г. Саратов |
|
22 апреля 2022 г. |
Дело N А57-20048/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А., судей Землянниковой В.В., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Холсим (Рус)"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 января 2022 года по делу N А57-20048/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Холсим (Рус)" (ОГРН 1146441000177, ИНН 6441025673, 412902, Саратовская область, г. Вольск, ул. Цементников, д. 1),
заинтересованные лица: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (ОГРН 1046405027107, ИНН 6450076459, 410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 70), государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Бондаренко И.Ю. (г. Саратов, ул. Московская, д. 70),
о признании незаконным предписания от 09.06.2021 N 1ПЛ-086/2021 в части,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Холсим (Рус)" Гуськовой Л.М., действующей на основании доверенности от 01.01.2022, представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям Морозовой М.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2022 N 9-И,
иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Холсим (Рус)" (далее - ООО "Холсим (Рус)", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене пункта 4 (в предыдущей редакции пункта 5) предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям, Управление, административный орган) от 09.06.2021 N 1ПЛ-086/2021 в части требований о проведении каротажных исследований, химических и бактериологических анализов, о предоставлении данных в орган, предоставивший лицензию и территориальные геологические фонды, об утверждении эксплуатационных запасов подземных вод в установленном порядке.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14 октября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Холсим (Рус)" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участников процесса, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с лицензией от 30.07.2014 серия СРТ N 01656 вид ВЭ ООО "Холсим (Рус)" осуществляет пользование недрами (добыча подземных вод из двух проектируемых скважин для хозяйственно-питьевого водоснабжения общества).
На основании распоряжений от 23.04.2021 N 351-ОРД, от 28.04.2021 N 369-ОРД Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям проведена плановая выездная проверка ООО "Холсим(Рус)" по вопросу выполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по результатам которой составлен акт от 09.06.2021 N 1ПЛ-086/2021 (т. 2, л.д. 31-56).
В пункте 5 акта проверки от 09.06.2021 N 1ПЛ-086/2021 отражено следующее нарушение:
- установлено нарушение пунктов 1, 2, 7, 10 части 2 статьи 22, пункта 2 статьи 23, пункта 2 части 1 статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), Приказа Минприроды России от 30.07.2020 N 530 "Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод", Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1465 "Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода", выразившееся в том, что на объекте НВОС N 63-0164-001434-П разработка месторождения подземных вод по лицензии СРТ 01656 ВЭ осуществляется в отсутствие утвержденных эксплуатационных запасов подземных вод, проектной документации в установленном порядке, а также в нарушении пункта 3.1 статьи 3, пункта 4.5 статьи 4 условий пользования недрами, а именно зона санитарной охраны первого пояса не установлена радиусом 30 м для каждой скважины, согласование ЗСО источника питьевого водоснабжения от органов санитарного надзора не получено, горноотводные акты и графические приложения, удостоверяющие уточненные границы горного отвода не оформлены и не получены в установленном порядке.
09 июня 2021 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям обществу выдано предписание N 1ПЛ-086/2021, согласно которому ООО "Холсим(Рус)" надлежит в срок до 09.12.2021 устранить выявленные нарушения, в том числе оспариваемое нарушение, указанное в пункте 5 предписания (т. 1, л.д. 55-58).
Письмом от 02.07.2021 N 4473-21 Управление сообщило обществу о внесении изменений, в том числе в пункт 5 акта проверки от 09.06.2021 N 1ПЛ-086/2021 и пункт 5 предписание от 09.06.2021 N 1ПЛ-086/2021.
В соответствии с указанным письмом пункт 4 (в предыдущей редакции пункт 5 предписания) изложен в следующей редакции:
- выявленное нарушение - ООО "Холсим(Рус)" на объекте НВОС N 63-0164-001434-П осуществляет пользование недрами с нарушением условии, предусмотренных лицензией на пользование недрами СРТ 01656 ВЭ (дата государственной регистрации лицензии 30.07.2014), дополнение к лицензии от 25.05.2017 N 110, в отсутствие не проведенных каротажных исследований, химических и бактериологических анализов по всем пробуренным скважинам, не предоставленных данных в орган, предоставивший лицензию и территориальные геологические фонды, не утвержденных эксплуатационных запасов подземных вод; зона санитарной охраны первого пояса не установлена радиусом 30 м. для каждой скважины, согласование ЗСО источника питьевого водоснабжения от органов санитарного надзора не получено".
Нарушены: пункт 3.1 статьи 3, пункт 4.5 статьи 4, пункты 7.1, 7.2 статьи 7, пункт 9.4 статьи 9 условий пользования недрами к лицензии СРТ 01656 ВЭ, пункты 1, 7, 10 части 2 статьи 22, пункт 2 статьи 23, статья 29 Закона о недрах, Приказ Минприроды России от 31.12.2010 N 569 "Об утверждении Требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод"; срок устранения - 09.12.2021 (т. 1, л.д. 81-82).
ООО "Холсим(Рус)", полагая незаконным пункта 4 (в предыдущей редакции пункта 5) предписания Межрегионального управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 09.06.2021 N 1ПЛ-086/2021в части требований о проведении каротажных исследований, химических и бактериологических анализов, о предоставлении данных в орган, предоставивший лицензию и территориальные геологические фонды, об утверждении эксплуатационных запасов подземных вод в установленном порядке, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В части пункта 4 (в предыдущей редакции пункта 5) предписания в части устранения нарушения - не проведении каротажных исследований, химических и бактериологических анализов, не предоставлении данных в орган, предоставивший лицензию и территориальные геологические фонды.
ООО "Холсим(Рус)" считает, что предписание в данной части является незаконным, поскольку при составлении акта проверки от 09.06.2021 N 1ПЛ-086/2021 и первоначального предписания данное нарушение не вменялось Обществу; в результате полученной в процессе рассмотрения административного дела информации о нарушении, орган контроля (надзора) должен был назначить внеплановую проверку, а не включать вновь выявленное нарушение в предписание, выданное по результатам уже оконченной проверки.
Данный довод отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
В данном случае надзорным органом не было допущено грубых нарушений требований к организации и проведению проверок, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N294-ФЗ).
Должностные лица надзорного органа повторно на проверку к заявителю не выходили, дополнительные документы у него не запрашивали, следовательно, какую-либо новую отдельную проверку заявителя не проводили.
Как верно указал суд, положения Федерального закона N 294-ФЗ не содержат запрета на внесение изменений в акт проверки и предписание, выданное по результатам контрольно-надзорного мероприятия.
Внесение изменений в акт проверки и предписание, не относятся в силу части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок.
Проанализировав положения Федерального закона N 294-ФЗ (статьи 16 и 17), суд пришел к выводу об отсутствии прямых запретов на внесение органом, издавшим в пределах своих полномочий ненормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмену этого акта.
Следовательно, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган государственной власти, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе как отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом этого органа ненормативный правовой акт, так и внести в него изменения при наличии предусмотренных законом оснований.
В рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ и необходимых для признания незаконным оспариваемого предписания в данной части, поскольку оно не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу следующего.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод, включая попутные воды, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд регулируются Законом о недрах.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных Законом о недрах.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
Статьей 12 Закона о недрах предусмотрено, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений пользования недрами, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими данному закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Как указано выше, в соответствии с лицензией от 30.07.2014 серия СРТ N 01656 вид ВЭ ООО "Холсим (Рус)" осуществляет пользование недрами (добыча подземных вод из двух проектируемых скважин для хозяйственно-питьевого водоснабжения общества).
Согласно пункту 31. Условий пользования недрами к лицензии СРТ N 01656 ВЭ пользователь недр обязан представить в орган, предоставивший лицензию и территориальные геологические фонды данные каротажных исследований, химических и бактериологических анализов.
Данное условие Обществом не выполнено. Надлежащих доказательств обратного судам не представлено. Паспорта скважины таким доказательством не являются.
Довод Общество о том, что в октябре 2021 года внесены изменения в условия лицензии СРТ N 01656 ВЭ, а именно исключена обязанность по проведению каротажных исследований, химических и бактериологических анализов и предоставлении данных в орган, предоставивший лицензию и территориальные геологические фонды, отклоняется судебной коллегией, поскольку такие изменения внесены после выдачи оспариваемого предписания.
Общество вправе обратиться в административный орган с соответствующим заявлением на стадии исполнения оспариваемого предписания.
В части пункта 4 (в предыдущей редакции пункта 5) предписания в части устранения нарушения - об отсутствии утвержденных эксплуатационных запасов подземных вод в установленном порядке, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, лицензия СРТ N 01656 ВЭ получена заявителем в порядке переоформления лицензии СРТ N 00262 ВЭ, выданной ОАО "Вольскцемент" в 1997 году с целью добычи подземных вод из трех проектируемых скважин для хозяйственно-питьевого водоснабжения (т. 1, л.д. 89-93).
Условия лицензии СРТ N 01656 ВЭ не содержат обязанности Общества о проведении государственной экспертизы запасов, об утверждении эксплуатационных запасов подземных вод.
Тот факт, что условия лицензии предусматривают проведение определенных работ, не свидетельствует о таком условии, как утверждение в установленном порядке эксплуатационных запасов подземных вод.
В свою очередь, судебный коллегией установлено следующее.
В соответствии с абзацем 1 статьи 29 Закона о недрах (в редакции Федерального закона от 27.12.2019 N 505-ФЗ, действующей с 08.01.2020) запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Согласно абзацу 2 статьи 29 Закона о недрах предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением предоставления участков недр местного значения для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона.
Статьей 23.2 Закона о недрах предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 459-ФЗ внесены изменения в статью 29 Закона о недрах, согласно которым с 01.01.2015 в общее правило о необходимости проведения государственной экспертизы полезных ископаемых введено исключение, в силу которого от проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых освобождены как запасы полезных ископаемых разведанных месторождений, так и добыча подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
25 мая 2017 года уполномоченным органом внесено дополнение в лицензию СРТ N 01656 ВЭ, согласно которому окончание срока лицензии замено на слова - 02.07.2042; в пункте 4.1. условий недропользование максимальная величина и режим отбора подземных вод на хозяйственно-питьевые нужды установлена - не более 95,74 кубических метров в сутки (т. 2, л.д. 72-73).
Следовательно, поскольку Общество осуществляет добычу подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения и технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, у Общества отсутствует обязанность по проведения государственной экспертизы запасов и их утверждению.
Довод апелляционной жалобы о том, что согласно лицензии Общество обязано было провести геологоразведочные работы и, следовательно, произвести по их результатам оценку запасов, отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Судебная коллегия признает обоснованным довод Общества о том, что предусмотренные условиями лицензии работы пробурить разведочную скважину с последующим проведением картонажа и последующим уточнением целесообразности проведения дальнейших работ, не является геологоразведочными работами, предусматривающими целый ряд стадий и завершающийся проведением государственной экспертизы запасов и их утверждению.
Более того, Федеральным законом от 29.12.2014 N 459-ФЗ внесены изменения в статью 29 Закона о недрах, согласно которым с 01.01.2015 в общее правило о необходимости проведения государственной экспертизы полезных ископаемых введено исключение, в силу которого от проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых освобождены как запасы полезных ископаемых разведанных месторождений, так и добыча подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
В редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 459-ФЗ в статье 29 Закона о недрах было указано, что от государственной экспертизы освобождены разведанные запасы полезных ископаемых, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Федеральным законом от 27.12.2019 N 505-ФЗ внесены дополнительные изменения в статью 29 Закона о недрах, согласно которым, помимо исключения, в силу которого от проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых освобождены как запасы полезных ископаемых, так и добыча подземных вод объемом не более 100 м3 в сутки, внесено исключение о том, что месторождение полезных ископаемых и подземных вод должно быть разведано, то есть проведен поиск и оценка подземных вод.
Таким образом, актуальная редакция статьи 29 Закона о недрах изложена следующим образом: "Запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых".
Соответственно, согласно абзацу 1 статьи 29 Закона о недрах, указанные в ней исключения распространяются, в том числе и на запасы подземных вод, и на добычу подземных вод, при этом разведка месторождений (поиск и оценка) подземных вод, также исключена из статьи 29 Закона о недрах.
Указанная позиция подтверждена Определением Верховного Суда Российской Федерации N 309-КГ16-16727 от 09.12.2016, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30.08.2016 по делу N А76-27263/2015, а также Письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.04.2018 N11-50/03368-ОГ.
При указанных обстоятельствах, поскольку условия лицензии СРТ N 01656 ВЭ не содержат обязанности Общества по проведению государственной экспертизы запасов, об утверждении эксплуатационных запасов подземных вод и Общество осуществляет добычу подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения и технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, пункт 4 (в предыдущей редакции пункта 5) предписания административного органа от 09.06.2021 N 1ПЛ-086/2021 в части требования об утверждении эксплуатационных запасов подземных вод, является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании вышеизложенного, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным пункта 4 (в предыдущей редакции пункта 5) предписания административного органа от 09.06.2021 N 1ПЛ-086/2021 в части требования об утверждении эксплуатационных запасов подземных вод.
В данной части требования Общества подлежат удовлетворению.
В остальной части решение суда является законным, отмене, либо изменению не подлежит.
В связи с частичным удовлетворением требований заявителя, в порядке статьи 110 АПК РФ с Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям в пользу ООО "Холсим (Рус)" судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела в суде первой и апелляционной инстанций в сумме 4500 руб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 января 2022 года по делу N А57-20048/2021 отменить в части.
Признать недействительным пункт 4 (в предыдущей редакции пункта 5) предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям от 09.06.2021 N 1ПЛ-086/2021 в части требования об утверждении эксплуатационных запасов подземных вод.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям в пользу общества с ограниченной ответственностью "Холсим (Рус)" судебные расходы в сумме 4500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-20048/2021
Истец: ООО ХолсимРус
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям, Межрегиональное управоение Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям
Третье лицо: Бондаренко И.Ю. государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям, Государственный инспектор Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям Бондаренко И.Ю., Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Бондаренко И.Ю.