город Ростов-на-Дону |
|
19 апреля 2022 г. |
дело N А53-28482/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Ростовской таможни: представители Загнойко Л.Н. по доверенности от 27.12.2021, удостоверение; Тимофеева М.М. по доверенности от 10.01.2022, удостоверение;
от ООО "ЮгВторРесурс": представитель Андреев А.П. по доверенности от 11.01.2022, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮгВторРесурс"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 08.02.2022 по делу N А53-28482/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮгВторРесурс"
(ИНН 6164268375, ОГРН 1076164010878)
к Ростовской таможне (ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943)
о признании незаконным решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЮгВторРесурс" (далее - заявитель, ООО "ЮгВторРесурс", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Ростовской таможни (далее - таможня) от 02.07.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары N 10313110/060319/0000477.
Решением арбитражного суда Ростовской области от 08.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЮгВторРесурс" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью, принять новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции не установил код валютной операции к сумме 99 314,21 долл. США, не применил Инструкцию Банка России от 16.08.2017 N 181-И, вследствие чего сделал ошибочный вывод как о переплате отраженной в ВБК суммы 99 314,21 долл. США, так и о цене сделки 649 314,21 долл./США. Обязанность по проверке качества и количества товара как в месте погрузки, так и в месте выгрузки, возлагается на ООО "ЮгВторРесурс". Оплата обществом сюрвейерских услуг в Турции - это прямая обязанность продавца и не может свидетельствовать о нарушении ООО "ЮгВторРесурс" базиса поставки товара (FAS), и не указывает на несение обществом расходов по погрузке и выгрузке товара. Доказательств того, что ООО "ЮгВторРесурс" поставляло товар в адрес иного покупателя, нежели заявлен в контракте, таможенным органом также не представлено. Не представлено доказательств тому, что в последующем именно общество участвовало в перепродаже своего товара после вывоза по более высокой цене. Выводы суда первой инстанции сделаны при существенном нарушении норм материального права, ненадлежащем исследовании доказательств, с нарушением единообразия применения норм материального права, что повлекло вынесение незаконного судебного акта.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу таможня просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Определением председателя четвертого судебного состава от 11.04.2022 в связи с отсутствием судьи Пименова С.В. ввиду пребывания на учебе, в составе суда произведена замена на судью Ефимову О.Ю., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
От ООО "ЮгВторРесурс" поступили дополнительные пояснения по делу.
Суд протокольным определением приобщил дополнительные пояснения к материалам дела.
От Ростовской таможни поступило дополнение к отзыву на апелляционную жалобу.
Суд приобщил дополнение к отзыву на апелляционную жалобу к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "ЮгВторРесурс" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представители Ростовской таможни возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках проверки установлено, что ООО "ЮгВторРесурс" (Россия - Продавец), в лице директора Филиала N 1 Валуева Д.Г., действующего на основании доверенности от 01.02.2017 года, с иностранной компанией OPTIMEX TRADING LIMITED (Объединенные Арабские Эмираты - Покупатель), в лице Окороковой В., заключен внешнеэкономический контракт 13 июня 2018 года N 02-2018 (в дальнейшем - контракт), согласно которому Продавец обязуется поставить на экспорт, а Покупатель принять и оплатить на условиях FAS ПОРТЫ Ростовской области (Россия), лом черных металлов (в дальнейшем - товар).
Согласно пункту 1.2. контракта: код товара ТНВЭД - 7204499000.
Пунктом 2.1. контракта предусмотрено, что поставке подлежит лом черных металлов по ГОСТу 2787-75.
В соответствии с пунктом 3.1. контракта: цена товара за 1 метрическую тонну, исчисляется в долларах США (код валюты 840). Цена за 1 метрическую тонну является договорной и составляет 145 долларов США.
Общая сумма контракта составляет 30 000 000 (тридцать миллионов долларов США).
Согласно дополнительному соглашению к контракту, подписанного сторонами 22.02.2019 года, пункт 3.1. контракта изложен в следующей редакции: "цена товара за 1 метрическую тонну исчисляется в долларах США (код валюты 840). Цена товара за 1 метрическую тонну является договорной и составляет 220 (двести двадцать долларов США)".
В силу пункта 4.1. контракта: Продавец поставляет товар Покупателю партиями на условиях FAS порты Ростовской области (Россия), наименование порта определяется транспортными инструкциями Покупателя. Поставка товара осуществляется партиями в течение всего срока действия контракта, по мере предоставления транспортных средств Покупателем под каждую отдельную отгрузку.
В рамках указанного контракта ООО "ЮгВторРесурс" задекларирован товар "отходы и лом черных металлов категории А по ГОСТ 2787-75..." по ДТ N 10313110/060319/0000477.
Товар, задекларированный по ДТ N 10313110/060319/0000477, экспортирован на т/х "AMUR-2506" в количестве 2 500 тонн; страна назначения - Турция; код товара - 7204499000 ТН ВЭД ЕАЭС.
В ходе таможенного декларирования таможенная стоимость товара в ДТ N 10313110/060319/0000477 была заявлена ООО "ЮгВторРесурс" в размере 36 190 220 рублей по стоимости сделки с вывозимыми товарами (метод 1).
Выпуск товара осуществлен 07.03.2019 года.
На этапе таможенного декларирования, а также при проведении таможенной проверки ООО "ЮгВторРесурс" представлена калькуляция фактической стоимости экспортируемого металлического лома с указанием статей затрат стоимости на одну тонну.
В ходе проведения камеральной проверки составлен акт проверки от 03.06.2021 года N 10313000/210/03062/А000076 и принято решение о корректировке таможенной стоимости, заявленной в ДТ N10313110/060319/0000477 резервным методом (по шестому методу таможенной оценки) на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами (третьего метода).
Принимая оспариваемое решение, таможенный орган повторно установил: представленные калькуляции не включают все расходы, понесенные ООО "ЮгВторРесус" в связи с реализацией товаров и следовательно, не подтверждены сведения о таможенной стоимости вывозимых товаров; невозможно сопоставить данные об осуществленных иностранным контрагентов платежах с фактурной стоимостью вывозимых товаров, в разрезе конкретной поставки; минимальный индекс таможенной стоимости рассматриваемого товара по сравнению с индексом таможенной стоимости аналогичны х товаров, задекларированных другими участниками ВЭД в сопоставимый период времени; расхождения в стоимости товаров, указанной в импортных документах, полученных ЮОТ от таможенной службы Турции и представленной в ходе таможенного декларирования товаров; прямая связь ООО "ЮгВторРесурс" с конечными получателями товаров, расположенными в Турции при поставке товаров.
ООО "ЮгВторРесурс" считает решение таможенного поста Речной порт Ростов-на-Дону от 02.07.2021 года о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10313110/060319/0000477 незаконным, полагая, что решением нарушены права и законные интересы общества, в связи с чем, заявитель, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения главы 5 ТК ЕАЭС, закрепляют порядок определения таможенной стоимости товаров и условия применения методов определения таможенной стоимости.
В соответствии с п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 10 ст. 38 ТК ЕАЭС при использовании первого метода определения таможенной стоимости товаров декларант обязан выполнить условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами и дополнительных начислений, включаемых в структуру таможенной стоимости.
В пунктах 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса.
Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
В то же время отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
Указанный порядок распространяется и на вывозимые товары.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза").
В пунктах 13, 14 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 49 от 26.11.2019 года также разъяснено, что при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Право таможенного органа запрашивать (истребовать) документы и (или) сведения (в том числе письменные пояснения), подтверждающие заявленную декларантом таможенную стоимость, закреплено ст. 326 ТК ЕАЭС и пунктами 8, 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 "Об определении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации" (далее - Правила определения таможенной стоимости вывозимых товаров).
Пунктом 23 Правил утвержденный Постановлением от 16.12.2019 N 1694 определено, что в случае приобретения товаров и (или) услуг, предусмотренных подпунктом "б" пункта 20 настоящих Правил, на таможенной территории Евразийского экономического союза, их стоимостью является сумма фактических затрат на приобретение товаров и (или) услуг покупателем вывозимых товаров, отраженная в бухгалтерском учете продавца вывозимых товаров на основе документов, предоставленных покупателем вывозимых товаров.
При определении суммы фактических затрат на приобретение на таможенной территории Евразийского экономического союза предусмотренных подпунктом "б" пункта 20 настоящих Правил товаров и (или) услуг покупателем вывозимых товаров учитываются все расходы, связанные с приобретением соответствующих товаров и (или) услуг.
При оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
В соответствии с пунктом 1 Перечня документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (приложение 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376), действовавшего на дату таможенного оформления, при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должен быть представлен внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему.
Признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в представленных им документах информация о цене (здесь и далее также - предусмотренных ст. 5 Соглашения дополнительных начислениях к цене) не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара".
Судом установлено, что при таможенном декларировании таможенная стоимость товара определена декларантом методом по стоимости сделки с вывозимыми товара (ИТС 0,22 долл. США за кг).
Основаниями для проведения таможенного контроля после выпуска товаров являются данные, указывающие на возможные нарушения ТК ЕАЭС. Такие данные могут быть получены в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, анализа статистической информации, таможенных деклараций и других документов, необходимых для таможенных целей, данных учета участников ВЭД, либо содержаться в сообщениях и заявлениях российских и иностранных лиц, средствах массовой информации, материалах, поступивших от федеральных органов исполнительной власти, компетентных органов иностранных государств, международных организаций.
В ходе проверки правильности определения таможенной стоимости товара при таможенном декларировании должностными лицами таможенного органа установлена невозможность применения данного метода по следующим причинам:
наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости товара (не учтены, либо учтены не в полном объеме составляющие структуры цены сделки при условиях поставки FAS Ростов-на-Дону);
выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, выраженные, в том числе, в наличии отклонения в меньшую сторону уровня заявленной величины таможенной стоимости декларируемых товаров от уровня таможенной стоимости однородных товаров, вывезенных с единой таможенной территории Таможенного союза в тот же период времени на сопоставимых условиях, информацией о котором располагает таможенный орган.
В ходе таможенного декларирования товара по результатам анализа представленных декларантом ООО "ЮгВторРесурс" документов и сведений таможенный орган пришел к выводу, что представленные документы не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений. В нарушение пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товара и сведения, относящиеся к ее определению, не основываются на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. По запросу таможенного органа декларантом ООО "ЮгВторРесурс" не представлена часть запрашиваемых документов и сведений.
В ходе таможенной проверки в подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости товара ООО "ЮгВторРесурс" были представлены внешнеторговый контракт, дополнительные соглашения к ним, коммерческий инвойс, а также заключение эксперта экспертного учреждения "Донэкспертиза" Союза "Торгово-промышленная палата Ростовской области" о рыночной стоимости вывозимого лома черных металлов.
При таможенном декларировании декларантом были представлены заключения экспертного учреждения "Донэкспертиза" Союза "Торгово-промышленная палата Ростовской области" о рыночной стоимости вывозимого лома черных металлов (N 0480600195 от 06.03.2019).
Согласно вышеуказанным заключениям эксперта, на основании проведенного анализа рынка вторичных металлов и выполненных расчетов сравнительным подходом, эксперт-оценщик пришел к заключению о том, что обоснованная стоимость одной тонны смеси лома чёрных металлов категории А, ГОСТ 2787-75, из соответствующих партий товаров, задекларированных ООО "ЮгВторРесурс", по состоянию на дату декларирования соответствующих партий составляет 220 долл. США за тонну (ДТ N 10313110/060319/0000477).
Таможенный орган полагает, что указанные заключения эксперта не могут быть приняты в качестве документов, подтверждающих стоимость товара, поскольку экспертиза проведена на основании заявок ООО "ЮгВторРесурс". Цель экспертизы, в том числе - определить рыночную стоимость товара в долларах США за тонну, для таможенных целей. При этом в заключениях эксперта под рыночной стоимостью понимается контрактная стоимость - стоимость, фиксируемая в контракте. Контрактная стоимость является стоимостью реальной сделки, поэтому она представляет наиболее достоверную информацию о рыночной стоимости (п. 6 Заключений эксперта). Исходя из цели проведения экспертизы, эксперту поставлена задача определить рыночную цену единицы товара, принадлежащего на праве собственности заказчику экспертизы ООО "ЮгВторРесурс". Соответственно, ООО "ЮгВторРесурс", как собственник товара, имеет в наличии все необходимые документы и сведения, относящиеся к совершенным им хозяйственным операциям по закупке, хранению, транспортировке, реализации оцениваемого товара, а также получаемой прибыли.
Таможенный орган указывает, что определенная экспертом рыночная цена единицы товара в заключениях эксперта - это среднее значение рыночной стоимости единицы аналогичных товаров и не является реальной ценой единицы товара, задекларированного по ДТ N 10313110/060319/0000477, что исключает принятие указанных заключений в качестве документов, подтверждающих заявленные сведения о таможенной стоимости рассматриваемых товаров.
Суд первой инстанции установил, что данный довод не может являться основанием для признания недостоверности заявленных обществом сведений о стоимости вывозимых товаров, поскольку само по себе экспертное заключение не являются документом формирующим стоимость товара.
Заключение эксперта N 0480600195 от 06.03.2019, которым определена рыночная стоимость экспортируемого лома черных металлов, таможенным органом прямо не оспорены выводы, содержащиеся в представленном заключении, а лишь выражено несогласие с примененным экспертом методом определения рыночной стоимости товара.
Статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлены общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки.
Представленное таможенному органу заключение эксперта N 0480600195 от 06.03.2019 по всем признакам соответствует статье 11 Закона, а достоверность выводов, изложенных в заключении, таможенным органом не оспорена и доказательств этому в своем решении не приведено.
При этом, принимая оспариваемое решение, таможенный орган фактически применил аналогичный подход к корректировке таможенной стоимости товаров.
Таким образом, заключение эксперта N 0480600195 от 06.03.2019 может быть принято наряду с иными документами, представленными декларантом в подтверждение таможенной стоимости лома и отходов черных металлов по ГОСТ 2787-75, вывозимого по ДТ N 10313110/060319/0000477.
Также таможенный орган указывает, что согласно данным турецкой статистики (сайт: www.biruni/tuik/gov/tr) средняя стоимость лома и отходов черных металлов, ввезенных в Турецкую Республику из Российской Федерации в аналогичный период составляет 345 долл. США за тонну (316 - 361 долл. США за тонну), что на 15 % выше среднего уровня таможенной стоимости лома и отходов черных металлов, вывезенных из Российской Федерации в Турцию различными участниками ВЭД по ФТС России в целом, и более чем на 40 % выше заявленной ООО "ЮгВторРесурс" стоимости лома и отходов черных металлов. Данный факт может свидетельствовать о признаках недостоверного заявления ООО "ЮгВторРесурс" сведений о таможенной стоимости вывозимых товаров.
Согласно пункту 11 Правил N 191, таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров при применении метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами (первый метод), является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже па вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил N 191, при одновременном выполнении условий, указанных в данном пункте.
Пунктом 16 Правил N 191 определено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме.
На основании пункта 10 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
Статьей 253 НК РФ определены расходы, связанные с производством и реализацией.
Так, расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя: расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав); расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии; расходы на освоение природных ресурсов; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; расходы на обязательное и добровольное страхование; прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
В соответствии со статьей 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в том числе, следующие расходы: суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование; расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны.
Для приобретения лома черных металлов на внутреннем рынке ООО "ЮгВторРесурс" заключило с ООО "МЕТАЛЛ-ОПТТОРГ" (ИНН 6164295594) договор поставки от 29.12.2017 N 29/12-п.
В подтверждение закупочной цены лома черных металлов ООО "ЮгВторРесурс" представлены договор поставки от 29.12.2017 N 29/12-п, счета-фактуры, приемо-сдаточные акты, платежные поручения по оплате закупленного товара.
Таможенный орган, проанализировав документы, подтверждающие закупку лома черных металлов на внутреннем рынке РФ, представленных ООО "ЮгВторРесурс" в ходе камеральной таможенной проверки пришел к выводу, что по ДТ N 10313110/0603 19/0000477, в соответствии со счетом-фактурой от 11.03.2019 N 181, приемо-сдаточным актом от 11.03.2019 N 0000-000271, стоимость лома составила 33 200 000,00 рублей, а сумма представленных ООО "ЮгВторРесурс" платежных поручений составила 37 250 000,00 рублей, что превышает стоимость лома на 4 050 000,00 рублей, следовательно, сумма денежных средств, указанная в счете-фактуре и приемо-сдаточном акте, не соответствует сумме, указанной в платежных документах. Также в платежных поручениях отсутствуют ссылки на счета-фактуры, товарные накладные и приемо-сдаточные акты, что не позволяет соотнести оплату с конкретной партией товара по проверяемым ДТ.
Данный довод судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о недостоверности представленных сведений и иной стоимости вывезенного товара.
В соответствии с пунктом 1.1. договора N 29/12-п от 29.12.2017 года (на закупку лома с поставщиком ООО "МЕТАЛЛ-ОПТТОРГ") поставщик обязуется поставлять покупателю в течение срока действия настоящего договора "лом и отходы черных металлов", а покупатель обязуется принимать и оплачивать товар в соответствии с условиями настоящего договора.
Согласно пункту 3.2. договора N 29/12-п: расчеты за поставленный товар производятся путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 10 рабочих дней с момента подписания обеими сторонами приемосдаточного акта.
В рамках настоящего договора стороны договорились, что покупатель может осуществлять оплату товара путем предоплаты (абз. 2 п. 3.2. договора N 29/12-п). Таким образом, ни условиями заключенного договора, ни Гражданским законодательством Российской Федерации, не установлен запрет на перечисление авансовых платежей.
Перечисление денежных средств за поставку "лома и отходов черных металлов" в виде аванса, не влияет на себестоимость товара, вывозимого на экспорт, а поэтому не является юридически значимым обстоятельством при разрешении вопроса о применении метода стоимости сделки.
Таможенному органу представлены платежные поручения и как видно из дат этих платежных поручений, оплата за товар производилась, как правило, в виде предоплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 864 Гражданского кодекса Российской Федерации содержание (реквизиты) платежного поручения и его форма должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом и банковскими правилами.
Согласно пункту 5.3. Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П (ред. от 11.10.2018) "О правилах осуществления перевода денежных средств" реквизиты, форма (для платежного поручения на бумажном носителе), номера реквизитов платежного поручения установлены приложениями 1 - 3 к настоящему Положению.
Приложение N 1 содержит перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования.
Согласно разделу 24 Приложения 1 в платежном поручении, инкассовом поручении, платежном требовании указываются назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая налог на добавленную стоимость.
Как следует из обязательных для заполнения платежного поручения требований, в графе "назначение платежа" ссылка на счета-фактуры и ПСА, не является обязательной, а следовательно, таможенным органом сделаны выводы, о том, что в платежных поручениях отсутствуют ссылки на счета-фактуры, товарные накладные и приемо-сдаточные акты, что не позволяет соотнести оплату с конкретной партией товара, противоречащий действующему законодательству.
В рамках проведения таможенного контроля декларантом представлены таможенному органу документы.
Представленные декларантом документы содержат сведения о наименовании, количестве и цене товара, согласованной между сторонами внешнеэкономической сделки, содержат сведения о себестоимости вывозимого товара; содержат сведения о произведенных декларантом затратах.
Расшифровка затрат и первичные документы вместе с договорами, актами о выполненных работах и оказанных услугах и платежными документами к ним, подтверждают себестоимость вывозимого товара.
Таможенный орган, анализируя документы, указал, что в соответствии с пунктом 2.1 договора поставки от 29.12.2017 N 29/12-п фактическим местом сдачи-приемки товара является склад поставщика. Адрес склада указывается сторонами в первичных документах (УПД, ТН, СФ).
Согласно пункту 2.4 договора поставки от 29.12.2017 N 29/12-п приемка товара по количеству/качеству производится покупателем в день поставки товара. Результаты приемки-сдачи товара по качеству и количеству оформляются приемо-сдаточными актами, данные которых будут окончательными и обязательными для поставщика и покупателя. Переход права собственности на товар от поставщика к покупателю происходит в момент подписании покупателем приемо-сдаточного акта.
Таможня указывает, что в соответствии с представленным приемо -сдаточным актом от 11.03.2019 N 0000-000271 на момент выпуска товара, задекларированного по ДТ N 10313110/060319/0000477, ООО "ЮгВторРесурс" не являлось собственником вышеуказанного товара.
В соответствии с пунктом 2.1. контракта N 02-2018: товар поставляется партиями. Упаковка - навалом. Количество товара в партии определяется транспортными инструкциями покупателя. Расходы по проверке качества и количества товара в месте назначения относятся за счет продавца.
Согласно пункту 4.5. договора: товар считается переданным продавцом и принятым покупателем:
4.5.1. по количеству - согласно количеству, указанному в транспортной накладной в сравнении с актом оценки веса по осадке судна независимой организации.
Таким образом, из условий контракта N 02-2018 следует, что общество должно определить вес погруженного на судно груза.
В соответствии со статьей 109 Кодекса таможенная декларация подается таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании регистрировать таможенные декларации.
При подаче таможенной декларации товары должны находиться на территории государства-члена, таможенному органу которого подается таможенная декларация в отношении таких товаров.
Статьей 111 Кодекса установлен порядок проверки декларации и ее регистрации либо отказе в регистрации: таможенный орган проводит проверку поданной таможенной декларации в целях установления отсутствия оснований для отказа в ее регистрации, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Таможенные операции, связанные с регистрацией или отказом в регистрации таможенной декларации, совершаются таможенным органом не позднее 1 часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи таможенной декларации, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Декларация на товары N 10313110/060319/0000477 зарегистрирована таможней 6 марта 2019 года.
С даты регистрации декларации продавцом предоставлен вывозимый товар для его загрузки на поданное покупателем судно. По окончании погрузки судна определен вес погруженного товара и соответственно этой датой подписан коносамент, и этой же датой подписан УПД с ООО "МЕТАЛЛ-ОПТТОРГ" (поставщик лома на внутреннем рынке).
Таким образом, различие в датах их составления объясняются процессом погрузки вывозимого товара на судно.
Согласно представленным документам ООО "ЮгВторРесурс" в рамках договора поставки, заключенного с ООО "МЕТАЛЛ-ОПТТОРГ" приобретен лом черных металлов, впоследствии задекларированный по рассматриваемой ДТ.
Таможенный орган указывает, что согласно сведениям, содержащимся в выписке по счету ООО "ЮгВторРесурс", представленной ПАО "Промсвязьбанк", в период июль 2018 года и март 2019 года, соответствующий периоду вывоза товаров на экспорт, ООО "ЮгВторРесурс" помимо платежей в адрес ООО "МЕТАЛЛ-ОПТТОРГ" за поставленный лом черных металлов, осуществляло платежи в адрес иных организаций - поставщиков металлолома: ООО "Базис", ОАО "Миллеровосельмаш", ООО "Кубаньэкопродукт", ООО "Вертекс" и иных организаций. Данный факт указывает на наличие иных договоров закупки лома черных металлов на внутреннем рынке, сведения о которых декларантом таможенному органу в ходе таможенной проверки представлены не были.
В подтверждение экспортной цены вывозимого лома черных металлов, ее структуры на предмет учета в ней расходов, связанных с отправкой товара на экспорт, ООО "ЮгВторРесурс" были представлены расшифровки затрат без даты и номера (далее - калькуляции).
Согласно данным документам стоимость товаров, задекларированных по ДТ N 10313110/060319/0000477, сложилась из закупочной цены металлолома, перевалки и взвешивания в порту, оформления актов экспертиз, сертификатов безопасности, сюрвейерских услуг, банковского обслуживания, аренды, расходов на заработную плату и страховых взносов, таможенных пошлин и сборов, уплачиваемых при экспорте товара и прибыли.
В ходе проведения таможенной проверки в целях подтверждения статей расходов по калькуляциям ООО "ЮгВторРесурс" были представлены следующие документы: договоры на оказание услуг, счета-фактуры, акты оказания услуг, платежные поручения.
В соответствии с договором, заключенным ООО "ЮгВторРесурс" с ООО "Порт Эльдако" от 01.07.2018 N 1 осуществляется прием и технологическое накопление судовой партии стального лома и отходов черных металлов, завозимого заказчиком на территорию исполнителя для дальнейшей отправки на экспорт.
Согласно договору от 26.10.2017 N 87/2017 "На проведение радиологического обследования", заключенному с ООО "АСФАЛИЯ", исполнитель оказывает услуги по радиологическому обследованию судовой партии металлолома.
В соответствии с договором от 27.10.2017 N 45/17, заключенным ООО "ЮгВторРесурс" с ЗАО "Морское грузовое бюро" осуществляется освидетельствование судовых партий грузов в порту отгрузки в части безопасности перевозки морем.
Согласно договору от 14.05.2012 N 14/05, заключенному с ООО "Азовская Стивидорная Компания" осуществляются погрузочно-разгрузочные работы по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. 1-я Луговая 42 Г и ул. 1-я Луговая 17 Б, лома и отходов черных металлов по ГОСТу 2787-75.
В соответствии с договором от 01.10.2017 N 1/10, заключенным с ООО "Вест" исполнитель оказывает сюрвейерские услуги по независимой экспертной оценке (далее инспекции) Драфт Сюрвей при работе на судах ООО "ЮгВторРесурс".
Для подтверждения затрат на валютный контроль и комиссию банка за продажу валюты, на связь (беспроводной интернет), на аренду нежилого помещения (ИП Мелкумян Н.К.), на аренду нежилого помещения (ИП Малхасян А.В.), на оплату труда, на взносы в различные фонды (ПФ, ФСС, ФФОМС) ООО "ЮгВторРесурс" представлены акты оказания услуг, счета-фактуры, расчетные ведомости организации, банковские документы.
Таможенный орган анализируя представленные документы пришел к выводу, что суммы, указанные в данных документах, не позволяют соотнести их с суммами затрат, понесенных декларантом на валютный контроль и комиссию банка за продажу валюты, на связь (беспроводной интернет), на аренду нежилого помещения (ИП Мелкумян Н.К.), на аренду нежилого помещения (ИП Малхасян А.В.), на оплату труда, на взносы в различные фонды, отраженные в калькуляции себестоимости одной тонны лома черных металлов с каждой конкретной партией проверяемого товара.
В соответствии с пояснениями, представленными ООО "ЮгВторРесурс" вышеуказанные расходы относятся ко всей реализации и распределяются исходя из доли в общей реализации, вместе с тем, документы, подтверждающие общую реализацию лома черных металлов, в ходе проверки представлены не были.
Таможенный орган указал, что в калькуляции по ДТ N 10313110/060319/0000477 не учтены расходы на услуги связи, которые оказывало ООО "Скартел" обществу. Вместе с тем, согласно выписке по счету ООО "ЮгВторРесурс", представленной ПАО "Промсвязьбанк", организация осуществляла платежи в адрес ООО "Скартел" за услуги связи в период, соответствующий периоду вывоза товаров на экспорт по ДТ N 10313110/060319/0000477. Также в калькуляциях не учтены прочие расходы, связанные с реализацией товаров, а именно расходы на оказание консалтинговых услуг, расходы на общехозяйственные нужды и прочие расходы.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки был проведен анализ ведомости банковского контроля по контракту (уникальный номер контракта 18060002/2707/0002/1/1 от 15.06.2018).
Так в соответствии со вторым разделом ведомости банковского контроля установлено, что помимо цены товара указанной в ДТ в размере 550 000,00 долл./США., 11.03.2019 компанией "ОРТIМЕХ TRADING LIMITED" (Объединенные Арабские Эмираты) был осуществлен платеж в адрес ООО "ЮгВторРесурс" в размере 99 314,21 долл./США, согласно разделу III. ведомости банковского контроля в подтверждение данного платежа также была указана ДТ N 10313110/060319/0000477.
В соответствии с III. разделом ведомости банковского контроля (сведениях о подтверждающих документах) в подтверждение платежей произведенных компанией "ОРТIМЕХ TRADING LIMITED" (Объединенные Арабские Эмираты) в адрес ООО "ЮгВторРесурс" в размерах 550 000,00 долл./США. и 99 314,21 долл./США, указана ДТ N 10313110/060319/0000477.
В результате установлено, что цена уплаченная компанией "ОРТIМЕХ TRADING LIMITED" (Объединенные Арабские Эмираты) в адрес ООО "ЮгВторРесурс" за поставку товара задекларированного в ДТ N 10313110/060319/0000477 составила 649 314,21 долл./США.
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 (ред. от 12.08.2015) "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации)) - таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил, при одновременном выполнении следующих условий:
а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, которые ограничивают географический регион, где товары могут быть перепроданы, или которые существенно не влияют на стоимость товаров;
б) продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17-22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления;
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с оцениваемыми (вывозимыми) товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.
В результате анализа импортной декларации Турецкой Республики N 19550100IM001114 от 15.03.2019 установлено, что в 44 графе заявлены сведения о документе реализации Счет-фактуре N 190311 от 11.03.2019 составленном между компанией "Korsol Trade OU" (Эстония) и "YESILYURT DEMIR CELIK ENDUSTRISI VE LIMAN ISLETMELERI LTD. STI.) (Турция) в соответствии с которой цена товара составляет 800 000,00 долл./США за 2500,00 тыс. тонн, или 0,32 долл. США/кг.
Таким образом, с учетом сведений о составленной между компанией "Korsol Trade OU" (Эстония) и "YESILYURT DEMIR CELIK ENDUSTRISI VE LIMAN ISLETMELERI LTD. STI." (Турция) счет-фактуре N 190311 от 11.03.2019 о реализации товара в Турцию и произведенном компанией "ОРТIМЕХ TRADING LIMITED)) (Объединенные Арабские Эмираты) в адрес ООО "ЮгВторРесурс" 11.03.2019 дополнительном платеже в размере 99 314,21 долл./США, данный платеж является часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, причитающийся прямо или косвенно продавцу, что противоречить подпункту "в" пункта 11 Постановления Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 (ред. от 12.08.2015) "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации" - любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17-22 настоящих Правил могут быть произведены дополнительные начисления.
Довод общества о том, что дополнительным соглашением от 27.07.2021 года к контракту N 02-2018 стороны согласовали пункт 9.3., изложив его в следующей редакции: "настоящий контракт вступает в силу с момента подписания уполномоченными представителями обеих сторон и действует до завершения исполнения сторонами обязательств по контракту, до 31 декабря 2021 года", следовательно, срок контракта продлен сторонами до 31.12.2021 года и до указанного срока ООО "ЮгВторРесурс" может отгрузить покупателю товар на сумму 82340,90 долларов США, либо возвратить указанную сумму и дебетовое сальдо 82340,90 долларов США не может рассматриваться в качестве оплаты за ранее поставленные товары, судом первой инстанции верно отклонен.
Суд первой инстанции указал, что в данном случае речь идет именно о платеже, который отнесен к определенной таможенной декларации. Кроме того, документального подтверждения указанным доводам не представлено. Фактически дополнительное соглашение заключено обществом в момент рассмотрения аналогичных дел в отношении оспаривания решений таможенного органа и, является формальным действием, совершенным с целью создания видимости законности осуществленных действий.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств оплаты в рамках сделки и положений 11 Постановления Правительства РФ от 06.03.2012 N 191 (ред. от 12.08.2015) "Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации" 1 метод определения таможенной стоимости товаров применен быть не может.
В ходе проверки ООО "ЮгВторРесурс" представило договор от 01.10.2017 N 1/10, заключенный с ООО "Вест", в соответствии с которым ООО "Вест" оказывает сюрвейерские услуги по независимой экспертной оценке (далее инспекции) Драфт Сюрвей при работе на судах ООО "ЮгВторРесурс".
Вместе с тем, товары, задекларированные по вышеперечисленным ДТ, вывезены в Турецкую Республику морским транспортом на условиях поставки FAS - порты Ростовской области во исполнение внешнеторговых контрактов, заключенных ООО "ЮгВторРесурс" с компанией "ОРТIМЕХ TRADING LIMITED)) (Объединенные Арабские Эмираты). В соответствии с правилами Инкотермс условие поставки FAS означает, что товар доставляется к судну покупателя в согласованном порту отгрузки и перевалку и погрузку оплачивает покупатель.
Однако, в ходе анализа калькуляций стоимости лома черных металлов, актов выполненных работ и счетов на оплату, представленных ООО "ЮгВторРесурс" установлено, что общество оплатило за сюрвейерские услуги, оказанные ООО "Вест" как в порту Ростова-на-Дону, так и в порту на территории Турецкой Республики.
Следовательно, представленные ООО "ЮгВторРесурс" калькуляции не могут подтверждать сведения о таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10313110/0603 19/0000477 и фактически не подтверждены условия поставки FAS.
"Free Alongside Ship" "Свободно вдоль борта судна" означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке тогда, когда товар размещен вдоль борта судна нанятого покупателем на причале (пристани) или на лихтерах в указанном порту отгрузки.
Условия поставки FAS Инкотермс 2020 возлагают на продавца обязанности по размещению товара рядом с судном предоставленным покупателем и по выполнению экспортных таможенных процедур с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления для вывоза товара. Однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.
Таким образом, оплата сюрвейерских услуг в пору на территории Турецкой Республики является дополнительными расходами, не включенными в таможенную стоимость.
В рамках проведенной проверки Южной оперативной таможней (далее - ЮОТ) от таможенной службы Турецкой Республики на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (заключено в г. Анкаре 16.09.1997) получены, касательно экспортных поставок ООО "ЮгВторРесурс" лома черных металлов по ДТN 10313110/120718/0002126, 10313110/060319/0000477, 10313 110/190319/0000603, следующие документы: импортные таможенные декларации, импортные инвойсы, коносаменты, упаковочные листы, сертификаты происхождения и т.д. Данные документы были направлены в Ростовскую таможню для проведения проверочных мероприятий в отношении ООО "ЮгВторРесурс".
Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики, допускает обмен информацией между таможенными службами государств без заверения копий, либо дополнительной легализации документов, представляемых по запросу в рамках Соглашения от 16.09.1997.
В соответствии с пунктом 1 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 331 ТК ЕАЭС таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.
В ходе анализа коносаментов, представленных таможенной службой Турецкой Республики, установлено, что они идентичны представленным ООО "ЮгВторРесурс" в ходе таможенного декларирования товаров и настоящей проверки.
При этом согласно сведениям, содержащимся в импортных таможенных декларациях и инвойсах, представленным таможенной службой Турецкой Республики, таможенная стоимость экспортируемых ООО "ЮгВторРесурс" товаров превышает стоимость, заявленную экспортером в таможенный орган РФ.
При рассмотрении представленных импортных таможенных деклараций и инвойсов Турецкой Республики установлено следующее: совпадают сведения по наименованию товара, весу, дате коносамента, морскому судну, порту погрузки, порту назначения, получателях товаров. При этом различаются сведения об отправителях и продавцах товаров.
В турецких декларациях отправителем и экспортером является иностранная компания "Korsol Trade OU" (Эстония).
Кроме того, выявлено значительное отклонение таможенной стоимости товаров, задекларированных ООО "ЮгВторРесурс", от стоимости данных товаров, полученных конечными получателями в Турецкой Республике (см. Таблицу 1).
В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что по ДТ 10313110/0603 19/0000477, конечными получателями являются компании: "IZMIR DEMIR CELIK SANAYI A.S.", "YESILYURT DEMIR CELIK ENDUSTRIS1 VE LIVIAN ISLETMELERI LTD. STL" (Турция).
Сведения о конечных получателях и портах назначения были указаны в коносаментах, грузовых манифестах, представленных ООО "ЮгВторРесурс" при таможенном декларировании и в ходе таможенной проверки.
В графе "отправитель" (экспортер) вышеуказанных документов указаны следующие сведения:
По ДТ N 10313110/060319/0000477: ООО "ЮгВторРесурс" от имени "ОРТIМЕХ TRADING LIMITED", от имени "GALEENICA TRADE OU", от имени "KorsoI Trade OU"; в графе получатель - "YESILYURT DEMIR CELIK ENDUSTRISI VE LIMAN ISLETMELERI LTD. STI.", Турция.
При этом сведения об отправителе - ООО "ЮгВторРесурс" указаны в коносаментах, сертификатах происхождения, полученных от таможенной службы Турецкой Республики.
Вышеуказанные данные свидетельствуют о том, что ООО "ЮгВторРесурс" (продавец/отправитель) заранее знает и фактически поставляет (продает) товар в адрес конечных получателей, при этом компании "ОРTIМЕХ TRADING LIMITED)) (Объединенные Арабские Эмираты), "GALEENICA TRADE OU", "Korsol Trade OU" (Эстония) являются посредниками.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что товар фактически нигде не перегружался, а направлялся напрямую из порта Ростов-на-Дону в адрес турецких компаний, являющихся конечными получателями товаров, минуя контрактодержателя "ОРTIМЕХ TRADING LIMITED)) (Объединенные Арабские Эмираты). Следовательно, прослеживается прямая связь ООО "ЮгВторРесурс" (отправитель) с конечными получателями, расположенными в Турции при поставке проверяемых товаров.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал доводы о взаимосвязи между турецким покупателем и заявителем документально не подтвержденными. Поскольку сам по себе факт отправки судна без разгрузки и его перепродажа в пути является обычной деловой практикой в сфере морских перевозок и реализации товара на экспорт. Взаимосвязи или взаимозависимости между организациями таможенным органом в ходе проверки не установлено.
Вместе с тем, в рамках проверки декларации установлено, что при взвешивании в порту прибытия заявленный вес груза 2500 тонн не соответствует весу прибывшему товара ( т. 3 л.д. 14). Товар доставлен в количестве 2541350 кг., что на 41,35 тонн. больше. При этом товар следовал напрямую без дозагрузки, следовательно, в данном случае таможенным органом также правомерно установлена недостоверность заявленных при декларировании сведений.
Следовательно, "ЮгВторРесурс" на этапе таможенного декларирования представило недостоверные сведения о стоимости товара "лом черных металлов...", задекларированного по ДТ N 10313110/060319/0000477, путем представления коммерческих документов (инвойс, контракт и другие), содержащих информацию о заниженной цене за одну тонну лома черных металлов.
Учитывая вышеизложенное, информация о таможенной стоимости товаров, указанная при таможенном декларировании товара по ДТ N 10313110/060319/0000477, не является достоверной, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что таможенный орган правомерно произвел корректировку таможенной стоимости.
Проведенный с помощью АС "Мониторинг-Анализ" и АС КТС "Стоимость -1" сравнительный анализ уровня таможенной стоимости декларируемых ООО "ЮгВторРесурс" товаров с уровнем таможенной стоимости идентичных/однородных товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации в тот же или сопоставимый период времени, выявил занижение заявленной таможенной стоимости оцениваемых товаров.
Пунктом 8 Правил N 191 (пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 16.12.2019 N 1694) определено, что в случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами, таможенная стоимость таких товаров определяется с использованием либо метода по стоимости сделки с идентичными товарами, либо метода по стоимости сделки с однородными товарами, либо метода сложения. В случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием вышеуказанных методов, применяется резервный метод.
В ходе исследования возможности использования методов по стоимости сделки с идентичными/однородными товарами не выявлена ценовая информация по идентичным/однородным товарам, проданным для вывоза из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары и вывезенными из Российской Федерации в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (вывозимые) товары, и соответствующая требованиям пунктов 26, 27, 29, 30 Правил N 191 (пунктов 24, 25, 27, 28 постановления Правительства РФ от 16.12.2019 N 1694).
В ходе исследования, проведенного на предмет возможности использования метода сложения, установлено, что не все компоненты таможенной стоимости, предусмотренные пунктами 32-35 Правил N 191 (пунктами 30-33 Постановления Правительства РФ от 16.12.2019 N 1694), имеются в распоряжении таможенного органа.
В качестве источника ценовой информации использованы импортные документы: таможенная декларация страна ввоза товаров от 15.03.2019 N 195501001М0011 14 (общая фактурная стоимость 800000,00 долларов США), инвойс от 11.03.2019 N 190311 (цена товара 320,00 долларов США за тонну), полученные Южной оперативной таможней от таможенной службы Турецкой Республики.
Таможенная стоимость товара определена по следующей формуле:800000,00 долларов США (2500 МТ х 320,00 долларов США) х 65,8004 (курс долл. США на дату подачи ДТ N 10313110/060319/0000477. Размер таможенной стоимости товара составил 52640320,00 рублей.
ООО "ЮгВторРесурс" декларировал товар с ИТС 0,22 долл.США/кг., в то время как идентичный товар на сопоставимых условиях и период времени иными участниками ВЭД декларировался с применением 1 метода определения таможенной стоимости с минимальным ИТС 0,26 - 0,32 долл. США/кг.
На основании изложенного суд первой инстанции посчитал, что корректировка, произведенная на основании импортный таможенных деклараций является правомерной, поскольку согласно АС "Мониторинг-Анализ" и АС КТС "Стоимость -1" стоимость декларируемых товаров иными участниками в сопоставимый период составляет 0,32 долл. США /кг. и соответствует размеру произведенной корректировки заявителя.
В ходе рассмотрения жалобы Южной оперативной таможней от таможенной службы Турецкой Республики на основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (заключено в г. Анкаре 16.09.1997) получены, касательно экспортных поставок ООО "ЮгВторРесурс" лома черных металлов по ДТ N N 10313110/120718/0002126, 10313110/060319/0000477, 10313110/190319/0000603, следующие документы: импортные таможенные декларации, импортные инвойсы, коносаменты, упаковочные листы, сертификаты происхождения и т.д. Данные документы были направлены в Ростовскую таможню для проведения проверочных мероприятий в отношении ООО "ЮгВторРесурс".
В ходе анализа коносаментов, представленных таможенной службой Турецкой Республики, установлено, что они идентичны представленным ООО "ЮгВторРесурс" в ходе таможенного декларирования товаров и настоящей проверки.
При этом согласно сведениям, содержащимся в импортных таможенных декларациях и инвойсах, представленным таможенной службой Турецкой Республики, таможенная стоимость экспортируемых ООО "ЮгВторРесурс" товаров превышает стоимость, заявленную экспортером в таможенный орган РФ.
При рассмотрении представленных импортных таможенных деклараций и инвойсов Турецкой Республики установлено, что совпадают сведения по наименованию товара, весу, дате коносамента, морскому судну, порту погрузки, порту назначения, получателях товаров;
При этом, различаются сведения об отправителях и продавцах товаров. Так, в российских ДТ отправителем и экспортером является ООО "ЮгВторРесурс". В турецких декларациях отправителем и экспортером является иностранная компания "Korsol Trade OU" (Эстония).
Кроме того, выявлено значительное отклонение таможенной стоимости товаров, задекларированных ООО "ЮгВторРесурс", от стоимости данных товаров, полученных конечными получателями в Турецкой Республике.
В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что по ДТ 10313110/060319/0000477 конечными получателями являются компании: "IZMIR DEMIR CELIK SANAYI A.S.", "YESILYURT DEMIR CELIK ENDUSTRISI VE LIMAN ISLETMELERI LTD. STI." (Турция).
Сведения о конечных получателях и портах назначения были указаны в коносаментах, грузовых манифестах, представленных ООО "ЮгВторРесурс" при таможенном декларировании и в ходе таможенной проверки.
В графе "отправитель" (экспортер) вышеуказанных документов указаны следующие сведения:
По ДТ N 10313110/060319/0000477: ООО "ЮгВторРесурс" от имени "ОРТIМЕХ TRADING LIMITED)), от имени "GALEENICA TRADE OU", от имени "Korsol Trade OU"; в графе получатель - "YESILYURT DEMIR CELIK ENDUSTRISI VE LIMAN ISLETMELERI LTD. STI.", Турция;
При этом сведения об отправителе - ООО "ЮгВторРесурс" указаны в коносаментах, сертификатах происхождения, полученных от таможенной службы Турецкой Республики.
Вышеуказанные данные свидетельствуют о том, что ООО "ЮгВторРесурс" (продавец/отправитель) заранее знал и фактически поставлял товар в адрес конечных получателей, при этом компании "ОРТIМЕХ TRADING LIMITED)) (Объединенные Арабские Эмираты), "Korsol Trade OU" (Эстония) являются посредниками.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что товар фактически нигде не перегружался, а направлялся напрямую из порта Ростов-на-Дону в адрес турецких компаний, являющихся конечными получателями товаров, минуя контрактодержателя "ОРТIМЕХ TRADING LIMITED)) (Объединенные Арабские Эмираты). Следовательно, прослеживается прямая связь ООО "ЮгВторРесурс" (отправитель) с конечными получателями, расположенными в Турции при поставке проверяемых товаров.
Таможенный орган, проанализировав все условия внешнеторговой сделки ООО "ЮгВторРесурс", содержащиеся в том числе в контракте, инвойсах коносаментах, грузовых манифестах, сделал вывод о том, что реальной стоимостью товаров является цена сделки, указанная в инвойсах и таможенных декларациях, полученных в рамках оперативно-розыскной деятельности от таможенной службы Турецкой Республики, в связи с тем, что она включает все расходы, связанные с реализацией товара, от отправителя в адрес конечных получателей.
При этом цена сделки, указанная в инвойсах, представленных при совершении таможенных операций, значительно ниже фактической себестоимости товаров, в связи с чем, данные инвойсы не подтверждают сведения о цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары.
При декларировании товаров в таможенном органе страны ввоза и в таможенном органе Российской Федерации сторонами внешнеэкономической сделки представляются документы, подтверждающие заявленные сведения о товаре. В этой связи сведения, заявленные при экспортном декларировании в таможенном органе Российской Федерации, должны быть идентичны сведениям, заявленным при декларировании товара в таможенном органе страны ввоза (Республики Турция).
Следовательно, "ЮгВторРесурс" на этапе таможенного декларирования скрыло от Ростовской таможни истинную стоимость товара "лом черных металлов...", задекларированного по ДТ N 10313110/060319/0000477 путем представления коммерческих документов (инвойсы, контракты и другие), содержащих информацию о заниженной цене за одну тонну лома черных металлов.
Учитывая вышеизложенное, информация о таможенной стоимости товаров, указанная при таможенном декларировании по указанной таможенной декларации не является достоверной.
Сведения, указанные в импортных документах, полученных ЮОТ в рамках оперативно-розыскных мероприятий от таможенной службы Турции, в совокупности свидетельствуют о занижении таможенной стоимости товаров, задекларированных ООО "ЮгВторРесурс".
В связи с невыполнением требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС, с учетом документов (импортные декларации, инвойсы), полученных от таможенной службы Турецкой Республики, в ходе таможенной проверки установлено, что при таможенном декларировании товаров по ДТ N 10313110/060319/0000477 декларантом заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости вывозимых товаров, в связи с чем, таможенная стоимость товаров не может быть определена методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение таможенного органа является законным.
Довод общества в апелляционной жалобе о том, что 99614,21 долл. США (Код вид операции 10200),ожидаемый срок репатриации иностранной валюты -07.09.2019, следовательно, указанная сумма не относится к переплате, судом первой инстанции был сделан ошибочный вывод, как о переплате, так и о цене сделки, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Судебной коллегией установлено, что сумма 99614,21 долл. США отражена с указанием код вида операции 10200,однако, из анализа ведомости банковского контроля по контракту следует, что на дату закрытия контракта имеется дебетовое сальдо 82340,90 долларов США.
В суде первой инстанции общество поясняло, что срок контракта продлен сторонами до 31.12.2021 года, а, следовательно, до указанного срока ООО "ЮгВторРесурс" либо отгрузит покупателю товар на сумму 82340,90 долларов США, либо возвратит указанную сумму, а дебетовое сальдо 82340,90 долларов США не может рассматриваться в качестве оплаты за ранее поставленные товары, а является авансом на закупку металлолома для последующих партий.
По результатам проведенного анализа мониторинга таможенного декларирования товаров по системе ФТС России было установлено, что ООО "ЮгВторРесурс" в период с 20.11.2020 по 12.04.2022 не осуществлял таможенное декларирование товаров на экспорт.
Договор N 02-2018 от 13.06.2018, действовавший до 31.12.2020 года, пролонгирован дополнительным соглашением от 27.07.2021 составленным по истечении более чем 7 месяцев после завершения срока действия внешнеторгового контракта. Обязательства по договору были исполнены.
Таким образом, по контракту N 02-2018 от 13.06.2018 (уникальный номер контракта 18060002/2707/0002/1/1 от 15.06.2018) у ООО "ЮгВторРесурс" по результатам реализации товара имеется переплата за товар в размере 82 340,91 долл. США не подтвержденная документально.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не было учтено, что из условий контракта N 02-2018 общество должно определить вес погруженного на судно товара как в месте отправления (Россия), так и вместе назначения (Турция). В апелляционной жалобе указано, что из договора N 1/10 от 01.10.2017 следует, что исполнитель ООО "Вест" принимает на себя по оказанию ООО "ЮгВтоРесурс" сюрвейерских услуг по независимой экспертной оценки, в том числе, драфт сюрвей, наблюдение за погрузкой и выгрузкой товара.
Судебная коллегия отклоняет указанные довод, так как в соответствии с представленными обществом при таможенном декларировании документами, товары, вывезены в Турецкую Республику морским транспортом на условиях поставки FAS - порты Ростовской области во исполнение внешнеторговых контрактов, заключенных ООО "ЮгВторРесурс" с компанией "ОРТ1МЕХ TRADING LIMITED" (Объединенные Арабские Эмираты). В соответствии с правилами Инкотермс условие поставки FAS означает, что товар доставляется к судну покупателя в согласованном порту отгрузки, перевалку и погрузку оплачивает покупатель.
Согласно условиям контракта N 02-2018 изложенными в п. 4.3 "Датой отгрузки товара Покупателю и датой перехода права собственности на товар от Продавца к покупателю является дата окончания погрузки товара в транспортное средство - дата коносамента", то есть 11.03.2019. Таким образом, условия контракта обществом считаются выполненными в полном объеме.
Таможенным органом, в ходе анализа калькуляций стоимости лома черных металлов, актов выполненных работ и счетов на оплату, представленных ООО "ЮгВторРесурс" было установлено, что Общество оплатило за сюрвейерские услуги, оказанные ООО "Вест" как в порту Ростова-на-Дону, так и в порту на территории Турецкой Республики.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оплата обществом за сюрвейерские услуги, оказанные ООО "Вест" как в порту Ростова-на-Дону, так и в порту на территории Турецкой Республики, указывает на заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости и условиях поставки товаров при таможенном декларировании по процедуре экспорт 10.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции при вынесении решения сделаны выводы при неверном исследовании условий контракта N 02-2018 и представленных обществом первичны документов к этому контракту.
Судебной коллегией установлено, что условия контракта не содержат каких-либо положений о необходимости исполнения договора N 1/10 от 01.10.2017 заключенного в г. Азов на проведение сюрвейерских услуг именно ООО "Вест" в порту Турции оплата за которые произведена ООО "ЮгВторРесурс".
Следовательно, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что компании "ОРТIМЕХ TRADING LIMITED)) (Объединенные Арабские Эмираты), "CALEENICATRADEOU" и "Korsol Trade OU" (Эстония) являются всего лишь посредниками в данной сделке.
Учитывая изложенные обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований общества, поскольку оспариваемое решение таможенного органа является законным и обоснованным.
Прочие доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.02.2022 по делу N А53-28482/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28482/2021
Истец: ООО "ЮГВТОРРЕСУРС"
Ответчик: РОСТОВСКАЯ ТАМОЖНЯ