НДС по книге покупок - 195 007,91 руб.), 10704050/301015/0006003 с датой выпуска 01.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 144 365,96 руб.), 10704050/301015/0006014 с датой выпуска 28.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 8 365,80 руб.), 10704050/031115/0006052 с датой выпуска 04.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 84 120,56 руб.), 10704050/051115/0006075 с датой выпуска 03.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 487,05 руб.), 10704050/031115/0006063 с датой выпуска 20.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 20 934,70 руб.), 10704050/021 115/0006026 с датой выпуска 02.02.2016 (сумма НДС по книге покупок -78 477,06 руб.), 10704050/271015/0005910 с датой выпуска 10.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 651 913,19 руб.), 10704050/261015/0005870 с датой выпуска 12.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 379 819,92 руб.), 10704050/261015/0005867 с датой выпуска 16.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 548 582,77 руб.), 10704050/301015/0005997 с датой выпуска 16.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 162 729,52 руб.), 10704050/301015/0005991 с датой выпуска 16.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 683 803,98 руб.), 10704050/291015/0005982 с датой выпуска 18.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 897 875,26 руб.), 10704050/301015/0005994 с датой выпуска 04.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 863 110,08 руб.), 10704050/211215/0006573 с датой выпуска 07.04.2016 (сумма НДС по книге покупок - 4 669,87 руб.), 10704050/251215/0006798 с датой выпуска 07.04.2016 (сумма НДС по книге покупок - 16 310,55 руб.), 10704050/181215/0006511 с датой выпуска 25.03.2016 (сумма НДС по книге покупок - 131 999,74 руб.), 10704050/221215/0006632 с датой выпуска 04.04.2016 (сумма НДС по книге покупок - 329 559,17 руб.), 10704050/211015/0005706 с датой выпуска 25.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 130,10 руб.), 10704050/191015/0005623 с датой выпуска 19.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 90 247,21 руб.), 10704050/191015/0005620 с датой выпуска 20.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 11 601,13 руб.), 10704050/151015/0005542 с датой выпуска 15.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 544 748,16 руб.), 10704050/161015/0005583 с датой выпуска 11.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 807 931,65 руб.), 10704050/141015/0005508 с датой выпуска 18.01.2016 (сумма НДС по книге покупок -1 728 482,19 руб.), 10704050/091015/0005430 с датой выпуска 05.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 1 654 296,18 руб.), 10704050/071015/0005375 с датой выпуска 14.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 10 821,16 руб.), 10704050/061015/0005350 с датой выпуска 01.02.2016 (сумма НДС по книге покупок - 14 134,26 руб.), 10704050/021015/0005287 с датой выпуска 14.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 60 309,93 руб.), 10704050/011015/0005237 с датой выпуска 13.01.2016 (сумма НДС по книге покупок -243 563,24 руб.), 10704050/300915/0005214 с датой выпуска 13.01.2016 (сумма НДС по книге покупок - 635 664,45 руб.).
Таким образом, выводы налогового органа о завышении налоговых вычетов по НДС за 3 квартал 2015 года в сумме 10 469 654 руб., за 4 квартал 2015 года в сумме 20 805 305 руб. являются обоснованными.
Из пояснений представителя заявителя и материалов дела следует, что предприниматель не воспользовался своим правом заявить налоговые вычеты по НДС в сумме 10 469 654 руб. в 4 квартале 2015 года, а вычеты в сумме 20 805 305 руб. в 1 квартале 2016 года.
Довод налогоплательщика о неприменении в данном случае положениях Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, ТК ТФ, поскольку контракт заключен с китайским компаниями основан на неверном толковании норм права.
Так в силу статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
Кроме того, данный довод заявителя противоречит сложившееся судебной практике (Определение Верховного Суда РФ от 02.11.2020 N 302-ЭС20-16535 по делу N А78-11734/2018, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.04.2021 N Ф02-422/2021 по делу N А78-4445/2020, Определение Верховного Суда РФ от 29.10.2020 N 302-ЭС20-16369 по делу N А78-11123/2019, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.06.2020 N Ф10-4614/2019 по делу N А09-2303/2019 (Определением Верховного Суда РФ от 06.10.2020 N 310-ЭС20-13924)).
В отношении выводов оспариваемых решений об отказе в возмещении НДС в связи с тем, что приобретенный по таможенным декларациям деятельности облагаемой НДС не участвовал арбитражный суд учитывает следующее.
На основании пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Пунктом 2 статьи 171 НК РФ закреплено, что вычетам, в частности, подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотрены ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.
При этом, документы, представленные налогоплательщиком, должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает правовые последствия.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 ст. 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Учитывая вышеизложенное, условиями, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для обоснования права на налоговый вычет, являются: принятие товаров (работ, услуг) к учету при наличии соответствующих первичных документов; приобретение товаров (работ, услуг) для операций, являющихся объектом обложения налога на добавленную стоимость; наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии с положениями пунктов 5 и 6 статьи 169 Кодекса.
При этом в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 170 Кодекса, суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях, в частности, приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Кодекса, если иное не установлено главой 21 Кодекса.
Таким образом, учитывая, что приобретенные товары не были и не будут использованы заявителем (в связи с прекращением осуществления предпринимательской деятельности) в деятельности, облагаемой НДС, а также восстановлены в соответствии с пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса, руководствуясь положениями статей 146, 170, 171 Налогового кодекса, суд делает вывод о неправомерном применении заявителем налоговых вычетов по НДС.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 21.10.2019 N 308-ЭС19-17831 по делу N А32-19872/2018, Определении Верховного Суда РФ от 13.03.2019 N 309-ЭС19-1390 по делу N А60-3177/2018.
Судебная коллегия не усматривает противоречия сложившейся ситуации отказа в применении вычета принципу нейтральности налога на добавленную стоимость.
На основании пункта 3 статьи 3 НК РФ необходимо принимать во внимание, что по своей экономико-правовой природе НДС является налогом на потребление товаров (работ, услуг), системно взимаемым на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю исходя из стоимости (цены), добавленной на каждой из указанных стадий (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2017 N 305-КГ17-4111, от 13.09.2018 N 309-КГ18-7790).
Принцип нейтральности налогообложения предполагает перекладывание налогового бремени уплаты НДС в многоступенчатом процессе производства и потребления экономических благ на конечного потребителя, то есть на лицо, которое непосредственно использует полезные свойства приобретенного продукта, либо на лицо, приравненное к нему, которое не является плательщиком НДС.
В данном случае прекращение заявителем осуществления налогооблагаемой деятельности лежало в зоне его собственного контроля. При таких обстоятельствах, заявитель формально стал конечным звеном уплаты НДС, у которого отсутствует право на его вычет.
В уточненном заявлении (т.6 л.д.8-10) заявителем представлена таблица с указанием дат выпуска товаров по ГТД, которую суд верно не принял во внимание, так как даты, указанные в таблице не соответствуют сведениям, представленным Благовещенской таможней в письмах от 30.05.2018 N 17-16/08658, (т.2 л.д.24-26, 46-48).
В связи с изложенным, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования, является обоснованным.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с аргументацией вывода суда первой инстанции о пропуске предпринимателем процессуального срока при обращении в суд с настоящим заявлением.
Как верно указал суд области, трехмесячный срок, установленный ст.198 АПК РФ истекает 16.12.2019, с заявлением Медведев О. И. обратился 09.01.2020.
Однако, суд не принял во внимание, что с этими же требованиям предприниматель обращался ранее, 12.08.2019 в рамках дела N А14-14743/2019.
В указанной ситуации суду необходимо было дать возможность стороне обосновать возможность рассмотрения его требований (предоставить возможность заявить соответствующее ходатайство), с учетом обращений в суд, в более ранний период.
Поскольку суд апелляционной инстанции соглашается в выводами суда области, сделанными им по существу спора, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя и им оплачены.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суд Воронежской области от 29.12.2021 по делу N А14-74/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-74/2020
Истец: ИП Медведев Олег Иванович
Ответчик: МИ ФНС N17 по Воронежской области, Федеральная налоговая служба РФ
Третье лицо: МИФНС N 13 по ВО