город Омск |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А46-20145/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2518/2022) индивидуального предпринимателя Ровинской Натальи Викторовны на решение Арбитражного суда Омской области от 16.02.2022 по делу N А46-20145/2021 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Ровинской Натальи Викторовны (ОГРНИП 321554300036970, ИНН 550310207770) к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, о признании недействительным отказа, оформленного письмом от 02.09.2021 N 07/17209,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска - Раевская Екатерина Евгеньевна, по доверенности от 23.04.2021 N 02/3114 сроком действия 1 год;
от индивидуального предпринимателя Ровинской Натальи Викторовны - Галиаскаров Марат Рустамович, по доверенности от 08.11.2021 сроком действия 1 год;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ровинская Наталья Викторовна (далее - заявитель, ИП Ровинская Н.В., предприниматель) обратился в суд с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент, административный орган) о признании недействительным отказа, оформленного письмом от 02.09.2021 N 07/17209.
В качестве способа восстановления права просила обязать заинтересованное лицо совершить действие в виде утверждения представленной заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для предоставления в собственность ИП Ровинской Н.В. в соответствии с указанной схемой земельного участка, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181.
Определением суда от 08.12.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - третье лицо, Департамент имущественных отношений).
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.02.2022 по делу N А46-20145/2021 в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя отказано.
В обоснование решения суд первой инстанции указал, что представленная схема образования земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку не получено согласие всех землепользователей, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков; образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Не соглашаясь с решением суда, предприниматель в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая свои требования, ИП Ровинская Н.В. указывает на то, что ей принадлежит на праве собственности отдельно стоящее здание торгового комплекса, общей площадью 1 985,5 кв.м, с кадастровым номером 55:36:110101:26906, расположенное по адресу: город Омск, ул. Крупской, 6/2. Ссылаясь на положения статьи 39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-0, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2012 N 12955/11, предприниматель утверждает, что ИП Ровинской Н.В. принадлежит исключительное право на приобретение земельного участка в собственность. Земельный участок, необходимый для использования объекта недвижимости, принадлежащего ИП Ровинской Н.В., сдается в аренду с 2006 года, является фактически выделенным из большого земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181. Необходимость в предоставлении согласия арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, а также утвержденного проекта межевания территории отсутствует.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило. На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предпринимателя и Департамента, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. На земельном участке с кадастровым номером 55:36:110101:2181 было возведено отдельно стоящее здание торгового комплекса, общей площадью 1 985,5 кв.м, с кадастровым номером 55:36:110101:26906, расположенное по адресу: город Омск, ул. Крупской, 6/2.
Для использования здания предыдущий собственник торгового комплекса (общество с ограниченной ответственностью "Сириус") арендовал часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181 площадью 2 542 кв.м на основании договора от 05.09.2006 N Д-Кр-31-6439.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 04.06.2021 право собственности на указанный объект перешло от общества с ограниченной ответственностью "Сириус" (далее - ООО "Сириус") к ИП Ровинской Н.В., что было зарегистрировано в установленном порядке 16.06.2021 (л. д. 15-22) и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 26.11.2021 (л. д. 63-70).
Извещением от 09.08.2021 N Исх-ДИО/10938 Департамент имущественных отношений в порядке статьи 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отказался от договора по истечении трехмесячного срока с даты направления данного извещения (л.д.27).
При этом, между ООО "Сириус" к ИП Ровинской Н.В. 17.11.2021 было заключено соглашение к договору аренды земельного участка от 05.09.2006 N Д-Кр-31-6439, согласно которому права и обязанности по договору аренды части земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181 переходят к новому собственнику (л. д. 55), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.11.2021 (л. д. 56-62).
ИП Ровинская Н.В. обратилась в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления части земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181 в собственности без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, приложив к заявлению выписку из ЕГРН в отношении здания торгового комплекса с кадастровым номером 55:36:110101:26906, выписку из ЕГРН в отношении испрашиваемого земельного участка, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л. д. 81-93).
Письмом от 02.09.2021 N 07/17209 Департамент отказал заявителю в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, обосновав отказ следующими обстоятельствами (л. д. 12-14):
- на схеме расположения земельного участка в кадастровом плане территории отражены не все зоны с особыми условиями использования территории, попадающие в границы отображаемого на схеме фрагмента;
- не представлено согласие арендаторов и залогодержателей исходного земельного участка;
- не утвержден проект межевания территории, не учтены актуальные материалы и сведения правил землепользования и застройки.
Считая отказ Департамента незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением. 16.02.2022 Арбитражный суд Омской области принял решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
К правообладателям земельных участков ЗК РФ относит собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов (пункт 3 статьи 5 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 35 ЗК РФ и пункта 3 статьи 552 ГК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Общие правила и условия образования земельных участков определены положениями статьи 11.2 ЗК РФ, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Нормами земельного законодательства, действовавшими как на момент приобретения заявителем в собственность здания торгового комплекса, так и нормами действующего законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на выкуп земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимые для их обслуживания.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ и включает в себя ряд последовательных этапов, в том числе:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ).
Порядок утверждения схемы расположения земельного участка, предусмотрен положениями статьи 11.10 ЗК РФ.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 названной статьи).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно части 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
В силу части 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Материалами дела подтверждается, что ИП Ровинская Н.В., будучи собственником здания торгового комплекса, общей площадью 1 985,5 кв.м, с кадастровым номером 55:36:110101:26906, расположенного по адресу: город Омск, ул. Крупской, 6/2, обратилась в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181 в собственности без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, приложив к заявлению выписку из ЕГРН в отношении здания торгового комплекса с кадастровым номером 55:36:110101:26906, выписку из ЕГРН в отношении испрашиваемого земельного участка, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Департамент отказал заявителю в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, сославшись на 3 основания:
- на схеме расположения земельного участка в кадастровом плане территории отражены не все зоны с особыми условиями использования территории, попадающие в границы отображаемого на схеме фрагмента;
- не представлено согласие арендаторов и залогодержателей исходного земельного участка;
- не утвержден проект межевания территории, не учтены актуальные материалы и сведения правил землепользования и застройки.
Отказ нормативно обоснован положениями подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ, подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ.
Признавая необоснованным первое основание для отказа, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а также форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Приказ N 762).
В силу приложения N 1 к названному приказу Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования) устанавливают правила оформления схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка).
Схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 4 Требований, утвержденных Приказом N 762, при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории необходимо учитывать материалы и сведения, в частности о зонах с особыми условиями использования территории.
Виды зон с особыми условиями использования территорий перечислены в статье 105 ЗК РФ.
Так, например, к видам зон с особыми условиями использования территорий относят: зоны охраны объектов культурного наследия, защитная зона объекта культурного наследия, охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии), охранная зона железных дорог, зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов и т.д.
В утверждении схемы расположения земельного участка может быть отказано, в том числе, если она подготовлена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Как было выше сказано, Департамент отказал заявителю, указав на то, что на схеме расположения земельного участка в кадастровом плане территории отражены не все зоны с особыми условиями использования территории, попадающие в границы отображаемого на схеме фрагмента.
Между тем материалы настоящего не дела не содержат каких-либо сведений о наличии на территории испрашиваемого земельного участка зон с особыми условиями использования территорий.
На вопрос суда апелляционной инстанции, заданный в судебном заседании 19.04.2022, относительно того какую именно зону с особыми условиями не отразил в схеме предприниматель, представитель Департамента пояснить затруднился.
В силу указанного, по данному основанию суд считает отказ Департамента неосновательным.
Суд апелляционной инстанции считает незаконным указание и на непредставления согласия арендаторов и залогодержателей исходного земельного участка (второе основание для отказа).
Статьей 39.20 ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения.
В целях реализации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ), пунктом 1 указанной статьи предусмотрено общее правило, предоставляющее исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду граждан и юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2).
Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду (пункт 6).
Установленный указанными положениями порядок приобретения прав на земельные участки направлен на защиту прав и интересов всех участников общей собственности. Не допускается возможность предоставления земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие нескольким собственникам, в единоличную собственность только одного из собственников таких объектов недвижимости.
Однако указанный запрет установлен лишь в отношении неделимых земельных участков и не распространяется на случаи, когда раздел земельного участка возможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, при этом на выделяемом участке расположено отдельно стоящее здание, принадлежащее одному собственнику.
Положения статьи 39.20 ЗК РФ не предусматривают оснований для отказа собственнику здания, сооружения в выделе земельного участка, необходимого для использования этого объекта недвижимости, за исключением случаев, когда участок является неделимым.
Собственник здания, сооружения в силу статьи 39.20 ЗК РФ имеет безусловное право на предоставление ему земельного участка для использования этого строения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ИП Ровинская Н.В. просила о выделе ей земельного участка, расположенного под зданием торгового комплекса с кадастровым номером 55:36:110101:26906, единоличным собственником которого она является, из земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181.
Обстоятельства того, что в отношении данного земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181 установлено ограничение в виде ипотеки в пользу Мосунова Е.Е., а также установлены ограничения в виде ипотеки и прав аренды в отношении земельного участка, сами по себе не могли служить основанием для отказа единоличному собственнику находящегося на нем объекта недвижимости в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Указанная правовая позиция отражена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2020 N 81-КАД20-3-К8.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также считает необоснованным отказ Департамента по мотиву не утверждения проекта межевания территории.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ определено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Частями 1, 5 статьи 41 ГрК РФ установлено, что в целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), осуществляется подготовка документации по планировке территории, при которой может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Однако, подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено исключение из общего правила об образовании земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории для случая образования земельного участка для его дальнейшего предоставления собственникам расположенных на нем зданий и сооружений.
Таким образом, отказ Департамента, изложенный в письме от 02.09.2021 N 07/17209, является недействительным, решение Арбитражного суда Омской области от 16.02.2022 по делу N А46-20145/2021 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по результатам рассмотрения дела относятся на заинтересованное лицо.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ровинской Натальи Викторовны удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 16.02.2022 по делу N А46-20145/2021 отменить. Принять новый судебный акт.
Удовлетворить заявление индивидуального предпринимателя Ровинской Натальи Викторовны в полном объеме. Признать недействительным отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка индивидуальному предпринимателю Ровинской Наталье Викторовне, оформленный письмом от 02.09.2021 N Исх-01-ДАГ/07/17209.
В качестве способа восстановления прав заявителя обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска в 10-дневный срок с момента вступления в законную силу судебного акта по делу утвердить предоставленную индивидуальным предпринимателем Ровинской Натальей Викторовной схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:2181 для предоставления в собственность под объектом недвижимости с кадастровым номером 55:36:110101:26906, расположенным по адресу город Омск, ул. Крупской, д.6/2.
Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска в пользу индивидуального предпринимателя Ровинской Натальи Викторовны 450 руб. судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20145/2021
Истец: ИП РОВИНСКАЯ НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-421/2023
10.10.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4100/2022
26.04.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2518/2022
16.02.2022 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-20145/2021