г. Самара |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А55-9655/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,
при участии:
от Акционерного общества "ТЕВИС" - представитель Мирошниченко О.С. (доверенность от 21.01.2022),
от Прокуратуры Самарской области - прокурор Амбарцумян А.Г. (удостоверение),
от Прокуратуры Автозаводского района города Тольятти - прокурор Амбарцумян А.Г. (удостоверение),
от Прокуратуры города Тольятти - прокурор Амбарцумян А.Г. (удостоверение),
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "ТЕВИС"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 февраля 2022 года по делу N А55-9655/2021 (судья Степанова И.К.),
по заявлению Акционерного общества "ТЕВИС",
к Прокуратуре Автозаводского района города Тольятти,
к Прокуратуре города Тольятти,
к Прокуратуре Самарской области,
с участием третьих лиц - Администрации городского округа Тольятти,
Акционерного общества "Финансово-строительная компания "Лада-Дом",
Общество с ограниченной ответственностью СЗ "Базис",
УФАС по Самарской области,
Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области,
о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ТЕВИС" (далее - заявитель, общество, АО "ТЕВИС") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Прокуратуры Автозаводского района города Тольятти (далее - прокуратура, заинтересованное лицо) от 31.03.2021 N 07-18-21.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены: Акционерное общество "Самарская сетевая компания" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 февраля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе АО "ТЕВИС" просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 09 февраля 2022 года по делу N А55-9655/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В материалы дела от УФАС по Самарской области поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель Прокуратуры Самарской области, Прокуратуры Автозаводского района города Тольятти, Прокуратуры города Тольятти в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, представил письменную позицию.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Автозаводского района города Тольятти АО "ТЕВИС" 31.03.2021 внесено представление N 07-18-21 об устранении нарушений градостроительного законодательства, законодательства, регулирующего порядок водоснабжения и водоотведения, технологического присоединения к указанным сетям объектов капитального строительства.
Прокуратурой Автозаводского района города Тольятти по поручению прокуратуры г.о. Тольятти от 10.03.2021 N Исуб-20360012-880-21/487-20360012 была проведена проверка АО "ТЕВИС" на предмет исполнения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, а так же технологическом присоединении к сетям объектов капитального строительства по обращению генерального директора АО ФСК "Лада-Дом" Бартоломеева В.Ю.
Во исполнение поручения прокуратуры г.о.Тольятти 19.03.2021 АО "ТЕВИС" получило требование Прокуратуры Автозаводского района города Тольятти ( исх. 07 -18-21/365 от 18.03.2021 вх. АО "ТЕВИС" N 2729) о необходимости предоставления информации с приложением копий подтверждающих документов по рассмотрению обращения генерального директора АО ФСК "Лада-Дом" Бартоломеева В.Ю.
22.03.2021 АО "ТЕВИС" подготовило и направило ответ исх. 14/2737 по доводам обращения генерального директора АО ФСК "Лада-Дом" Бартоломеева В.Ю. с подтверждающими документами.
Рассмотрев полученный от АО "ТЕВИС" ответ 26.03.2021 Прокуратура направила требование N 07-02-2021 о необходимости предоставления дополнительной информации с приложением копий подтверждающих документов (вх. АО "ТЕВИС" N 3061 от 29.03.2021 года).
31.03.2021 АО "ТЕВИС" исх. 14/3089 направило в адрес Прокуратуры дополнительные сведения с приложением копий подтверждающих документов.
По результатам проверки заместителем прокурора Автозаводского района г.Тольятти Э.В.Гасановой руководителю АО "ТЕВИС" внесено представление от 31.03.2021 N 07-18-21 об устранении нарушений градостроительного законодательства, законодательства, регулирующего порядок водоснабжения и водоотведения, технологического присоединения к указанным сетям объектов капитального строительства, которым на него возложена обязанность рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, а так же о рассмотреть вопрос о привлечении работника общества Горшкова М.С. к дисциплинарной ответственности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Заявитель с внесенным представлением не согласен и считает, что при проведении проверки не были объективно и всесторонне оценены следующие фактические обстоятельства.
1) Относительно внесения изменений в технические условия N 14/3856 от 29.04.2020, N 14/5332 от 25.06.2020, N 14/5334 от 25.06.2020, N 14/5335 от 25.06.2020, N 14/5143 от 17.06.2020, N 14/3855 от 29.04.2020, N 14/5738 от 02.07.2020, N 14/5737 от 02.07.2020, N 14/5285 от 22.06.2020, N 14/5284 от 22.06.2020, N 14/3353 от 08.04.2019, N 14/5736 от 02.07.2020, N 14/2318 от 14.03.2019, выданные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения":
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Выдача Технических условий осуществляется в соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 (далее -Правила N83).
Правила N 83 регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения (пункт 1 Правил).
Согласно части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, но не менее 3 лет с даты их выдачи, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение семи рабочих дней по запросам в том числе правообладателей земельных участков, лиц, обеспечивающих подготовку проектной документации в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ.
Данная информация предусмотрена также пунктом 10 Правил N 83 Типовая форма технических условий законодательством не предусмотрена. Перечень данных, которые содержатся в технических условиях, предусмотренные данным пунктом не является закрытым и не имеет нормативных запретов на включение в них таких условий.
Заявитель считает, что дополнение в технические условия само по себе не свидетельствует о нарушении Правил N 83.
Правилами N 83 предусмотрено, что технические условия являются документом, устанавливающим критерии определения возможности подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В период с марта 2019 года по июнь 2020 года на основании обращений АО "ФСК "Лада-Дом", АО "ТЕВИС" выданы следующие технические условия: N 14/3856 от 29.04.2020, N 14/5332 от 25.06.2020, N 14/5334 от 25.06.2020, N 14/5335 от 25.06.2020, N 14/5143 от 17.06.2020, N 14/3855 от 29.04.2020, N 14/5738 от 02.07.2020, N 14/5737 от 02.07.2020, N 14/5285 от 22.06.2020, N 14/5284 от 22.06.2020, N 14/3353 от 08.04.2019, N 14/5736 от 02.07.2020, N 14/2318 от 14.03.2019.
Указанные Технические условия выданы в соответствии с пунктом 10 Правил N 83 и в них указаны следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий - 3 года.
На основании пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Положение) документы (копии документов, оформленные в установленном порядке), указанные в подпункте "б" пункта 10 Положения, должны быть приложены к пояснительной записке в полном объеме, в том числе технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 ГрК РФ.
Согласно п. п. б пункта 34 Положения раздел 1 "Пояснительная записка" должен содержать в текстовой части исходные данные и условия для подготовки проектной документации на линейный объект, указанные в подпункте "б" пункта 10 Положение, за исключением абзацев пятого, десятого и двенадцатого, а также реквизиты утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории).
Заявитель указывает на информационный характер технических условий, выданных в соответствии с Правилами N 83, которые необходимы на стадии проектирования объекта капитального строительства для подготовки проектной документации.
03.12.2020 в адрес АО "ФСК "Лада-Дом" были направлены дополнения к ранее выданным техническим условиям, не затрагивающие информацию указанную в соответствии с пунктом 10 Правил N 83. В направленных дополнениях отсутствует информация об изменении ТУ в части выданных нагрузок, сроков действия ТУ и сроков подключения ОКС. Информация об отмене ранее выданных ТУ либо отказа от исполнения обязательств, по ним в письмах АО "ТЕВИС" также отсутствует.
Письма от 03.12.2020 были направлены АО "ФСК "Лада-Дом" в связи с внесением изменений в проект планировки территории 14А квартала, который впоследствии был утвержден 25.01.2021 Постановлением Администрации г.о.Тольятти N 197-п/1 от 25.01.2021 (далее - Постановление N197).
Заявитель ссылается на ранее действующую документацию по планировке данной территории, действующей в период выдачи ТУ, утвержденной Постановлением Администрации г.о.Тольятти от 10.08.2017 г N 2720-п/1 (далее - Постановление N 2720), в которой было указано, что ливневые стоки с КНС-3 отводятся в коллектор 48-А диаметром 1000 мм.
Заявитель обращает внимание на то, что в соответствии с Постановлением N 2720 в п. 5.2 территориальный баланс при площади жилого квартала 56,35 га составлял (стр. 22,23,24 Постановления N 2720): площадь застройки зданий и сооружений 22,54 га; площадь проездов 19,72 га; площадь зеленых насаждений 14,08 га. При этом инженерное обеспечение составляло: водоснабжение 10742,6 м3/сут; бытовая канализация 9834,6 м3/сут; ливневая канализация 3600,3 м3/сут. При этом п.4.8.2 документации предусматривалось устройство магистральных и внутриквартальных сетей водоснабжения и водоотведения, строительство канализационных напорных станций (стр.8 Постановления N 2720).
По объяснениям заявителя, в настоящее время водосток 48 и 48-А имеют диаметр трубопроводов 600 мм и рассчитаны на отвод стоков только с территории автомобильной дороги по ул. 40 лет Победы, проектировались и строились в рамках реализации строительства данной дороги и не рассчитаны на отвод стоков с иных территорий. Следовательно, была предусмотрена реконструкция существующих водостоков диаметром 600 мм, а также строительство канализационной насосной станции (КНС) с аккумулированием поверхностного (дождевого и талого) стока с территории застройки с помощью емкости (резервуара) с последующим перекачиванием поверхностного стока в сухое время суток в существующий коллектор ливневой канализации Ду 600 мм по ул. 40 лет Победы.
По результатам анализа информации в размещенном проекте ППТ 14А квартала, с учетом внесенных в него изменений и дополнений, специалистами АО "ТЕВИС" выявлено отсутствие всех вышеуказанных мероприятий. При этом в проекте указано, что присоединение проектируемых сетей к существующим должны быть выполнены в соответствии с техническими условиями владельцев сетей.
Заявитель указывает на вновь разработанный и утвержденный проект планировки (Постановление N 197) на данную территорию при аналогичном территориальном балансе инженерное обеспечение составляет (стр. 25,26,27 Постановление N197): водоснабжение 3489,6 м3/сут; бытовая канализация 3420,1 м3/сут; ливневая канализация 10756 м3/сут. Соответственно, в 3 раза увеличились нагрузки по сетям ливневой канализации, но при этом в п.4.8.2 исключено предусмотренное ранее устройство магистральных и внутриквартальных сетей, а также устройство канализационных напорных станций (стр. 8 Постановления N197). В утвержденной документации планировки территории отсутствуют решения по отводу стоков объемом равным 10756 м3/сут, что в дальнейшем повлечет нагрузку на уже существующую застроенную территорию, приведет к возможным подтоплениям данных территорий.
Общество считает, что отсутствие мероприятий по инженерной подготовке территории в части отвода дождевых и талых вод в установленном необходимом объеме не позволит организовать упорядоченный отвод ливневых стоков с территории перспективной застройки, что является нарушением пп.2 п.З и пп.13 пункта 4 статьи 42 ГрК РФ.
Учитывая факт отсутствия пропускной способности магистральных сетей ливневой канализации, обеспечение возможности принятия дополнительного расхода ливневых стоков с территории 14А квартала, и при этом обеспечение бесперебойного и качественного водоотведения всем иным действующим потребителям, заявитель считает возможным только при выполнении мероприятий по реконструкции существующих водостоков диаметром 600 мм, а также строительству канализационной насосной станции (КНС) с аккумулированием поверхностного (дождевого и талого) стока с территории застройки с помощью емкости (резервуара) с последующим перекачиванием поверхностного стока в сухое время суток в существующий коллектор ливневой канализации Ду 600 мм по ул. 40 лет Победы.
В связи с выявленными фактами, АО "ТЕВИС" ссылается на подготовленные дополнения к ранее выданным техническим условиям, которые не являются требованиями о выполнении мероприятий к застройщику, носят информационный характер о возможных вариантах реализации этих мероприятий либо застройщиком самим, либо АО "ТЕВИС" в рамках исполнения мероприятий для подключения. В дополнениях изложена информация, что в случае необходимости выполнения мероприятий АО "ТЕВИС", их стоимость будет включена в состав платы за подключение, в который подлежат включению стоимость строительно-монтажных работ, материалов и оборудования, а также налог на прибыль и НДС. При выполнении мероприятий самостоятельно застройщик не несет затрат на уплату налог на прибыль.
Все вышеописанные действия заявитель считает направленными и предпринятыми АО"ТЕВИС" в целях минимизации затрат застройщика, а не в целях возложения на застройщика дополнительных обязательств и включение в технические условия иных сведений само по себе, по мнению заявителя, не свидетельствует о нарушении АО "ТЕВИС" правил градостроительной деятельности.
По вопросу неисполнения обязательств АО "ТЕВИС" по заключенному между АО "ТЕВИС" и АО ФСК "Лада - дом" договору от 23.12.2019 N 430/с-19Т, впоследствии с заменой стороны на ООО СЗ " Базис", заявитель поясняет.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 416-ФЗ, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее Правила 644).
После обращения АО ФСК "Лада - дом" с заявкой (вх. 4297 от 15.05.2019) о заключении договора на подключение и выдачу технических условий в соответствии с пунктом 90 Правил 644 был заключен договор подключения (технологического присоединения) N 430/с-19Т от 23.12.2019 к системам водоотведения в отношении жилого дома поз.Л2.5 с инженерно-техническим обеспечением в составе 4 этапа строительства комплекса зданий и сооружений жилищного и социального назначения", расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, ул. 40 лет Победы с последующей переменой лиц в обязательстве сторон по договору на ООО СЗ "Базис".
Вместе с договором N 430/с-19Т от 23.12.2019 заявителю были выданы условия на подключение (Приложение 1 к договору), которые содержат исчерпывающий перечень требований при выдаче условий на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения, соответствуют пункту 95 Правил 644 и являются неотъемлемой частью указанного договора.
В целях исполнения обязательств АО "ТЕВИС" данным договором согласовало выполнение следующих мероприятий (пункт 2 и Приложение N 2 к договору):
- Строительство коллектора бытовой канализации от К25а до К14а (участок от К25а до К7а). СМР, 10,0 м.п;
- Строительство сети бытовой канализации от проектируемого колодца на границе земельного участка до КК-7 на сущ.сети Ду500мм северо-восточнее объекта. Д 160 мм -164 м.п., Ду250мм - 42 м.п.;
- Строительство сети ливневой канализации от проектируемого колодца на границе земельного участка до ЛК-7 на существующей сети Ду 800 мм северо-восточнее объекта. Ду 200 мм - 100 м.п., Ду 400 мм - 100,0 п.м.
Срок выполнения обязательств АО "ТЕВИС" по данному договору определен не более 18 месяцев с даты заключения настоящего договора, т.е. не позднее 23.06.2021 и выводы о неисполнении обязательств АО "ТЕВИС" считает необоснованными.
Заявитель считает утверждение прокуратуры о внесении изменений в технические условия (выданные по Правилам N 83) в части проведения дополнительных мероприятий не обоснованными в связи с тем, что определение и предоставление технических условий и заключение договора о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения являются самостоятельными процедурами, о чем свидетельствует факт того, что данные процедуры урегулированы разными нормативными актами: заключение договора о подключении - Правилами N 644, а определение и предоставление технических условий - Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства от 13.02.2006 N 83 (Правила N 83).
Заявитель указывает на отсутствие внесенных изменений в договор N 430/с-19Т от 23.12.2019, оформленных дополнительных соглашений к настоящему договору, в том числе в части изменения условий подключения (Приложение 1 к договору) или перечня мероприятий (Приложение 2 к договору).
По мнению заявителя, выданные ранее дополнения к техническим условиям N 14/3353 от 08.04.2019 в отношении жилого дома поз.Л2.5 (по Правилам N83) на срок его подключения и перечень мероприятий, необходимых для осуществления подключения и указанных в договоре, не повлияют и не создадут угроз неисполнения застройщиком обязательств, взятых по договорам долевого участия в строительстве.
По вопросу законности приостановления рассмотрения заявлений о заключении договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения), направленных АО "ФСК "Лада - Дом" 31.08.2020 N 385/20, 387/20, 384/20, 386/20 заявитель поясняет следующее.
Порядок заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) определен Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
Требования к содержанию заявления и перечень документов, представляемых с заявлением определен пунктом 90 Правил N 644. При этом заявление о подключении должно содержать полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект (за исключением случаев направления заявление о подключении в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве), данные об общей подключаемой нагрузке и должны быть приложены следующие документы:
а) копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление;
б) нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок, а в случае отсутствия таких документов при осуществлении строительства, реконструкции в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве - копия схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы;
в) ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта;
г) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с эксплуатирующими организациями;
д) информация о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта;
е) баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушение, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, прием поверхностных сточных вод, а также с распределением общего объема сточных вод по канализационным выпускам (в процентах);
ж) сведения о составе и свойствах сточных вод, намеченных к отведению в централизованную систему водоотведения;
з) сведения о назначении объекта, высоте и об этажности зданий, строений, сооружений;
и) градостроительный план земельного участка (при подключении линейного объекта - проект планировки территории и проект межевания территории), результаты инженерных изысканий либо ссылка на государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, где размещаются соответствующие результаты инженерных изысканий.
В случае если заявитель ранее предоставлял организации водопроводно-канализационного хозяйства такие документы при получении технических условий подключения и сведения, содержащиеся в этих документах, не изменились, повторное предоставление документов той же организации водопроводно-канализационного хозяйства не требуется.
В соответствии с п. 91, п. 92 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в пункте 90 Правил N644, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений. Организация водопроводно-канализационного хозяйства определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения должно осуществляться подключение (технологическое присоединение), и оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения) и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе организации.
В случае некомплектности представленных документов или несоответствия представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений организация водопроводно-канализационного хозяйства отказывает заявителю в принятии документов к рассмотрению и в течение 3 рабочих дней после получения таких документов возвращает их заявителю с указанием причин отказа в рассмотрении, в том числе направляет заявителю предложения по корректировке баланса водопотребления и водоотведения.
31.08.2020 от АО "ФСК "Лада-Дом" поступили заявки на заключение договоров о подключении и получении условий подключения (технологического присоединения) вх. АО "ТЕВИС" N 7832 (исх. 385/20), 7833 (исх. 386/20), 7834 (исх. 387/20),7831 (исх. 384/20).
Заявитель указывает на то, что в нарушение п.90 Правил N 644 АО "ФСК "Лада-Дом" не были предоставлены следующие документы: копия разрешения на строительство строящегося объекта; градостроительный план земельного участка, результаты инженерных изысканий либо ссылка на государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, где размещаются соответствующие результаты инженерных изысканий.
В случае если заявитель ранее предоставлял организации водопроводно-канализационного хозяйства такие документы при получении технических условий подключения и сведения, содержащиеся в этих документах, не изменились заявитель должен сообщить об этом в поданной заявке.
Общество обращает внимание на отсутствие в заявлениях на заключение договора о подключении и получении условий подключения (технологического присоединения) вх.N 7832,7833,7834,7831 от 31.08.2020 информации о ранее предоставленных градостроительных планах и о том, что сведения не изменились.
По объяснениям общества, в связи с непредставлением недостающих документов в установленный законодательством срок в соответствии с п.92 Правил N 644 АО "ТЕВИС" были направлены уведомления о необходимости предоставления недостающих документов (исх. 14/8019, 14/8020, 14/8018,14/8017 от 03.09.2020) и в связи с непредставлением недостающих документов в установленный законодательством срок, в соответствии с п.92 Правил данные заявки были аннулированы (исх. N 14/11065 от 27.10.2020). При повторной подаче АО "ФСК "Лада-Дом" заявок на технологическое присоединение N N 10891, 10889, 10890, 10888 от 16.11.2020 было приложено разъяснение от Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства РФ N33816-ОГ/04 от 16.11.2021, которое не является нормативно-правовым актом, с уточнением о предоставлении пакета документов по проектируемым объектам, на основании которого, с учетом письма АО "ФСК "Лада-Дом" от 13.11.2020 N504, АО "ТЕВИС" принято решение о приеме пакета документов.
Поскольку нормами Правил N 644 не предусмотрено деление объектов капитального строительства, в том числе на "предполагаемые к строительству, а пунктом 86 Правил N 644 определено, что подключение осуществляется для объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, и другой градации Правилами N 644 не предусмотрено, АО "ТЕВИС" полагает, что осуществляло рассмотрение заявок АО "ФСК "Лада-Дом" на заключение договоров в соответствии с требованиями Правил ТП (пунктов 90 и 92 Правил N 644) и нарушения действующего законодательства не допущено.
Прокуратура считает оспариваемое представление законным и обоснованным.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 6 Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (Правила N83) в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действий, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Согласно п. 9 Правил N 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 7 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 12 Правил N 83 установлено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приему сточных вод и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а также с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а в отношении сетей водоснабжения и водоотведения также с учетом схем водоснабжения и водоотведения.
Прокуратурой установлено, что АО "ТЕВИС" по заявлениям АО ФСК "Лада-дом" с целью дальнейшего подключения к сетям водоотведения объектов капитального строительства: детский сад поз. ЛДС-2, жилые дома поз. 2.5, 6.2А, 6.2Б, 6.7, 6.6, 6.3А, 6.3Б, 6.4-МАГ, 2.1, 3.1, 3.2, 5.2, выданы соответствующие технические условия: от 14.03.2019 N 14/2318, от 08.04.2019 N 14/2253; от 25.06.2020 N 14/5332; от 22.06.2020 N 14/5285; от 25.06.2020 N 14/5335; от 25.06.2020 N 14/5334; от 02.07.2020 N 14/5738; от 02.07.2019 N 14/5737; от 02.07.2020 N 14/5736; от 17.06.2020 N 14/5143; от 29.04.2020 N 14/3856; от 29.04.2020 N 14/3855; от 22.06.2020 N 14/5284. Срок действия технических условий установлен - 3 года и они являются действующими.
Выдавая вышеуказанные технические условия АО "ТЕВИС" фактически подтверждена техническая возможность осуществления технологического присоединения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с п. 10 Правил N 83 технические условия в обязательном порядке должны содержать следующие данные: максимальную нагрузку в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет.
По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Исходя из указанной нормы, параметры выданных технических условий могут быть изменены только после истечения установленного трехлетнего срока действия таких технических условий.
Однако, 03.12.2020 АО "ТЕВИС" в АО ФСК "Лада-дом" направлены уведомления N N 14/13537, 14/13540, 13549, 14/13539, 14/13547, 14/13548, 14/13543, 14/13542, 14/13541, 14/13546, 14/13545, 14/13544, 14/13538 о внесении дополнений в ранее выданные вышеуказанные технические условия на подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в части изложения (раздела "Дождевая (ливневая) канализация" в иной редакции, а именно:
1) п. 6. Для обеспечения отвода стоков с территории предусмотреть один из вариантов:
- строительство канализационной насосной станции (КНС) и аккумулирующего стока (резервуара) для отвода поверхностного (дождевого и талого) стока с территории земельного участка для каждого отдельного подключаемого объекта с последующим перекачиванием в сухое время суток в существующий коллектор ливневой канализации Ду 600 мм по ул. 40 лет Победы;
- строительство канализационной насосной станции (КНС) с аккумулированием поверхностного (дождевого и талого) стока с территории застройки 14А квартала с помощью емкости (резервуара) с последующим перекачиваем в сухое время суток в существующий коллектор ливневой канализации Ду 600 мм по ул. 40 лет Победы"
2) В части изложения раздела "Информация о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения АО "ТЕВИС" в иной редакции, а именно:
- "Дополнительно сообщаем, что без реализации Заявителем мероприятий, указанных в п. 6., АО "ТЕВИС" будет включена в состав платы за подключение (технологическое присоединение) объекта стоимость мероприятий по обеспечению технической возможности отвода сточных вод".
Таким образом, изложенное свидетельствует о допущенном АО "ТЕВИС" в нарушение п. 10 Правил N 83 изменении действующих технических условий.
По данным фактам постановлениями УФАС по Самарской области от 22.04.2021 N 220адм-21/5 и от 22.04.2021 N 221адм-21/5 АО "ТЕВИС" и начальник инвестиционной деятельности АО "ТЕВИС" Горшков М.С. признаны виновными в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ и им назначены наказания в виде штрафов в размере 50 000 рублей и 10 000 рублей соответственно.
При этом установлено, что строительство объекта - многоквартирного жилого дома поз. 2.5 осуществляется ООО СЗ "Базис" с привлечением денежных средств граждан -участников долевого строительства (82 договора долевого участия в строительстве) на основании разрешения на строительство от 20.01.2020 N 63-302000-6-2020 со сроком действия до 20.09.2021 (срок передачи объектов долевого строительства 3-й квартал 2021 года).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, за исключением случая, установленного частью 3 настоящей статьи.
Между АО ФСК "Лада-дом" и АО "ТЕВИС" заключен договор от 23.12.2019 N 430/с-19Т о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе водоотведения. На основании дополнительного соглашения к договору от 23.12.2019 N 430/с-19Т, соглашения от 06.05.2020 N ЛД-125/20-Л2.5-Б-012/20 АО ФСК "Лада-дом" как сторона по договору заменено на ООО СЗ "Базис".
Условиями указанного договора выполнение мероприятий, предусмотренных уведомлением АО "ТЕВИС" от 03.12.2020 N 14/13540, не предусмотрено. Срок выполнения условий договора, а также условий на подключения объекта установлен продолжительностью 18 месяцев с даты заключения договора, то есть до 23.08.2021.
В отношении объекта строительства разработана и утверждена проектная документация, получено разрешение на строительство, заключен вышеуказанный договор, то есть определен график реализации проекта, в соответствии с которыми застройщиком осуществляется строительство объекта.
Вопреки доводам заявителя, включение дополнительных мероприятий, изначально не предусмотренных графиком производства работ, могут повлечь затягивание срока строительства, его подключения к сетям, ввода в эксплуатацию и как следствие нарушение срока передачи квартир участникам долевого строительства.
Доводы заявителя о том, что изменения технических условий не являются требованиями обязательного характера являются несостоятельными в силу вышеизложенного, а также опровергаются соответствующими уведомлениями АО "ТЕВИС", согласно которым, не проведение застройщиком мероприятий, указанных в измененных технических условиях, повлечет их проведение силами АО "ТЕВИС" и дальнейшее включение платы за них в состав платы за подключение объекта, т.е. увеличение финансовой нагрузки.
Доводы заявителя о законном приостановлении рассмотрения заявлений застройщиков о заключении договоров на подключение и получении условий подключения объектов судом обоснованно отклонены.
Процедура технологического присоединения к централизованной системе водоснабжения и водоотведения регламентирована Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
Требования к содержанию заявления и перечень документов, представляемых с заявлением определен пунктом 90 Правил N 644, о чем изложено выше.
В соответствии с п. 92 Правил N 644, в случае некомплектности представленных документов или несоответствия представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, его высоте и этажности, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявления до получения недостающих сведений и (или) документов.
В ходе проверки установлено, что АО ФСК "Лада-дом" в АО "ТЕВИС" на основании действующих технических условий от 25.06.2020 N 14/5332; от 22.06.2020 N 14/5285; от 25.06.2020 N 14/5335; от 02.07.2020 N 14/5736 поданы заявления о заключении договоров на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства: жилые дома поз. 6.2А, 6.2Б, 6.7, 6.4-МАГ (от 31.08.2020 N 385/20, N 387/20, N 384/20, N386/20).
АО "ТЕВИС" уведомлениями от 03.09.2020 N 14/8019, N 14/8017, N 14/8018, N 14/8020 приостановлено рассмотрение заявлений АО ФСК "Лада-дом" от 31.08.2020 N 385/20, N 387/20, N 384/20, N 386/20.
В обоснование принятого решения указано на факт не предоставления застройщиком следующих документов: копий разрешений на строительство объектов; градостроительных планов земельных участков.
Однако, АО "ТЕВИС" необоснованно не учтено, что в соответствии с п. 90 Правил N 644, в случае если заявитель ранее предоставлял организации водопроводно-канализационного хозяйства документы, указанные в данном пункте при получении технических условий подключения и сведения, содержащиеся в этих документах, не изменились, повторное предоставление документов той же организации водопроводно-канализационного хозяйства не требуется.
Учитывая, что градостроительные планы земельных участков в отношении указанных объектов представлены застройщиком при получении соответствующих технических условий, дополнительное их предоставление к заявлениям от 31.08.2020 N 385/20, N 387/20, N 384/20, N 386/20, в силу п. 90 Правил N644, не требуется.
Более этого, действующим федеральным законодательством на застройщика не возлагается обязанность указывать в заявлении на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства сведения об актуальности ранее представленных документов.
Пунктом 90 Правил N 644 установлено, что копия разрешения на строительство предоставляется в отношении строящихся объектов. По общему правилу предоставлению подлежат нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок.
В отношении проектируемых объектов строительства - жилых домов поз. 6.2А, 6.2Б, 6.7, 6.4-МАГ по состоянию на 31.08.2021 разрешений на строительство застройщиками не получено. В заявлениях застройщиков прямо указано, что объекты строительства предполагаются к строительству.
Таким образом, АО "ТЕВИС" в нарушение п. 90, п. 92 Правил N 644 было приостановлено рассмотрение заявлений АО ФСК "Лада-дом" от 31.08.2020 N 385/20, N 387/20, N 384/20, N 386/20, а также истребованы документы.
Самарским УФАС России в рамках административного дела N 063/04/9.21-99/2021 в отношении АО "ТЕВИС" назначено наказание в виде штрафа 50 000 руб. за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившееся в нарушении пункта 10 Правил N 83 путем внесения изменений в технические условия/дополнений технических условий N 14/3856 от 29.04.2020, N14/5143 от 17.06.2020, N14/5334 от 25.06.2020, N14/5737 от 02.07.2020, N 14/5284 от 22.06.2020, 14/3855 от 29.04.2020 письмами от 03.12.2020.
Постановление УФАС от 22.04.2021 по делу N 063/04/9.21-99/2021 судами признано законным (решение Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2021 по делу NА55-13836/2021, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021).
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о соответствии закону оспариваемого представления Прокуратуры Автозаводского района города Тольятти от 31.03.2021 N 07-18-21.
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ. Доводы заявителя рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа обстоятельств дела и норм права с отражением мотивов в обжалуемом судебном акте.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - АО "ТЕВИС".
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 февраля 2022 года по делу N А55-9655/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9655/2021
Истец: АО "ТЕВИС"
Ответчик: Прокуратура Автозаводского района города Тольятти, Прокуратура города Тольятти, Прокуратура Самарской области
Третье лицо: Администрация г.о. Тольятти, Администрация городского округа Тольятти, АО "ФСК "Лада-дом", АО "ФСК"Лада-Дом", Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, ООО СЗ "Базис", УФАС по Самарской области