г. Москва |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А40-245104/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей Мухина С.М., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2022 г. по делу N А40-245104/21,
по заявлению АКБ "Ак Барс" (ПАО) (ОГРН: 1021600000124, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: 1653001805)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: 7726639745) о признании незаконным,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Хайруллин А.М. по доверенности от 29.07.2019;
от заинтересованного лица: Сухов Д.А. по доверенности от 17.01.2022;
УСТАНОВИЛ:
Акционерный коммерческий банк "Ак Барс" (Публичное акционерное общество) (далее - заявитель, банк) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, договора об ипотеке недвижимого имущества N 4502/3/2020/2967-01/02 от 08.02.2021, выраженного в уведомлении N КУВД-001/2021-2714089/10 от 13.10.2021.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.02.2022 требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Росреестр обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить по доводам жалобы и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы указал на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Банка возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2022 по делу N А40-245104/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Банка поступил отзыв с возражениями по доводам жалобы, отзыв поступил в срок и приобщён к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2022 на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, между ПАО "АК БАРС" БАНК (далее - Банк, залогодержатель) и ООО "Юкка Юнион Москва" (далее также - залогодатель) заключен договор об ипотеке недвижимого имущества N 4502/3/2020/2967-01/02 от 08.02.2021 (далее - договор).
Предметом залога по данному договору являются принадлежащие залогодателю на праве собственности нежилые помещения, в том числе, с кадастровым номером 77:01:0002018:2449, расположенное по адресу: г. Москва, переулок Большой Овчинниковский, д. 26, стр. 5.
Банк обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) через Филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ окружного значения САО (далее - МФЦ) с заявлениями от 02.07.2021 N N MFC-0558/2021-1090395-1 (далее - заявление) о регистрации ограничений прав на указанные выше объекты недвижимости и обременении указанных выше объектов недвижимости, что подтверждается соответствующими описями документов, приняты для оказания государственных услуг от 02.07.2021.
Управление приостановило государственную регистрацию ипотеки согласно уведомлению N КУВД-001/2021-27140829/1 от 15.07.2021 (далее - уведомление приостановлении), а затем отказало в государственной регистрации ипотеки в отношении указанных выше объектов недвижимости, что подтверждается уведомлением об отказе в государственной регистрации ипотеки N КУВД-001/2021 27140829/10 от 13.10.2021 (далее - уведомление об отказе).
Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон о недвижимости), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно п.1 ч.4 ст. 18 Закона о недвижимости, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о регистрации "Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав)".
В силу пп. 3) п. 1 ст. 29 Закона о регистрации "Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п.1 ст. 14 Закона о регистрации "Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке".
Согласно п. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами".
В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о регистрации "Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости".
Несмотря на положения п. 5 ст. 18 Закона о регистрации, Ответчику были представлены документы, указанные в уведомлении о приостановке государственной регистрации перехода права собственности. В настоящее время в рамках какого-либо расследования уголовного дела отсутствуют аресты на Помещения. Запрос органов правопорядка в отношении имущества не является основанием для приостановления государственной регистрации.
В соответствии со ст. 27 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 12 ст. 29 ФЗ "О государственной регистрации" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В соответствии с ч. 5 ст. 29 Закона N 218-ФЗ не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, обязательной ссылкой на положения Закона.
Помимо этого, согласно п. 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (далее - Регламент) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявлена об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 22 ФЗ (абз. 2 п. 70 Регламента).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В нарушение описанных выше норм, в уведомлении приостановлении государственной регистрации ипотеки, а позднее в уведомлении об отказе, не указано, какие именно причины послужили основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, а также отсутствует указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение указанных нормативных правовых актов.
Управление указывает, что причиной отказа в государственной регистрации договора об ипотеке недвижимого имущества является то, что "в договоре об ипотеке некорректно названо основание возникновения одного из обеспечиваемых обязательств кредитного договора от 04.12.2020 г. N 4502/3/2020/2967, в части даты его заключения.
В преамбуле кредитного договора от 04.12.2020 г. N 4502/3/2020/2967 указана дата 04.12.2020, при этом в разделе 6 договора "Реквизиты и подписи сторон Договора" указано "дата подписания банком 08.12.2020".
Таким образом, моментом заключения кредитного договора от 04.12.2020 г. N 4502/3/2020/2967 является 04.12.2020, а не 08.12.2020, как указано в договоре ипотеки.
Необходимо отметить, что согласно п. 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 (далее - Регламент) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ (абз. 2 п. 70 Регламента).
Однако конкретная дата заключения кредитного договора, о которой Управление упоминает в своем отзыве, указанная в тексте договора об ипотеке, не влияет на возможность однозначно идентифицировать данный кредитный договор.
Учитывая тот факт, что копии кредитных договоров (основных обязательств) представлялись Банком в Управление, последнее имело возможность на основании других реквизитов (номера, названия, сторон, предмета договора и т.д.) однозначно установить, о каком именно кредитном договоре упоминается в тексте договора об ипотеке.
В связи с этим указание Банком иной даты договора является технической неточностью при подготовке текста, не препятствующей проведению государственной регистрации.
Согласно ст.ст. 9, 65 АПК РФ стороны обязаны доказывать обстоятельства своих требований или возражений и несут риск последствий совершения или несовершения процессуальных действий.
Поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ установлено, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, судом правомерно принято решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Доводы апелляционной жалобы направлены лишь на переоценку выводов суда, что ни при каких обстоятельствах, без документального опровержения, не является основанием для отмены или изменения принятого судебного акта.
Судом правомерно установлено, что у Управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации договора об ипотеке.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2022 по делу N А40-245104/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-245104/2021
Истец: ПАО АКБ "АК БАРС"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии(Росреестр) по г. Москве