город Ростов-на-Дону |
|
20 апреля 2022 г. |
дело N А32-44043/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кириленко А.М.
при участии:
от истца посредством использования веб-конференции - представитель Сергиенко О.П. по доверенности от 11.01.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2022 по делу N А32-44043/2021
по иску Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю
к ответчику - индивидуальному предпринимателю Малюгиной Л.В.
о взыскании неосновательного обогащения
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Малюгиной Людмиле Владимировне о взыскании сумму неосновательного обогащения в размере 67000 рублей.
Решением от 04.02.2022 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что на дату обращения предпринимателя за получением субсидии 17.07.2020, обязанность по проверке наличия задолженности возложена на налоговый орган, исходя из Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976). При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии. Из представленных налоговым органом сведений следует, что по состоянию на 01.06.2020 усматривается наличие задолженности по ЕНВД в размере 150097 рублей. Между тем, налоговым органом не представлено доказательств направления требований предпринимателю о наличии у него задолженностей по ЕНВД, равно как не представлено доказательств применения мер по принудительному взысканию образовавшейся задолженности.
Не согласившись с указанным судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что после получения ответчиком субсидии налоговым органом установлено наличие задолженности, превышающей 3000 рублей. Таким образом, при подаче заявления на предоставление субсидии ответчиком не соблюдено условие подпункта "д" пункта 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства. Субсидия получена ответчиком неправомерно и подлежит возврату как неосновательное обогащение. Субсидия предоставлялась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976, а не в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 24.04.2020 N 576 как указано в решении.
Ссылки на судебную практику необоснованны, так как постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 по делу N А55-25431/2021 в настоящее время обжаловано в кассационном порядке.
По ходатайству Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю судом апелляционной инстанции организовано проведение веб-конференции (онлайн-заседания).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю доводы жалобы поддержал.
Индивидуальный предприниматель Малюгина Л.В. в заседание не явилась, извещена в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 17.07.2020 индивидуальным предпринимателем Малюгиной Л.В. в Межрайонную ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю подано заявление о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 субсидии на сумму 67000 рублей.
На основании сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика критериям, указанным в пункте 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, произведен расчет размера субсидии, сформирован реестр для выплаты субсидии.
Согласно выписке с расчетного счета Малюгиной Л.В. субсидия в размере 67000 рублей поступила 23.07.2020 на расчетный счет индивидуального предпринимателя.
В ходе мониторинга исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 налоговым органом установлено, что по состоянию на 01.06.2020 у индивидуального предпринимателя Малюгиной Л.В. имелась задолженность по единому налогу на вмененный доход в размере 150097 рублей.
По мнению налогового органа, при подаче заявления Малюгиной Л.В. не соблюдено условие подпункта "д" пункта 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, следовательно, субсидия перечислена без соответствующих оснований.
В уведомлении от 19.07.2021 налоговый орган потребовал в добровольном порядке возвратить субсидию.
В связи с неисполнением требований, изложенных в уведомлении, Межрайонная ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Абзацем 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Как следует из пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные, правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять (в частности): - категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; - цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой по форме согласно приложению N 1, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Пунктом 3 Правил предусмотрены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления о предоставлении субсидии по форме согласно приложению N 2 в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) или в виде почтового отправления;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.06.2020, в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10.06.2020 к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции" согласно приложению N 3, или включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10.06.2020 в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
г) получатель субсидии (организация) не находится в процессе ликвидации, в отношении ее не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, получатель субсидии (индивидуальный предприниматель) на дату получения субсидии не прекратил деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не снят с учета в налоговых органах;
д) у получателя субсидии по состоянию на 01.06.2020, отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).
Размер субсидии определяется как сумма средств на расходы, осуществляемые в целях проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, включающая первоначальные расходы в фиксированном размере 15000 рублей и текущие расходы, рассчитываемые как произведение 6500 рублей на количество работников в мае 2020 года.
Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен сумме первоначальных расходов и составляет 15000 рублей.
Для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 года (включительно) (пункт 6 Правил).
В целях получения субсидии получатель определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 июня 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Таким образом, получателем субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976, признается субъект малого и среднего предпринимательства, включенный по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Малюгина Л.В. является индивидуальным предпринимателем, основной вид деятельности которой, согласно основному виду экономической деятельности по состоянию на 10.06.2020 является "Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания" - 56.10 ОКВЭД.
Дата включения в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ofd.nalog.ru) - 10.02.2017.
Из материалов дела следует, что в ходе мониторинга исполнения индивидуальным предпринимателем Малюгиной Л.В. постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 налоговым органом установлено, что Малюгиной Л.В. неправомерно получена субсидия в связи с нарушением условий подпункта "д" пункта 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, а именно установлено наличие у предпринимателя задолженности по ЕНВД в размере 150097 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" разъяснено, что при расторжении договора сторона не лишена права истребовать ранее исполненное, если другая сторона неосновательно обогатилась.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 29.01.2013 N 11524/12, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.
Таким образом, иск о взыскании неосновательного обогащения подлежит удовлетворению, если будут доказаны факт получения, сбережения или пользования ответчиком имуществом (денежными средствами истца), отсутствие для этого правового основания, а также то, что неосновательное обогащение ответчика произошло за счет истца.
Согласно абзацу 2 пункта 5 Правил налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым органом на дату подачи заявления предпринимателем 17.07.2020 сделан вывод о соответствии налогоплательщика критериям, указанным в пункте 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства.
Руководствуясь вышеизложенным, судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя жалобы о том, что при подаче заявления субсидия получена неправомерно и подлежит возврату как неосновательное обогащение.
При подаче заявления предпринимателем соблюдены требования правил для получения субсидии, налоговый орган обязан до выдачи субсидии установить все сведения, которые препятствуют ее получению.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 N 976 установлено единственное основание для возврата субсидии - в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце пятом пункта 4 настоящих Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае абзац пятый пункта 4 Правил не подпадает под основания, изложенные налоговым органом.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований.
Довод заявителя жалобы о том, что ссылки на судебную практику необоснованны, так как приведенное постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 по делу N А55-25431/2021 в настоящее время обжалуется в кассационной инстанции, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку не имеет правового значения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2022 по делу N А32-44043/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44043/2021
Истец: Межрайонная ИФНС России N8 по КК, Межрайонная ИФНС России N8 по Краснодарскому краю
Ответчик: Малюгина Л В