город Омск |
|
15 апреля 2022 г. |
Дело N А46-19957/2021 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1474/2022) Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 17.01.2022 по делу N А46-19957/2021 (судья Яркова С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Омской области (ОГРН 1025500739450, ИНН 5500000054, адрес: 644099, город Омск, улица Чапаева, дом 71, корпус 1) к обществу с ограниченной ответственностью "Спецавто" (ОГРН 1075501006900, ИНН 5501109294, адрес: 644086, город Омск, улица 19-я Амурская, дом 69А) о взыскании финансовой санкции за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М за май 2020 года в размере 500 руб., июнь 2020 года в размере 500 руб., декабрь 2020 года в размере 3 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Омской области (далее - Пенсионный фонд, заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Спецавто" (далее - ООО "Спецавто", Общество, заинтересованное лицо, страхователь) о взыскании финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", по форме СЗВ-М за май 2020 года в размере 500 руб., июнь 2020 года в размере 500 руб., декабрь 2020 года в размере 3 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.01.2022 по делу N А46-19957/2021 требования удовлетворены частично, с ООО "Спецавто" в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации взыскана сумма штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года в размере 300 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает на несоразмерность взысканной со страхователя финансовой санкции характеру и последствиям допущенного нарушения требований правового регулирования.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Пенсионным фондом проведены проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления ООО "Спецавто" сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27- ФЗ), о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2020 года, июнь 2020 года, декабрь 2020 года, по результатам которых составлены акты от 25.08.2020 N 065S18200010019, N 065S18200010020, от 12.04.2021 N 065S18210005312.
Учреждением приняты решения от 01.10.2020 N 065S19200010561, N 065S19200010560, от 27.05.2021 N 065S19210007238 о привлечении заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ, с назначением наказания в виде штрафа в общем размере 4 000 руб.
С целью досудебного урегулирования спора Пенсионным фондом в адрес страхователя направлялись требования об уплате в добровольном порядке в указанный в требованиях срок обозначенных выше сумм финансовых санкций за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования. Неисполнение ООО "Спецавто" в установленный срок в добровольном порядке указанных требований послужило основанием для обращения Учреждения в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с Общества финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за май 2020 года в размере 500 руб., июнь 2020 года в размере 500 руб., декабрь 2020 года в размере 3 000 руб., в общем размере 4 000 руб.
Требования удовлетворены судом первой инстанции частично, с чем заинтересованное лицо не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Статьями 5 и 6 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд РФ, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 167-ФЗ ООО "Спецавто" является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ).
ООО "Спецавто", в соответствии с абзацем четвёртым статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должен исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.
В преамбуле Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ определено, что данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же правовым актом определены обязанность (статья 15), объём и сроки (статья 11) представления таких сведений. Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены, в том числе, в пункте 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ.
Так, пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключённые с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счёта;
2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учёта в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов.
Согласно абзацу третьему статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Абзацем девятнадцатым статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из указанных выше решений Пенсионного фонда от 01.10.2020 N 065S19200010561, N 065S19200010560 следует, что основанием для их принятия послужил вывод о непредставлении ООО "Спецавто" в орган Пенсионного фонда в установленный Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ срок достоверных сведений в отношении 4 А46-19957/2021 застрахованного лица Гегелева Н.А., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Судом обоснованно отметил, что сведения по форме СЗВ-М за май 2020 года, июнь 2020 года с типом формы "исходная" представлены ООО "Спецавто" в Пенсионный фонд 04.06.2020 и 06.07.2020 соответственно, то есть в пределах срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В ходе проверки представленных страхователем сведений по форме СЗВ-М за май 2020 года, июнь 2020 года с типом формы "исходная" Учреждением установлены расхождения в части указанного в таких формах номера СНИЛС застрахованного лица Гегелева Н.А. и сведений о номере СНИЛС того же лица, имеющихся в базе данных Пенсионного фонда.
В связи с выявлением указанного расхождения в адрес ООО "Спецавто" направлено уведомление о необходимости устранения в течение пяти рабочих дней несоответствий в сведениях, указанных в формах СЗВ-М за май 2020 года, июнь 2020 года с типом формы "исходная".
При этом отчётность по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за май 2020 года и за июнь 2020 года представлена с нарушением установленного законом пятидневного срока (со дня получения соответствующих уведомлений об исправлении несоответствий, направленных Пенсионным фондом).
Указанные обстоятельства ПФР по существу не оспариваются и документально не опровергнуты.
Настаивая на отсутствии оснований для привлечения ООО "Спецавто" к ответственности за несвоевременное устранение несоответствий, выявленных Учреждением при проверке представленных Обществом форм СЗВ-М за май 2020 года, июнь 2020 года с типом "исходная", заинтересованное лицо ссылается на то, что СНИЛС застрахованного лица Гегелева Н.А. изменён Пенсионным фондом в мае 2020 года, о чём Обществу стало известно только после получения обозначенного выше уведомления о необходимости устранения несоответствий, выявленных Учреждением в форме СЗВ-М за июнь 2020 года с типом "исходная", и на то, что формы СЗВ-М за май 2020 года, июнь 2020 года с типом "исходная" представлены Обществом исходя из сведений о СНИЛС застрахованного лица Гегелева Н.А., имеющихся у ООО "Спецавто".
Принимая во внимание, что в формах СЗВ-М за май 2020 года, июнь 2020 года с типом формы "исходная", представленных ООО "Спецавто" в Пенсионный фонд, указаны необходимые сведения о застрахованном лице Гегелеве Н.А. и, в том числе, его СНИЛС, и что доказательств наличия у ООО "Спецавто" сведений о новом номере СНИЛС застрахованного лица Гегелева Н.А., принятом Пенсионным фондом в мае 2020 года, в материалах дела не имеется, апелляционный суд поддерживает к вывод об обоснованности обозначенных выше доводов заинтересованного лица и считает, что вина ООО "Спецавто" в предоставлении недостоверных сведений в формах СЗВ-М за май 2020 года, июнь 2020 года с типом "исходная" в отношении застрахованного лица Гегелева Н.А. отсутствует.
Следовательно, начисление ООО "Спецавто" штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М за май 2020 года в размере 500 руб. и за июнь 2020 года в размере 500 руб. является неправомерным.
Как уже указывалось выше, Пенсионным фондом также заявлено о взыскании с заинтересованного лица штрафной санкции, назначенной за нарушение установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта на застрахованных лиц за декабрь 2020 года.
В рассматриваемом случае сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года с типом формы "исходная" представлены страхователем в Пенсионный фонд 12.02.2021, то есть за пределами срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Указанные обстоятельства заинтересованным лицом не оспорены и документально не опровергнуты.
Следовательно, начисление ООО "Спецавто" штрафной санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года в размере 3 000 руб. является правомерным.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в совокупности. Так, суд вправе оценивать условия совершения правонарушения, его характер, степень общественной опасности, последствия в целях возможного дифференцированного подхода при применении наказания, что согласуется с конституционными принципами гарантии судебной защиты прав и свобод, неотвратимости наказания, его справедливости, соразмерности тяжести совершённого правонарушения.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11- П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершённого правонарушения, размера причинённого ущерба.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учётом характера правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учёте смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке; если санкция была применена должностным лицом фонда, суд не лишён возможности снизить размер штрафа, назначенного Пенсионным фондом привлекаемому к ответственности лицу.
Указанным Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П признаны не соответствующие Конституции Российской Федерации положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действующего до 01.01.2017 в редакции, исключающей возможность применения смягчающих обстоятельств органом ПФР или судом в отношении начисленных по результатам проверок штрафов.
Фактически Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 19.01.2016 N 2-П указал на возможность уменьшения штрафа и применения смягчающих обстоятельств только в суде при оспаривании страхователем решения о привлечении к ответственности или по искам Пенсионного фонда о взыскании штрафа. Таким образом, полномочия суда на уменьшение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекают из конституционных прерогатив правосудия.
В рассматриваемом случае суд, в силу аналогии закона, счел возможным применить порядок и критерии для определения смягчающих обстоятельств и уменьшения штрафа, установленные в налоговом законодательстве.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Из положений статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что смягчающими обстоятельствами могут быть признаны любые обстоятельства, так или иначе связанные с совершённым правонарушением, соответственно, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым.
Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо статьёй 112 Налогового кодекса Российской Федерации, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, предоставлено суду при рассмотрении дела.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьёй Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации).
Судом в рассматриваемом случае, с учётом доводов заинтересованного лица, изложенных в письменном отзыве, в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность заинтересованного лица, признано совершение правонарушения впервые, а также отсутствие последствий в виде причинения вреда государственным и общественным интересам в результате допущенного нарушения.
Таким образом, суд учел смягчающие ответственность страхователя обстоятельства, и уменьшил общий размер штрафа, подлежащего взысканию с ООО "Спецавто", в 10 раз, то есть до 300 рублей.
Доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Таким образом, удовлетворив требования Пенсионного органа частично, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение по делу.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 17.01.2022 по делу N А46-19957/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети 2Интернет".
Судья |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19957/2021
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "СПЕЦАВТО"