г. Киров |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А17-5154/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя Учреждения Саврасовой О.И. по доверенности от 11.01.2022,
представителей Фонда Баклушина А.Е. по доверенности от 14.10.2021, Малаховой К.Б по доверенности от 20.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.02.2022 по делу
N А17-5154/2021
по заявлению областного бюджетного учреждения здравоохранения "Ивановский областной онкологический диспансер"
(ОГРН: 1023700539763; ИНН: 3728002150)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ивановской области
(ОГРН: 1033700055620; ИНН: 3729011567)
о признании недействительными акта и требования,
третье лицо: Департамент здравоохранения Ивановской области
(ОГРН: 1023700534791; ИНН: 3728012511),
УСТАНОВИЛ:
областное бюджетное учреждение здравоохранения "Ивановский областной онкологический диспансер" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Ивановской области (далее - Фонд, заявитель жалобы) о признании недействительными акта плановой комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования от 30.04.2021 в части нецелевого использования денежных средств в сумме 147 276 796 рублей 40 копеек и требования от 07.05.2021 N 3 об уплате нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и штрафа по акту плановой комплексной проверки от 07.05.2021 в части взыскания 147 276 796 рублей 40 копеек и штрафа в размере 14 727 679 рублей 60 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент здравоохранения Ивановской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 04.02.2022 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель жалобы указывает, что выдача пациенту лекарственного препарата на руки в условиях дневного стационара нивелирует (уничтожает) саму сущность оказания медицинской помощи в условиях дневного стационара; Учреждение не наделено законодательством полномочиями по выдаче препаратов на руки пациентам, не является фармацевтической организацией. Заявитель жалобы считает, что отсутствие средств в бюджете Ивановской области не может служить безусловным основанием к использованию средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению. Кроме того, Фонд ссылается на то, что после выдачи препарата на руки пациенту за его самочувствием контроль не осуществлялся, следующий визит к врачу был в целях очередной выдачи препарата на руки (по истечении месяца), оплата оказанной медицинской помощи осуществлялась ежемесячно. Фонд указывает, что нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение граждан лекарственными препаратами за счет средств обязательного медицинского страхования при использовании их в случаях, не установленных территориальной программой обязательство медицинского страхования. Выдача лекарственных препаратов лицам на срок, превышающий период их пребывания в дневном стационаре, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Фонда не согласилось.
В судебном заседании, проведенном с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ивановской области, представители сторон поддержали свои позиции по делу.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Учреждения проведена плановая комплексная проверка на предмет использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
По результатам проверки установлено, что в 2020 году в 1 646 случаях лекарственные препараты, приобретенные Учреждением за счет средств ОМС для проведения противоопухолевой терапии пациентам в условиях дневного стационара, были выданы пациентам для продолжения приема в амбулаторных условиях, что, по мнению Фонда, свидетельствует о нецелевом использовании Учреждением средств ОМС.
Сумма средств ОМС, использованная не по целевому назначению (использование при амбулаторном лечении лекарственных препаратов, приобретенных за счет средств ОМС), составила 147 276 796 рублей 40 копеек.
30.04.2021 Фондом составлен акт комплексной проверки использования средств ОМС, в котором указано на необходимость возврата в бюджет Фонда использованных не по целевому назначению денежных средств, а также на уплату штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств.
07.05.2021 Фондом в адрес Учреждения выставлено требование N 3 об уплате нецелевого использования средств ОМС в размере 147 626 215 рублей 32 копеек и штрафа в размере 14 762 621 рублей 53 копеек.
Не согласившись с актом и требованием, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 4, статьями 65, 71, частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2, 6, пунктом 1 статьи 10, статьями 28, 38, 144, 147, пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьями 3, 4, пунктом 3 части 2 статьи 9, частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 30, частями 1, 2, пунктом 2 части 6, частью 5 статьи 15, пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 20, частями 7, 9 статьи 35, частями 1, 2, 6 статьи 36, частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", статьей 2, частью 6 статьи 4, статьей 19, частью 3 статьи 32, частями 1, 2 статьи 80, частью 1 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", пунктом 3 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 915н, Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 31.12.2019 N 560-п, Порядком обеспечения отдельных групп населения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 25.02.2019 N 51-п, пунктами 15, 23, 23.3 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 24.10.2013 N 1648-О, Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу, что акт проверки от 30.04.2021 в оспариваемой части не соответствует положениям действующего законодательства и, как следствие, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
На основании пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны, в том числе, использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В части 3 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
В части 1 статьи 80 Закона N 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются: 1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; 2) специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи; 3) скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная; 4) паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
Согласно части 2 статьи 80 Закона N 323-ФЗ при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ивановской области от 31.12.2019 N 560-п утверждена "Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Программа).
В пункте 8.10 Программы предусмотрено, что при оказании в рамках Территориальной программы госгарантий первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения согласно стандартам медицинской помощи.
Основанием для признания использования средств ОМС нецелевым послужило то обстоятельство, что в проверяемом периоде лекарственные препараты, приобретенные Учреждением за счет средств ОМС для проведения противоопухолевой терапии пациентам в условиях дневного стационара, были выданы пациентам на руки для продолжения приема после выписки пациентов.
Между тем, как правильно установил суд первой инстанции, медицинская помощь оказана в отношении заболевания, включенного в базовую программу обязательного медицинского страхования (пункт 2 части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Спорные лекарственные препараты, которые включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р, были выданы Учреждением пациентам (под роспись) в рамках проведения курсов противоопухолевых терапий по соответствующим схемам в период нахождения их на лечении в условиях дневного стационара.
Лекарственные препараты предназначались для лечения пациентов по назначенным (утвержденным) в установленном порядке врачом схемам лечения, обоснованность и правильность которых Фондом не оспаривается (не опровергнута).
С учетом изложенного, то обстоятельство, что находившиеся в условиях дневного стационара пациенты, начавшие противоопухолевые терапии по соответствующим схемам и получившие лекарственные препараты на всю схему лечения, в последующем (до окончания применения препарата схемы) были выписаны из дневного стационара, не свидетельствует о наличии на стороне Учреждения вменяемого нецелевого использования средств ОМС.
Доказательств использования медицинской организацией лекарственных препаратов не для целей оказания медицинской помощи пациентам в соответствии с назначением врача, а также доказательств того, что медицинская организация могла выполнить поставленные задачи с использованием меньшего объема средств и без ущерба правам граждан на медицинскую помощь, не представлено.
С учетом того, что прием препаратов должен быть по схеме 30, 28 и 21 день, стороны не отрицают, что пациенты должны были находиться на дневном стационаре это количество дней, соответствующее клиническим рекомендациям. При этом пациентам также, на спорную сумму, подлежали применению лекарственные препараты. Отличие состоит только в том, что пациенты принимали препараты не в медицинском учреждении, а самостоятельно.
Между тем, при нахождении пациентов в условиях дневного стационара до 30, 28, 21 дня, спорная сумма подлежала оплате за счет средств ОМС.
Таким образом, излишнее и нецелевое использование средств ОМС в данном случае отсутствует. Имеется только обстоятельство, что пациенты не посещали дневной стационар.
Доводы Фонда о том, что после выдачи препарата на руки пациенту за его самочувствием контроль не осуществлялся, следующий визит к врачу был в целях очередной выдачи препарата на руки (по истечении месяца), оплата оказанной медицинской помощи осуществлялась ежемесячно, подлежат отклонению.
Нарушение качества и условий предоставления медицинской помощи медицинской организации не вменено и не установлено.
Остальные доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, установленных выше обстоятельств и выводов, не опровергают, и основанием для отмены оспариваемого судебного акта не являются.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.02.2022 по делу N А17-5154/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-5154/2021
Истец: ОБУЗ "Ивановский областной онкологический диспансер"
Ответчик: Территориальный Фонд Обязательного медицинского страхования
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд, Департамент здравоохранения Ивановской области