г. Самара |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А72-14592/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Корнилова А.Б., Харламова А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,
рассмотрел посредством веб-видеоконференц-связи в режиме "Онлайн-заседания" в открытом судебном заседании в зале N 6, в помещении суда апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 февраля 2022 года по делу N А72-14592/2021 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению публичного акционерного общества "Газпром" (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003), г.Санкт-Петербург
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (ОГРН 1021603624921, ИНН 1600000036), г.Казань
- общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" (ОГРН 1026300956505, ИНН 6315000291), г.Самара
- общества с ограниченной ответственностью "Газпром инвест" (ОГРН 1077847507759, ИНН 7810483334), г.Санкт-Петербург
- Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г.Москва
о признании незаконными действий и обязании,
с участием в судебном заседании:
от публичного акционерного общества "Газпром" - посредством веб-видеоконференц-связи в режиме "Онлайн-заседания" представителя Шакировой В.В. (доверенность N 77 АГ 7555166 от 06.07.2021),
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" - представителя Девятова Р.В. (доверенность N 01-23/01-18/112 от 01.01.2022),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области), в котором, с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, просит:
- признать незаконными действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области по отказам внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", изложенным в письмах от 30.06.2021 N 3496@ и от 13.07.2021 N 3824@, уведомлениях о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 25.06.2021 N КУВД-001/2021-23746882, N КУВД-001/2021-23746074, N КУВД-001/2021-23746482,
- обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области устранить нарушения прав и законных интересов путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", а именно:
1. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - газопровода-отвода и АГРС к н.п. Кундюковка.
2. Зона минимальных расстояний до АГРС "Ташкент-2" н.п. Кундюковка.
3. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - газопровода-отвода и АГРС н.п. Новые Алгаши.
4. Зона минимальных расстояний до АГРС "Ташкент-2" н.п. Новые Алгаши.
5. Зона минимальных расстояний до сооружения-газопровода Новоспасск-Ульяновск протяженностью 148200 (сто сорок восемь тысяч двести) м.
6. Зона минимальных расстояний до реконструкции ГРС-38 и газопровода-отвода в г. Ульяновске с принадлежностями (газопровод-отвод к ГРС-38).
7. Зона минимальных расстояний до газораспределительной станции - 38 общей площадью 285,31 (двести восемьдесят пять целых тридцать одна сотая) кв.м. с принадлежностями (Литеры: A,A1,A2,Б,Б1,Б2,I,III,V-XIV, XVI-XVII), назначение: нежилое.
8. Зона минимальных расстояний до сооружения - "Газопровод-отвод к ГРС-43 с. Белый Ключ" протяженностью 7700,00 (семь тысяч семьсот) м. (Литеры: I, II, IX). Назначение: нежилое.
9. Зона минимальных расстояний до сооружения - "ГРС-43 г. Ульяновск".
10. Зона минимальных расстояний до ГРС 22-А г. Ульяновск общей площадью зданий 73,74 (семьдесят три целых семьдесят четыре сотых) кв.м. (Литера: I, II, III, X, XI, XII), назначение: нежилое (газопровод-отвод к ГРС-22А).
11. Зона минимальных расстояний до ГРС 22-А г. Ульяновск общей площадью зданий 73,74 (семьдесят три целых семьдесят четыре сотых) кв.м. (Литера: I, II, III, X, XI, XII), назначение: нежилое.
12. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистрального газопровода "Старая Бинарадка-Димитровград-Ульяновск".
13. Зона минимальных расстояний до газопровода-отвода к ГРС-22 Ульяновск, назначение: сооружения газохимического комплекса, протяженностью 343 м., адрес местонахождение) объекта: Ульяновская область, город Ульяновск, Засвияжский район.
14. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения-газопровод-отвод и газораспределительная станция - 85 р.п. Игнатовка (Газопровод-отвод к ГРС -85).
15. Зона минимальных расстояний до "Г/провода-отвода к ГРС-104 Кузоватово" протяженностью 995 (девятьсот девяносто пять) м. (Литер:I), назначение: нежилое.
16. Зона минимальных расстояний до ГРС-104 р.п. Кузоватово", (Литеры:VI, VII, VIII), назначение: нежилое.
17. Зона минимальных расстояний до сооружения-газопровода Новоспасск-Ульяновск протяженностью 148200 (сто сорок восемь тысяч двести) м.
18. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения-газопровода-отвода и газораспределительной станции - 85 р.п. Игнатовка (Газопровод-отвод к ГРС-85).
19. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения-газопровода-отвода и газораспределительной станции - 85 р.п. Игнатовка (ГРС-85).
20. Зона минимальных расстояний до сооружения-газопровода Новоспасск-Ульяновск протяженностью 148200 (сто сорок восемь тысяч двести) м.
21. Зона минимальных расстояний до газораспределительной станции-21 (с блоком редуцирования литер: А общей площадью 77,05 (семьдесят семь целых пять сотых) кв.м. и литерами: I-IX), назначение: производственное (газопровод-отвод к ГРС-21).
22. Зона минимальных расстояний до газораспределительной станции-21 (с блоком редуцирования литер: А общей площадью 77,05 (семьдесят семь целых пять сотых) кв.м. и литерами: I-IХ), назначение: производственное.
23. Зона минимальных расстояний до газопровода-отвода протяженностью 8458 (восемь тысяч четыреста пятьдесят восемь) м. (Литеры: I, II) (газопровод-отвод к ГРС-36 с/х Крупской).
24. Зона минимальных расстояний до газораспределительной станции-36 с/х Крупской общей площадью 144,04 (сто сорок четыре целых четыре сотых) кв.м. (Литеры: А,А1,А2,Б,Б1) с принадлежностями (Литеры: III-VII), назначение: производственное (ГРС-36 с/х Крупской).
25. Зона минимальных расстояний до ГРС-49 р.п. Мулловка с принадлежностями Литеры А,Б,б-б3, I, III, IV, V, VI, VII, IX, X, XI, XII, Назначение: нежилое (Газопровод-отвод к ГРС-49).
26. Зона минимальных расстояний до ГРС-49 р.п. Мулловка с принадлежностями Литеры А,Б,б-бЗ, I, III, IV, V, VI, VII, IX, X, XI, XII, Назначение: нежилое.
27. Зона минимальных расстояний до газораспределительной станции - 51 с принадлежностями (Литеры:А,А1, I-VIII), назначение: нежилое (Газопровод-отвод к ГРС-51).
28. Зона минимальных расстояний до газораспределительной станции - 51 с принадлежностями (Литеры:А,А1,I-VIII), назначение: нежилое.
29. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистрального газопровода "Старая Бинарадка - Димитровград - Ульяновск".
30. Зона минимальных расстояний до сооружения-газопровода Новоспасск-Ульяновск протяженностью 148200 (сто сорок восемь тысяч двести) м.
31. Зона минимальных расстояний до г/п-отвода и ГРС-93 с. Екатериновка протяженностью 1434 (Одна тысяча четыреста тридцать четыре) м. (Газопровод-отвод к ГРС-93).
32. Зона минимальных расстояний до г/п-отвода и ГРС-93 с. Екатериновка протяженностью 1434 (Одна тысяча четыреста тридцать четыре) м. (ГРС-93).
33. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистрального газопровода "Старая Бинарадка - Димитровград - Ульяновск".
34. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - производственно-технологического комплекса "Газопровод-отвод и газораспределительная станция - 132 с. Сурское и 135 с. Паранеи (Газопровод-отвод к ГРС-132).
35. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - производственно-технологический комплекс "Газопровод-отвод и газораспределительная станция - 132 с. Сурское и 135 с. Паранеи (ГРС-132).
36. Зона минимальных расстояний до сооружения-газопровода Новоспасск-Ульяновск протяженностью 148200 (сто сорок восемь тысяч двести) м.
37. Зона минимальных расстояний до газопровода-отвода к ГРС "Тереньга", назначение: нежилое, протяженность 280 м, инв.N 73:248:002:001765060, лит. 1, адрес (местонахождение) объекта: Ульяновская область, Тереньгульский район.
38. Зона минимальных расстояний до г/п-отвода и ГРС-93 с. Екатериновка протяженностью 1434 (Одна тысяча четыреста тридцать четыре) м. (Газопровод-отвод к ГРС-93).
39. Зона минимальных расстояний до г/п-отвода и ГРС-93 с. Екатериновка (ГРС-93).
40. Зона минимальных расстояний до сооружения-газопровода Новоспасск-Ульяновск протяженностью 148200 (сто сорок восемь тысяч двести) м.
41. Зона минимальных расстояний до газопровода отвода к ГРС-22 Ульяновск, назначение: сооружения газохимического комплекса, протяженность 343 м., адрес (местонахождение) объекта: Ульяновская область, город Ульяновск, Засвияжский район.
42. Зона минимальных расстояний до газораспределительной станции - 22 общей площадью 85,97 (восемьдесят пять целых девяносто семь сотых) кв.м. (Литеры: Д.Х,ХIХ-XXV,XXVIII,XXIX), назначение: нежилое.
43. Зона минимальных расстояний до сооружения - "Газопровод-отвод к ГРС-43 с. Белый Ключ" протяженностью 7700,00 (семь тысяч семьсот) м. (Литеры: I, II, IX). Назначение: нежилое.
44. Зона минимальных расстояний до сооружения - "ГРС-43 г.Ульяновск".
45. Зона минимальных расстояний до газопровода-отвода Мелзавод - 77 протяженностью 463 (четыреста шестьдесят три) м. (Литеры: I-Х), назначение: нежилое.
46. Зона минимальных расстояний до газопровода-отвода Мелзавод - 77 протяженностью 463 (четыреста шестьдесят три) м. (Литеры: I-Х), назначение: нежилое (газораспределительная станция-77).
47. Зона минимальных расстояний до сооружения - "Газопровод-отвод к ГРС-109 с. Баратаевка".
48. Зона минимальных расстояний до сооружения - "ГРС-109 с. Баратаевка".
49. Зона минимальных расстояний до ГРС 22-А г. Ульяновск общей площадью зданий 73,74 (семьдесят три целых семьдесят четыре сотых) кв.м. (Литера: I, II, III, X, XI, XII), назначение: нежилое (газопровод-отвод к ГРС-22А).
50. Зона минимальных расстояний до ГРС 22-А г. Ульяновск общей площадью зданий 73,74 (семьдесят три целых семьдесят четыре сотых) кв.м. (Литера: I, II, III, X, XI, XII), назначение: нежилое.
51. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистрального газопровода "Старая Бинарадка - Димитровград - Ульяновск".
52. Зона минимальных расстояний до реконструкции ГРС-38 и газопровода-отвода в г. Ульяновске с принадлежностями (газопровод-отвод к ГРС-38).
53. Зона минимальных расстояний до газораспределительной станции - 38 общей площадью 285,31 (двести восемьдесят пять целых тридцать одна сотая) кв.м. с принадлежностями (Литеры: А,А1,А2,Б,Б1,Б2,I,III,V-XIV, XVI-XVII), назначение: нежилое.
54. Зона минимальных расстояний до газораспределительной станции-41, Литеры:А,Б,Б 1,б,б1,б2 общей площадью 105,6 (сто пять целых шесть десятых) кв.м. с принадлежностями (Литеры: I,III,IV,V,VI,VII,X,XI,XII) (газопровод отвод к ГРС-41).
55. Зона минимальных расстояний до газораспределительной станции-41, Литеры:А,Б,Б 1,б,б1,б2 общей площадью 105,6 (сто пять целых шесть десятых) кв.м. с принадлежностями (Литеры: I,III,IV,V,VI,VII,X,XI,XII).
56. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистрального газопровода "Старая Бинарадка - Димитровград - Ульяновск".
57. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистральный газопровод "Уренгой-Новопсков" Радищевский.
58. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистрального газопровода "Уренгой-Петровск" протяженностью 522,555 км. Инв N 317, лит. 1А, 1Б, 1В, 1П1, 1П2, 1ПЗ, 1Г, 1Д, 1П4,1П5, 1П6,1П8, 1П9, 1Д, 1П7, 1П10 Радищевский.
59. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистральный газопровод "Челябинск-Петровск" Радищевский.
60. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистральный газопровод "Уренгой-Новопсков" Николаевский.
61. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистрального газопровода "Уренгой-Петровск" протяженностью 522,555 км. Инв N 317, лит. 1А, 1Б, 1В, 1П1,1П2, 1П3, 1Г, 1Д, 1П4, 1П5, 1П6, 1П8, 1П9, 1Д, 1П7, 1П10 Николаевский.
62. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистральный газопровод "Челябинск-Петровск" Николаевский.
63. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистральный газопровод "Уренгой-Новопсков" Павловский.
64. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистрального газопровода "Уренгой-Петровск" протяженностью 522,555 км. Инв N 317, лит. 1А, 1Б, 1В, 1П1, 1П2, 1П3, 1Г, 1Д, 1П4, 1П5, 1П6, 1П8, 1П9, 1Д, 1П7, 1П10 Павловский.
65. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистральный газопровод "Челябинск-Петровск" Павловский.
66. Зона минимальных расстояний до "Компрессорной станции Павловская".
67. Зона минимальных расстояний до г/провода-отвода протяженностью 2200,00 (две тысячи двести) м, и ГРС-76 общей площадью 55,21 (пятьдесят пять целых двадцать одна сотая) кв.м. (литеры: I, III-VII), назначение: нежилое.
68. Зона минимальных расстояний до сооружения - газопровод - отвод и газораспределительная станция N 96 г. Кузнецк протяженностью 55632 м. (Газопровод-отвод к ГРС 96).
69. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистральный газопровод "Уренгой-Новопсков" Старокулаткинский.
70. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистрального газопровода "Уренгой-Петровск" протяженностью 522,555 км. Инв N 317, лит. 1А, 1Б, 1В, 1П1, 1П2, 1П3, 1Г, 1Д, 1П4, 1П5, 1П6, 1П8, 1П9, 1Д, 1П7, 1П10 Старокулаткинский.
71. Зона минимальных расстояний до линейного сооружения - магистральный газопровод "Челябинск-Петровск" Старокулаткинский.
72. Зона минимальных расстояний до г/провода-отвода к ГРС-129 с. Старая Кулатка, назначение нежилое, протяженность трассы: газопровод-отвод 43603 м.; анодная линия 100 м.; электрическая сеть низкого напряжения АС-50 1500 м., инв.N 27144, лит. I, II, V, VI Старокулаткинский.
73. Зона минимальных расстояний до оборудования ГРС-129 с. Старая Кулатка, назначение: нежилое, протяженность трассы 88,00 м., инв.N 27144, лит. VII-XIII.
74. Зона с особыми условиями использования территории - зона минимальных расстояний от линейного сооружения - магистрального газопровода "Уренгой-Новопсков" Новоспасский.
75. Зона с особыми условиями использования территории - зона минимальных расстояний от линейного сооружения - магистрального газопровода "Уренгой-Петровск" Новоспасский.
76. Зона с особыми условиями использования территории - зона минимальных расстояний от линейного сооружения - магистрального газопровода "Челябинск-Петровск" Новоспасский.
77. Зона с особыми условиями использования территории - зона минимальных расстояний от сооружения газопровода-отвода к ГРС-23 с.Верхняя Маза.
78. Зона с особыми условиями использования территории - зона минимальных расстояний от сооружения газопровода-отвода к газораспределительной станции-108 р.п.Новоспасское.
79. Зона с особыми условиями использования территории - зона минимальных расстояний от линейного сооружения газопровода-отвода Новоспасск-Ульяновск.
80. Зона с особыми условиями использования территории - зона минимальных расстояний от сооружения "газораспределительная станция-108".
81. Зона с особыми условиями использования территории - зона минимальных расстояний от линейного сооружения - магистрального газопровода "Уренгой-Новопсков" Радищевский.
82. Зона с особыми условиями использования территории - зона минимальных расстояний от линейного сооружения - магистрального газопровода "Уренгой-Петровск" Радищевский.
83. Зона с особыми условиями использования территории - зона минимальных расстояний от линейного сооружения - магистрального газопровода "Челябинск-Петровск" Радищевский.
84. Зона с особыми условиями использования территории - зона минимальных расстояний от сооружения газопровода-отвода к ГРС-23 с.Верхняя Маза.
85. Зона с особыми условиями использования территории - зона минимальных расстояний от ГРС-23.
86. Зона минимальных расстояний "Газопровод-отвод к ГРС "Ясашная Ташла" на территории Тереньгульского района Ульяновской области.
87. Зона минимальных расстояний "Газопровод-отвод Сызрань-Ульяновск от ПЗРГ до ГРС-22" на территории городского округа города Ульяновск, Ульяновского района Ульяновской области.
88. Зона минимальных расстояний "Подводный переход через Куйбышевское водохранилище МГ "Старая Бинарадка-Димитровград-Ульяновск" на территории Ульяновской области Чердаклинского, Сенгилеевского районов, городского округа города Новоульяновск.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (далее - ООО "Газпром трансгаз Казань"), общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Самара" (далее - ООО "Газпром трансгаз Самара"), общество с ограниченной ответственностью "Газпром инвест" (далее - ООО ""Газпром инвест") и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11 февраля 2022 года по делу N А72-14592/2021 действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области по отказам внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", изложенным в письмах от 30.06.2021 N3496@ и от 13.07.2021 N3824@, уведомлениях о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 25.06.2021 NКУВД-001/2021-23746882, NКУВД-001/2021-23746074, NКУВД-001/2021-23746482 признаны незаконными.
На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" возложена обязанность в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов путем внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром".
Не согласившись с решением суда, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что суд первой инстанции принял незаконное и необоснованное решение, поскольку зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов не считаются установленными, так как отсутствуют решения органов государственной власти и местного самоуправления об установлении данных зон; сведения о зонах минимальных расстояний не подлежат внесению в ЕГРН, так как до настоящего времени не принято положение о данных зонах как о зонах с особыми условиями использования территорий; зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов не могут считаться установленными на основании положений действующего законодательства, а также на основании свода правил 36.13330.2012.
Подробно позиция ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области изложена в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст.121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ПАО "Газпром" в представленном отзыве апелляционную жалобу отклонило.
Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Представитель ПАО "Газпром", принимавший участие в судебном заседании посредством веб-видеоконференц-связи в режиме "Онлайн-заседания", отклонил апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель третьего лица ООО "Газпром трансгаз Самара" в судебном заседании также отклонил апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области и иных третьих лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, заслушав представителя ПАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Самара" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ПАО "Газпром" инициированы обращения в ФГБУ "ФКП Росреестра" для внесения сведений в ЕГРН о зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов, принадлежащих ПАО "Газпром".
По итогам рассмотрения данных обращений получены письма от 30.06.2021 N 3496@ и от 13.07.2021 N 3824@ и уведомления о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 25.06.2021 N КУВД-001/2021-23746882, N КУВД-001/2021-23746074, N КУВД-001/2021-23746482.
В обоснование отказа ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области указало, что в соответствии со статьей 106 Земельного Кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации не утверждено положение в отношении охранных зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и не определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об установлении, изменении или прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий. До дня официального опубликования Закона N 342-ФЗ были приняты Правила охраны магистральных трубопроводов от 22.04.1992 N 9, Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные Постановление Правительства РФ от 08.09.2017 N 1083, Перечень стандартов и сводов правил (СП 36.13330.2012), которые не являются нормативными правовыми актами, определяющими порядок установления границ Зон с минимальных расстояний. В данном случае не может быть применена часть 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, до утверждения положения о соответствующей зоне и определения уполномоченного органа сведения о ЗОУИТ в соответствии с ч.3 ст. 71.1 Закона о регистрации, внесению в ЕГРН не подлежат.
Не согласившись с указанными действиями ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, ПАО "Газпром" обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 6, 25 статьи 105 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к зонам с особыми условиями использования территорий в силу могут быть отнесены охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
Таким образом, охранная зона трубопроводов и зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов законодателем прямо отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.
В соответствии со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю, в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьями 28, 32 Закона N 69-ФЗ, частью 6 статьи 90 ЗК РФ на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992 и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 N 9, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) предусмотрено установление охранной зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, узлов измерения продукции, наливных и сливных эстакад, станций подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов - в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.
Кроме того, сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Госстроя России от 25.12.2012 N 108/ГС, определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности (пункты 7.15, 7.16, 16.2, таблицы 4, 5, 20).
Согласно пункту 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, сведения о границах минимальных расстояний до оси подземных магистральных газопроводов должны отображаться на публичных кадастровых картах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением. В частности, в статье 42 ЗК РФ в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закреплено соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-О).
При этом, согласно выводу Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в указанном определении, СНиП 2.05.06-85* составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений.
Таким образом, законодательством предусмотрено определение на земельных участках охранных зон объектов системы газоснабжения и минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения вне зависимости от внесения в ЕГРН сведений о данных ограничениях.
Учитывая, что указанные зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов на земельных участках и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что наличие в ЕГРН таких сведений с учетом их открытости и доступности, соответствует целям защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечивает информированность о границах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, а также в связи с этим безопасную эксплуатацию данных объектов их собственниками и законными владельцами.
Суд первой инстанции верно отметил, что ПАО "Газпром" как собственник газопроводов, являющихся опасными производственными объектами, несет ответственность за их безопасную эксплуатацию, одновременно с этим при отсутствии сведений об охранных зонах и о зонах минимальных расстояний в ЕГРН, и следовательно при отсутствии у граждан и юридических лиц информации о местонахождении данных зон, создается потенциальная опасность неоправданного ущерба жизни и здоровью граждан, а также их имуществу и имуществу юридических лиц при возникновении аварийных ситуаций на газопроводах.
Таким образом, ПАО "Газпром" как собственник объектов газопроводного транспорта, обязан предоставлять сведения об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в орган, осуществляющий внесение вышеуказанных сведений в ЕГРН.
В соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ) магистральный газопровод, по которому течет легковоспламеняющийся вещество, является опасным производственным объектом.
Согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ определено, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ закрепляет обязанности субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в том числе обязанность обеспечивать безопасную эксплуатацию объекта.
Ограничения в использовании земельных участков в зонах минимальных расстояний установлены законодательно, сведения о зонах минимальных расстояниях подлежат внесению в ЕГРН.
Наличие сведений об охранных зонах и зонах минимальных расстояний в ЕГРН способствует предотвращению, в том числе незаконного строительства в данных зонах, информирует граждан и организации об опасности осуществления различных видов деятельности, направлены на предотвращение и минимизацию последствий аварийных ситуаций.
Судом первой инстанции установлено, что решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении зон с особыми условиями использования территории не принималось.
Вместе с тем законодательством предусмотрено, что в ряде случаев в качестве основания для внесения в кадастр сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны, действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9).
Как верно указал суд первой инстанции, в целях защиты прав и законных интересов граждан, а также их информирования необходимо в ЕГРН, помимо охранных зон, отражать минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения. Запись о наличии охранных зон в ЕГРН не является записью правообразующей (зона не является установленной с момента внесения о ней сведений в ЕГРН), а является записью правоподтверждающей. Указанная зона считается установленной в силу закона, данные о ней вносятся в ЕГРН с целью информирования, внесение записи направлено на защиту жизни и здоровья граждан, а также обеспечения их безопасности.
Таким образом, законом предусмотрена возможность регистрации в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территории на основании заявления, поданного заинтересованным лицом.
В рассматриваемом случае представленное в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области заявление ПАО "Газпром" содержало информацию, свидетельствующую о волеизъявлении общества на совершение регистрации зон с особыми условиями территории в ЕГРН и позволяющую идентифицировать объекты недвижимости путем установления их индивидуально-определенных признаков; их содержание и содержание приложенных к ним документов было достаточно для совершения регистрационного действия.
При подготовке документов по внесению сведений в ЕГРН о зонах минимальных расстояний ПАО "Газпром" приняты во внимание правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083, зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов определены СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы".
Доказательств несоответствия представленных ПАО "Газпром" в орган кадастрового учета сведений о зонах минимальных расстояний указанным нормативным актам ФГБУ "ФКП Росреестра" в материалы дела не представило.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2022.
На основании части 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ правообладатель сооружений, в связи с размещением которых до 01.01.2022 установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, документы, необходимые для внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории в ЕГРН, в целях обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН в срок не позднее 01.01.2025.
При этом пунктом 1.1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" предусмотрено, что ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, по ведению ЕГРН в части внесения сведений о границах в том числе муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.
Согласно пункту 5 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - Порядок ведения ЕГРН), сведения в реестры ЕГРН вносятся посредством формирования данных, в частности, в реестре границ предусмотренных Порядком ведения ЕГРН данных при внесении сведений о границах; формирование данных в реестре границ ЕГРН осуществляется в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица, уполномоченного на внесение в него соответствующих сведений.
Таким образом, лицом, которое должно предоставить сведения о зонах минимальных расстояний является ПАО "Газпром", а государственным органом, обязанным внести в ЕГРН данные сведения, ФГБУ "ФКП Росреестра".
В рассматриваемом случае ПАО "Газпром" предоставило в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области необходимые для внесения в ЕГРН сведения о зонах минимальных расстояний. В свою очередь ФГБУ "ФКП Росреестра" от исполнения своих обязанностей уклонилось и не внесло в ЕГРН информацию, предоставленную ПАО "Газпром", что привело к нарушению прав и законных интересов как ПАО "Газпром", так и неопределенного круга лиц, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества в границах зон минимальных расстояний.
При этом само по себе внесение в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний в качестве сведений о зонах особого условия использования территории не нарушает чьих-либо прав, в то же время указанные зоны являются фактически установленными в силу расположения трубопроводов и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, сведения о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф.
Таким образом, в целях защиты объектов, зданий и сооружений, не входящих в состав магистрального газопровода, и минимизации ущерба третьих лиц от возможных аварий на магистральных газопроводах при проектировании, строительстве, реконструкции зданий и сооружений, не относящихся к магистральным газопроводам, должны соблюдаться минимальные расстояния, установленные документами в области стандартизации, устанавливающие минимально допустимую удаленность объектов магистрального газопровода от этих зданий, строений и сооружений и обеспечивающие минимально необходимый уровень их защиты вследствие эксплуатации объектов магистрального газопровода.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области незаконными, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что с учетом вышеизложенных положений и в целях исполнения требований действовавшего законодательства, со стороны ПАО "Газпром" надлежащим образом было обеспечено исполнение требования закона и организована подача необходимых документов для внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, поскольку они не подтверждают наличие непреодолимых препятствий для внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний с учетом того, что данные зоны до магистральных трубопроводов установлены до 01.01.2022 и являются действующими в настоящее время на основании следующих актов: Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (пункты 5.6, 5.13 содержат отдельные общие положения, касающиеся установления зон минимальных расстояний); Правила охраны магистральных газопроводов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 (пункт 22); Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (часть 1 статьи 6); Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 N 985, пунктом 26 которого была установлена обязательность применения СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", в числе соответствующих разделов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что совокупность представленных в материалы дела доказательств, свидетельствует об отсутствии у регистрирующего органа законных оснований для отказа во внесении сведений о зонах минимальных расстояний, испрашиваемых ПАО "Газпром", соответственно действия должностного лица по отказам внесения в ЕГРН сведений о зонах минимальных расстояний до объектов, принадлежащих ПАО "Газпром", изложенным в письмах от 30.06.2021 N 3496@ и от 13.07.2021 N 3824@ и в уведомлениях о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 25.06.2021 N КУВД-001/2021-23746882, N КУВД-001/2021-23746074, N КУВД-001/2021-23746482 не соответствуют закону.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии у регистрирующего органа законных оснований для отказа во внесении сведений о зонах минимальных расстояний, испрашиваемых ПАО "Газпром".
Доводы апелляционной жалобы о том, что зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов не считаются установленными, так как отсутствуют решения органов государственной власти и местного самоуправления об установлении данных зон, основаны на ошибочном толковании ст. 106 ЗК РФ без учета положений Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ), которым введена данная статья.
На основании п.п. 1, 2 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами в связи с особыми условиями использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно п. 25 ст. 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживание и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
В целях защиты объектов, зданий и сооружений, не входящих в состав магистрального газопровода, и минимизации ущерба третьих лиц от возможных аварий на магистральных газопроводах при проектировании, строительстве, реконструкции зданий и сооружений, не относящихся к магистральным газопроводам, должны соблюдаться минимальные расстояния, установленные документами в области стандартизации, устанавливающие минимально допустимую удаленность объектов магистрального газопровода от этих зданий, строений и сооружений и обеспечивающие минимально необходимый уровень их защиты вследствие эксплуатации объектов магистрального газопровода.
Таким образом, зоны минимальных расстояний являются видами зон с особыми условиями использования территорий, в связи с наличием которых устанавливаются ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и порядка ведения режима хозяйственной деятельности, с целью обеспечения минимально необходимого уровня защиты населения и его имущества, расположенного в непосредственной близости от объектов магистрального газопровода.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов не могут быть установлены до 01.01.2022 на основании Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1083, а также на основании Актуализированной редакции СНиП 2.05.06-85*, суд апелляционной инстанции отклоняет в виду следующего.
В силу ч. 10 ст. 26 Закона N 342-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 данной статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (на момент подачи обращений; до 01 января 2025 года - на текущий момент в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации не требуется.
В силу п. 3 ч. 8 ст. 26 Закона N 342-ФЗ до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования вышеуказанного Федерального закона нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территорий (на момент подачи обращений; до 01 января 2028 года - на текущий момент в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно ч. 9 ст. 26 Закона N 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, указанной в ч. 8 ст. 26 Закона N 342-ФЗ, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Таким образом, порядок установления и регистрации в ЕГРН охранных зон и зон минимальных расстояний в качестве зон с особыми условиями использования территорий определены на законодательном уровне. Согласно данным нормам права зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными, если до 1 января 2022 года были приняты нормативно-правовые акты, определяющие их понятие, назначение и технические характеристики.
В отношении зон минимальных расстояний до магистральных газопроводов такие нормативно-правовые акты уполномоченными органами были приняты.
Зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов установлены до 01.01.2022 и являются действующими в настоящее время на основании Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов) (п.п. 5.6, 5.13 содержат отдельные общие положения, касающиеся установления зон минимальных расстояний), Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N1083 (далее - Правила охраны магистральных газопроводов) (пункт 22), Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (ч. 1 ст. 6).
При этом, в пункте 22 Правил охраны магистральных газопроводов установлено, что при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.
В ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и в Постановлении Правительства РФ от 04.07.2020 N 985 (действовавшим до 31.08.2021, то есть на момент возникновения спора), Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 N 815 (действующим в настоящее время) указано на необходимость соблюдения положений СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы".
В силу отсылочных положений действующего законодательства "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденный Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС, распространяется не только на строительство и реконструкцию магистральных трубопроводов, но и регулирует установление зон минимальных расстояний в отношении действующих трубопроводов.
Вследствие вышеизложенного Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* подлежит применению на основании отсылочных норм действующего законодательства.
Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-О; от 23.06.2016 N 1394-О; от 27.03.2018 N 701-О; от 28.06.2018 N 1543-О).
С учетом данных нормативно-правовых актов, а также писем Минэкономразвития России от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23, от 04.05.2011 N Д23-1867 и от 01.11.2013 N Д23и-5332 основанием для внесения сведений о соответствующей зоне может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны. Заявителями могут выступать правообладатели объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны.
Вышеуказанная позиция также изложена в письме Росреестра от 25.03.2016 N 19-00457/16.
Таким образом, зоны минимальных расстояний до магистральных газопроводов установлены законодательно с определением границ данных зон.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что установление зоны с особыми условиями использования территорий во всех случаях сопровождается принятием решения (акта) органа государственной власти или органа местного самоуправления основан на неверном толковании норм права, суд апелляционной инстанции также отклоняет.
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и включает, в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о регистрации в ЕГРН вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются в том числе:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции;
- иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав могут осуществляться по заявлению собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости, в том числе в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются соответствующие ограничения прав и обременения.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 Закона о регистрации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
Как указано в письме Минэкономразвития России N Д23и-20437 от 18.06.2019 внесение сведений в ЕГРН об охранных зонах возможно на основании заявления правообладателя и прилагаемого к нему графического описания местоположения границ зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН и размеры которых соответствуют размерам, предусмотренными актами, определяющими порядок установления таких охранных зон на день их установления.
В письме Минэкономразвития РФ от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий" говорится о том, что в ряде случаев действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны (например, в отношении охранных зон, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29 апреля 1992 года, Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 года N 9). При таких обстоятельствах, по мнению Минэкономразвития России, выраженному в вышеуказанном письме, в качестве основания для внесения в кадастр сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границы соответствующей зоны.
Аналогичная ситуация складывается в отношении зон минимальных расстояний до магистральных трубопроводов.
В соответствии с п. 2 Письма N 22066-ИМ/Д23 установлены заинтересованные лица, которые имеют возможность предоставить в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения сведений о рассматриваемых охранных зонах. Такими лицами являются:
- правообладатели объектов недвижимости, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны;
- арендаторы соответствующего объекта недвижимости (при наличии соответствующей доверенности, делегирующей именно такие полномочия).
Аналогичное мнение содержатся в письмах от 04.05.2011 N Д23-1867 Министерства экономического развития Российской Федерации, от 25.03.2016 N 19-00457/16 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Из указанных норм права и разъяснений следует, что документы об установлении зон с особыми условиями использования территорий представляются в уполномоченный орган органами государственной власти или органами местного самоуправления только в случае принятия соответствующих решений. В ином случае сведения о зонах с особыми условиями использования территорий могут быть также внесены в ЕГРН на основании заявления заинтересованного лица, в том числе собственника либо арендатора объекта недвижимости.
Соответственно, основанием для внесения в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий могут быть как решения органов государственной власти или местного самоуправления, так и принятый уполномоченным органом нормативный правовой акт, устанавливающий данные зоны.
Кроме того, ч. 8 ст. 26 Закона N 342-ФЗ предусматривает, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022, в том числе нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территорий (на момент подачи обращений; до 01 января 2028 года - на текущий момент в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно Письму Министерства энергетики Российской Федерации от 22.05.2017 N КМ-5452/05 в целях защиты прав и законных интересов граждан, а также их информирования, необходимо в Едином государственном реестре недвижимости, помимо охранных зон, отражать минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения.
Запись о наличии охранных зон в ЕГРН не является записью правообразующей (зона не является установленной с момента внесения о ней сведений в ЕГРН), а является записью правоподтверждающей (подтверждающей наличие ограничений в использовании земельных участков). Указанная зона считается установленной в силу закона, данные о ней вносятся в ЕГРН с целью информирования, внесение записи направлено на защиту жизни и здоровья граждан, а также обеспечения их безопасности.
Аналогичная позиция содержится в письме Минэкономразвития России от 18.06.2019 N Д23и-20437.
В силу указанных нормативных и подзаконных актов, а также разъяснений уполномоченных органов, следует, что законодательно предусмотрена необходимость внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий в ЕГРН. В связи с этим на собственников (пользователей) трубопроводов возложена обязанность по предоставлению таких сведений в уполномоченный орган. При этом данная информация направляется не в целях установления юридической силы соответствующей зоны, а для обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН. Отражение сведений о зонах с особыми условиями использования территорий в ЕГРН позволяет защитить жизнь и здоровье граждан, а также обеспечивает возможность собственникам (пользователям) земельных участков, на которых или рядом с которым проходит трубопровод определиться с порядком использования такого земельного участка.
В рассматриваемом деле зоны минимальных расстояний, сведения о которых ПАО "Газпром" просит внести в ЕГРН, установлены в отношении объектов недвижимости - газопроводов, собственником которых является непосредственно ПАО "Газпром". Право собственности на данные объекты ПАО "Газпром" возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до момента вступления в силу положений ч. 8 ст. 26 Закона N 342-ФЗ (04.08.2018). В связи с этим зоны с особыми условиями использования территорий являются установленными, действительными и подлежащими внесению в ЕГРН.
На основании изложенного следует, что принятие специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления для установления зон с особыми условиями использования территорий не требуется. Основанием для внесения сведений о соответствующей зоне может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границ соответствующей зоны. Заявителями могут выступать правообладатели объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются соответствующие зоны.
Доводы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу.
Несогласие ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 февраля 2022 года по делу N А72-14592/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-14592/2021
Истец: ПАО Газпром
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", ФГБУ "ФКП росреестра" в лице филиала по Ульяновской области
Третье лицо: ООО "ГАЗПРОМ ИНВЕСТ", ООО ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ КАЗАНЬ, ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САМАРА", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20440/2022
21.04.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3904/2022
11.02.2022 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-14592/2021
25.01.2022 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-1330/2021
15.12.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-1330/2021