г. Киров |
|
22 апреля 2022 г. |
Дело N А28-15261/2021 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Овечкиной Е.А.,
без вызова сторон
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Новоселова Владимира Сергеевича
на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.02.2022 по делу N А28-15261/2021, принятое в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению акционерного общества "Куприт" (ИНН: 4346049110, ОГРН: 1024301305654)
к индивидуальному предпринимателю Новоселову Владимиру Сергеевичу (ИНН: 433700009766; ОГРНИП: 307431316600017)
о взыскании 78 205 рублей 58 копеек,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Куприт" (далее - истец, Региональный оператор, Общество, АО "Куприт") обратилось в Арбитражный суд Кировской области к индивидуальному предпринимателю Новоселову Владимиру Сергеевичу (далее - ответчик, заявитель, податель жалобы, потребитель, Предприниматель, ИП Новоселов В.С.) с исковым заявлением о взыскании 78 205 рублей 58 копеек задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО, отходы), в том числе 71 825 рублей 20 копеек долга за период с 01.01.2019 по 11.05.2021 и 6 380 рублей 38 копеек долга за период с 12.05.2021 по 31.07.2021, а также расходов по уплате государственной пошлины.
Исковые требования основаны на нормах статей 309, 310, 720, 781, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статей 1, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктов 4, 8(4), 8(10), 8(12), 8(15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156 (далее - Постановление N1156), пунктов 5, 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N505 (далее - Правила N 505), положениях типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - типовой договор), и мотивированы неисполнением ответчиком обязанности по оплате оказанных истцом услуг в спорный период.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 09.02.2022 исковые требования удовлетворены с Предпринимателя в пользу Регионального оператора взыскано 78 205 рублей 58 копеек задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.07.2021, а также 3 128 рублей 00 копеек расходов по уплате государственной пошлины.
Суд первой инстанции указал, что поскольку доказательства, свидетельствующие об оказании услуг истцом в ином объеме либо ненадлежащего качества, ответчиком не представлены, у Предпринимателя возникла обязанность по оплате оказанных истцом услуг по обращению с ТКО в спорный период на заявленную в иске сумму.
Предприниматель с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 09.02.2022 отменить.
По мнению ответчика, суд сделал неверный вывод о том, что между сторонами имеются правоотношения на условиях типового договора. Предприниматель ссылается на заявку от 31.01.2019, где указано на вывоз ТКО ежемесячно в объеме 1 контейнера 0,65 куб.м., однако проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.10.2020 N 14177-2021/ТКО (далее - договор, договор N 14177-2021/ТКО) составлен Региональным оператором без учета данных заявки и с нарушением 15-дневного срока. Ответчик ссылается на то, что услуга истцом никогда не оказывалась, ответчик сдавал ТКО в другие организации. О договоре N 14177-2021/ТКО ИП Новоселов В.С. узнал только из материалов дела; полагает, что односторонние акты выполненных работ не могут подтверждать оказание услуг, Предпринимателю не направлялись.
Также Предприниматель просит рассмотреть апелляционную жалобу с его участием.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьей 272.1 АПК РФ, рассмотрев заявленное ходатайство, пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы по имеющимся в материалах дела доказательствам и об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о назначении судебного заседания с вызовом сторон.
Региональный оператор в отзыве на жалобу ссылается на обязанность ответчика заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; письмом от 22.11.2021 ответчик уведомлялся об отсутствии контейнера на площадке. АО "Куприт" возражает по доводу ИП Новоселова В.С. относительно того, что последний узнал о договоре N 14177-2021/ТКО только из материалов дела, в опровержение данного довода ссылается на отмененный Предпринимателем судебный приказ по делу N А28-12147/2021. Решение Арбитражного суда Кировской области от 09.02.2022 Региональный оператор просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подробно позиции сторон изложены письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.03.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.03.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 31.01.2019 Предприниматель подал заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в которой указал, что адрес объекта - Кировская область, Шабалинский район, пгт. Ленинское, ул. Красноармейская 8г; площадь - 335,4 кв.м., используется под магазин; где расположен 1 контейнер объемом 0,65 куб.м., периодичность вывоза - по согласованию с Региональным оператором.
На основании заявки Региональный оператор подготовил проект договора N 14177-2019/ТКО.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определяется датой начала действия утвержденного Региональной службой по тарифам Кировской области единого тарифа на услугу Регионального оператора, но не позднее 01.01.2019, в случае если право собственности на помещение возникло после 01.01.2019 - датой начала оказания услуг является дата возникновения права собственности или иного владения (пункт 1.4 договора).
Стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами N 505 согласно приложению N 1 к договору (пункт 4.1 договора).
В приложении N 1 к договору указано наименование объекта потребителя: Кировская область, Шабалинский район, пгт Ленинское, ул. Красноармейская, д. 8Г, ИП Новоселов В.С., место накопления ТКО: Кировская область, Шабалинский район, пгт Ленинское, ул. Красноармейская; способ учета объема ТКО: по нормативам накопления ТКО, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; показатель расчетной единицы 335,4 кв.м.
Согласно письму администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области от 04.03.2020 N 387-03-23 на заявление ИП Новоселова В.С. контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: пгт Ленинское, ул. Красноармейская, д. 8Г внесена в реестр мест накопления ТКО.
Впоследствии 12.05.2021 Региональным оператором подготовлен проект договора N 14177-2021/ТКО в иной редакции (далее - договор-2021).
Согласно пункту 1.4 договора-2021 дата начала оказания услуг - с 12.05.2021.
В приложении N 1 к договору-2021 указано место накопления ТКО: Кировская область, Шабалинский район, пгт Ленинское, ул. Красноармейская, д. 8Г; способ учета объема ТКО: от количества и объема контейнеров для складирования ТКО; количество контейнеров - 1, объем 0,75 куб.м, периодичность вывоза - 1 раз в неделю.
Указанные договоры Предпринимателем подписаны не были.
В период с января 2019 года по июль 2021 года истец оказывал ответчику услуги, направлял потребителю счета.
Так как оплата не была произведена, выданные судом судебные приказы по возражениям Предпринимателя были отменены, АО "Куприт" обратилось в арбитражный суд с иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
На основании пункта 8 (11) Правил N 1156 потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо) в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) названных Правил (пункт 8 (15) Правил N 1156).
В пункте 8 (18) Правил N 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
В пункте 5 Правил N 505 определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 типового договора,.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что оба договора N 14177-2021/ТКО не были подписаны Предпринимателем, за урегулированием разногласий ответчик также не обращался, об изменении каких-либо данных, на основе которых Региональным оператором производится расчет стоимости услуг, также не сообщал; следовательно, договор между сторонами считается заключенным на условиях типового договора.
В связи с изложенным, услуги оплачиваются потребителем по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу исходя из нормативов накопления отходов с учетом деятельности ответчика.
Фактически, стоимость услуг и способ учета ТКО на протяжении всего периода не изменялись, кроме как по причине изменения тарифа.
Оказание Региональным оператором услуг по транспортированию ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное. Доказательств неоказания услуг Обществом или оказания услуг ненадлежащего качества в материалы дела ответчиком не представлено.
Доказательств оплаты оказанных услуг в материалы дела не представлено.
Довод ответчика о том, что услуги по вывозу мусора оказывали иные лица, подлежит отклонению с учетом следующего.
Устанавливая порядок оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами посредством заключения соответствующего договора с региональным оператором, законодатель в пункте 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрел, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С 01.01.2019 исключительно региональный оператор вправе осуществлять оказание такого вида услуг. Постановка иных выводов создавала бы предпосылки для нарушения собственниками ТКО требований, установленных Законом N 89-ФЗ, путем уклонения от оформления договорных отношений с региональным оператором, как единственно возможным субъектом по сбору, транспортированию и захоронению ТКО.
Таким образом, действующим законодательством предполагается, что при осуществлении торговой деятельности, а также в результате жизнедеятельности персонала в офисных помещениях в период его нахождения на рабочем месте, при санитарной уборке помещений образуются ТКО, что объективно требует их складирования в контейнер в местах (площадках) накопления ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным (статья 426 ГК РФ), заключается по типовой форме и вступает в силу независимо от подписания сторонами, при этом у собственников отходов возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора.
При расчете стоимости услуг истец руководствовался установленными на территории Кировской области нормативами накопления ТКО.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
На основании пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Также региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
К таким отходам относится различного рода бытовой мусор, упаковки от товаров, непригодные для дальнейшего использования пищевые продукты и предметы быта или товары, потерявшие потребительские свойства. Бытовой мусор, образованный юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в процессе своей производственной и/или коммерческой деятельности, а в результате удовлетворения бытовых потребностей физических лиц, также относится к ТКО.
Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий" (Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО")
Вместе с этим договор на оказание услуг по обращению с иными видами отходов, не являющимися ТКО, может быть заключен с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по обращению с указанными видами отходов.
Резюмируя изложенное, апелляционный суд полагает, что ссылка ответчика на имеющие место быть гражданско-правовые отношения по вывозу отходов вторичного сырья с третьими лицами на методику определения объемов ТКО в рассматриваемом случае не влияет.
Исходя из системного толкования статей 24.6, 24.7 Закона N 879-ФЗ данное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности вносить плату АО "Куприт" за объем, рассчитанный исходя из положений действующего законодательства по нормативу, поскольку законодательство при определении объема подлежащего оплате не устанавливает необходимость учета того, сколько фактически образуется у потребителя отходов и исходит из усредненных значений.
Иные доводы, приведенные Предпринимателем в обоснование жалобы, апелляционным судом рассмотрены и отклонены, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, а потому не могут служить поводом для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 09.02.2022 по делу N А28-15261/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Новоселова Владимира Сергеевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Кировской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 2911 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Овечкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-15261/2021
Истец: АО "Куприт"
Ответчик: ИП Новоселов Владимир Сергеевич