город Ростов-на-Дону |
|
22 апреля 2022 г. |
дело N А53-27452/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от истца: представитель Антонова Е.В. по доверенности от 20.01.2021, представитель Едленко Н.А. по доверенности от18.12.2020,
от Министерства транспорта Ростовской области: представитель Федотова Л.В, по доверенности от 02.03.2022,
от Министерства транспорта Ростовской области: представитель Пушкарева В.М. по доверенности от 30.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства транспорта Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2022 по делу N А53-27452/2021
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ИНН 7708503727 ОГРН 1037739877295) к Министерству транспорта Ростовской области
(ИНН 6163053715 ОГРН 1026103159026),
Министерству финансов Ростовской области о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Министерству транспорта Ростовской области и Министерству финансов Ростовской области (далее - ответчики) о взыскании излишне перечисленных денежных средств по соглашению о пожертвовании от 28.05.2018 N 2933461 в размере 200 885 482,39 руб. (уточненные требования).
Исковые требования мотивированы тем, что денежные средства израсходованы Министерством транспорта РО не по целевому назначению, определенному соглашением сторон от 28.05.2018 N 2933461 и с нарушением установленного соглашением срока.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 07.10.2021 суд удовлетворил ходатайство истца и привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство финансов Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2022 по делу N А53-27452/2021 исковые требования удовлетворены частично.
С Министерства транспорта Ростовской области в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 200 616 577,20 руб. задолженности и 199740 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении требований к Министерству финансов Ростовской области отказать.
Министерство транспорта Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что представленные в материалы дела протокол совещания и акт обследования автомобильных дорог не несут императивного характера для установления перечня дорог, в отношении которых необходимо производить ремонтные работы. В перечень реконструируемых объектов вносились изменения дополнительным соглашением.
Представитель Министерства финансов Ростовской области ходатайствовал о приобщении отзыв на жалобу.
Суд приобщил отзыв к материалам дела.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд исследовал материалы дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.05.2018 между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (общество) и Министерством транспорта Ростовской области заключено соглашение N 2933461 (далее - соглашение о пожертвовании) на передачу денежных средств в качестве безвозмездных перечислений в областной бюджет Ростовской области (пожертвование) на выполнение работ по восстановлению автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, расположенных на территории Ростовской области.
В силу п. 1.1 соглашения о пожертвовании общество в качестве пожертвования перечисляет денежные средства в областной бюджет Ростовской области в размере 1 306 570 550,04 руб. для выполнения работ по восстановлению автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, расположенных на территории Ростовской области, поврежденных в ходе строительства железнодорожной линии на участке Журавка-Миллерово согласно приложению N 1 к настоящему соглашению.
Главным администратором доходов, передаваемых по настоящему соглашению, является Министерство транспорта РО.
В приложении N 1 к соглашению о пожертвовании сторонами согласован Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, расположенных на территории Ростовской области, поврежденных в ходе строительства железнодорожной линии на участке Журавка-Миллерово с указанием общей протяженности в километрах.
Дополнительным соглашением N 1 от 09.11.2018 в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружения на них, рассоложенных на территории Ростовской области, поврежденных в ходе строительства железнодорожной линии на участке Журавка-Миллерово внесены изменения. Сторонами согласован следующий перечень автомобильных дорог, подлежащих ремонту:
Подъезд общего пользования межмуниципального значения от магистрали "Дон" к ст. Мальчевская в Миллеровском районе - протяженность 7,45 км
Автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения ст. Мальчевская - с. Колодези в Миллеровском районе - протяженность 9,8 км
Автомобильная дорога общего пользования регионального назначения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковском районе - протяженность 29,743 км
Автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения с. Маньково-Калитвенское - с. Михайлово-Александровка в Чертковском районе - протяженность 24,4 км
Подъезд общего пользования межмуниципального значения I от магистрали "Дон" к с. Сохрановка в Чертковском районе - протяженность 3,9 км
Подъезд общего пользования межмуниципального значения от автомобильной дороги "магистраль "Дон - пос. Чертково" к с. Щедровка в Чертковском районе - протяженность 11,2 км
Мостовой переход на км 8+467 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковском районе - протяженность 0,14 км
Автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения пос. Чертково (от а/д "магистраль "Дон - пос. Чертково") с. Осиково в Чертковском районе - протяженность 3,0 км.
Согласно п. 2.3.1 соглашения о пожертвовании Министерство транспорта РО обязуется использовать денежные средства, полученные от общества, исключительно для целей указанных в п. 1.1. соглашения.
В соответствии с п. 2.3.5 соглашения о пожертвовании Министерство транспорта РО обязуется получить письменное согласие общества, оформленное дополнительным соглашением к настоящему соглашению, на использование денежных средств, указанных в пункте 1.1. настоящего соглашения, на цели, не предусмотренные пунктом 1.1. настоящего соглашения (в случае, когда использование денежных сумм в соответствии с указанными в настоящем Соглашении целями становится невозможным вследствие изменившихся обстоятельств).
В силу п. 2.3.7. соглашения о пожертвовании Министерство транспорта РО обязуется ежегодно, в срок до 20 января года, следующего за отчетным, представлять обществу отчет о целевом расходовании денежных средств, перечисленных обществом по настоящему Соглашению, и фактически произведенных расходах в соответствии с приложением N 2 к настоящему Соглашению.
Пунктом 2.3.8 соглашения о пожертвовании предусмотрено, что Министерство транспорта РО обязуется возвратить денежные средства обществу в части, целевое использование которых не подтверждено документацией, представленной Минтрансом РО, в течение 5 рабочих дней со дня получения требования общества.
Согласно п. 2.3.10 соглашения о пожертвовании Министерство транспорта РО обязуется осуществить расходование денежных средств, перечисленных обществом в соответствии с пунктом 1.1. настоящего соглашения, в срок до 25 декабря 2019. Указанный срок может быть изменен по соглашению сторон. В соответствии с разделом 6 соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует по 25 марта 2020 года.
Как видно из материалов дела, указанное соглашение о пожертвовании заключено между истцом и Министерством транспорта РО на основании протокола совещания у начальника Департамента капитального строительства А.С. Макарова от 16.05.2017 N ЦУКС-114/пр, на котором участники совещания, в том числе представители истца и ответчика (Министерства транспорта РО), приняли решение о необходимости ремонта автомобильных дорог - доведения их до состояния начала строительства железной дороги Журавка-Миллерово.
Сторонами указанного совещания составлен Акт обследования автомобильных дорог общего пользования межмуниципального и муниципального значения, задействованных при реализации проекта "Строительство железнодорожной линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск. 1 этап, Двухпутная электрифицированная железная на участке Журавка-Миллерово", в котором отмечено, что разрушения автомобильных дорог являются следствием эксплуатации этих объектов большегрузным техническим транспортом при строительстве железнодорожной линии. Сторонами согласованы ведомости дефектов и объемы намечаемых работ по восстановлению автомобильных дорог Ростовской области.
На основании соглашения о пожертвовании истец перечислил ответчику денежные средства в сумме 1 306 570 550,04 руб., что подтверждается платежным поручением от 31.05.2018 N 83 (назначение платежа - перечисление денежных средств по соглашению пожертвования от 28.05.2018 N 293346).
Таким образом, соглашение о пожертвовании исполнено истцом.
На протяжении 2018-2020 годов ответчиком в адрес истца были направлены отчеты о целевом расходовании денежных средств, полученных в рамках соглашения, то есть соглашение исполнялось ответчиком (Министерством транспорта РО).
Как указывает истец и не оспаривается ответчиком (Министерством транспорта РО), согласно отчету за 2018 год по целевому назначению было израсходовано 565 134 229,64 руб., согласно отчету за 2019 год по целевому назначению израсходовано 529 819 859,67 руб. Общая сумма израсходованных ответчиком денежных средств на восстановление автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружении на них, расположенных на территории Ростовской области, поврежденных в ходе строительства железнодорожной линии на участке Журавка-Миллерово, составила 1 094 954 089,31 руб.
Истец указывает на то, что после окончания срока действия соглашения и прекращения обязательств Министерства транспорта РО по расходованию средств пожертвования, сумма денежных средств, неизрасходованных получателем пожертвования, составляла 211 616 460,73 руб.
Истец направил в адрес ответчика (Министерство транспорта РО) письма от 20.05.2020 исх-10795, от 11.09.2020 исх-4149/ЦУКС, от 04.02.2021 исх-2250 с требованиями возвратить образовавшуюся экономию.
Письмом от 15.02.2021 исх. N 15/775 (в ответ на письмо от 04.02.2021) Министерство транспорта РО признало сумму, подлежащую к возврату, в размере 10 730 978,34 руб. Платежным поручением от 15.03.2021 N 126653 ответчик (Министерство транспорта РО) осуществил возврат денежных средств в сумме 10 730 978,34 руб.
Истец направил в адрес ответчика (Министерства транспорта РО) претензию от 22.04.2021 исх.-8780 с требованием осуществить возврат оставшихся денежных средств в сумме 200 885 482,39 руб., целевое использование которых не подтверждено документацией в соответствии с условиями соглашения.
В ответном письме от 22.06.2021 исх. N 151/877 Министерство транспорта РО указало на то, что в настоящее время отсутствуют какие-либо возражения относительно продления соглашения со стороны истца, ни одной из сторон не заявлено требование об одностороннем отказе от его исполнения, в связи с чем ответчик считает соглашение действующим, и оснований для возврата неосвоенных до настоящего времени денежных средств не имеется.
Возражая против удовлетворения требований истца, ответчик (Министерство транспорта РО) также ссылается на то, что в адрес истца было направлено письмо Губернатора Ростовской области от 28.08.2020 N 1/580 с предложением продлить срок действия соглашения, и включить в него дополнительные дороги общего пользования для последующего ремонта за счет средств образовавшейся экономии, а также письмо от 15.02.2021 с приложением копий отчетов по использованию денежных средств и проекта дополнительного соглашения, в соответствии с которым продлевается срок действия соглашения и корректируется перечень дорог, подлежащих восстановлению.
Предложение ответчика истцом не принято, изменения в спорное соглашение о пожертвовании в части срока и объектов, в отношении которых выделены денежные средства, не внесены.
Как указывает истец, сумма, подлежащая возврату ОАО "РЖД" в связи с отсутствием подтверждения расходования денежных средств в согласованный срок и по целевому назначению, составляет 200 885 482,39 руб. (211 616 460,73 руб. - 10 730 978,34 руб.).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в суд с иском.
Факт получения данных отчетов подтвержден истцом, которым представлены соответствующие документы в материалы дела.
Отчет о расходовании денежных средств в сумме 79 602 002,51 руб. (179 905,19 руб. + 79 422 097,32 руб.) направлен ответчиком в адрес истца сопроводительным письмом от 02.10.2020 N 15/5206. Из отчета и приложенных к нему документов следует, что денежные средства израсходованы ответчиком на авторский надзор при реконструкции мостового перехода на км 8+647 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковском районе (179 905,19 руб.) и на капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково на участке км 13+150 - км 13+450 в Чертковском районе (79 422 097,32 руб.). (л.д. 21-72 т. 2).
К отчету приложены первичные документы:
государственный контракт от 26.08.2019 N 108-ГК, заключенный между Министерством транспорта Ростовской области (заказчик) и ООО "Новый проект" (исполнитель), на оказание услуг по авторскому надзору за реконструкцией мостового перехода на км 8+647 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковском районе. Актом N 1 от 18.03.2020 заказчиком и исполнителя приняты услуги по авторскому надзору за реконструкцией мостового переход на сумму в размере 179 905,19 руб. Платежным поручением от 27.03.2020 N 152617 услуги оплачены;
государственный контракт от 11.07.2019 N 015820000519000037 71566-ГК, заключенный между Министерством транспорта Ростовской области (заказчик) и ООО "Техноконцепт" (подрядчик), на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково на участке км 13+150 - км 13+450 в Чертковском районе, цена работ - 80489986,37 руб. (п. 2.1 в редакции дополнительного соглашения N 3 от 10.08.2020). Приложением N 1 к данному контракту определен перечень работ по контракту. Акт приемки законченных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения "магистраль "Дон" - пос. Чертково на участке км 13+150 - км 13+450 в Чертовском районе подписан приемочной комиссией заказчика 28.08.2020 с указанием суммы выполнения - 79 422 097,32 руб. Работы по контракту от 11.07.2019 N 015820000519000037 71566-ГК оплачены платежными поручениями на общую сумму в размере 79 422 097,32 руб. (платежным поручением от 14.09.2020 N 557700 на сумму 19 900 000 руб., платежным поручением от 14.09.2020 N 557713 на сумму 44 735 963,74 руб., от 14.09.2020 N 557699 на сумму 14 786 133,58 руб.).
Отчет о расходовании денежных средств в сумме 89 000 рублей направлен истцом ответчику сопроводительным письмом от 14.12.2020 N 15/6840. К отчету приложен государственный контракт от 25.11.2019 N 165-ГК на выполнение работ по межеванию земельных участков, заключенный между Министерством транспорта Ростовской области и ООО "Бюро топографических изысканий - Кадастр и Оценка", предметом которого является выполнение работ по межеванию земельных участков, подлежащих формированию из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с реконструкцией мостового перехода на км 8+467 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковской районе, а также акт сдачи-приемки работ от 08.10.2020 и документ об оплате работ от 22.10.2020 (л.д. 16-20 т. 2).
Отчет о расходовании денежных средств в сумме 121 194 479,74 руб. направлен ответчиком в адрес ОАО "РЖД" сопроводительным письмом от 26.01.2021 N 15/363 (л.д. 75-159 т. 2, л.д. 1-41 т. 3). К отчету приложены государственные контракты, заключенные ответчиком с порядной организацией (ООО Ростовской ДСУ") на выполнение следующих работ:
ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины) на участке км 0+000 - км 1+320 в Миллеровском районе на сумму 14 462 615,14 руб. (государственный контракт от 21.10.2020 N 0158200000520000214_71556-ГК), ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины) на участке км 17+170 - км 18+920 в Миллеровском районе на сумму 17 112 249,65 руб. (государственный контракт от 20.10.2020 N 0158200000520000215_71556-ГК), ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины) на участках км 12+120 - км 14+240, км 14+540 - км 15+000 в Миллеровском районе на сумму 23 388 571,49 руб. (государственный контракт от 20.10.2020 N 0158200000520000216_71556-ГК), ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины) на участке км 34+018 - км 36+313 в Миллеровском районе на сумму 22 694 965,80 руб. (государственный контракт от 19.10.2020 N 0158200000520000217_71556-ГК), ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "Магистраль "Дон" - сл. Дегтево на участке км 0+000 - км2+900 в Миллеровском районе на сумму 23 956 359,35 руб. (государственный контракт от 19.10.2020 N 0158200000520000218_71556-ГК), ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "Магистраль "Дон" - с. Ольховник на участке км 0+300 - км2+600 в Чертковском районе на сумму 19 579 718,45 руб. (государственный контракт от 21.10.2020 N 0158200000520000219_71556-ГК).
К отчету также приложены документы о приемке работ по контрактам и об оплате данных работ, произведенной министерством транспорта РО в декабре 2020 года.
Ответчик (Министерство транспорта РО) ссылается на то, что сумма пожертвования была израсходована полностью на ремонт автодорог в 2020 году, а значит, не подлежит возврату.
Ответчик (Министерство финансов РО), возражая против иска, указывает, что Министерством транспорта Ростовской области не нарушены условия соглашения по причине того, что денежные средства были освоены по целевому назначению, предусмотренному соглашением. Кроме того, Министерство финансов РО, ссылается на то, что соглашение заключено с Министерством транспорта РО, и указным органом использовались денежные средства, которые были перечислены в областной бюджет Ростовской области, а не в Министерство финансов Ростовской области. В соответствии с пунктами 2.1.13, 2.1.15 Положения о Министерстве транспорта Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 N 133, Министерство транспорта Ростовской области осуществляет закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд и заключает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. Осуществляет функции главного администратора доходов областного бюджета, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством. Согласно постановлению Правительства Ростовской области от 24.11.2011 N 172 "Об утверждении Положения о министерстве финансов Ростовской области" Министерство финансов является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим полномочия по организации и исполнению областного бюджета (пп. 2.12 п. 2.1 р. 2).
В свою очередь, истец настаивает на том, что денежные средства, указанные в отчетах Министерства транспорта РО за 2020 год, на общую сумму 200 885 482,39 руб. (79 602 002,51 руб. + 89 000 руб. + 121 194 479,88 руб.) использованы не по целевому назначению, денежные средства израсходованы ответчиками после истечения срока действия соглашения о пожертвовании, а сами отчеты предоставлены Министерством транспорта РО несовременно. Следовательно, указанная сумма израсходована не в соответствии с условиями соглашения и подлежит возврату.
Из материалов дела усматривается, что между сторонами возникли правоотношения по пожертвованию денежных средств, регулируемые нормами главы 32 Гражданского кодекса Российской Федерации и договором.
В силу п. 1, 5 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (пункт 1 статьи 124 ГК РФ).
На основании пункта 3 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 16.07.2015 N 1821-О, положения абзаца первого пункта 3 статьи 582 ГК РФ, закрепляя применительно к случаям пожертвования имущества юридическому лицу возможность для жертвователя определить назначение, по которому будет использоваться пожертвованное имущество, и предусматривая, что в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества, во взаимосвязи с абзацем вторым данного пункта, согласно которому юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества, направлены на реальное обеспечение использования безвозмездно передаваемого жертвователем имущества в общеполезных целях (пункт 1 данной статьи).
Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования (пункт 5 статьи 582 ГК РФ).
Таким образом, основанием для расторжения договора и требования о возврате денежных средств является их нецелевое использование.
Из представленных в материалы дела доказательств (отчетов о расходовании денежных средств) следует, что денежные суммы пожертвования использованы ответчиком по назначению, указанному в соглашении сторон и в обозначенный сторонами срок в части, а именно:
отчетом за 2018 год подтверждено использование ответчиком денежных средств на сумму 565 134 229,64 руб. в соответствии с условиями соглашения (в отношении объектов, перечисленных в приложении N 1 к соглашению), отчетом за 2019 год подтверждено использование ответчиком денежных средств на сумму 529 819 859,67 руб. в соответствии с условиями соглашения (в отношении объектов, перечисленных в приложении N 1 к соглашению).
Относительно использования по целевому назначению денежных средств, обозначенных Министерством транспорта РО в отчетах за 2018 и 2019 годы и израсходованных на ремонт объектов, перечисленных в приложении N 1 к соглашению о пожертвовании, у сторон не имеется разногласий. Истец признает расходование ответчиком данных денежных средств в общей сумме 1 094 954 089,31 руб. по назначению, определенному соглашением.
Материалами дела также подтверждено, что платежным поручением от 15.03.2021 N 126653 Министерством транспорта Ростовской области осуществило возврат денежных средств в сумме 10 30 978,34 руб. (л.д. 26 т. 1).
Как следует из материалов дела, между сторонами спора (ОАО "РЖД" и Министерство транспорта Ростовской области) велись переговоры по поводу внесения изменений в приложение N 1 к соглашению от 28.05.2018 N 2933461 о включении в перечень объектов, подлежащих финансированию за счет средств пожертвования, и о продлении срока действия соглашения. Такие изменения в соглашение не внесены, дополнительное соглашение сторонами не подписано.
Таким образом, предметом оценки являются обстоятельства правомерности расходования ответчиком в 2020 году денежных средств в общей сумме 200 885 482,39 руб. на основании соглашения о пожертвовании от 28.05.2018 N 2933461.
Требование о взыскании денежных средства в размере 200 885 482,39 руб. истцом адресовано к Ростовской области в лице Министерства транспорта Ростовской области и Министерства финансов Ростовской области солидарно.
По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с правовым подходом, изложенным в определении Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 18.02.2013 N ВАС-1175/13, в предмет доказывания по требованию о возврате денежных средств, перечисленных в качестве пожертвования, входит установление условий пожертвования - определение того, каким образом назначение пожертвования закреплено соглашением сторон, а также выяснение вопроса о том, соблюдались ли получателем денежных средств условия соглашения о пожертвовании в части использования денежных средств по назначению. Как указано в данном определении суда, исходя из части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельство использования пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением обязан доказать истец, который основывает свои исковые требования на указанном обстоятельстве.
Арбитражная практика также исходит из необходимости выяснения и оценки данных обстоятельств для правильного разрешения спора (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.06.2017 по делу N А07-18159/2016, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.10.2019 по делу N А75-17001/2018).
Материалами дела подтверждено, что заключению соглашения о пожертвовании предшествовали переговоры сторон, связанные с тем, что при строительстве железной дороги Журавка-Миллерово истцом повреждены автомобильные дороги общего пользования межмуниципального и муниципального значения. Сторонами принято решение о необходимости ремонта дорог - приведения их в исходное состояние за счет средств ОАО "РЖД". Сторонами составлен Акт обследования автомобильных дорог общего пользования межмуниципального и муниципального значения, задействованных при реализации проекта "Строительство железнодорожной линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск. 1 этап, Двухпутная электрифицированная железная на участке Журавка-Миллерово" от 08.09.2017 (далее - Акт обследования от 08.09.2017), и согласованы дефектные ведомости, отражающие участки дорог, требующие ремонта и объемы подлежащих выполнению работ.
При заключении спорного договора стороны условились, что перечисленные в качестве пожертвования в областной бюджет Ростовской области денежные средства в размере 1 306 570 550,04 руб. имеют определенное целевое назначение - для выполнения работ по восстановлению автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, расположенных на территории Ростовской области, поврежденных в ходе строительства железнодорожной линии на участке Журавка-Миллерово.
Приложением N 1 к соглашению (в редакции дополнительного соглашения от от 09.11.2018 N 1) сторонами согласован Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, расположенных на территории ростовской области, поврежденных в строительства железнодорожной линии на участке Журавка-Миллерово с указанием общей протяженности в километрах.
Таким образом, при заключении соглашения пожертвования сторонами определено целевое назначение использования денежных средств с указанием наименования объектов и видов работ (определены объемы работ в дефектных ведомостях).
Спор по поводу целевого использования денежных средств в общей сумме 1 094 954 089,31 руб. в 2018 и 2019 годах между сторонами не ведется. Истец полагает, что ответчиками в данной части соблюдены условия соглашения.
Спорной является сумма в размере 200 885 482,39 руб., указанная в отчетах Министерства транспорта РО за 2020 год (отчет на суммы 79 602 002,51 руб., 89 000 руб. и 121 194 479,88 руб.).
Судом исследован вопрос об использовании денежных средств в определенных соглашением целях и установлено следующее.
Из представленных истцом отчетов, полученных от Министерства транспорта РО в 2020 году, следует, что ответчиком не по целевому назначению, указанному в соглашении сторон, использованы денежные средства в сумме 121 194 479,74 руб.
Так, к отчету на сумму 121 194 479,88 руб. Министерством транспорта РО приложены государственные контракты, заключение ответчиком (заказчиком) с привлеченной им подрядной организацией в октябре 2020 года на выполнение работ по ремонту следующих автомобильных дорог:
ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины) на участке км 0+000 - км 1+320 в Миллеровском районе в размере 14 462 615,14 руб.
ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины) на участках км 12+120 - км 14+240, км 14+540 - км 15+000 в Миллеровском районе в размере 23 388 571,49 руб.
ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины) на участке км 17+170 - км 18+920 в Миллеровском районе в размере 17 112 249,65 руб.
ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Миллерово - г. Луганск (до границы Украины) на участке км 34+018 - км 36+313 в Миллеровском районе в размере 22 694 965,80 руб.
ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "Магистраль "Дон" - сл. Дегтево на участке км 0+000 - км2+900 в Миллеровском районе в размере 23 956 359,35 руб.
ремонт автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "Магистраль "Дон" - с. Ольховник на участке км 0+300 - км2+600 в Чертковском районе в размере 19 579 718,45 руб.
В дефектных ведомостях, согласованных сторонами при составлении Акта обследования автомобильных дорог от 08.09.2017, требующих ремонта, и в перечне дорог, определенных сторонами при заключении соглашения о пожертвовании (приложение к соглашению о пожертвовании в редакции дополнительного соглашения от 09.11.2018 N 1) вышеперечисленные объекты (автомобильные дороги) не значатся.
Таким образом, истцом доказано использование ответчиком (Министерством транспорта РО) пожертвования на сумму 121 194 479,74 руб. не по целевому назначению, указанному в договоре.
Кроме того, согласно п. 2.3.10 соглашения Министерство транспорта РО обязуется осуществить расходование денежных средств, перечисленных обществом в соответствии с пунктом 1.1. настоящего соглашения, в срок до 25 декабря 2019. Указанный срок может быть изменен по соглашению сторон. В соответствии с разделом 6 соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует по 25 марта 2020 года.
На момент заключения государственных контрактов на общую сумму 121 194 479,74 руб. (октябрь 2020 года) обязательства сторон были прекращены в виду истечения срока действия договора (срок истек 25.03.2020), срок исполнения обязательств которому был ограничен 25.12.2019 (статья 425 Гражданского кодекса Российской Федерации). Материалами дела подтверждено, что истец не согласился с предложениями Министерства транспорта РО о продлении срока исполнения обязательств по соглашению о включении в перечень объектов, в отношении которых могут быть расходованы средства пожертвования тех объектов, в отношении которых истцом заключены государственные контракты в октябре 2020 года.
Следовательно, правовых оснований расходования средств пожертвования в общей сумме 121 194 479,88 руб. после 25.03.2020 на основании соглашения, обязательства сторон по которому прекращены, на стороне ответчика (Министерства транспорта РО) не имелось.
Истцом также заявлено требование о возврате израсходованных ответчиком денежных средств в сумме 79 602 002,51 руб.
Из отчета и приложенных к нему документов следует, что денежные средства в сумме 79 602 002,51 руб. израсходованы ответчиком (Министерством транспорта РО) на:
капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково на участке км 13+150 - км 13+450 в Чертковском районе (государственный контракт от 11.07.2019 N 0158200000519000037_71556-ГК, сумма - 79 422 097,32 руб.), авторский надзор при реконструкции мостового перехода на км 8+647 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковском районе (государственный контракт от 26.08.2019 N 108-ГК, сумма - 179 905,19 руб.).
Из условий государственного контракта от 11.07.2019 N 0158200000519000037_71556-ГК и из первичной документации о приемке работ (актов формы КС-2) следует, что предметом контракта являюсь фактически выполнение работ по обустройству на автомобильной дороге общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - Чертково, на участке км 13+150-13+450 системы весового и габаритного контроля.
Так, в приложении N 1 к дополнительному соглашению от 10.08.2020 N 2 поименованы виды работы, подлежащие выполнению в рамках данного контракта, среди прочих видов работ поименованы следующие работы: система весогабаритного контроля без программного обеспечения с оборудованием (пункт 8); базовый комплект программного обеспечения для выдачи специальных разрешений и согласований на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (пункт 15).
Из представленных в материалы дела актов формы КС-2 от 10.08.2020 N 1, N 2, N 3 следует, что Министерством транспорта РО приняты работы по устройству, строительству нового объекта: "Система дорожного весогабаритного контроля (для двух полос движения)" на суммы 14 786 133,58 руб., 40 088 027,06 руб., 4 647 936,68 руб.
Актом о приеме-передачи неисключительных прав (лицензии) от 28.08.2020 Министерством транспорта Ростовской области приобретен базовый комплект программного обеспечения для выдачи специальных разрешений и согласований на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства стоимостью 19 900 000 руб.
Вместе с тем, дефектными ведомостями на проведение ремонтных работ, согласованными сторонами при составлении Акта обследования автомобильных дорог от 08.09.2017, не предусмотрено проведение ремонтных работ в отношении Системы дорожного весогабаритного контроля. Более того, из ведомости, составленной в отношении выявленных дефектов автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - Чертково следует, что участок автомобильной дороги км 13+150-13+450, обозначенный в государственном контракте от 11.07.2019 N 0158200000519000037_71556-ГК, ремонту не подлежал.
Представитель ответчик (Министерство транспорта РО) не оспаривал факт того, что по государственному контракту от 11.07.2019 N 0158200000519000037_71556-ГК им были заказаны работы по устройству нового объекта дорожной инфраструктуры - Системы весового и габаритного контроля, который не мог быть поврежден истцом, поскольку отсутствовал ранее на данном участке автодороги. Однако ответчик полагал, что при капитальном ремонте автомобильной дороги устройство такой системы целесообразно и необходимо.
Суд первой инстанции обоснованно согласился с доводом ответчика (Министерства транспорта РО) о необходимости и целесообразности устройства такой системы с целью обеспечения сохранности автомобильных дорог и минимизации ущерба автомобильным дорогам общего пользования на территории Ростовской области, однако заключая спорное соглашение о пожертвовании, стороны выразили волю и согласились использовать денежные средства пожертвования на проведение ремонтных работ "по восстановлению автомобильных дорог общего пользования" (пункт 1.1. соглашения), "доведения их до состояния до начала строительства железной дороги" (пункт 1 протокола совещания у начальника Департамента капитального строительства А.С. Макарова от 16.05.2017 N ЦУКС-114/пр.). В составленных сторонами дефектных ведомостях не предусмотрено выполнение за счет средств пожертвования работ по устройству системы весогабаритного контроля на ремонтируемых участках автодорог.
Таким образом, истцом доказано использование ответчиком (Министерством транспорта РО) пожертвования на сумму 79 422 097,32 руб. не по целевому назначению, указанному в договоре.
Пунктом 2.3.8 соглашение предусмотрено, что Министерство транспорта РО обязуется возвратить денежные средства обществу в части, целевое использование которых не подтверждено документацией, представленной Минтрансом РО, в течение 5 рабочих дней со дня получения требования общества.
Такие требования истцом заявлены.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Требования в данной части правомерны и подлежат удовлетворению на общую сумму 200 616 577,20 руб. (121 194 479,88 руб. + 79 422 097,32 руб.).
Истцом заявлено требование о возврате израсходованных ответчиком денежных средств в сумме 89 000 рублей.
Материалами дела подтверждено, что отчет о расходовании денежных средств в сумме 89 000 рублей направлен истцом ответчику сопроводительным письмом от 14.12.2020 N 15/6840. К отчету приложен государственный контракт от 25.11.2019 N 165-ГК на выполнение работ по межеванию земельных участков, заключенный между Министерством транспорта Ростовской области и ООО "Бюро топографических изысканий - Кадастр и Оценка", предметом которого является выполнение работ по межеванию земельных участков, подлежащих формированию из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с реконструкцией мостового перехода на км 8+467 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковской районе, а также акт сдачи-приемки работ от 08.10.2020 и документ об оплате работ от 22.10.2020.
Истом заявлено требование о возврате израсходованных ответчиком денежных средств в сумме 179 905,19 руб.
Отчет о расходовании денежных средств в сумме 179 905,19 руб. (включены в общую сумму 79 602 002,51 руб.) направлен ответчиком в адрес истца с сопроводительным письмом от 02.10.2020 N 15/5206. Из отчета и приложенных к нему документов следует, что денежные средства в сумме 179 905,19 руб. израсходованы ответчиком на авторский надзор при реконструкции мостового перехода на км 8+647 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковском районе. К отчету приложены первичные документы: государственный контракт от 26.08.2019 N 108-ГК, заключенный между Министерством транспорта Ростовской области (заказчик) и ООО "Новый проект" (исполнитель), на оказание услуг по авторскому надзору за реконструкцией мостового перехода на км 8+647 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковском районе. Актом N 1 от 18.03.2020 заказчиком и исполнителя приняты услуги по авторскому надзору за реконструкцией мостового переход на сумму в размере 179 905,19 руб. Платежным поручением от 27.03.2020 N 152617 услуги оплачены;
Поскольку в перечень автомобильных дорог (приложение N 1 к соглашению в редакции дополнительного соглашения от 09.11.2018 N 1) сторонами включен такой объект, как "Мостовой переход на км 8+467 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковском районе" (п. 7), и дефектной ведомостью составленной сторонами спора предусмотрено выполнение ремонтных работ в отношении данного мостового перехода, суд признает доказанным факт того, что суммы пожертвования в размере 89 000 рублей и 179 905,19 руб. обоснованно израсходованы ответчиком (Министерством транспорта РО) по целевому назначению - на ремонт объекта, предусмотренного соглашением сторон.
Работы по межеванию земельных участков, необходимых для проведения ремонтных работ, и работы по авторскому надзору входят непосредственно в комплекс ремонтных работ.
В силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство застройщик должен приложить к заявлению в числе прочих документов правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации; положительное заключение экспертизы проектной документации (при необходимости); разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (при наличии) и иные документы, перечисленные в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.
С целью получения разрешения на реконструкцию мостового перехода на км 8+647 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковском районе Постановлением Правительства РО от 26.11.2018 N 728 утвержден Проекта планировки и проекта межевания территории размещения линейного объекта "Реконструкция мостового перехода на км 8 + 467 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковском районе". В пояснительной записке к проекту межевания территории размещения линейного объекта "Реконструкция мостового перехода на км 8 + 467 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон"- пос. Чертково в Чертковском районе" (приложение N 5) указано, что для формирования полосы отвода линейного объекта "Реконструкция мостового перехода на км 8 + 467 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковском районе" в границах кадастровых кварталов 61:42:0070101, 61:42:0600014, 61:42:0070201 образуются земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности.
Таким образом, заключение ответчиком (Министерством транспорта РО) государственного контракта от 25.11.2019 N 165-ГК на выполнение работ по межеванию земельных участков, подлежащих формированию из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с реконструкцией мостового перехода на км 8+467 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковской районе, непосредственно связано с выполнение работ по реконструкции мостового перехода (автомобильной дороги).
Таким образом, денежные средства пожертвования в сумме 89 000 рублей израсходованы ответчиком по целевому назначению, с учетом условий соглашения о пожертвовании.
Относительно денежных средств в сумме 179 905,19 руб. (включены отчетом в общую сумму 79 602 002,51 руб.), израсходованных на проведение мероприятий по авторскому надзору за ремонтными работами, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39 и частью 1 статьи 41 Федерального закона от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) строительный контроль является обязательной формой оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса), а авторский надзор - добровольной.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Технического регламента авторский надзор - это контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации.
В соответствии с пунктом 4.6 СП 48.13330.2019 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства" в базовые функции застройщика на период строительства входят как проведение строительного контроля застройщика (технического заказчика), так и привлечение для авторского надзора за строительством объекта лица, осуществляющего подготовку проектной документации, либо лица, обладающего соответствующими квалификационными требованиями в области подготовки проектной документации.
В силу пункта 9.2 СП 48.13330.2019 лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (проектная организация), осуществляет авторский надзор согласно положениям Свода правил "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений", утвержденным приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 N 98/пр (далее - СП 246.1325800.2016). Кроме того, установлено, что при строительстве опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также при приспособлении объекта культурного наследия для современного использования осуществляется обязательный авторский надзор проектной организации.
Работы по авторскому надзору являются обязательными при производстве работ по реконструкции мостов и линейных объектов (автомобильных дорог), осуществляемых на основании проектной документации, что прямо следует из Свода правил "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений", утвержденным приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 N 98/пр (далее - СП 246.1325800.2016) (пункт 1.1.) и СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги".
Денежные средства пожертвования в сумме 179 905,19 руб. на проведение авторского надзора за реконструкцией автомобильной дороги мостового перехода израсходованы ответчиком по целевому назначению, с учетом условий соглашения о пожертвовании.
Довод истца о том, что обязательства сторон прекращены 25.03.2020 ввиду истечения срока действия контракта, а значит, ответчик (Министерство транспорта РО) израсходовало денежные средства в отсутствие действующего соглашения сторон, судом правомерно отклонен по следующим основаниям.
Из положений главы 29 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) следует, что возможность изменения или расторжения договора предусмотрена только в отношении фактически заключенной и действующей сделки.
Прекращение договорных отношений в связи с истечением действия договора, которым они установлены, влечет невозможность применения к ним правил об изменении (расторжении) договора. В определениях Верховного суда Российской Федерации от 11.07.2016 N 307- ЭС16-5901, от 16.02.2015 N 305-ЭС14-8135 указано, что требование о расторжении может быть заявлено только в отношении действующего договора, законодательство не предусматривает возможности расторжения недействующих контрактов.
В силу пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Из содержания приведенной нормы следует, что законом или непосредственно самим договором, заключенным между контрагентами, может быть предусмотрено условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение соответствующих обязательств сторон по договору.
В противном случае, то есть при отсутствии в договоре или в законе вышеназванного условия, применению подлежит правило, установленное абзацем вторым пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Сторонами соглашения от 28.05.2018 определено, что оно действует до 25.03.2020 (раздел 6 соглашения). Срок исполнения обязательств по расходованию денежных средства ограничен 25.12.2019 и может быть изменен по соглашению сторон (пункт 2.3.10 соглашения).
Таким образом, своей волей стороны установили срок исполнения обязательства (25.12.2029) и срок действия соглашения (25.03.2020), который поставили вне зависимости от фактического исполнения обязательств. К моменту обращения истца в суд срок исполнения обязательств (25.12.2019) истек и не был изменен (продлен) соглашением сторон, поэтому соглашение прекратило свое действие с 26.03.2020.
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что до истечения срока исполнения ответчиком (Министерством транспорта РО) обязательств по соглашению (до 25.12.2019) и до истечения срока действия соглашения (25.03.2020) им заключены следующие государственные контракты:
государственный контракт от 26.08.2019 N 108-ГК на оказание услуг по авторскому надзору за реконструкцией мостового перехода на км 8+647 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковском районе (цена работ - 179 905,19 руб.) государственный контракт от 25.11.2019 N 165-ГК на выполнение работ по межеванию земельных участков, подлежащих формированию из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с реконструкцией мостового перехода на км 8+467 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковской районе (цена работ - 89 000 руб.).
Указанные контракты заключены Министерством транспорта РО в рамках закупочных процедур и по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 11 Закона N 44-ФЗ ("Принцип единства контрактной системы в сфере закупок") контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных Законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
В соответствии с ч.ч. 1, 4, 7, 8, 9 ст. 17 Закона N 44-ФЗ (в редакции, в период предшествовавший заключению государственных контрактов 2019 года) планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 настоящего Федерального закона, а также с учетом установленных ст. 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете.
План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана.
В соответствии с пп. а, п. 2, п. 3 Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 года N 552 (в редакции, в период предшествовавший заключению государственных контрактов 2019 года) планы закупок, утверждаются в течение 10 рабочих дней государственными заказчиками, действующими от имени Российской Федерации, - после доведения до соответствующего государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Планы закупок на очередной финансовый год и плановый период формируются и представляются в соответствии с п. 4 настоящих Правил заказчиками, указанными в п. 2 настоящих Правил, в сроки, установленные с учетом требований к срокам, определенным Министерством финансов Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами при установлении порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации обоснований бюджетных ассигнований.
Как видно из материалов дела, денежные средства в сумме 1 306 570 550,04 руб., перечислены истцом в пользу ответчика (Министерства транспорта РО) в качестве пожертвования платежным поручением от 31.05.2018 N 83 и учтены в качестве собственного дохода бюджета (ст. 41, 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с названным Кодексом.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (часть 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Поскольку заключение государственных контрактов без доведения до соответствующего государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (лимитов бюджетных обязательств) не допускается, на стороне ответчика (Министерства транспорта РО) возникла возможность заключения государственных контрактов 2019 года, во исполнение обязательств по спорному соглашению о пожертвовании, после получения денежных средств от истца и планирования и проведения закупочных процедур по правилам Закона N 44-ФЗ.
При этом следует отличать обязательства ответчика, как стороны соглашения о пожертвовании, осуществить расходование денежных средств по соглашению о пожертвовании и обязательства ответчика, как стороны по государственным контрактам, осуществить расходование средств бюджета - лимитов бюджетных обязательств, доведенных до него при реализации закупочных процедур.
Истолковав по правилам ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации положения п. 2.3.10 соглашения о пожертвовании, суд приходит к выводу, что по условиям соглашения о пожертвовании Министерство транспорта РО обязалось осуществить расходование денежных средств, перечисленным по соглашению о пожертвовании, в срок до 25.12.2019, то есть фактически реализовать в указанный срок закупочные процедуры в установленном законом порядке, но не принимало на себя дополнительные обязательства по перечислению денежных средств третьим лицам во исполнение заключенных государственных контрактов в обозначенный соглашением о пожертвовании срок.
В данном случае следует исходить из того, что заключив государственные контракты от 26.08.2019 N 108-ГК на оказание услуг по авторскому надзору за реконструкцией мостового перехода на км 8+647 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковском районе (цена работ - 179 905,19 руб.), от 25.11.2019 N 165-ГК на выполнение работ по межеванию земельных участков, подлежащих формированию из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с реконструкцией мостового перехода на км 8+467 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - пос. Чертково в Чертковской районе (цена работ - 89 000 руб.), ответчик (Министерство транспорта РО) фактически исполнило обязательства соглашению о пожертвовании об осуществлении расходования данных денежных средств в срок до 25.12.2019.
Судом учтено, что данные контракту исполнены и оплачены ответчиком, как заказчиком работ, что подтверждено им при направлении отчетов об использовании денежных средств.
Тот факт, что отчеты об использовании данных денежных средств в сумме 179 905,19 руб. и в сумме 89 000 руб., израсходованных в период действия контракта, направлены Министерством транспорта РО в адрес истца в 2020 году, после прекращения обязательств сторон, не может повлиять на вывод суда о правомерности расходования денежных средств по соглашению о пожертвовании. По условиям соглашения о пожертвовании несвоевременное направление ответчиком истцу отчетов о расходовании денежных средств пожертвования не является основанием для отмены пожертвования в части и возврата таких денежных средств жертвователю.
Таким образом, требования истца о взыскании денежных средств в сумме 179 905,19 руб. и 89 000 руб. обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Истец ссылается на то, что взыскание должно производиться в его пользу с Ростовской области в лице Министерства транспорта РО и Министерства финансов РО солидарно.
В силу пункту 1 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарная обязанность или требование предусмотрены договором или установлены законом, в частности, при неделимости предмета обязательства. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами и условиями обязательства не предусмотрено иное.
Истцом заявлены требования со ссылкой на соглашение о пожертвовании, заключенное с Министерством транспорта РО - государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Министерство финансов РО, будучи самостоятельным государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не является участником данной сделки и в силу закона не отвечает солидарно по обязательствам Министерством транспорта Ростовской области.
Пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения. Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
В соответствии с абзацем вторым - третьим пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123, 22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
Обязанность ответчика (Министерства транспорта РО) по возврату перечисленных по договору денежных средств возникла в связи с неисполнением им гражданско-правового обязательства, а не вследствие причинения вреда (деликта). Следовательно, эти обязательства не регулируются статьями 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, посвященной особенностям исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 ГК РФ).
Финансовое обеспечение деятельности федеральных казенных учреждений, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных казенных учреждений осуществляется исключительно за счет средств соответствующего бюджета (статья 6, пункт 2 статьи 161 БК РФ). Сами они, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами.
Правила статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Таким образом, взыскание производится непосредственно с государственного органа (стороны по договору) в пользу лица, предъявившего иск. При изложенных обстоятельствах в рамках настоящего спора задолженность подлежит взысканию в пользу истца с Министерства транспорта РО.
В требованиях к Министерству финансов РО следует оказать.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2022 по делу N А53-27452/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27452/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ