г. Москва |
|
18 апреля 2022 г. |
Дело N А41-75763/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Марченковой Н.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства МО - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ПАО "Россети Московский регион" - представитель по доверенности от 22.11.2021 N 307Д-СЭС/2021 Лёвина И.А.;
от ООО "Энком" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Типикиной Т.С. - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Ласунина Д.В. - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24.02.2021 по делу N А41-75763/21,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ПАО "Россети Московский Регион" (далее - ответчик) с требованием об обязании освободить самовольно занятый лесной участок площадью 5 кв. м, а именно демонтировать столбовую трансформаторную подстанцию СТП-24774 и воздушную линию ВЛ-10/0,4 кВ, привести лесной участок в пригодное состояние для ведения лесного хозяйства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Энком", Типикина Татьяна Сергеевна, Ласунин Дмитрий Владимирович.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 февраля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Комитет лесного хозяйства МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Московской области, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Комитета лесного хозяйства МО, ООО "Энком", Типикиной Т.С., Ласунина Д.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 153 АПК РФ или ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Комитета лесного хозяйства МО, ООО "Энком", Типикиной Т.С., Ласунина Д.В. надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
До начала судебного разбирательства через канцелярию суда 04.04.2022 от ПАО "Россети Московский регион" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционный суд, совещаясь на месте, приобщил к материалам дела отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Выслушав представителей сторон и повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 13 октября 2020 года при осуществлении государственного лесного надзора государственным лесным инспектором выявлен факт самовольного занятия лесного участка в квартале 52 выдел 23 Опалиховского участкового лесничества Истринского филиала ПСУ "Мособллес", лесопарковые зоны вблизи СНТ "Южная кольчиха", с. Петрово-Дальнее, г.о. Красногорск, Московской области.
В ходе осмотра установлено, что ответчик самовольно без специальных разрешений заняло и использует территорию государственного лесного фонда площадью 5 кв.м. в квартале 52 выделе 23 Опалиховского участкового лесничества Истринского филиала ПСУ МО "Мособллес", (координаты 55.760501, 37.155421).
На самовольно занятой территории установило столбовую трансформаторную подстанцию СТП-24774 и воздушную линию ВЛ-10/0,4 кВ.
По факту самовольного использования лесного участка, расположенного на землях лесного в квартале 52 выдел 23 Опалиховского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ "Мособллес" лицом, проводившим проверку, составлен протокол об административном правонарушении от 06.08.2020 г. N 7-421/2020 в отношении ответчика за самовольное использование земельного участка лесного фонда.
В соответствии со статьей 29.13 Кодекса об административных правонарушениях ответчику выдано предписание от 06.08.2020 г. об устранении нарушений лесного законодательства, а именно в срок до 13.10.2020 г. устранить следующие нарушения: освободить самовольно занятый лесной участок площадью 5 кв.м в точке координат 55.760501, 37.155421, а именно демонтировать столбовую трансформаторную подстанцию СТП-24774 и воздушную линию В Л-10/0,4 кВ, произвести рекультивацию нарушенных земель, привести лесной участок в пригодное состояние для ведения лесного хозяйства.
Постановлением заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 03.09.2020 г, ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения по ст.7.9 КоАП РФ, самовольное использование земельного участка лесного фонда и подвергнут штрафу, в размере 250 000 рублей. 27.10.2020 лицом, проводившим проверку, составлен протокол об административном правонарушении, в связи с неисполнением выданного предписания. 10.12.2020 года постановлением Мирового судьи 247 судебного участка Даниловского судебного района Московской области, ответчик за неисполнение предписания подвергнут административному наказанию в виде штрафа 10 000 рублей.
Постановление вступило в законную силу.
На момент рассмотрения спора нарушения требований законодательства не устранены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с настоящим иском в суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, а именно наличие трансформаторной подстанции СТП-24774 не создает угрозу жизни и здоровью людей, само по себе нахождение трансформаторной подстанции на лесном участке не свидетельствует о нарушении прав Комитета лесного хозяйства Московской области, кроме того, демонтаж установленной ответчиком подстанции и воздушной линии ВЛ-10/0,4 кВ повлечет прекращение подачи электрической энергии потребителям, в результате чего будут нарушены интересы Типикиной Валерии Алексеевны и Ласунина Дмитрия Владимировича.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 3. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электроэнергии оборудование.
Судом первой инстанции установлено, что ПАО "Россети Московский регион" является электросетевой организацией, основной деятельностью которой является передача и перераспределение электрической энергии и технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям.
Ласунин Дмитрий Владимирович заключил с ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (в настоящее время ПАО "Россети Московский регион") договор N С8-13-302-10774(918360) от 09.09.2013 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Типикина Татьяна Сергеевна заключила с ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (в настоящее время ПАО "Россети Московский регион") договор N С8-13-302-11783(918371) от 09.09.2013 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Для выполнения работ по договорам технологического присоединения ПАО "Россети Московский регион" заключило с подрядной организацией ООО "Энком" договор строительного подряда от 25.08.2014 N Кр918360-2 (далее - Договор подряда) на выполнение работ по титулу Строительство ВЛИ-0,38кВ от ТП-24752, ПСN67"Усово", в т.ч. ПИР, МО Красногорский р-н, с. Петрово-дальнее, ст. "Кольчиха", уч. 6-19.
Согласно п. 1, 2 договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям ПАО "Россети Московский регион" осуществлено технологическое присоединение комплекса объектов электроэнергетики, расположенных по адресам: Московская область, Красногорский р-н, Петрово-Дальнее с, с/т "Кольчиха", уч. 6-20, земельный участок с к.н. 50:11:00502098:297 и Московская область, Красногорский р-н, Петрово-Дальнее с, с/т "Кольчиха", уч. 6-19, земельный участок с к.н. 50:11:0050209:296
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Постановление N 1300, Перечень N 1300).
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 1300, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, включены в Перечень N 1300.
В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдача разрешения на строительство не требуется в случае, если в соответствии с данным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Столбовые комплектные трансформаторные подстанции (КТП сельского типа для коттеджных и дачных поселков) собираются на железобетонной стойке. Располагающаяся на спорном земельном участке столбовая трансформаторная подстанция СТП-24774 не является объектом капитального строительства, не относится к виду оборудования, для размещения которого необходимо получение разрешения на строительство.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется согласно пункту 1 статьи 26 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.
В соответствии с п. 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 29.10.2021), Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Как было установлено выше, ПАО "Россети Московский регион" было осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств Типикиной Валерии Алексеевны по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 09.09.2013 г. N С8-13-302-11783(918371) и Ласунина Дмитрия Владимировича по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 09.09.2013 г. N С8-13-302-10774(918360).
Вопреки доводам комитета, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии доказательств того, что наличие трансформаторной подстанции создает угрозу или само по себе нарушает права комитета.
На основании изложенного, исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.02.2022 по делу N А41- 75763/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-75763/2021
Истец: Комитет лесного хозяйства МО
Ответчик: ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"