город Москва |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А40-222096/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Левиной Т.Ю.,
судей Гармаева Б.П., Лялиной Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ногеровой М.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Министерства обороны Российской Федерации,
Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 31 января 2021 года по делу N А40-222096/21
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Новая Ижора"
(ИНН 7820315963, ОГРН 1089847329648 )
к Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035006114208)
Министерству обороны Российской Федерации
(ОГРН 1037700255284 )
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца Малов С.В. по доверенности от 23.03.2021,
от ответчика1 Альмяшева Д.И. по доверенности от 10.10.2021,
от ответчика2 Альмяшева Д.И. по доверенности от 29.11.2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новая Ижора" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации о взыскании долга в размере 1 055 356 руб. 95 коп., неустойки в размере 169 423 руб. 08 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы, Минобороны России подало апелляционную жалобу, в которой заявитель просит отменить решение и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, материалами дела не подтвержден факт регистрации спорных жилых помещений за Минобороны. Полагает, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку требования необходимо предъявлять к основному должнику. Указывает, что требование о взыскании пени за неоплаченную задолженность незаконно.
ФГКУ "Специальное ТУИО" также представлена апелляционная жалоба, в которой оно просит отменить решение и отказать в удовлетворении иска, мотивировав жалобу теми же доводами.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель Минобороны и ФГКУ "СТУИО Минобороны России" поддержал апелляционные жалобы по изложенным в них доводам.
Представитель истца возражал против доводов жалобы, считает решение законным и обоснованным.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, находит решение Арбитражного суда города Москвы не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Новая Ижора" оказывает услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов, расположенных в Санкт-Петербурге. Договоры на управление были заключены Обществом с собственником помещений в многоквартирных домах ООО "ДСК "Славянский" на основании протоколов общих собраний собственников помещений многоквартирных жилых домов и в соответствии со ст. 161 ЖК РФ (собственником был выбран способ управления многоквартирными домами посредством управляющей компании). Многоквартирные жилые дома приняты Обществом на обслуживание.
Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Санкт-Петербургу регистрирующим органом зарегистрированы: 14.07.2011 регистрирующим органом произведена государственная регистрация права оперативного управления ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России (далее Учреждение) на 5000 квартир; в период с 27 марта 2014 по 09 апреля 2014 регистрирующим органом произведена государственная регистрация права оперативного управления ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России на 7500 квартир; августе 2013 регистрирующим органом произведена государственная регистрация права оперативного управления ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России на 6350 квартир.
ООО "Новая Ижора" на основании лицензии N 78-000105 от 14.04.2015 года оказывает услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов, расположенных в Санкт-Петербурге.
Доказательств заселения квартир или их отчуждения иным лицам ответчиком не представлено.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на задолженность ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Из положений п. 3 ст. 67, п. 1 и 2 ст. 153, п. 2 ч. 1 и ч. 4 ст. 154, ст. 155 ЖК РФ, п. 3 ст. 678 ГК РФ следует, что с момента возникновения права собственности на жилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую, помимо прочего, плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги (в том числе отопление и горячее водоснабжение). Обязанность у собственника по оплате жилищно-коммунальных услуг возникает непосредственно в силу закона.
В силу ст. ст. 120, 210 и 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования п. 3 ст. 30, ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу абзаца 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственником. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента их государственной регистрации.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Поскольку главным распорядителем средств Федерального бюджета по ведомственной принадлежности Учреждения является Министерство обороны Российской Федерации, то согласно ст. 158 БК РФ при недостаточности средств у ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, взыскание производится с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ за счет средств казны Российской Федерации.
В силу статей 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями договора и требованиями закона и односторонний отказ от исполнения обязательств или их изменение не допустимы, и доказательств погашения образовавшейся задолженности ответчиками не представлено, в связи с чем суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что требование истца о взыскании задолженности в размере 1 055 356 руб. 95 коп. законно, доказано и подлежит удовлетворению.
В силу п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Пунктом 14 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
В связи с тем, что со стороны ответчиков имело место нарушение обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании пени в соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ, в размере 169 423 руб. 08 коп.
Доводы заявителей апелляционных жалоб по существу спора были предметом рассмотрения судом первой инстанции, давшим им надлежащую оценку, с которой согласился апелляционный суд.
Судом отклоняется довод о том, что истцом не представлены в материалы дела документы, подтверждающие зарегистрированное за Минобороны России право собственности, а за ФГКУ "Спец. ТУИО" МО РФ право оперативного управления на спорные помещения.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сведения, содержащиеся в ЕГРП, предоставляются в виде выписки из ЕГРП или в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Истцом в подтверждение принадлежности спорных жилых помещений ответчику в составе приложения к исковому заявлению были приложены копии уведомлений Управления Росреестра по Санкт-Петербургу о регистрации права оперативного управления на спорные жилые помещения за ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны РФ. При этом копии указанных уведомлений были направлены Росреестром именно в адрес ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны РФ. Ответчиком-1 указанные уведомления как ненадлежащие документы в судебном порядке оспорены не были.
Истцом были представлены выписки из Росреестра о принадлежности спорных квартир на праве оперативного управления в спорный период Ответчику.
Вопреки доводам жалоб, истцом доказан факт направления счетов в адрес Ответчика.
В материалы дела Истцом представлены копии писем за подписью начальника ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, уведомляющие Истца о получении Ответчиком квитанций на оплату за жилищно-коммунальные услуги по квартирам, находящимся на праве оперативного управления у Ответчика, за рассматриваемый судом период оказания услуг.
Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг размещаются в электронном виде в системе ГИС ЖКХ. Таким образом, у Ответчика имелись все возможности для исполнения обязанности по оплате услуг за ЖКУ. Ссылка Ответчика на положения ст. 165.1 ГК РФ несостоятельна ввиду того, что протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определен порядок направления квитанций (счетов) на оплату за жилищно-коммунальные услуги - размещение в почтовые ящики многоквартирного дома.
В опровержение доводов заявителей о неоказании истцу фактических услуг, в материалы дела представлены договоры с ресурсоснабжающими организациями. Более того, в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений
Также отклоняется довод о том, что Минобороны РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подпунктом 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главными распорядителями средств федерального бюджета являются органы государственной власти Российской Федерации, имеющие право распределять средства федерального бюджета.
Таким образом, обязательства по содержанию спорных квартир должно нести ФГКУ "Спциальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации у которого спорные квартиры в рассматриваемый период находились в оперативном управлении. Субсидиарную ответственность несет собственник имущества - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2021 года по делу N А40-222096/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-222096/2021
Истец: ООО "НОВАЯ ИЖОРА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ