г. Москва |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А41-809/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от МП КХ "Шаховская": Веселова Е.А. по доверенности от 27.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от ГЖИ МО: Казаринова М.А. по доверенности от 20.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 18 февраля 2022 года по делу N А41-809/22,
по заявлению муниципального предприятия коммунального хозяйства "Шаховская"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие коммунального хозяйства "Шаховская" (далее - заявитель, предприятие, МП КХ "Шаховская") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, ГЖИ МО) о признании незаконным предписания от 22.04.2021 N 08C3/01-3510-19-15-2021/94.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2022 года по делу N А41-809/22 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 94-97).
Не согласившись с данным судебным актом, ГЖИ МО обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ГЖИ МО поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель МП КХ "Шаховская" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МП КХ "Шаховская" на основании постановления администрации городского округа Шаховская Московской области от 09.07.2021 N 1642 осуществляет управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., р.п. Шаховская, ул. Партизанская, д. 8.
15 декабря 2021 года ГЖИ МО на основании распоряжения от 13.12.2021 N 08ОГ/19-328-49-19-2021 с целью проверки информации, изложенной в обращении гражданина, в отношении МП КХ "Шаховская" проведена проверка, в ходе которой установлено, что 02.10.2021 гражданином Ломановым А.А. в адрес МП КХ "Шаховская" посредством системы ГИС ЖКХ направлен запрос N 50-2021-32093 о направлении акта проверки предоставления услуги надлежащего качества в связи с отсутствием уборки туалета в районе многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская обл., п. Шаховская, ул. Партизанская, д. 8; 05 октября 2021 года в ответ на данный запрос МП КХ "Шаховская" в адрес Ломанова А.А. посредством системы ГИС ЖКХ направлен ответ N 50-2021-32093/1 с приложением акта откачки жидких бытовых отходов от 15.09.2021, а также путевых листов, т.е. ответ на запрос предоставлен не в полном объеме, чем нарушены требования пункта 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", пункт 23 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 15.12.2021 N 08ОГ/19-328-49-19-2021 (т. 1 л. д. 7-9).
По результатам проверки ГЖИ МО выдано МП КХ "Шаховская" предписание от 15.12.2021 N 08ОГ/19-328-49-19-2021, которым на предприятие возложена обязанность в срок до 20.01.2022 провести работы по направлению в адрес Ломанова А.А. полного ответа на обращение N 502021-32093 с приложением документов (т. 1 л. д. 10-11).
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы МП КХ "Шаховская" в сфере предпринимательской деятельности, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Согласно пункту 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) - копию акта проверки предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
В силу пункта 23 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, к работам по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, относится, в частности, проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
Как следует из материалов дела, МП КХ "Шаховская" на основании постановления администрации городского округа Шаховская Московской области от 09.07.2021 N 1642 осуществляет управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., р.п. Шаховская, ул. Партизанская, д. 8.
15 декабря 2021 года ГЖИ МО на основании распоряжения от 13.12.2021 N 08ОГ/19-328-49-19-2021 с целью проверки информации, изложенной в обращении гражданина, в отношении МП КХ "Шаховская" проведена проверка, в ходе которой установлено, что 02.10.2021 гражданином Ломановым А.А. в адрес МП КХ "Шаховская" посредством системы ГИС ЖКХ направлен запрос N 50-2021-32093 о направлении акта проверки предоставления услуги надлежащего качества в связи с отсутствием уборки туалета в районе многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская обл., п. Шаховская, ул. Партизанская, д. 8; 05 октября 2021 года в ответ на данный запрос МП КХ "Шаховская" в адрес Ломанова А.А. посредством системы ГИС ЖКХ направлен ответ N 50-2021-32093/1 с приложением акта откачки жидких бытовых отходов от 15.09.2021, а также путевых листов, т.е. ответ на запрос предоставлен не в полном объеме, чем нарушены требования пункта 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", пункт 23 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 15.12.2021 N 08ОГ/19-328-49-19-2021 (т. 1 л. д. 7-9).
По результатам проверки ГЖИ МО выдано МП КХ "Шаховская" предписание от 15.12.2021 N 08ОГ/19-328-49-19-2021, которым на предприятие возложена обязанность в срок до 20.01.2022 провести работы по направлению в адрес Ломанова А.А. полного ответа на обращение N 502021-32093 с приложением документов (т. 1 л. д. 10-11).
Вместе с тем, постановлением администрации городского округа Шаховская Московской области от 09.07.2021 N 1642 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, р.п. Шаховская, ул. Партизанская, д. 8", протоколом от 21.09.2021 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, р.п. Шаховская, ул. Партизанская, д. 8, постановлением администрации городского округа Шаховская Московской области от 26.10.2021 N 2834 о внесении изменений в постановление от 09.07.2021 N 1642 подтверждается, что МП КХ "Шаховская" определена в качестве организации, управляющей вышеуказанным многоквартирным домом и установлен перечень работ и услуг, оказываемых управляющей организацией, в частности, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов, в том числе откачке жидких бытовых отходов, вывозу жидких бытовых отходов (с периодичностью выполнения работ и оказания услуг: по мере необходимости, но не менее 1 раза в 6 месяцев), годовая плата за которые установлена в размере 4 752 руб. (пункт 3.2 Перечня работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Московская область, р.п. Шаховская, ул. Партизанская, д. 8, утвержденного постановлением администрации городского округа Шаховская Московской области от 26.10.2021 N 2834 и действующего с 01.11.2021).
При этом работы по уборке помещения, заявленные гражданином Ломановым А.А. в своем обращении, в частности, проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом, не входят в перечень работ и услуг, определенных органом местного самоуправления городского округа Шаховская; оплата данных работ собственниками помещений спорного многоквартирного дома не предусмотрена и не производится.
Несмотря на то, что вышеуказанные работы не входят в перечень работ и услуг, оказываемых МП КХ "Шаховская", управляющей организацией организована откачка жидких бытовых отходов из выгреба дворового туалета по адресу: Московская область, р.п. Шаховская, ул. Партизанская, д. 8, что подтверждается актом от 15.09.2021, путевым листом от 15.09.2021 N 5538, которые 05.10.2021 направлены в адрес гражданина Ломанова А.А. в ответ на его обращение.
В силу приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, ГЖИ МО не представило безусловных доказательств наличия у нее оснований для выдачи оспариваемого предписания и его реальной исполнимости, чем допущено нарушение прав заявителя, незаконным возложением на него обязанности по его исполнению.
При этом из буквального смысла приведенных положений лицензионного и жилищного законодательства следует, что предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Также при вынесении предписания контролирующему органу необходимо обеспечить соблюдение не только норм законодательства, но и законных интересов лиц, допустивших правонарушение, не превышая разумно необходимые меры воздействия на него.
На основании подпунктов 2, 8 и 9 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Таким образом, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
Всесторонне, полно и правильно оценив приведенные сторонами доводы и представленные ими доказательства. суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое предписание является незаконным и подлежит отмене, поскольку выдано заинтересованным лицом при отсутствии предусмотренных законом оснований, с нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2022 года по делу N А41-809/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-809/2022
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА "ШАХОВСКАЯ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"