г. Ессентуки |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А61-4012/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.04.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Демченко С.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасовым К.Б., при участии от публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" - Поповой Е.И. (доверенность от 01.01.2022 N 1), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания - Гапуевой А.Т. (доверенность от 30.03.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.12.2021 по делу N А61-4012/2021 (судья Коптева М.Б.),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россетти Северный Кавказ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании незаконным, подлежащим отмене постановления от 21.09.2021 N 015/04/9.21-425/2021 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление) по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1000000р.
Решением суда от 06.12.2021 в удовлетворении требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, соблюдением Управлением порядка привлечения Общества к административной ответственности и отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным и снижения назначенного размера штрафа.
Не согласившись с решением суда, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом первой инстанции не выяснены все обстоятельства дела. В дополнениях к апелляционной жалобе указывает на допущенные Управлением процессуальные нарушения, допущенные при производстве по делу.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Удовлетворены ходатайства Общества и Управления о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания.
В судебном заседании представитель Общества поддержала позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить. Представитель Управления поддержала позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения.
Из материалов дела следует, что Управлением на основании поступившего заявления гр. Битарова М.Э. от 26.07.2021 вх.N 3939, в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении.
13.09.2021 определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении рассмотрение было перенесено на 17.09.2021, в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств.
17.09.2021 письмом N 219-ю Обществом даны письменные пояснения.
21.09.2021 руководителем Управления вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, которым Общество, с учетом привлечения ранее к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000000р.
Считая, что постановление Управления о назначении административного наказания незаконным, нарушающим права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Общества, пришел к выводу о доказанности Управлением признаков состава вмененного заявителю административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21. Факт неисполнение Обществом работ по реализации мероприятий технологического присоединения к электрическим сетям в установленный договором и законом срок подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и по существу Обществом не оспаривается. Установив, что у Общества имелась объективная возможность для выполнения требований законодательства в сфере электроэнергетики, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Пришел к выводу о соблюдении Управлением порядка привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено, Управление не представило доказательств надлежащего уведомления Общества о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме, устанавливая в том числе, соблюдение административным органом установленного порядка привлечения к ответственности.
Частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием, в том числе, для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при совершении отдельных процессуальных действий, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, определением от 13.09.2021 Общество извещено о рассмотрении дела об административном правонарушении на 16 часов 00 минут 17.09.2021.
Фактически оспариваемое в рамках настоящего дела постановление вынесено 21.09.2021, то есть в иную дату, указанную в определении от 13.09.2021.
Из содержания постановления от 21.09.2021 следует, что дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителя Общества - Гогичаева Г.Б. (доверенность от 30.12.2020 N 228). При этом подписи Гогичаева Г.Б. об объявлении ему постановления и получении копии не имеется.
В материалах дела отсутствуют доказательства, рассмотрения дела об административном правонарушении - 17.09.2021, также в материалах дела отсутствует резолютивная часть постановления от 17.09.2021. Сведения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на указанную дату в материалы дела не представлены.
Управление не доказало уведомление Общества о рассмотрении 21.09.2021 материалов дела об административном правонарушении, в связи с чем вынесенное 21.09.2021 постановление N 015/04/9.21-425/2021 нельзя признать законным и обоснованным
При таких обстоятельствах административное дело было рассмотрено Управлением 21.09.2021, при отсутствии доказательств извещения Общества о рассмотрении дела именно на указанную дату.
Данный вывод согласуется с правовым подходом, изложенным в постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 и постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.04.2022 по делу N А61-3835/2021.
На основании изложенного апелляционный суд пришел к выводу о том, что в данном случае рассмотрение материалов дела об административном правонарушении осуществлено Управлением в отсутствие надлежащего извещения Общества. В свою очередь указанное обстоятельство свидетельствуют о существенности нарушения процедуры производства по делу об административном правонарушении, что является безусловным и самостоятельным основанием для отмены оспариваемого в рамках настоящего дела постановления о привлечении к административной ответственности.
Ссылка Управления, в обоснование своего довода об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, на определение Управления от 01.02.2022 об исправлении опечатки в постановлении N 015/04/9.21-425/2021, не принимается апелляционным судом.
01.02.2022 Управлением принято определение об исправлении опечатки в постановлении N 015/04/9.21-425/2021 о привлечении Общества к административной ответственности, которым Управление исправило опечатку в постановлении, указа, что правильно следует считать дату рассмотрения дела и вынесения постановления 17.09.2021, вместо ошибочно указанной даты - 21.09.2021.
Частью 1 статьи 29.12.1 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.
В соответствии с частью 3 статьи 29.12.1 КоАП РФ исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения. Из содержания указанных норм следует, что административный орган по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметической ошибки без изменения содержания постановления. Исправленные спорным определением описки в части указания даты рассмотрения дела об административном правонарушении, не могут быть отнесены к носящим технический характер, а потому не могут быть исправлены в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 29.12.1 КоАП РФ.
При этом статья 29.12.1 КоАП РФ, предусматривающая исправление допущенных в постановлении (определении) по делу об административном правонарушении описок, опечаток и арифметических ошибок, не предполагает возможность ее произвольного применения судьей, органом и должностным лицом, в том числе в целях исправления процессуальных ошибок. Положения указанной нормы не наделяют административные органы правом исправлять в постановлении по делу об административном правонарушении допущенные ошибки, послужившие основанием для признания незаконным и отмены этого постановления в установленном порядке.
В рассматриваемом случае, допущенная Управлением опечатка в дате вынесения постановления, не является технической, поскольку ее исправление влечет за собой изменение содержания постановления по делу об административном правонарушении.
Кроме того, определение об исправлении ошибки (опечатки) было вынесено 01.02.2022 после опубликования постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А61-3835/2021, которым было признано незаконным постановление Управления от 08.09.2021 N 015/04/9.21-364/2021 о привлечении к административной ответственности Общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в связи с допущенным аналогичным процессуальным нарушением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия считает, что оснований для отказа в удовлетворении требований Общества у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем апелляционную жалобу Общества надлежит удовлетворить, решение суда первой инстанции - отменить как принятое с нарушением пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, заявление Общества удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление Управления от 21.09.2021 N 015/04/9.21-425/2021 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.12.2021 по делу N А61-4012/2021 отменить, признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 21.09.2021 N 015/04/9.21-425/2021 о привлечении к административной ответственности ПАО "Россети Северный Кавказ" по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Демченко С.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-4012/2021
Истец: ПАО "Россети Северный Кавказ"
Ответчик: Северо-Осетинское УФАС России