г. Тула |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А68-3244/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.04.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пеньковой К.Н., при участии от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (г. Москва, ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727) - Плетневой О.Н. (доверенность от 08.12.2021), от заинтересованного лица - управления Федеральной налоговой службы по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1047101138105, ИНН 7107086130) - Каплиной Е.А. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: комитета имущественных и земельных отношений г. Тулы (г. Тула, ОГРН 1037101129504, ИНН 7102005410), управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1097154026056, ИНН 7106512065), межрегионального территориальное управления Федерального агентства по управлению государственном имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (г. Тула, ОГРН 1097154014154, ИНН 7106510491), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной налоговой службы по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 14.02.2022 по делу N А68-3244/2020 (судья Чубарова Н.И.),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тульской области (далее - МИФНС России N 12 по Тульской области, налоговый орган) о признании незаконными действий по включению в объекты налогообложения и принятии к налоговому учету 61 земельного участка, указанного в уведомлении от 16.01.2020 N 14,4-07/0010, об обязании исключить из объектов налогообложения 61 земельный участок, указанный в уведомлении от 16.01.2020 N 14,4-07/0010.
Определением от 26.01.2021 суд произвел замену стороны на ее правопреемника: МИФНС России N 12 по Тульской области в связи с ее реорганизацией на управление Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - УФНС России по Тульской области, управление).
В ходе рассмотрения дела ОАО "РЖД" заявило ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором просило:
- признать незаконными действия УФНС России по Тульской области, выразившиеся постановке на налоговый учет ОАО "РЖД" по месту нахождения земельных участков с кадастровыми номерами: 71:30:020603:52, 71:30:020603:55, 71:30:020603:53, 71:30:020603:51, 71:30:020601:59, 71:30:020603:54, 71:30:020603:58, 71:30:020603:56, 71:30:020601:62, 71:30:020601:61, 71:30:020603:41, 71:30:020601:57, 71:30:020601:58, 71:30:020603:42, 71:30:020603:43, 71:30:020603:44, 71:30:020603:45, 71:30:020603:59, 71:30:020603:48, 71:30:020603:46, 71:30:020603:47, 71:30:020601:63, 71:30:020601:60, 71:30:020601:65, 71:30:020603:60, 71:30:020603:61, 71:30:020502:39, 71:30:020603:62, 71:30:020601:69, 71:30:020601:67, 71:30:020621:41, 71:30:020219:37, 71:30:020219:38, 71:30:020219:39, 71:30:020219:47, 71:30:020219:40, 71:30:020219:35, 71:30:020219:32, 71:30:020219:25, 71:30:020219:31, 71:30:020219:26, 71:30:020219:30, 71:30:020219:29, 71:30:020219:27, 71:30:020219:34, 71:30:020219:28, 71:30:020219:24, 71:30:020219:33, 71:30:020502:41, 71:30:020219:45, 71:30:020603:81, 71:30:020603:78, 71:30:020603:75, 71:30:020603:74, 71:30:020603:76, 71:30:020603:80, 71:30:020603:79, 71:30:020201:21, 71:30:020201:20, 71:30:020612:12, 71:30:020601:37;
- обязать УФНС России по Тульской области снять с налогового учета ОАО "РЖД" по месту нахождения земельных участков и исключить из объектов налогообложения ОАО "РЖД" земельные участки с названными кадастровыми номерами. Уточнение принято судом к рассмотрению в порядке части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет имущественных и земельных отношений г. Тулы, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее - Управление Росреестра по Тульской области), Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее - МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 14.02.2022 по делу N А68-3244/2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, УФНС России по Тульской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылает на то, что правопреемником ФГУП "Московская железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации в сведениях ЕГРЮЛ указано ОАО "РЖД".
Податель жалобы указывает на то, что у налогового органа имелись не только основания для постановки общества на налоговый учет по месту нахождения спорных объектов, но и прямая обязанность во исполнение пункта 4 статьи 83, статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации. Более того, ни в сведениях регистрирующих органов, ни в сведениях ЕГРЮЛ в отношении ФГУП "МЖД" не содержится ограничений или уточнений по виду правопреемства, как и не установлено в обязанностях управления при осуществлении функции по постановке на налоговый учет по месту нахождения объектов недвижимости, устанавливать пределы возможного правопреемства.
Управление указывает на наличии иных приложений к сводному передаточному акту, на основании которых зарегистрировано право собственности ОАО "РЖД" на земельные участки Тульской области, не представленных обществом в адрес управления.
Заинтересованное лицо считает, что судом первой инстанции допущено нарушение применения положений части 3 и 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно судом первой инстанции признано доказательство достоверным без его проверки и исследования.
Податель жалобы полагает, что представленные обществом документы не являются подтверждением отсутствия правопреемства ОАО "РЖД" в отношении спорных земельных участков, тем более с учетом отсутствия дальнейших сведений о регистрации права собственности Российской Федерации или иных лиц на указанные объекты в соответствующих кадастровых делах, как и сведений о том, что они включались в реестр государственной или муниципальной собственности.
ОАО "РЖД" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Росреестра по Тульской области и МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях отзывы на апелляционную жалобу не направили.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции по делу.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Федеральная налоговая служба России письмом от 16.01.2020 N 14.4-17/0010 уведомила ОАО "Российские железные дороги" о формировании выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) в отношении ОАО "РЖД", в соответствии с которой объектами налогообложения ОАО "РЖД" признаны указанные выше земельные участки в количестве 61, не принадлежащие ОАО "РЖД". Согласно данной выписке на налоговый учет в отношении ОАО "РЖД" налоговым органом по месту нахождения недвижимого имущества поставлены земельные участки со сведениями о принадлежности их обществу на праве постоянного бессрочного пользования. Однако ОАО "РЖД" не является правообладателем указанных земельных участков; эти земельные участки в уставный капитал ОАО "РЖД" не вносились и не принадлежат обществу на каком-либо вещном праве.
Согласно выпискам из ЕГРН о земельных участках сведения о правообладателях земельных участков отсутствуют. Право постоянного бессрочного пользования ОАО "РЖД" на спорные земельные участки не зарегистрировано. Земельные участки относятся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием под жилые дома.
Действия МИФНС России N 12 по Тульской области по постановке на налоговый учет и отнесению к объектам налогообложения не принадлежащих ОАО "РЖД" земельных участков не соответствуют положениям статей 83, 85, 289, 288 НК РФ, статей 8.1, 39.9, 131 ГК РФ и нарушают права и законные интересы ОАО "РЖД", влекут за собой обязанность уплаты земельного налога, что нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
Письмом от 24.01.2020 N 02/13-1729ТТ Управление Росреестра по Тульской области на обращение ОАО "РЖД" сообщило, что в ЕГРН (состоящем из сведений о правах и кадастре недвижимости) реестр прав не содержит сведений о правах постоянного бессрочного пользования на спорные земельные участки. Кадастр недвижимости содержит сведения о ранее возникших правах постоянного бессрочного пользования, выданных на основании главы администрации г. Тулы 08.10.1992 N 639 Тульскому отделению ФГУП "Московская железная дорога", Тульской дистанции гражданских сооружений, Тульскому отделению МЖД, ЖРЭУ-2 Тульской дистанции гражданских сооружений МЖД, ЖРЭУ N1 Тульской дистанции гражданских сооружений МЖД.
Вышеназванные организации являлись подразделениями ФГУП "Московская железная дорога" МПС РФ, которое согласно выписке из ЕГРЮЛ прекратило деятельность, как юридическое лицо 01.07.2004. ОАО "РЖД" создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585. В уставный капитал ОАО "РЖД" в качестве вклада было внесено имущество федерального железнодорожного транспорта в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта". Основанием внесения имущества организаций железнодорожного транспорта в уставный капитал является Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в уставный капитал ОАО "РЖД", утвержденный распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р.
ОАО "РЖД" приняло от ФГУП "Московская железная дорога" МПС РФ имущество и обязательства в объеме, ограниченном Сводным передаточным актом, утвержденном распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р. 01.07.2004 ФГУП "Московская железная дорога" МПС РФ прекратило деятельность юридического лица.
Согласно выписке из приложения к Сводному передаточному акту N 1050 по форме 14.02 в уставный капитал ОАО "РЖД" от Тульского отделения - филиала ФГУП "Московская железная дорога" МПС РФ было предано 36 земельных участков, расположенных в г. Тула и Тульской области. Указанный список земельных участков является закрытым. Земельные участки, указанные в представленной ФНС России выписке, в уставный капитал ОАО "РЖД" не вошли. По обязательствам, не вошедшим в уставный капитал общества, ОАО "РЖД" ответственности не несет.
Ни одно из кадастровых дел не содержит запись об ОАО "РЖД" как о правообладателе земельных участков, в них не указан ИНН организации ОАО "РЖД".
Как указало ОАО "РЖД", общество является юридическим лицом, созданным (учрежденным) вновь, а не путем реорганизации организаций федерального железнодорожного транспорта. При этом обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых внесено в уставный капитал ОАО "РЖД", перешли к обществу в порядке сингулярного (частичного) правопреемства и, соответственно, при установлении процессуального правопреемства по соответствующим спорам правопреемство ОАО "РЖД" возможно только в отношении обязательств, включенных в сводный передаточный акт. При этом запись в ЕГРЮЛ в отношении ОАО "РЖД" не содержит указания на универсальное правопреемство. Соответственно, у налогового органа отсутствовали основания для постановки на налоговый учет ОАО "РЖД" в отношении спорных земельных участков и для отнесения земельных участков к объектам налогообложения общества.
Постановлением Главы города Тулы от 30.12.2002 N 1921 "О передаче в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового назначения Тульской дистанции гражданских сооружений ФГУП "Московская железная дорога" МПС РФ" в муниципальную собственность города Тулы по акту приема-передачи был передан жилой фонд ФГУП "Московская железная дорога" МПС РФ, расположенный на спорных земельных участках. Таким образом, ФГУП "Московская железная дорога" МПС РФ распорядилось жилым фондом, расположенным на земельных участках, до внесения имущественного комплекса в уставный капитал ОАО "РЖД".
Как указал заявитель, для разрешения сложившейся ситуации по постановке на налоговый учет спорного недвижимого имущества, ОАО "РЖД" с 2019 года велась переписка с Межрайонной ИФНС России N 12 по Тульской области и УФНС России по Тульской области.
УФНС России по Тульской области вследствие проведения актуализации информационных ресурсов в части исключения сведений о земельных участках, сообщило о снятии с налогового учета 15 земельных участков за исключением 61 спорного земельного участка (письмо от 08.11.2019 N 17-32-01/33098@, в декабре 2019 года с налогового учета сняты еще 2 земельных участка, о чем сообщено письмом от 06.12.2019 N 17-3201/36936@. Учитывая, что оставшийся 61 земельный участок с налогового учета не снят, ОАО "РЖД" обратилось в ФНС России с жалобой от 09.12.2019 N исх-17077/ЦБС на действия должностных лиц налогового органа, допустивших постановку на налоговый учет указанных земельных участков, ответ на жалобу до настоящего момента не получен.
Также ОАО "РЖД" обратилось в УФНС России по Тульской области с письмом от 30.01.2020 N МОЦОРвзно-6/36, в ответ на которое УФНС России по Тульской области сообщило письмом от 18.02,2020 N 17-32-01/05451@ о продлении срока рассмотрения обращения до 19.03.2020 с целью получения выписок из ЕГРН на текущую дату, однако до настоящего времени ответ УФНС России по Тульской области в ОАО "РЖД" не поступил.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов, решений и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
В силу положений пункта 5 статьи 83 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами и лицами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно пункту 1 статьи 84 НК РФ постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 84 НК РФ следует, что налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 6 приказа Минфина России от 29.12.2020 N 329н "Об утверждении порядка постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций, граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, индивидуальных предпринимателей" постановка на учет в налоговом органе организации по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства осуществляется в соответствии с пунктами 5, 5.1 статьи 83 и пунктом 2 статьи 84 Кодекса на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет.
Пунктом 4 статьи 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
С момента постановки организации на учет в налогом органе по месту нахождения недвижимого имущества у организации возникает обязанность исчислять соответствующие налоги.
В соответствии со статьей 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 12 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Из пункта 1 статьи 388 НК РФ следует, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса РФ" юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 июля 2012 года.
Из пояснений УФНС России по Тульской области следует, что постановка на учет ОАО "РЖД" по месту нахождения спорных земельных участков осуществлена Межрайонной ИФНС России N 12 по Тульской области на основании сведений из ЕГРЮЛ о правопреемстве ОАО "РЖД" по правам и обязанностям ФГУП "Московская железная дорога" МПС РФ, прекратившей деятельность с 01.07.2004, в связи с внесением имущества в уставный капитал акционерного общества, а также сведений о земельных участках, переданных в налоговые органы.
Письмом от 24.01.2020 N 02/13-1729ТТ управление Росреестра по Тульской области на обращение ОАО "РЖД" сообщило, что в ЕГРН (состоящем из сведений о правах и кадастре недвижимости) реестр прав не содержит сведений о правах постоянного бессрочного пользования на спорные земельные участки. Кадастр недвижимости содержит сведения о ранее возникших правах постоянного бессрочного пользования, выданных на основании главы администрации г. Тулы 08.10.1992 N 639 Тульскому отделению ФГУП "Московская железная дорога", Тульской дистанции гражданских сооружений, Тульскому отделению МЖД, ЖРЭУ-2 Тульской дистанции гражданских сооружений МЖД, ЖРЭУ N1 Тульской дистанции гражданских сооружений МЖД.
В соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ) постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" учреждено открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Из материалов дела усматривается, что ОАО "РЖД" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.09.2003.
Пунктом 2 статьи 4 Закона N 29-ФЗ определено, что уставный капитал единого хозяйствующего субъекта формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта.
Из пункта 4 статьи 4 Закона N 29-ФЗ следует, что формирование уставного капитала единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 6 статьи 4 Закона N 29-ФЗ обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, в отношении их кредиторов и должников передаются единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, продолжают осуществлять деятельность, на осуществление которой требуется получение аккредитации и необходимых специальных разрешений (лицензий), впредь до получения единым хозяйствующим субъектом (его дочерними обществами) такой аккредитации и переоформления им документов, подтверждающих наличие специальных разрешений (лицензий), после чего указанные организации прекращаются и исключаются из единого реестра юридических лиц в установленном порядке.
Иные организации федерального железнодорожного транспорта прекращаются и исключаются из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в установленном порядке после внесения их имущества в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 Министерству имущественных отношений Российской Федерации совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации надлежало:
утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, указанного в пункте 2 настоящего Постановления, и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность;
рассмотреть вопрос и при необходимости принять решение об установлении обременений имущества, подлежащего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества "Российские железные дороги", включая обязанность этого акционерного общества содержать имущество социально-культурного, коммунально-бытового и иного назначения, не подлежащее приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта.
Как следует из материалов дела, в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" внесено имущество федерального железнодорожного транспорта на основании Сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в уставный капитал ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р.
Судом установлено, что сводный передаточный акт составлен в соответствии с Законом N 29-ФЗ, Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и прогнозным планом (программой) приватизации Федерального имущества, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 1111-р.
В соответствии со сводным передаточным актом Российская Федерация передает, а ОАО "РЖД" принимает имущество (имущественные комплексы) организаций федерального железнодорожного транспорта, включая земельные участки, согласно передаточным актам на имущество, обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ОАО "РЖД" образовано не в порядке реорганизации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585, пунктом 6 статьи 4 Закона N 29-ФЗ ОАО "РЖД" является вновь созданным юридическим лицом.
Тульское отделение Московской железной дороги со структурными подразделениями, входящими в его состав согласно уставу являлось филиалом ФГУП "Московская железная дорога". ЖРЭУ-1 Тульской дистанции гражданских сооружений МЖД, ЖРЭУ-2 Тульской дистанции гражданских сооружений МЖД являлись структурными подразделениями Тульского отделения МЖД - филиала ФГУП "Московская железная дорога", что подтверждают обе стороны.
Передаточные акты на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", составляют приложения 1-987 к настоящему акту и являются его неотъемлемой частью. Одним из 987 приложений является приложение N 144.
Передаточный акт на имущество и обязательства ФГУП "Московская железная дорога" является приложением N 144 к Сводному передаточному акту на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в уставный капитал ОАО "РЖД".
Из вышеуказанного передаточного акта (приложение N 144) на имущество и обязательства ФГУП "Московская железная дорога" следует, что к нему имеются приложения: имущественный комплекс государственного предприятия и имущества с учетом обязательств государственного учреждения (приложение 1); расчет балансовой стоимости подлежащего внесению в уставный капитал ОАО "РЖД" имущества (приложение 2); перечень имущества, не подлежащего передаче в уставный капитал ОАО "РЖД" (приложение 3); перечень обременений имущества ФГУП "МЖД", передаваемого в уставный капитал ОАО "РЖД" (приложение 4); перечень имущества, обязательства по передаче которого не исполнены ввиду его утраты (приложение 5); сведения о передаче имущества и обязательств баланса ФГУП "МЖД" на баланс ОАО "РЖД" (приложения 6 - 17860);
Перечни сооружений комплексов и отдельных объектов недвижимого имущества, вносимых в уставный капитал ОАО "РЖД" и подлежащих государственной регистрации, приведены в 17861 приложении к передаточному акту ФГУП "Московская железная дорога" МПС РФ. Одним из 17861 приложений по имуществу ФГУП "Московская железная дорога" является приложение N 1050 по земельным участкам Тульского отделения МЖД.
В соответствии с Приложением N 1050 (Актом приема-передачи земельных участков) по форме 14.02 к Передаточному акту на имущество и обязательства организации федерального железнодорожного транспорта - Тульского отделения - филиала ФГУП "Московская железная дорога (сдающая организация) передала ОАО "Российские железные дороги" (принимающая организация) 36 земельных участков, принадлежащих Тульскому отделению ФГУП "МЖД" в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД".
Более того, в акте приема-передачи земельных участков от Тульского отделения - филиала ФГУП "МЖД" в ОАО "РЖД" указаны земельные участки, состоящие на дату передачи на балансе Тульского отделения МЖД.
Как следует из материалов дела, спорные земельные участки, в отношении которых МИФНС России N 12 по Тульской области поставила на учет ОАО "РЖД" по месту нахождения недвижимого имущества (в качестве объектов налогообложения земельным налогом), в акте приема-передачи не указаны.
Передаточные акты на имущество и обязательства организаций железнодорожного транспорта утверждены по всем предприятиям железнодорожного транспорта (987 предприятий) согласно Сводному передаточному акту. Передаточные акты по организациям содержат перечень конкретного имущества, переданного в уставный капитал ОАО "РЖД".
Основанием для регистрации права собственности ОАО "РЖД" являются передаточные акты на имущество и обязательства организации железнодорожного транспорта внесенное в уставный капитал ОАО "РЖД" (например, передаточный акт на имущество ФГУП "Московская железная дорога" - приложение N 144 к Сводному передаточному акту с приложением (актом) N 1050 по земельным участкам Тульского отделения.
Имущество других организаций железнодорожного транспорта передано в уставный капитал ОАО "РЖД" на основании передаточных актов (с 1 по 987), к которым прилагаются перечни конкретного имущества организации, подлежащего передаче в уставный капитал общества (выписки или акты по формам 14.2 или 17.3).
УФНС России по Тульской области ссылалось на то, что земельные участки, указанные в приложении N 1050 и вошедшие в уставный капитал ОАО "РЖД", зарегистрированы на основании других приложений (передаточные акты NN 241, 144 и 178).
Однако, принимая во внимание, что земельные участки внесены в уставный капитал от разных организаций железнодорожного транспорта, регистрация прав на них производилась на основании передаточных актов по соответствующим организациям федерального железнодорожного транспорта.
Спорные земельные участки принадлежали на праве постоянного бессрочного пользования исключительно Тульскому отделению МЖД - филиалу ФГУП "МЖД МПС РФ" и его структурным подразделениям и именно доказательства передачи конкретного перечня земельных участков от Тульского отделения ФГУП МЖД в уставный капитал ОАО "РЖД" (акт N 1050) было представлено в суд.
Иные передаточные акт и приложения к ним (на передачу земельных участков от других предприятий железнодорожного транспорта), как справедливо заключил суд первой инстанции, не имеют отношения к спорным земельным участкам.
Доказательств обратного налоговый орган не представил.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 71:30:020219:16 (пункт 1 акта 1050) внесен в уставный капитал ОАО "РЖД" на основании передаточного акта N 144 от ФГУП "МЖД" МПС РФ, предоставлен для эксплуатации артезианской скважины.
Земельный участок с кадастровым номером 71:31:020106:22 (пункт 2 акта 1050) внесен в уставный капитал ОАО "РЖД" на основании передаточного акта N 144 от ФГУП "МЖД" МПС РФ, предоставлен для железнодорожного сообщения, участок тяговой подстанции МЖД;
Земельный участок с кадастровым номером 71:31:020601:24 (пункт 22 акта 1050) внесен в уставный капитал ОАО "РЖД" на основании передаточного акта N 178 от ГУЗ "Отделенческая больница на станции Тула МЖД" МПС РФ, предоставлен для эксплуатации очистных сооружений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы УФНС России по Тульской области о регистрации права собственности ОАО "РЖД" на основании разных передаточных актов, являющихся приложениями к Сводному передаточному акту, на основании которых зарегистрированы права ОАО "РЖД", а также и истребование других передаточных актов (которых в соответствии со Сводным передаточным актом насчитывается 987), как не имеющие значения для настоящего спора, поскольку не относятся к обстоятельствам дела и кругу доказывания по делу о спорных земельных участках.
Как установлено судом, ФГУП "Московская железная дорога" МПС РФ согласно выписке из ЕГРЮЛ прекратило деятельность как юридическое лицо 01.07.2004. В уставный капитал ОАО "РЖД" в качестве вклада было внесено имущество федерального железнодорожного транспорта на основании Сводного передаточного акта в соответствии с пунктом 4 Закона N 29-ФЗ. Данное положение закона не учитывалось налоговым органом при постановке земельных участков на налоговый учет.
Более того, сведений о том, что право постоянного бессрочного пользования закреплено за ОАО "РЖД" или о том, что ОАО "РЖД" является универсальным правопреемником указанных организаций, в ЕГРН не содержится.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что запись в ЕГРЮЛ об ОАО "РЖД" как о правопреемнике ФГУП "Московская железная дорога" относится только к правопреемству в отношении того имущества (имущественного комплекса), земельных участков, которые переданы от филиалов ФГУП "Московская железная дорога" в качестве вклада в уставной капитал ОАО "РЖД" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 на основании передаточного акта. ОАО "РЖД" отвечает по обязательствам организаций железнодорожного транспорта исключительно в объеме и в отношении имущества, переданного в его уставный капитал.
Вопреки доводам управления, спорные земельные участки в уставный капитал ОАО "РЖД" не вошли, иных доказательств УФНС России по Тульской области (а также третьи лица) в суд не представили.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 ГК РФ).
В соответствии со статьей 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.9 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности на основании решения уполномоченного органа исключительно: 1) органам государственной власти и органам местного самоуправления; 2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); 3) казенным предприятиям: 4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Из материалов дела следует, что в перечнях ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала по состоянию на 2002-2004 года указан вид права постоянного бессрочного пользования организаций, прекративших свою деятельность (Тульского отделения ФГУП "Московская железная дорога", Тульской дистанции гражданских сооружений, Тульского отделения МЖД, ЖРЭУ-2 Тульской дистанции гражданских сооружений МЖД, ЖРЭУ N 1 Тульской дистанции гражданских сооружений МЖД).
Таким образом, оснований для переоформления права постоянного бессрочного пользования земельными участками, не вошедшими в уставный капитал общества, у ОАО "РЖД" не имелось, поэтому общество не предпринимало в отношении указанных земельных участков никаких регистрационных действий.
ОАО "РЖД" не относится к лицам, которым может быть предоставлен земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования.
Право собственности ОАО "РЖД" на спорные земельные участки не зарегистрировано.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для постановки на налоговый учет ОАО "РЖД" в отношении указанных спорных земельных участков у органа налогового учета не имелось.
Более того, исходя из представленных в материалы дела ответов управления Росреестра по Тульской области и кадастровым делам ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области, в налоговый орган не представлены конкретные сведения о праве собственности или постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки в отношении ОАО "РЖД". Также ни управление Росреестра по Тульской области, ни ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области не сообщили сведений в налоговый орган о подтверждении правопреемства между Федеральными унитарными предприятиями железнодорожного транспорта и ОАО "РЖД".
Довод управления о правопреемстве в отношении спорных земельных участках между ОАО "РЖД" и Тульским отделением ФГУП "Московская железная дорога", Тульской дистанцией гражданских сооружений, Тульским отделением МЖД, ЖРЭУ-2 Тульской дистанцией гражданских сооружений МЖД, ЖРЭУ N 1 Тульской дистанцией гражданских сооружений МЖД, правомерно отклонен судом первой инстанции в виду следующего.
В оценочных описях к Актам определения кадастровой стоимости земельных участков указано, что разрешенное использование земельных участков следующее:
- "территория жилого дома" (земельные участки с КН 71:30:020603:52, 72:30:020603:55, 71:30:020603:53, 71:30:020603:51, 71:30:020601:59, 71:30:020603:54, 71:30:020603:58, 71:30:020603:56, 71:30:020601:62, 71:30:020601:61, 71:30:020603:41, 71:30:020601:57, 71:30:020601:58, 71:30:020603:42, 71:30:020603:43, 71:30:020603:44, 71:30:020603:45, 71:30:020603:59, 71:30:020603:48, 71:30:020603:46, 71:30:020603:47, 71:30:020601:63, 71:30:020601:60, 71:30:020601:65, 71:30:020603:60, 71:30:020603:61);
- "жилой дом" (земельные участки с КН 71:30:020502:39, 71:30:020603:62, 71:30:020601:69, 71:30:020601:67, 71:30:020621:41, 71:30:020219:37, 71:30:020219:38, 71:30:020219:39, 71:30:020219:47, 71:30:020219:40, 71:30:020219:35, 71:30:020219:32, 71:30:020219:25, 71:30:020219:31, 71:30:020219:26, 71:30:020219:30, 71:30:020219:29, 71:30:020219:27, 71:30:020219:34, 71:30:020219:28, 71:30:020219:24, 71:30:020219:33, 71:30:020502:41, 71:30:020219:45, 71:30:020603:81, 71:30:020603:78, 71:30:020603:75, 71:30:020603:74, 71:30:020603:76, 71:30:020603:80,71:30:020603:79);
- "магазин" (земельные участки с КН 71:30:020201:21, 71:30:020201:20 - снят с кадастрового учета);
- "для закрепления фактически занимаемой жилым домом" 71:30:020612:12;
- "для закрепления фактически занимаемой территории административным зданием отделения дороги" (земельный участок с КН 71:30:020601:37).
Постановлением Главы города Тулы от 30.12.2002 N 1921 "О передаче в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового назначения Тульской дистанции гражданских сооружений ФГУП "Московская железная дорога" МПС РФ" в муниципальную собственность города Тулы по акту приема-передачи был передан жилой фонд ФГУП "Московская железная дорога" МПС РФ, расположенный на спорных земельных участках.
Таким образом, ФГУП "Московская железная дорога" МПС РФ распорядилось жилым фондом, расположенным на земельных участках, до внесения имущественного комплекса в уставный капитал ОАО "РЖД".
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Из пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ следует, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Следовательно, вопреки доводам управления, спорные земельные участки не могут принадлежать ОАО "РЖД" на каком-либо вещном праве, в том числе и праве постоянного бессрочного пользования.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 389 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2015, объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Как установлено судом, магазин, находящийся на земельном участке с кадастровым номером 71:30:020201:21, не вошел в уставной капитал, иное не установлено.
Административное здание железной дороги фактически находится на другом земельном участке, не на земельном участке с кадастровым номером 71:30:020601:37.
В силу части 4 статьи 87 и статьи 90 ЗК РФ земли железнодорожного транспорта являются федеральной собственностью.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, и эти земли являются федеральной собственностью.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 71:30:020601:37 с разрешенным использованием "для закрепления фактически занимаемой территории административным зданием отделения дороги" в кадастровом деле о земельном участке имеется заявка о проведении государственного кадастрового учета изменений учтенного земельного участка для государственной регистрации права собственности Российской Федерации земельного участка от 04.04.2005 от правообладателя - Территориального управления министерства имущественных отношений Российской Федерации по Тульской области.
В кадастровом деле о земельном участке с кадастровым номером 71:30:020603:53 имеется решение ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области от 12.07.2012 об учете изменений в связи с уточнением границ земельного участка по заявлению правообладателя - министерства имущественных и земельных отношений Тульской области и на основании межевого плана, заказчиком которого являлся комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие правопреемства ОАО "РЖД" в отношении данных земельных участков от ГУП "Тульская дистанция гражданских сооружений" и ЖРЭУ N 1 Тульской дистанции гражданских сооружений к ОАО "РЖД".
Аналогичный вывод суда относительно права собственности Российской Федерации на земельные участки, на которых находится имущество, принадлежащее ОАО "РЖД", соответствует позиции изложенной в постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.06.2021 по делу N А36-8332/2019, которым отменены решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.08.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по делу N А36-8332/2019, принят по делу новый судебный акт. Указанным постановлением Арбитражного суда Центрального округа признаны незаконными решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, на которых находится имущество, принадлежащее ОАО "РЖД" (железнодорожные пути и переезды).
По мнению суда округа, регистрирующим органом не принято во внимание, что в силу приведенных норм права (в частности, статьи 17, части 4 статьи 87 и статьи 90 ЗК РФ, статьи 2 Закона N 17-ФЗ, абзаца 3 пункта 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ, пункта 4 раздела IV Приложения 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность") спорные земельные участки изначально относились к федеральной собственности; не вносились в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта; не представлено доказательств их выбытия из владения Российской Федерации и утраты последней права собственности на них; право федеральной собственности возникло в силу закона; акт государственной регистрации права является актом подтверждения данного права; в рассматриваемом случае целью заявлений агентства о государственной регистрации права является, по его мнению, легализация существующего права.
При этом суд округа учитывал тот факт, что ОАО "РЖД" не претендует на спорные земельные участки, полагая их собственностью Российской Федерации.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.06.2021 по делу N А36-8332/2019 поддержано определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2021 N 310-ЭС21-18853.
Ссылки УФНС России по Тульской области на судебную практику в подтверждение универсального правопреемства ОАО "РЖД" (постановление апелляционного суда от 31.01.2005 по делу N А42-1316/2003, постановление ФАС Поволжского округа от 07.06.2005 N А55-2493/03-13, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.06.2007 по делу N А32-4055/2002-26/88 и другие) верно отклонена судом первой инстанции.
Напротив, выводы о том, что положения действующего законодательства не предусматривают возможности универсального правопреемства ОАО "РЖД" по всем без исключения обязательствам ГУП и ограничены сводным передаточным актом, содержатся в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 25.06.2020 по делу N А41-90305/19, постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 23.11.2005 по делу N А40-11657-05, Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2008 по делу N А40-46600/17.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае у налогового органа отсутствовали основания для постановки общества на налоговый учет по месту нахождения спорных земельных участков (и соответственно, для отнесения спорных земельных участков к объектам налогообложения ОАО "РЖД").
Как справедливо заключил суд первой инстанции, оспариваемые действия МИФНС России N 12 по Тульской области не соответствует действующему законодательству (Закону N 29-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585, пункту 5 статьи 83, пункту 1 статьи 84 НК РФ, пункту 1, подпункту 6 пункта 2 статьи 388 НК РФ), представленным в материалы дела доказательствам (сводному передаточному акту, кадастровым делам на земельные участки, выпискам из ЕГРН в отношении спорных земельных участков).
Как верно указало судом первой инстанции, действия МИФНС России N 12 по Тульской области (правопреемником которой является УФНС России по Тульской области) нарушают права ОАО "РЖД", поскольку постановка общества на учет в налоговом органе по месту нахождения спорных земельных участков повлечет (или может повлечь) начисление налоговым органом обществу земельного налога.
Так, УФНС России по Тульской области проводились камеральные налоговые проверки ОАО "РЖД" и производилось доначисление земельного налога.
Как установлено судом, в ходе рассмотрения настоящего дела N А68-3244/2020 МИФНС России N12 по Тульской области и УФНС России по Тульской области приняты, соответственно, решения N 7649 от 02.11.2020, N 4456 от 10.03.2021, N 4459 от 10.03.2021, N 4460 от 10.03.2021 о привлечении ОАО "РЖД" к ответственности за совершение налогового правонарушения в отношении спорным земельных участков с кадастровыми номерами 71:30:020201:21 и 71:30:020601:37. Указанными решениями налоговыми органами доначислен земельный налог, начислены пени и штрафы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования общества.
Довод заявителя жалобы о том, что правопреемником ФГУП "Московская железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации в сведениях ЕГРЮЛ указано ОАО "РЖД", отклоняется судом апелляционной инстанции, как противоречащий материалам дела.
Ссылка заявителя жалобы на не представлении в материалы дела сводного передаточного акта, отклоняется судом апелляционной инстанции, как противоречащая материалам дела, поскольку он был представлен в материалы дела как при первичном направлении заявления в Арбитражный суд Тульской области, так и дополнен выписками из приложений к передаточным актам по организациям Тульского отделения Московской железной дороги в судебных заседаниях.
Ссылка апеллента на не исследование сводного передаточного акта как единого документа, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку приложения 986 из 987 приложений к сводному передаточному акту не относятся к организации железнодорожного транспорта - ФГУП "Московская железная дорога" (приложение N 144), поэтому не являются относимыми доказательствами по делу и не подлежали приобщению и исследованию судом. При этом, как следует из материалов дела, суд первой инстанции удовлетворил ходатайство управления и обязал ОАО "РЖД" представить дополнительно приложения к передаточному акту 241,178, и исследовав их, верно установил, что исследование других передаточных актов не относятся к обстоятельствам дела и кругу доказывания по делу о спорных участках.
Вопреки доводам жалобы, ОАО "РЖД" не является юридическим лицом, образованным в порядке реорганизации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 и в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона N 29-ФЗ с ОАО "РЖД" является вновь созданным юридическим лицом.
Ссылка заявителя жалобы на пункт 3 статьи 268 ГК РФ о переходе права постоянного бессрочного пользования в порядке правопреемства не подлежит применению к данным правоотношениям, поскольку переход такого права в отношении организаций железнодорожного транспорта регулируется специальным Законом N 29-ФЗ от 27.02.2003 - на основании сводного передаточного акта.
Универсальное правопреемство между государственными предприятиями и ОАО "РЖД" отсутствует. Обязательства, не отраженные в сводном передаточном акте, не могут считаться перешедшими к ОАО "РЖД".
Вопреки доводам жалобы, регистрация ранее возникшего права на земельные участки не является обязанностью органа управления муниципальной или федеральной собственности. Кадастровые дела, содержащие заявки исполнительных органов власти на межевание или уточнение границ земельных участков лишь указывает на действия правообладателя в отношении имущества муниципальной или федеральной собственности, но никак не доказывают принадлежность земельных участков ОАО "РЖД".
Ссылка управления на то, что судом первой инстанции не дана оценка всем доводам заявителя, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 170 АПК РФ описательная часть решения должна содержать краткое изложение заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле.
В мотивировочной части решения в соответствии с подпунктом 2 части 4 статьи 170 АПК РФ должны быть указаны, в частности, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Мотивировочная часть оспариваемого судебного акта соответствует требованиям статьи 170 АПК РФ, отражает доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения.
При этом то обстоятельство, что в обжалуемом судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки.
Доводы заявителя жалобы о нарушении судом предусмотренных статьей 71 АПК РФ правил оценки доказательств, также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку обжалуемый судебный акт основан на всесторонней, полной и объективной оценке представленных в дело доказательств, имеющих определяющее правовое значение для разрешения рассматриваемого спора, а возражения управления не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого судебного акта.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 14.02.2022 по делу N А68-3244/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-3244/2020
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 12 по Тульской области, Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области
Третье лицо: Комитет имущественных и земельных отношений Тульской области., Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управление Росреестра по Тульской области