г. Москва |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А40-72405/21 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "РегионТрансСервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 сентября 2021 года
по делу N А40-72405/21, принятое судьей Козловским В.Э.,
в порядке упрощенного производства
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН:1037739877295; юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
к Обществу с ограниченной ответственностью "РегионТрансСервис"
(ОГРН: 1145009002775; юр. адрес: 105066, г. Москва, ул. Красносельская Нижн., д. 40/12, корп. 2, комн. 24, (этаж 5))
о взыскании долга и пени
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью "РегионТрансСервис" (далее - ООО "РегионТрансСервис", ответчик) о взыскании основного долга в размере 100 937 рублей 10 копеек, пени в размере 8 347 рублей 78 копеек по дату фактического исполнения обязательств.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.09.2021 исковые требования удовлетворены в заявленном объёме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2021 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, между ОАО "РЖД" и ООО "РегионТрансСервис" заключен договор N ТОР-1ЩИЦВ/57 от 01.07.2015 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов (далее - Договор).
В соответствии с условиями п. 1.1 настоящего Договора. Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, принадлежащих Заказчику на праве собственности, аренды или ином законном основании.
Согласно условиям Договора в период апрель-август 2020 года был произведен текущий отцепочный ремонт вагонов N 42312769, 42301499, 92646520, 92657154, 95061941 в эксплуатационных вагонных депо Дальневосточной дирекции инфраструктуры, находящихся в оперировании ООО "РегионТрансСервис". Комплекты документов на ремонты вагонов отклонены от оплаты по причине несогласия с объемом работ.
Вагон N 42312769 отремонтирован 21.04.2020 в ВЧДЭ-10 Комсомольск-на-Амуре по неисправности "212" (трещина колпака скользуна). В ходе проведения ремонтных работ была произведена замена 1 (одной) тормозной композиционной колодки, соответствующая работе по Прейскуранту Договора N 2330-01 и замена 1 (одного) колпака скользуна, соответствующая работе по Прейскуранту Договора N 2102-01. Комплект документов на ремонт вагона посредством ЭДО СПС 27.04.2020 был направлен в адрес Заказчика.
Вагон N 42301499 отремонтирован 23.04.2020 в ВЧДЭ-10 Комсомольск-на-Амуре по неисправности "212" (трещина колпака скользуна). В ходе проведения ремонтных работ была произведена замена 4 (четырех) тормозных композиционных колодок, соответствующая работе по Прейскуранту Договора N 2330-01 и замена 1 (одного) колпака скользуна, соответствующая работе по Прейскуранту Договора N 2102-01. Комплект документов на ремонт вагона посредством ЭДО СПС 27.04.2020 г. был направлен в адрес Заказчика.'
Вагон N 92646520 отремонтирован 27.04.2020 в ВЧДЭ-10 Комсомольск-на-Амуре по неисправности "219" (завышение/занижение фрикционного клина относительно опорной поверхности надрсссорной балки более нормы). В ходе проведения ремонтных работ была произведена замена 4 (четырех) тормозных композиционных колодок, соответствующая работе по Прейскуранту Договора N 2330-01 и замена 2 (двух) фрикционных клиньев, соответствующая работе по Прейскуранту Договора N 2105-01. Комплект документов на ремонт вагона посредством ЭДО СПС 03.05.2020 был направлен в адрес Заказчика.
Вагон N 92657154 отремонтирован 04.05.2020 в ВЧДЭ-10 Комсомольск-на-Амуре по неисправности "219" (завышение/занижение фрикционного клина относительно опорной поверхности надрсссорной балки более нормы). В ходе проведения ремонтных работ была произведена замена 2 (двух) тормозных композиционных колодок, соответствующая работе по Прейскуранту Договора N 2330-01, замена 6 (шести) фрикционных клиньев, соответствующая работе по Прейскуранту Договора N 2105-01 и замена 1 (одного) болта крепления пятника, соответствующая работе по Прейскуранту Договора N 2407-01. Комплект документов на ремонт вагона посредством ЭДО СПС 12.05.2020 был направлен в адрес Заказчика.
Вагон N 95061941 отремонтирован 29.08.2020 в ВЧДЭ-4 Уссурийск по неисправности "214" (излом пружин) и "912" (претензия к качеству выполнения деповского ремонта). В ходе проведения ремонтных работ была произведена замена 1 (одной) внутренней пружины, соответствующая работе по Прейскуранту Договора N 2103-01, замена 4 (четырех) тормозных композиционных колодок, соответствующая работе по Прейскуранту Договора N 2330-01. смена 1 (одной) колесной пары, соответствующая работе по Прейскуранту Договора N 5185 и сварка тормозного оборудования, соответствующая работе по Прейскуранту Договора N 3508 и 3512. Комплект документов на ремонт вагона посредством ЭДО СПС 04.09.2020 был направлен в адрес Заказчика.
Согласно п.1 статьи 17 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный подвижной состав должен удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 1 приложения N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (далее - ПТЭ). железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие
П. 3 приложения N 5 ПТЭ предусмотрено, что все элементы вагонов по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов.
П. 21 приложения N 5 ПТЭ предусмотрено, что не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования к техническому состоянию железнодорожного подвижного состава и производству его технического обслуживания и ремонта устанавливаются нормами и правилами. Порядок его технического обслуживания и ремонта, в ходе которого подтверждается исправное техническое состояние железнодорожного подвижного состава, устанавливается. соответственно. владельцем инфраструктуры. владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
В соответствии с п. 1.4 Договора установлено, что основанием для отцепки грузового вагона в текущий отцепочный ремонт являются требования, установленные Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов) (далее - Инструкция).
Согласно п. 1.4 Инструкции неисправными считаются вагоны, которые по своему техническому состоянию не могут быть допущены к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования и требуют ремонта или исключения из инвентаря. Неисправность вагона устанавливается работниками вагонного хозяйства или другими работниками, на которых приказом возложены обязанности по техническому обслуживанию вагонов.
Отцепка грузовых вагонов для производства ТР-2 осуществляется Подрядчиком в соответствии с п. 3.1 Договора, с составлением уведомления ф. ВУ-23-М.
Согласно п.3.2 Договора каждый грузовой вагон при постановке в ТР-2 осматривается соответствующим должностным лицом Подрядчика с участием представителя Заказчика (в случае его прибытия на территорию участка проведения ТР-2.) на предмет определения объема работ с последующим составлением дефектной ведомости формы ВУ-22.
В соответствии с п.3.3 Договора при отсутствии представителя Заказчика при постановке грузового вагона в ТР-2 дефектная ведомость ф. ВУ-22 составляется представителем Подрядчика в одностороннем порядке. При этом Заказчик выражает свое согласие на проведение Подрядчиком обоснованных работ по проведению ТР-2 грузовых вагонов в объеме, определенном Подрядчиком в дефектной ведомости ф. ВУ-22 и не вправе отказаться от их приемки и оплаты по причине отсутствия согласования дефектной ведомости ф. ВУ-22 со стороны Заказчика.
Под обоснованными работами понимаются работы, выполненные в соответствии с Руководством по текущему отцепочному ремонту РД 32 ЦВ-056-97. согласно п. 4.1.1.
П 2.4 РД 32 ЦВ-056-97 предусмотрено, что при текущем отцепочном ремонте должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар. рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт.
Кроме того согласно ГОСТ 18322-78 в ремонт могут входить разработка, дефектовка, контроль технического состояния изделия, восстановление деталей, сборка и т.д. Регламент устанавливается в эксплуатационной документации. Учитывая совокупность норм, предусмотренных указанным ГОСТом, в состав работ на ТОР включены: устранение неисправности грузового вагона, указанной в ф. ВУ-23. выполнение регламентных и предупредительных работ, контроль технического состояния всех узлов и деталей вагона.
Комплекс операций по восстановлению исправности и работоспособности вагона указывается в дефектной ведомости ф. ВУ-22 на основании фактически выполненных работ.
Стоимость выполненных работ на ТОР, в том числе по замене тормозных колодок, регламентирована п. 2.2 Договора, а именно:
- прейскурантом пен на работы, выполняемые при ТОР грузовых вагонов, в соответствии с приложением N 3 к настоящему Договору и являющимся неотъемлемой частью Договора согласно п. 9.8.3:
- стоимостью запасных частей, работ, не предусмотренных Прейскурантом, но фактически рассчитанных и включенных в дефектную ведомость;
- стоимостью ставки сбора за подачу и уборку одного грузового вагона на железнодорожных путях необщего пользования ВЧДЭ. указанной в приложении N 5 к настоящему Договору.
С учетом вышеизложенного отклонение от оплаты вагонов N 42312769, 42301499, 92646520, 92657154, 95061941 неправомерно и противоречит условиям заключенного Договора.
Также имеет место необоснованное отклонение от оплаты вагона N 44712750 по причине не обоснованной браковки, т.к. дефект не подтвердился.
Согласно условиям Договора 08.08.2020 эксплуатационным вагонным депо ВЧДЭ-10 Комсомольск-на-Амуре Дальневосточной дирекции инфраструктуры был отремонтирован вагон N 44712750, находящийся в оперировании ООО "РегиопТрансСсрвис" и отцепленный по коду неисправности "304" (трещина в корпусе автосцепки) и "912" (претензия к качеству выполнения деповского ремонта). В процессе ремонта автосцепка N 0012-86083-91 была изъята из-под вагона и направлена в ВЧДр Комсомольск-на-Амуре АО "ВРК-2" для проведения расследования. Согласно материалам расследования при проведении визуального и неразрушающего контроля наличие дефектов не подтвердилось, данный корпус автосцепки годен к дальнейшей эксплуатации. В соответствии с п. 3.18.4 Договора составлено уведомление об отмене рекламационного случая.
Комплект документов на ремонт вагона был направлен контрагенту посредством ЭДО СПС. Расчетно-дефектная ведомость оформлена с учетом условий п. 2.17 Договора, определяющим перечень работ, подлежащий оплате со стороны Заказчика при отцепке грузовых вагонов в ТР-2 по визуальным признакам наличия неисправностей, которые не нашли своего подтверждения при проверке средствами неразрушающего контроля в вагоноремонтной организации.
С учетом вышеизложенного отклонение от оплаты вагона N 44712750 неправомерно и противоречит условиям заключенного Договора.
Также имеет место необоснованное отклонение от оплаты вагона N 92625664.
Согласно условий Договора 24.07.2020 в эксплуатационном вагонном депо Комсомольск-на-Амуре Дальневосточной дирекции инфраструктуры был отремонтирован вагон N 92625664, находящийся в оперировании ООО "РегионТраисСервис", отцепленный по коду неисправности "132" (протертое место оси колесной пары). Комплект документов на ремонт вагона посредством ЭДО СПС 27.07.2020 г. был направлен в адрес Заказчика и впоследствии отклонен от оплаты по причине "предоставить фотоматериал".
П. 3.1.0 Договора определен перечень документов, предоставляемый в адрес Заказчика посредством ЭДО СПС исходя из характера причины возникновения неисправности грузового вагона.
Предоставление дополнительных документов Договором не предусмотрено.
Код неисправности вагона N 92625664 согласно отраслевому классификатору "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2005 05), носит эксплуатационный характер и по условиям п. 3.10 Договора сдача-приемка выполненных объемов работ по ТР-2 грузовых вагонов, отцепленных по эксплуатационной неисправности, производится оформлением и предоставлением: справки ГВЦ 2612. РДВ, акта браковки запасных частей грузового вагона (в случае его составления), акта приема-передачи ТМЦ на хранение по форме N МХ-1 (при необходимости), акта о возврате ТМЦ, сданных на хранение по форме N МХ-3 (при необходимости).
На основании изложенного, отклонение от оплаты вагона N 92625664 неправомерно и противоречит условиям заключенного Договора. При заключении договора стороны согласовали следующие условия:
Стоимость выполняемых работ по ТР-2 одного грузового вагона определяется ВЧДЭ подрядчика в расчетно-дефектной ведомости, составленной по форме приложения N 2 к договору, на основании фактически выполненных работ в соответствии с дефектной ведомостью формы ВУ-22 и акта о повреждении вагона формы ВУ-25 (п. 2.1 Договора).
Основания отцепки в ремонт указываются в дефектной ведомости ВУ-22, которая может быть составлена как с участием заказчика, так и без его участия, подрядчиком в одностороннем порядке. При этом заказчик выражает свое согласие на проведение подрядчиком работ по проведению ТР-2 грузовых вагонов в объеме, определенном подрядчиком в дефектной ведомости формы ВУ-22, и не вправе отказываться от их приемки и оплаты по причине отсутствия согласования дефектной ведомости формы ВУ-22 со стороны заказчика. Предварительного согласования стоимости ТР-2 в РДВ с заказчиком в данном случае не требуется (п. 3.2. 3.3 Договора)
Заказчик производит перечисление авансовых платежей на расчетные счета СП ЦДИ в размере 100% фактической стоимости выполненных работ но проведению ТР-2 грузовых вагонов в предыдущем месяце на основании выставленного подрядчиком счета в течение 5 банковских дней с даты его получения заказчиком (п. 2.3.1 Договора)
Окончательный расчет за проведение ТР-2 грузовых вагонов в отчетном месяце производиться заказчиком с учетом уплаченного аванса на основании подписанных сторонами акта выполненных работ, счетов фактур и иных документов, указанных в п.3.9 Договора, в течение 5 рабочих дней с даты получения заказчиком указанных документов п.2.3.3 Договора).
Подрядчик обязуется произвести ремонт грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденного МПС России от 02.09.1997 РД 32 ЦВ-056-97 и других действующих нормативных актов МПС России и ОАО 2РЖД" в части проведения ТР-2 (п.4.1 Договора)
Подрядчик предоставляет гарантию на фактически проведенные работы по ТР-2 в соответствии Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденного МПС России от 02.09.1997 РД 32 ЦВ-056-97 по которым вагон был отцеплен в ремонт, а также на установленные при ремонте грузового вагона запасные части заданного объема перевозок по "Пробегу" при соблюдении Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (п.4.1.2 Договора).
Факт проведения ремонта указанного вагона ответчиком не оспаривался, однако от оплаты услуг истца ответчик отказался.
ОАО "РЖД" для разрешения спора направило претензионные письма N 4148/ДВОСТ В от 18.11.2020 с требованием урегулировать спорную ситуацию путем добровольной оплаты задолженности, однако ответа от ООО "РегионТрансСервис" в установленные договором сроки не поступило.
Задолженность не погашена и составляет 100 937 рублей 10 копеек.
Доказательств оплаты в материалы дела не представлено. В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Кроме этого, п.5.1 Договора установлено, что в случае нарушения сроков оплаты ТР-2 грузовых вагонов и связанных с ними услуг, предусмотренных п. 2.3., п. 2.5 Договора, заказчик уплачивает подрядчику пеню в размере 0,07 % от цены выполненных, но не оплаченных в срок работ, за каждый день просрочки. Расчетная стоимость пени на 05.11.2020 составляет 8 347 рублей 78 копеек.
В соответствии с п. 65 Постановления 11ленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 по смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки но день фактического исполнения обязательств (в частности фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товаров, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не подтверждены фактическими обстоятельствами дела и опровергаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 сентября 2021 года по делу N А40-72405/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "РегионТрансСервис" (ОГРН: 1145009002775) 3 000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-72405/2021
Истец: ОАО Российские железные дороги Дальневосточная железная дорога-филиал РЖД
Ответчик: ООО "РЕГИОНТРАНССЕРВИС"