г. Самара |
|
18 апреля 2022 г. |
Дело N А55-36681/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Назыровой Н.Б.,
судей Кузнецова С.А., Морозова В.А.,
при ведении протокола помощником судьи Сердитовой Д.Д.,
с участием:
от истца - представитель Феоктистова И.Н., доверенность от 01.07.2021,
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.02.2022 (судья Агафонов В.В.) по делу N А55-36681/2021
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунресурс"
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара
о взыскании неосновательного обогащения и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунресурс" (далее - ООО "Коммунресурс", управляющая организация, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 81 931 руб. 14 коп. неосновательного обогащения за период с 01.05.2020 по 31.08.2021, 11 542 руб. 06 коп. пени за период с 11.06.2020 по 30.11.2021.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.02.2022 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 81 931 руб. 14 коп. неосновательного обогащения, 11 521 руб. 39 коп. пени, 3 738 руб. расходов по оплате государственной пошлины, в остальной части иска отказано.
Ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой, выразив несогласие с принятым судебным актом, просит решение суда от 04.02.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебное заседание ответчик явку своих представителей не обеспечил, извещен надлежащим образом, что в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, управляющая организация ООО "Коммунресурс" на основании решения собственников многоквартирных домов жилого фонда Кировского района г.Самары по выбору управляющей организации, и в соответствии с заключенным договорами управления многоквартирными домами осуществляет деятельность по предоставлению услуг по управлению многоквартирными домами собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах Кировского района г.о. Самара, в соответствии с которыми управляющая организация обязалась надлежащим образом оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по текущему ремонту общего имущество многоквартирных домов.
Указанная информация размещена в Реестре лицензий субъекта РФ, размещенного в сети Интернет на сайте ГИС ЖКХ.
В собственности муниципального образования г.о Самары находятся нежилые помещения, расположенные в многоквартирном жилом доме (далее по тексту - "МКД") по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Енисейская, 47 общей площадью 175,6 кв.м.: нежилое помещение общей площадью 59,4 кв.м. (к.26-28,32,34, кадастровый номер 63:01:0230003:9642);
нежилое помещение общей площадью 58,4 кв.м. (кадастровый номер 63:01:0230003:9676);
нежилое помещение общей площадью 57,8 кв.м. (к.15,17,71-74, кадастровый номер 63:01:0230003:9677).
В соответствии с Положением о Департаменте управления имуществом г.о. Самара (далее по тексту - "Департамент"), последний осуществляет полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом г.о. Самара.
За период с 01.05.2020 по 31.08.2021 за ответчиком образовалась задолженность в размере 81 931 руб. 14 коп.
ООО "Коммунресурс" в адрес Департамента управления имуществом г.о. Самара была направлена претензия о погашении образовавшейся задолженности от 26.08.2021 N 7148.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела исковым заявлением.
При вынесении решения арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ). Указанные положения гражданского законодательства корреспондируют нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 36, 37, 39, 155, 158), которые предусматривают участие в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество всех собственников помещений в многоквартирных домах независимо от статуса помещения и способа управления домом.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое/нежилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Аналогичная норма закреплена в пункте 34 указанных Правил N 491.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Пункт 11 Правил N 491 содержит перечень мероприятий по содержанию общего имущества многоквартирного дома, который не является исчерпывающим. При надлежащем выполнении указанных мероприятий у истца возникает право на получение платы за эти услуги и работы.
Таким образом, в силу вышеназванных норм права собственник помещения в многоквартирном доме обязан оплачивать коммунальные услуги, а также нести бремя расходов на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. При этом, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При определении расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенному по адресу: г. Самара, ул. Енисейская N 47, подлежат применению тарифы, установленные Постановлением Администрации городского округа Самара от 30.12.2019 N 1101 "Об оплате жилых помещений, муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2020 году", Постановлением Администрации городского округа Самара от 30.12.2020 N 1073 "Об оплате жилых помещений, муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2021 году".
При определении расходов по электроэнергии на общедомовые нужды, подлежат применению тарифы, установленные Приказом министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области от 14.12.2018 N 776.
При определении расходов по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды подлежат применению нормативы, установленные Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 121 "Об установлении нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, о внесении изменений в отдельные приказы министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и признании утратившими силу отдельных приказов министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области".
При определении расходов на обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО), подлежат применению тарифы, установленные Постановлением Администрации городского округа Самара от 30.12.2019 N 1101 "Об оплате жилых помещений, муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2020 году", Постановлением Администрации городского округа Самара от 30.12.2020 г. N 1073 "Об оплате жилых помещений, муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2021 году".
Истцом произведен расчет платы за содержание и текущий ремонт за период с 01.05.2020 по 31.08.2021, размер которой составляет 81 931 руб. 14 коп. Представленный истцом расчет судом первой инстанции проверен, признан верным.
Ответчиком расчет по существу не оспорен, контррасчет не представлен.
Изложенный в апелляционной жалобе довод ответчика о том, что спорные комнаты общей площадью 175,6 кв.м. имеют назначение "коридор" и в силу закона относятся к общему имуществу многоквартирного дома, судом апелляционной инстанцией отклоняется, поскольку опровергается материалами дела. Согласно выпискам из ЕГРН муниципальному образованию городской округ Самара на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Енисейская, 47 общей площадью 175,6 кв.м., кадастровые номера 63:01:0230003:9642; 63:01:0230003:9676; 63:01:0230003:9677 (л.д. 31-33).
Доказательств, подтверждающих, что нежилые помещения предназначены и используется для обслуживания более одного помещения в данном доме, в материалы дела не представлено.
Согласно положениям п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы). Доказательства того, что нежилое помещение, право собственности на которое зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ Самара, имеет инженерные коммуникации и другое оборудование, обслуживающее более одного помещения в этом доме, в нарушение положений ст. 65 АПК РФ ответчик суду не представил.
В апелляционной жалобе ответчик указал на то, что в спорных правоотношениях он выступает не как собственник, а как лицо, осуществляющее права собственника имущества, следовательно оплата оказанных услуг должна быть произведена за счет казны МО г.о. Самара.
Приведенный довод судом апелляционной инстанцией отклоняется в связи со следующим.
Пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 установлено, что содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, лица, указанные в пункте 1 этой статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Положением "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", утвержденным постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002 N 154, урегулированы правовые отношения в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа Самары. Согласно пункту 1.2 Положения ответчик является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения к объектам муниципальной собственности городского округа Самара относятся, в том числе, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 45 устава городского округа Самара, принятого решением Думы городского округа Самара N 294 от 10.07.2006, от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Администрация городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара, то есть ответчик.
В силу положений статьи 47 устава городского округа Самара ответчик осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара.
В рамках этих полномочий ответчик осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями городского округа Самара и муниципальными учреждениями городского округа Самара, а также переданного в установленном порядке иным лицам, в случае нарушения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством, осуществляет учет муниципального имущества, ведет его реестр и т.д.
В соответствии с абз. 2, 3 п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением, возникновение обязательства из неосновательного обогащения или в силу закона, не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
Правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Таким образом, обязанность по оплате расходов на содержание указанных нежилых помещений лежит на ответчике.
Довод ответчика о том, что истцом в материалы дела не представлены доказательства выполнения работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома также подлежат отклонению, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.11.2010 N 4910/10, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из сособственников помещений.
Истцом заявлено требование о взыскании пени в размере 11 542 руб. 06 коп. пени за период с 11.06.2020 по 30.11.2021.
Согласно п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
При наличии оснований для взыскания пени, предусмотренной частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, установив период просрочки исполнения обязанности, проверив представленный истцом расчет пени и признав его неверным, суд первой инстанции самостоятельно произвел перерасчет пени с учетом положений ст. 193 ГК РФ и пришел к правильному выводу о том, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части взыскания с ответчика 11 521 руб. 39 коп. пени за период с 11.06.2020 по 30.11.2021.
Довод заявителя о том, что доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в спорном многоквартирном доме не определена, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным. Расчет задолженности произведен истцом в установленном законом порядке. Кроме того, данный довод в суде первой инстанции не заявлялся.
Довод жалобы, что наличие у ответчика по делу статуса органа местного самоуправления является самостоятельным и достаточным основанием для освобождения обязанности по уплате государственной пошлины, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку положения подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождают государственные органы, органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, но не освобождают от возмещения судебных расходов.
Решение суда вынесено в соответствии с положениями вышеуказанных норм права, а также статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств, всех обстоятельства дела в совокупности.
В связи с вышеизложенным, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, сделанных судом выводов, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04.02.2022 по делу N А55-36681/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Б. Назырова |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-36681/2021
Истец: ООО "Коммунресурс"
Ответчик: Департамент управления имуществом г.о. Самара, Департамет управления имуществом городского округа Самара