г. Челябинск |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А47-5989/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кусербаева Ильмара Ильдусовича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.02.2022 по делу N А47-5989/2021.
В судебном заседании посредством видеоконференц-связи, организацию которой осуществил Арбитражный суд Оренбургской области, приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Кусербаева Ильмара Ильдусовича - Голенко Д.Г. (паспорт, диплом, доверенность от 29.04.2021);
Государственного учреждения-Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области - Закутнев А.А. (удостоверение, доверенность от 05.10.2021).
Индивидуальный предприниматель Кусербаев Ильмар Ильдусович (ИП Кусербаев И.И., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области (межрайонное) о взыскании излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 136 226, 89 руб.
Определением суда от 26.07.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц (соответчиков) привлечены Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области (далее - ОПФРФ по Оренбургской области) и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - МИФНС N7 по Оренбургской области).
Определением суда от 24.11.2021 прекращено производство по делу в отношении государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области (межрайонное).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Кусербаев И.И. (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 01.02.2022 отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы предприниматель указывает на незаконность отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов. Переплата образовалась в результате, того что при уплате страховых взносов за 2016 предпринимателем не была учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ согласно постановления от 30.11.2016 N 27-П, и Верховного Суда РФ согласно определений от 22.11.2017 N 303-КП7-8359, от 03.08.2017 N 304-3C17-1872, от 30.05.2017 N 304-КП6-20851, от Д8.04.2017 N 304-КГ16-16937, вместе с тем, установив образовавшуюся переплату, Пенсионный фонд не сообщил заявителю об этом. Апеллянт считает, что срок для обращения за возвратом переплаты страховых взносов необходимо исчислять с 19.02.2021 с момента получения справки от налогового органа, где была отражена данная переплата страховых взносов. Отмечает, что вопреки положению пункта 3 статьи 26 закона N 212-ФЗ, в соответствии с которым о каждом факте излишней уплаты страховых взносов и сумме переплаты орган контроля обязан сообщить плательщику в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта, не был извещен ни Пенсионным фондом, ни налоговым органом об имеющейся переплате страховых взносов.
В адрес суда от ОПФРФ по Оренбургской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Отделение просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Кусербаев И.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304560904800014, ИНН 560900421405.
Сумма страховых взносов за 2016 г. самостоятельно была рассчитана и оплачена в налоговый орган ИП Кусербаевым И.И. по платежному поручению N 74 от 17.03.2017 в размере 154 851,84 руб.
В отношении ИП Кусербаева И.И. сведения о доходах и расходах от деятельности плательщика страховых взносов за 2016 год представлены Управлением ФНС по Оренбургской области письмом от 15.06.2017 N 03- 52/03513дсп@, в котором указаны суммы полученных плательщиком доходов за налоговый период (2016 г.) по упрощенной системе налогообложения в размере 27 433 634,00 руб. и расходов за налоговый период (2016 г.) по упрощенной системе налогообложения в размере 25 368 231,00 рублей.
23.12.2017 Управлением ПФР в Саракташском районе Оренбургской области (межрайонное) с учетом полученных из Управления ФНС по Оренбургской области сведений от 15.06.2017 N 03-52/03513дсп@ о доходах и расходах ИП Кусербаева И.И. за 2016 г. были сформированы обязательства плательщика по начисленным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016 г. в размере 18 624,95 руб.
Письмом ОПФРФ по Оренбургской области от 29.12.2017 N 10-21/20611 указанные начисленные обязательства по страховым взносам были переданы в Управление ФНС по Оренбургской области, в связи с чем, в налоговом органе образовалась сумма излишне уплаченных страховых взносов в размере 136 226, 89 руб.
19.02.2021 из МИФНС N 7 по Оренбургской области заявителем была получена справка N 2021-11999 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 19.02.2021, из которой следует, что у предпринимателя имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (суммы платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) в размере 136 226, 89 руб.
26.02.2021 ИП Кусербаев И.И. обратился в МИФНС N 7 по Оренбургской области с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).
16.03.2021 МИФНС N 7 по Оренбургской области вынесено решение об отказе в возврате страховых взносов, поскольку переплата образовалась в период до 01.01.2017, для возврата необходимо обратиться с заявлением на возврат в Пенсионный фонд по месту регистрации.
29.03.2021 ИП Кусербаев И.И. подал в Управление ПФР в Саракташском районе Оренбургской области (межрайонное) заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 года.
По результатам рассмотрения заявления ИП Кусербаева И.И. от 29.03.2021 о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, поданных в Управление ПФР в Саракташском районе Оренбургской области (межрайонное), ОПФ РФ по Оренбургской области 09.04.2021 принято решение N 235, которым плательщику отказано в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 136 226,89 руб., так как заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов подано плательщиком по истечении трех лет со дня уплаты указанной суммы (ст. 20, 21 Федерального закона N 250-ФЗ, частью 13 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Управление ПФР Саракташском районе Оренбургской области (межрайонное) направило плательщику уведомление от 13.04.2021 N 2 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств.
Указанные обстоятельства, связанные с отказом в возврате суммы переплаты по страховым взносам за 2016 год, послужили основанием обращения заявителя в суд с рассматриваемыми требованиями.
Арбитражный суд, ввиду пропуска истцом срока обращения с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Пунктом 2 части 1.1 статьи 14 указанного закона установлено, что в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд (часть 1 статья 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченного либо излишне взысканного налога, пеней и штрафов.
Пунктами 2, 6, 14 статьи 78 НК РФ установлено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Из статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) следует, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно статье 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Таким образом, полномочия органов Пенсионного фонда Российской Федерации с 01.01.2017 ограничены принятием решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней за периоды до 01.01.2017, при этом полномочиями по их фактическому возврату органы Пенсионного фонда Российской Федерации не обладают.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 26 Закона N 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с частью 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности (часть 12 статьи 26 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.06.2001 N 173-О, лицо, имеющее переплату по обязательному платежу, в случае пропуска срока возврата переплаты в административном порядке, вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Таким образом, моментом, с которого необходимо исчислять трехлетний срок, установленный статьей 196 ГК РФ для обращения в суд за защитой нарушенного права, является дата, когда плательщику взносов стало известно или могло быть известно об излишней уплате взносов.
В пункте 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что применительно к пункту 3 статьи 79 НК РФ с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств в совокупности, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О).
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08, момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющихся значение для дела обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным, бремя доказывая в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на налогоплательщике.
Как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, о сумме налога, излишне уплаченного в бюджет, налогоплательщик должен знать с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
Аналогичны подход к определению момента, с которого плательщику стало известно об излишней переплате приведен в пункте 40 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021): трехлетний срок исковой давности для обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исчисляется с даты представления расчета по страховым взносам за соответствующий расчетный период, но не позднее срока, установленного для уплаты страховых взносов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что переплата по страховым взносам у предпринимателя возникла в момент ее перечисления в бюджет, соответственно, по уплате сумм страховых взносов за 2016 год переплата возникла 17.03.2017 (по платежному поручению N 74), следовательно, с учетом самостоятельного расчета и уплаты страховых взносов, с учетом приведенных выше правовых позиций, предприниматель о наличии переплаты страховых взносов должен был узнать 17.03.2017.
Между тем, с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов предприниматель обратился первоначально в налоговый орган 26.02.2021, а затем в Фонд 29.03.2021, то есть с пропуском предусмотренного пунктом 7 статьи 78 НК РФ срока возврата соответствующих взносов.
Из уведомления Управления Пенсионного фонда РФ в Саркташском районе Оренбургской области от 13.04.2021 следует, что отсутствуют основания для возврата ИП Кусербаеву И.И. страховых взносов в связи с пропуском трехлетнего срока.
С учетом определения момента, с которого страхователю должно быть известно о наличии переплаты, следует признать правомерными действия заинтересованного лица по отказу в возврате страховых взносов в связи с пропуском трехлетнего срока.
Основания для исчисления срока для обращения за возвратом страховых взносов с 19.02.2021 (дата получения обществом справки МИФНС N 7 Оренбургской области N2021-11999 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 19.02.2021) отсутствуют.
Следовательно, страхователем пропущен трехлетний срок для возврата страховых взносов, оснований, предусмотренных статьей 205 Гражданского кодекса Российской Федерации, для восстановления срока не установлено.
Довод подателя жалобы о неисполнении Управлением обязанности по сообщению страхователю об излишней уплате страховых взносов, предусмотренной частями 3, 4 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство само по себе не изменяет установленный порядок исчисления срока давности для возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов, подлежащего самостоятельному исчислению плательщиком (определение Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2016 N 305-КГ16-12552).
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.02.2022 по делу N А47-5989/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кусербаева Ильмара Ильдусовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5989/2021
Истец: ИП Кусербаев Ильмар Ильдусович
Ответчик: ГУ Отделение Пенсионного фонда Россииской Федерации по Оренбургской области, ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В САРАКТАШСКОМ РАЙОНЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ, Межрайонная ИФНС N7 по Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд