г. Москва |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А40-144527/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
С.Л. Захарова, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С. Ивановой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2022 по делу N А40-144527/21 (145-1104)
по заявлению ИП Крыловой Лидии Ростиславовны
к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Субботина Г.Н. по дов. от 30.06.2021; |
от ответчиков: |
Агатов А.А. по дов. от 13.12.2021,Агатов А.А. по дов. от 10.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Крылова Лидия Ростиславовна обратилась в Арбитражный суд города Москвы с требованием признать незаконным решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) от 16.02.2021 N 5МВК/2021 об отказе ИП Крыловой Л.Р. предоставить имущественную поддержку на 2021 г. в виде установления минимальной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв.м. в год по договорам от 10.02.2004 N 09-00069/04 и от 16.12.2004 N 09-00797/04.
Решением от 24.01.2022 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым решением суда, соответчики обратились с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение суда по основаниям, изложенным в жалобе, по изложенным в жалобе основаниям.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель соответчиков в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав позиции сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что город Москва является собственником нежилых помещений общей площадью 77,4 кв.м и 51.4 км.м, находящихся по адресу: г. Москва, Строгинский бульвар, дом 22.
В целях эксплуатации данных помещений между Департаментом и Крыловой Л.Р. заключены договоры аренды от 10.02.2004 N 09-00069/04 и от 16.12.2004 N 09-00797/04 соответственно.
Помещения переданы в аренду для использования под непродовольственные магазины. Срок действия договоров установлен по 30.06.2015. Указанные договоры аренды прошли государственную регистрацию.
В соответствии с условиями договоров ИП Крылова Л.Р. использует помещение по целевому назначению, оплачивает арендную плату в срок и является субъектом малого предпринимательства в соответствии с реестром МСП N ЙЭ9965-21-5088142.
На основании пунктов 1.2. и 1.3 Постановления Правительства г.Москвы N 800 от 25.12.2012 "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующего объекты нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы" ИП Крылова Л.Р. использует вид деятельности: использование труда инвалидов, которому полагается имущественная поддержка в виде льготной ставка в размере 3 500 за кв.м в год.
16.12.2020 ИП Крылова Л.Р. обратилась в Межведомственную комиссию г.Москвы.
12.01.2021 получила ответ от ДГИ N 241597/20-(0)-1, что рассмотрение данного вопроса будет после получения ответов на запросы ДГИ в отраслевые органы, а именно: в Департамент торговли и услуг города Москвы.
Согласно ответу Департамента городского имущества города Москвы N ДГИ-Э-23469/21-1 от 11.03.2021 необходимо представить документы, подтверждающие использования труда инвалидов, а именно: копию формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное соц. страхование, копию формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам с отметкой налогового органа о принятии.
Устранив причину отказа МВК, ИП Крылова Л.Р. повторно обратилась 23.02.2021 N 01-4424/2021 в Межведомственную комиссию г.Москвы, созданную в соответствии с Постановлением Правительства г.Москвы N 424 от 01.07.2013 "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства" для рассмотрения вопросов о предоставлении имущественной поддержки.
Решением МВК N ДГИ-И-12441/21 от 19.02.2021 отказано в предоставлении имущественной поддержки, причиной отказа указано несоблюдение требований пунктов приложения к Постановлению Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП.
Не согласившись с отказом, ИП Крылова Л.Р. обратилась в суд.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В части 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, статья 3 Закона города Москвы N 60).
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Правительством Москвы, осуществляющим от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, принято Постановление N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - Постановления N 800-ПП).
Пунктом 1(1) Постановления N 800-ПП предусмотрено, что в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв.м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
В Постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечь оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду).
В пункте 2.4 указанного постановления предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
По результатам оценки на арендуемые ИП Крыловой Л.Р. объекты определена рыночная ставка арендной платы с 01.01.2021:
- по договору аренды от 10.02.2004 N 09-00069/04 в размере 12 430 руб. за кв.м в год;
- по договору аренды от 16.02.2004 N 09-00797/04 в размере 13 863 руб. за кв.м в год.
Порядок рассмотрения вопроса по предоставлению имущественной поддержки в размере 3 500 руб. за кв.м. в год установлен постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы".
В силу п.2.1 Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП Комиссия принимает решение о предоставлении имущественной поддержки в виде применения льготной ставки арендной платы в отношении арендаторов, являющихся субъектами малого предпринимательства, при соблюдении следующих условий:
- Субъект малого предпринимательства в установленном порядке включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Субъект малого предпринимательства использует труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди его работников за последние два налоговых и (или) отчетных периода составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, либо субъект малого предпринимательства осуществляет один или несколько видов деятельности в области:
Здравоохранения, ветеринарии или образования при наличии лицензии на осуществление такой деятельности.
Торговли товарами продовольственных групп.
Социального питания
Бытового обслуживания. Физической культуры и спорта. Культуры
Производства
Объект нежилого фонда используется арендатором по целевому назначению
У арендатора отсутствует задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты.
Арендуемое имущество не было передано арендатором без согласия арендодателя в субаренду.
Как следует из материалов дела, Комиссией было принято коллегиальное решение об отсутствии оснований для установления на 2021 год льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год по договорам аренды от 10.02.2004 N 09-00069/04 и от 16.12.2004 N 09-00797/04.
В адрес Крыловой Л.Р. направлена выписка из протокола Комиссии от 16.02.2021 N 5-МВК/2021 письмом от 19.02.2021 N ДГИ-И-12441/2021.
16.12.2020 N ДГИ-241597/20-(0)-0 Крылова Л.Р. обратилась в Департамент по вопросу предоставления имущественной поддержки на 2021 год. Письмом от 12.01.2021 N ДГИ-241597/20-(0)-1 Департамент сообщил заявителю о том, что вопрос предоставления имущественной поддержки будет рассмотрен после получения заключений отраслевых органов.
Как установлено судом, ИП Крылова Л.Р. 25.02.2021 N ДГИ-Э-23469/21 направила обращение через официальный сервер Правительства Москвы по вопросу предоставления имущественной поддержки на 2021 год. В ответ на указанное обращение, Департамент письмом от 11.03.2021 N ДГИ-Э-23469/21-1 сообщил заявителю о том, что одним из условий, необходимых для принятия решения Комиссией, является осуществление одного или несколько видов деятельности, предусмотренных п.2.1.2 приложения к Постановлению.
В частности, согласно п. 5.1.1 приложения к Постановлению от 01.07.2013 N 424-ПП, необходимо представить документы, подтверждающие использование субъектом малого предпринимательства труда инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
Комиссией были рассмотрены приложенные пакеты документов и сделан вывод о том, что представленными документами не подтверждается использование труда инвалидов.
Кроме того, отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы не подтверждено осуществление видов деятельности, предусмотренных п.2.1.2 приложения к Постановлению от 01.07.2013 N 424-ПП.
25.05.2021 N ДГИ-Э-64283/21 Крылова Л.Р. повторно обратилась в Департамент с просьбой дать разъяснения относительно того, почему Комиссией был вынесен отказ в предоставлении имущественной поддержки на 2021 год.
В ответ на указанное обращение Департамент письмом от 28.05.2021 N ДГИ-Э-64283/21-1 сообщил заявителю о том, что подробные разъяснения по вопросу предоставления имущественной поддержки уже были ранее направлены письмом от 11.03.2021 N ДГИ-Э-23469/21-1.
По утверждению ответчиков решение Комиссии принимается не чаще одного раза в течение календарного года в отношении каждого субъекта малого предпринимательства.
Департамент сообщил, что правовых оснований для повторного рассмотрения Комиссией вопроса о предоставлении Крыловой Л.Р. имущественной поддержки на 2021 год не имеется.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что заявление ИП Крыловой Л.Р. подано в соответствии с Постановлением N 800-ПП.
ИП Крылова Л.Р. является инвалидом 2 группы, что документально подтверждено истцом и не опровергнуто ответчиками.
При этом судом правомерно отклонен довод ответчика о том, что ИП Крылова Л.Р. могла только один раз в год обратиться за имущественной поддержкой, признан судом несостоятельным, поскольку первоначально заявление не было рассмотрено, поддержка на 2021 г. не предоставлялась.
Законом и подзаконными актами не установлено ограничение на повторное обращение в специально созданный орган после устранения недостатков, допущенных при первоначальном обращении.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается, что оспариваемый отказ не соответствует Закону N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Постановлениям правительства Москвы N800-ПП, N809-ПП и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных ИП Крыловой Л.Р. требований.
Доводы, приведенные Департаментом городского имущества города Москвы и Правительством Москвы в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2022 по делу N А40-144527/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-144527/2021
Истец: Крылова Лидия Ростиславовна
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ