город Омск |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А70-21156/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1786/2022) общества с ограниченной ответственностью "Инфо-Парк" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.01.2022 по делу N А70-21156/2021(судья Минеев О.А.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1047200609213, ИНН 7202127274, адрес: 625003, город Тюмень, улица Республики, дом 12) к обществу с ограниченной ответственностью "Инфо-Парк" (ОГРН 1177232005719, ИНН 7203411841, адрес: 625048, город Тюмень, улица 50 лет Октября, дом 33, квартира 312) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации по административным правонарушениям.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Июменской области с заявлением о привлечении обществу с ограниченной ответственностью "Инфо-Парк" (далее -ООО "Инфо-Парк", общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.01.2022 по делу N А70-21156/2021 заявленные требования удовлетворены, ООО "Инфо-Парк" привлечены к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Инфо-Парк" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, признав совершенное обществом правонарушение малозначительным.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что неприменение судом первой инстанции положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ является незаконным немотивированным.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
ООО "Инфо-Парк" осуществляет предпринимательскую деятельность на основании действующей лицензии N 154943 от 16.05.2017 (далее - лицензия) на оказание телематических услуг связи, является провайдером в городе Тюмени.
В Управления 14.10.2021 (вх.N 23412/72) отступили сведения (письмо от 12.10.2021 N 126/14/775/446) от Регионального Управления ФСБ России по Тюменской области о нарушении оператором связи - ООО "Инфо-Парк" требований, в части реализации функций системы оперативно-розыскных мероприятий, установленных Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи, Закон N 126-ФЗ).
Из письма от 12.10.2021 N 126/14/775/446, поступившего от Регионального Управления ФСБ России по Тюменской области следует, что ООО "Инфо-Парк" для целей разработки "Плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий" не обратился с соответствующим заявлением в Региональное Управление ФСБ России по Тюменской области; ООО "Инфо-Парк" не реализованы требования к сетям связи для проведения ОРМ, не имеет разработанного совместно с РУ ФСБ России по Тюменской области "Плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий".
Таким образом, административным органом сделан вывод, что оператором связи ООО "Инфо-Парк" при осуществлении предпринимательской деятельности на основании лицензий на оказание услуг связи не были выполнены требования установленные: пунктом 2 статьи 64 Закона о связи, пунктом 5 Положения о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", пунктом 4 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, +осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538; пунктом 2 "Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Часть II. Требования к сетям передачи данных", утвержденных приказом Мининформсвязи РФ от 16.01.2008 N 6; пунктом 9 лицензионных требований лицензии N 154943,
26.10.2021 должностным лицом Управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N АП-72/3/1886 по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в котором выявленные нарушения квалифицированы как осуществление обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Инфо-Парк" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 20.01.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно статьи 29 Закона о связи оказание услуг связи осуществляется на возмездной основе и требует наличие соответствующей лицензии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона о связи оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии с пунктом 9 лицензионных требований лицензии, лицензиат обязан реализовывать устанавливаемые Федеральным законом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов поведения указанных мероприятий.
Обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий включено в перечень лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, что установлено пунктом 5 Положением о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385,
В соответствии с подпунктом 2 статьи 64 Закона о связи операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Согласно пункту 4 статьи 64 Закона о связи порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - Правила N 538).
В силу пункта 4 Правил N 538 сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-разыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Требования к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий утверждены приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 N 6 "Об утверждении требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий" (далее - Приказ N 6).
Согласно пункту 2 Приказа N 6 сети электросвязи, за исключением сетей связи, предназначенных для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, обеспечивают возможность:
а) передачи на пункт управления (пункт управления оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность (далее - уполномоченный орган), информации об абонентских номерах и (или) кодах идентификации, которые были использованы для установления контролируемого соединения и (или) передачи сообщений электросвязи;
б) передачи на пункт управления ОРМ информации, передаваемой в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, в том виде, в котором эта информация передается в сеть связи оператора связи с пользовательского (оконечного) оборудования или из присоединенной сети связи.
В силу пункта 10 Приказа N 6 технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи в соответствии с Планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 538 ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи.
Согласно пункту 7 Правил N 538 ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество осуществляет свою деятельность на основании лицензии N 154943 от 16.05.2017 на оказание телематических услуг связи. При этом общество, осуществляя лицензируемый вид деятельности - оказание услуг связи, не реализовывает установленные Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям связи для проведения оперативно-розыскных мероприятии, а именно:
ООО "Инфо-Парк" для целей разработки "Плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий" не обратилось с соответствующим заявлением в Региональное Управление ФСБ России по Тюменской области.
ООО "Инфо-Парк", не реализовывая требования к сетям связи для проведения ОРМ, не имело разработанного совместно с РУ ФСБ России по Тюменской области "Плана мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий".
Необеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий является грубым нарушением лицензионных условий, перечень которых определен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385.
Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 под грубым нарушением лицензионных требований, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании, в том числе понимается необеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий.
Таким образом, событие вменяемого обществу правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Административное правонарушение признается совершенным только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава правонарушения (абзац 2 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", абзац 3 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", Постановление Верховного Суда РФ от 25.05.2016 N 205-АД16-4).
Так, состав административного правонарушения образуется из объекта, объективной стороны правонарушения, субъекта, субъективной стороны правонарушения.
При истечении сроков для привлечения к административной ответственности наличие события административного правонарушения подлежит установлению, вопросы вины (субъективная сторона) судом не рассматриваются.
Как указывалось выше, частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении по указанному составу не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку обществу вменяется осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня его совершения.
Из протокола об административном правонарушении следует, датой совершения административного правонарушения является 14.10.2021. Следовательно, срок привлечения к ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ по выявленному нарушению истек 14.01.2022.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Вопрос о привлечении к административной ответственности лица обсуждаться не может.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 9-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 1109-О-О, а также в пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При таких обстоятельствах на момент вынесения судом первой инстанции решения о привлечении общества административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ истек срок давности привлечения к административной ответственности.
Пропуск срока давности привлечения к административной ответственности исключает возможность обсуждения судом апелляционной инстанции вопросов о наличии либо отсутствии, состава административного правонарушения, вины заявителя в совершении вмененного ему правонарушения.
Таким образом, решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.01.2022 по делу N А70-21156/2021 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Управления.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку апелляционные жалобы по данной категории дел государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.01.2022 по делу N А70-21156/2021 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Инфо-Парк" о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-21156/2021
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу
Ответчик: ООО "Инфо-Парк"