г. Вологда |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А05-5357/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 апреля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Киселева Евгения Константиновича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 февраля 2022 года по делу N А05-5357/2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Киселев Евгений Константинович (ОГРНИП 312293234000075, ИНН 290206729230; адрес: 164502, Архангельская область, город Северодвинск) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству транспорта Архангельской области (ОГРН 1122901020527, ИНН 2901229495; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство) о признании незаконным распоряжения от 16.02.2021 N 26-р об отказе в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (ОГРН 1022900522127, ИНН 2901071427; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Воскресенская, дом 3; далее - управление).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 февраля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает на то, что при обращении с заявлением в министерство о выдаче разрешения заявителем было приложено свидетельство о регистрации транспортного средства во исполнение части 1.2 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ). В названном свидетельстве указана категория транспортного средства "В/М1", свидетельство выдано подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения, является действующими, не отозвано, его действие не приостановлено, оно не признано незаконным.
Министерство в отзыве на жалобу с изложенными в жалобе доводами не согласилось, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в министерство с заявлением от 20.01.2021 о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области на транспортное средство MERCEDES-BENZ VITO 111 (государственный регистрационный знак М153ХМ29) (том 1, лист 93).
С заявлением предпринимателем в министерство представлены документы, удостоверяющие личность заявителя, копия свидетельств о государственной регистрации и договор аренды в отношении названого транспортного средства с приложением акта приема-передачи транспортного средства без экипажа, чек на уплату государственной пошлины (том 1, листы 94-102).
Распоряжением министерства от 16.02.2021 N 26-р предпринимателю отказано в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области на автомобиль MERCEDES-BENZ VITO 111 (государственный регистрационный знак М153ХМ29) по причине предоставления заявителем недостоверных сведений, поскольку указанное транспортное средство к категории "М1" не относится.
Не согласившись с распоряжением министерства, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Отношения, возникающие в связи с выдачей разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси регулируется статьей 9 Закона N 69-ФЗ.
В силу части 1 данной статьи деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона N 69-ФЗ).
Частью 2.1 той же статьи Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений.
В силу пункта 3 статьи 1 Закона Архангельской области от 21.11.2011 N 390-26-ОЗ "Об организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области" (далее - Закон N 390-26-ОЗ) организация деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области осуществляется уполномоченным Правительством Архангельской области исполнительным органом государственной власти Архангельской области (далее - уполномоченный исполнительный орган).
Согласно пункту 1, подпункту 8 пункта 8 Положения о Министерстве транспорта Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 24.07.2012 N 319-пп, министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере транспорта и в сфере своего ведения осуществляет в том числе полномочия по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
В данном случае министерством при рассмотрении в рамках своих полномочий заявления предпринимателя от 20ю01.2021 о выдаче такого разрешения выявлена недостоверность представленных сведений, выразившаяся в том, что транспортное средство MERCEDES-BENZ VITO 111 (государственный регистрационный знак М153ХМ29), которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, не относится к категории M1.
При этом, как верно установлено судом первой инстанции, в деле N А05-642/2021 предпринимателем оспаривалось распоряжение министерства от 15.01.2021 N 2-р об отказе в выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, вынесенное по результатам рассмотрения заявлений в отношении нескольких автомобилей, в том числе автомобиля марки MERCEDES-BENZ VITO 111 (государственный регистрационный знак М153ХМ29).
При этом основанием для вынесения названного распоряжение также послужил вывод министерства о том, что спорное транспортное средство не относится к категории "М1".
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2021 года по делу N А05-642/2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2021 года, предпринимателю Киселеву Е.К. отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным распоряжения министерства от 15.01.2021 N 2-р.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 09 марта 2022 года N 307-ЭС22-738 предпринимателю Киселеву Е.К. отказано в передаче его кассационной жалобы по делу N А05-642/2021 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Доказательств, достоверно подтверждающих тот факт, что после принятия министерством распоряжения от 15.01.2021 N 2-р, оспоренного в рамках дела N А05-642/2021, изменились характеристики рассматриваемого транспортного средства либо предпринимателем получены новые регистрационные документы в отношении этого автомобиля, подателем жалобы в материалы дела не предъявлено, на наличие таких обстоятельств предприниматель ни в заявлении, ни в апелляционной жалобе не ссылается.
Следовательно, в силу части 2 статьи 69 АПК РФ судебные акты апелляционной и кассационной инстанции по делу N А05-642/2021 имеют преюдициальное значения для рассмотрения настоящего спора.
При этом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды апелляционной и кассационной инстанции по делу N А05-642/2021 исходили из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которыми определено, что под легковым такси понимается транспортное средство категории "M1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.
Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - Технический регламент), установлены требования к безопасности транспортных средств перед выпуском их в обращение предприятием-изготовителем, требования к узлам и агрегатам (в частности, пунктом 1 приложения N 8 к тормозной системе, подпунктом 2.3 пункта 2 приложения N 8, таблицей 9.2 приложения N 8 для транспортных средств категорий "M1" установлены различные требования к рулевому управлению, к устройствам освещения, к системе сигнализации и к двигателям указанных транспортных средств), а также технические характеристики транспортных средств в зависимости от категории транспортных средств.
Кроме того, пунктом 2 приложения N 3 (таблица 2.1) установлены разные показания к транспортным средствам в отношении их внутреннего шума: "M1" - 79 дБ А, "N1" - 81 дБ А; пунктом 5 таблицы 5.1 установлены разные требования в отношении обзорности: нормативный угол, градусы для "M1" - верх 3/7, вниз 1/5, влево 13/17, вправо 20 +, для "N1" - верх 5/8, вниз 2/6, влево 14/18, вправо 20 +; пункты 7, 8, 10 вообще устанавливают индивидуальные требования к транспортным средствам категории "M1".
При этом требования безопасности для транспортных средств названных категорий различны, для категории M1 устанавливаются более высокие требования к уровню безопасности, что связано с возможностью использования транспортных средств данной категории для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
На основании пункта 8 Технического регламента документами, удостоверяющими соответствие требованиям Технического регламента при выпуске в обращение, для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, является одобрение типа транспортного средства (далее также ОТТС).
Под ОТТС понимается документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям технического регламента (пункт 6 Технического регламента).
Согласно подпункту "в" пункта 11 раздела III Правил заполнения бланков одобрения типа транспортного средства, одобрения типа шасси, уведомления об отмене документа, удостоверяющего соответствие техническому регламенту, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.12.2014 N 232, тип транспортного средства присваивается его изготовителем.
Согласно пункту 5.4.26, 5.4.29 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294, рассмотрение, утверждение и регистрация одобрения типа транспортного средства относится исключительно к компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт).
Для изменения категории транспортного средства со стороны предприятия-изготовителя требуется обеспечение соответствия всем требованиям, установленным для транспортных средств категории M1.
В соответствии с Техническим регламентом под типом транспортного средства (шасси, компонента) понимаются транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.
Проверка выполнения требований к типам выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) проводится в форме одобрения типа. Подразделение транспортных средств на типы и модификации для целей оценки соответствия осуществляется согласно приложению N 11 к настоящему Техническому регламенту (пункт 23 Технического регламента).
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пункту 4 статьи 15 Закона N 196-ФЗ после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Вопреки доводам предпринимателя, регистрация транспортных средств подтверждает только возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации, но не свидетельствует об одобрении типа транспортных средств.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2017 N 305-КГ17-19681 по делу N А40-51670/2017.
Представленное предпринимателем свидетельство о государственной регистрации спорного транспортного средства марки MERCEDES-BENZ VITO 111 (государственный регистрационный знак М153ХМ29) сведений об ОТТС не содержит (том 1, лист 101).
Указание в свидетельстве о регистрации транспортного средства категории "B" свидетельствует только о том, что таким транспортным средством может управлять водитель, имеющий право на управление транспортными средствами категории "B", и не влечет автоматическое отнесение транспортного средства к категории "M1".
В силу пункта 16 Требований к свидетельству о регистрации транспортного средства, утвержденных Приказом МВД России от 23.04.2019 N 267 (далее - Требования к свидетельству о регистрации транспортного средства), в строке "Категория ТС" указывается категория или подкатегория транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 196-ФЗ, а также приложением N 1 к Техническому регламенту. Заполнение данной строки осуществляется в соответствии с категориями транспортных средств, установленными Техническим регламентом и Законом N 196-ФЗ (приложение к Требованиям к паспорту транспортного средства (приложение N 3 к настоящему приказу)
Согласно указанному приложению к Требованиям к паспорту транспортного средства категория "В", установленная Законом N 196-ФЗ, относится не только к транспортным средствам категории "М1", а также к транспортным средствам категории "N1" (по тем же критериям - разрешенная максимальная масса не превышает 3 500 кг, число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми).
В силу пункта 1 примечания к таблице 1 приложения N 1 к Техническому регламенту транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится либо к категории M1, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза; либо к категории N, если это условие не выполняется.
Таким образом, само по себе названное число сидячих мест и категория "В" в соответствии с Законом N 196-ФЗ не являются бесспорным основанием отнесения транспортных средств именно к категории М1.
При этом согласно пункту 9 Требований к свидетельству о регистрации транспортного средства заполнение соответствующих строк и разделов бланка свидетельства осуществляется на основании сведений, содержащихся в паспортах транспортных средств (электронных паспортах транспортных средств) и используемом органами внутренних дел специальном программном обеспечении федеральной информационной системы Госавтоинспекции.
Таким образом, сведения, указанные в паспорте транспортного средства, являются первичными относительно сведений свидетельства о регистрации.
Вступившим в законную силу постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2021 года по делу N А05-642/2021 установлено, что в данном случае сведения об ОТТС в представленном в материалы указанного дела паспорте транспортного средства MERCEDES-BENZ VITO 111 (государственный регистрационный знак М153ХМ29) отсутствуют.
Доказательств, достоверно опровергающих данное обстоятельство, установленное вступившим в законную силу судебным актом апелляционной ин6станции, предпринимателем Киселевым Е.К. в материалы настоящего дела не представлено.
Ввиду изложенного само по себе отражение в представленном предпринимателем свидетельстве о регистрации спорного транспортного средства категории транспортного средства - В/М1, не является достаточным доказательством отнесения спорного транспортного средства к категории М1.
Таким образом, подтверждая в представленном в министерство заявлении соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным Законом N 69-ФЗ и Законом N 390-26-ОЗ, предприниматель фактически не располагал доказательствами отнесения этого транспортного средства к категории М1 применительно к требованиям Технического регламента, тогда как, претендуя на получение рассматриваемого разрешения, заявитель должен подтвердить фактическое соответствие таких транспортных средств установленным требованиям.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что формальное толкование и применение норм права в рассматриваемой сфере недопустимо в том числе исходя из приоритета обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В связи с этим ссылка предпринимателя на то, что пунктом 2.1 статьи 9 Закона N 69-ФЗ установлен закрытый перечень документов, подлежащих представлению с заявлением о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, не ограничивает министерство при проверке заявления использовать весь объем доступных уполномоченному органу документов с целью установления соответствия транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, нормативно предусмотренным требованиям и не опровергают правомерность вывода министерства об отсутствии оснований относить спорное транспортное средство к категории М1.
Поскольку материалами дела соответствие спорного транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, установленным требованиям в части отнесения к категории М1 не подтверждено, министерство имело законные основания для вынесения оспариваемого распоряжения.
Данный вывод соответствует правой позиции Арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенной в постановлении по делу N А05-642/2021.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований предпринимателя.
Несогласие заявителя с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и предпринимателем не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По общему правилу в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на её подателя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2022 года подателю жалобы предлагалось представить подлинник документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере, поскольку платежный документ отсутствовал в числе приложений к апелляционной жалобе при ее подаче.
Однако таких доказательств уплаты государственной пошлины предпринимателем в суд апелляционной инстанции не предъявило.
Таким образом, в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с предпринимателя в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 февраля 2022 года по делу N А05-5357/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Киселева Евгения Константиновича - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Киселева Евгения Константиновича (ОГРНИП 312293234000075, ИНН 290206729230; место жительства: 164502, Архангельская область, город Северодвинск) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 150 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5357/2021
Истец: ИП Киселев Евгений Константинович
Ответчик: Министерство транспорта Архангельской области
Третье лицо: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области