город Ростов-на-Дону |
|
25 апреля 2022 г. |
дело N А32-33815/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью фирма "Визит"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.02.2022 по делу N А32-33815/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "Визит"
(ИНН 2353024810, ОГРН 1092353000717)
к Краснодарской таможне
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью фирма "Визит" (далее - ООО фирма "Визит", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Краснодарской таможне (далее - таможня, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.05.2021 N 10309000-816/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) о назначении штрафа в размере 20 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 16.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО фирма "Визит" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что имеются основания для применения положений о малозначительности, правонарушение совершено впервые и не причинило вреда жизни и здоровью людей. Административное наказание в виде административного штрафа в обязательном порядке заменяется на предупреждение без каких либо вариантов и альтернатив по применению высшего или низшего предела санкции. Общество является малым предприятием. В период с 01.01.2019 по 31.12.2020 действовали положения п. 1.1. ст. 26.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) действовал мораторий на проверки. Общество в 2020 году находилось и в настоящее время находится в крайне сложном, тяжёлом финансовом положении, арестованы счета компании, арестовано имущество. При назначении административного штрафа необходимо учитывать не только обстоятельства совершения правонарушения, но и имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности лица.
От ООО фирма "Визит" поступили дополнения к апелляционной жалобе, поддерживающие доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От ООО фирма "Визит" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в отношении статистической формы (далее - СФ) N 10309203/240221/С230919 (системный номер N ED20210224111636453), ООО фирма "Визит" отправлен товар "Картон" в адрес ОАО "Слонимский картонно-бумажный завод "Альбертин" (Республика Беларусь) в рамках договора от 07.08.2019 N 160, товарная накладная от 18.09.2020 N 1198389, счет-фактура (инвойс) от 18.09.2020 N 1198389. Товар отправлен в сентябре 2020 года.
СФ на товары зарегистрирована на сайте ФТС России - 24.02.2021 и содержит сведения о взаимной торговле за отчетный период - сентябрь 2020 года.
Таможня пришла к выводу, что СФ N 10309203/240221/С230919 на товар, отправленный в сентябре 2020 года, должна была быть предоставлена не позднее 12.10.2020, вместе с тем, была представлена в таможенный орган 24.02.2021.
В связи с выявленным уполномоченным должностным лицом Краснодарской таможни в отношении ООО фирма "Визит" составлен протокол об административном правонарушении от 31.03.2021 N 10309000-816/2021 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением Краснодарской таможни от 27.05.2021 по делу об административном правонарушении N 10309000-816/2021 ООО фирма "Визит" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ установлено, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Правил, статистическая форма предоставляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Установленные административным органом события правонарушений предприниматель не оспаривает. Считает, что правонарушения не повлекли угрозы причинения вреда, имеются основания для применения положений о малозначительности.
Событие, вменяемого обществу административного правонарушения, подтверждается представленными доказательствами: СФ N 10309203/240221/С230919, договором от 07.08.2019 N 160, товарной накладной от 18.09.2020 N 1198389, счетом-фактурой (инвойс) от 18.09.2020 N 1198389, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
ООО фирма "Визит", как участник внешнеэкономической деятельности во взаимной торговле имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок представления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров, но не проявило должной степени заботливости и осмотрительности при данном факте, которые оно должно было и могло предпринять, следовательно, не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ административная ответственность в виде штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей следует как за непредставление статистической формы учета перемещения товаров, так и за несвоевременное ее представление.
При этом невыполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному ее выполнению.
В первом случае (непредставление статистической формы учета), административная ответственность наступает в связи с невыполнением обязанности, неподачей статистической формы, и административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности за непредставление СФ исчисляется с учетом совершения административного правонарушения - с даты, следующей за датой, когда необходимо было представить форму.
Во втором случае (несвоевременное представление статистической формы), административное правонарушение будет считаться оконченным в результате действий привлекаемого лица, связанных с подачей отчета за пределами срока, установленного законом. При этом, учитывая, что за непредставление отчета лицо может быть привлечено в течение года с даты, следующей за датой, когда необходимо было предоставить отчет, актуальность такого отчета ограничена годичным сроком. В связи с этим, за несвоевременное представление отчета лицо может быть привлечено к административной ответственности, если такая подача отчета состоялась в течение указанного года. В настоящем случае предприниматель представил сведения в течение года, то есть до окончания момента, когда сведения могут быть признаны неподанными. Правонарушение за несвоевременное представление СФ считается оконченным в момент подачи СФ в таможенный орган.
Каждый эпизод по несвоевременному предоставлению СФ является самостоятельным незаконным действием, а не единым длящимся нарушением, и образует оконченный состав административного правонарушения.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемых постановлений не истек, с учетом совершения административного правонарушения - 24.02.2021 (дата подачи формы), а также учитывая, что подача спорных отчетов состоялась до окончания момента, когда сведения могут быть признаны неподанными.
Обстоятельств, исключающих привлечение предпринимателя к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ООО фирма "Визит" административного правонарушения, при том, что предприниматель не мог не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Довод предпринимателя о действующем в установленный период моратории на проведение проверок не принимается арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В рассматриваемом случае осуществлялся контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений, на который ограничения, установленные частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона N 294-ФЗ, действующей с 01.04.2020, не распространяются. В данном случае не проводились проверочные мероприятия в отношении общества, осуществлялся контроль в отношении статистической формы.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы общества вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Вместе с тем, апелляционный суд не установил признаков того, что рассматриваемая проверка своевременности подачи статистических форм была произведена в рамках одного контрольного мероприятия. Обратного в материалы дела не представлено.
Исходя из материалов дела, апелляционной коллегией установлено, что проверка СФ проводилась в рамках мероприятий по контролю за своевременностью представления статистических форм учета перемещения товаров, зарегистрированных на сайте Федеральной таможенной службы России статистических форм.
Согласно пункту 1 статьи 214 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) проведение таможенного контроля осуществляется таможенными органами в соответствии с Кодексом Союза.
В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 254 Закона N 289-ФЗ таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на территории Российской Федерации выполнение задач и функций, установленных статьей 351 Кодекса Союза, а также осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений.
Статьей 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории Союза обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.
Исходя из вышеизложенного, таможенным органом проведены проверки в отношении своевременности представления каждой СФ при осуществлении контрольных функций таможенного органа. В данном случае не проводились проверочные мероприятия в отношении общества, осуществлялся самостоятельный контроль каждого отчета.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не требующим в качестве обязательного условия привлечения к административной ответственности наступление определенных общественно опасных последствий, причинения вреда или имущественного вреда.
Назначенные административным органом административные наказания в виде штрафов в размере 20 000 руб. по каждому из оспариваемых постановлений соответствуют минимальному размеру санкции ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ и соразмерны совершенным деяниям по характеру и тяжести правонарушений, отвечают целям и задачам административного наказания.
Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судом не установлено, равно суд не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания, в том числе предупреждение.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Выявленное нарушение - несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, посягает на установленный нормами права порядок управления, посягает на установленный государством порядок в сфере таможенного регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере. При этом, угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не требующим в качестве обязательного условия привлечения к административной ответственности наступление определенных общественно опасных последствий, причинения вреда или имущественного ущерба.
Статистическая форма является основным источником для формирования официальной статистической информации о взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, которая направляется в Евразийскую экономическую комиссию и используется федеральными органы исполнительной власти и Правительством Российской Федерации для анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики, разработки платежного баланса и системы национальных счетов, прогнозирования макроэкономических показателей, расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема, содействия развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей государств - членов Евразийского экономического союза. Поэтому полнота, достоверность и своевременность формирования официальной статистической информации имеет важное значение.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения ООО фирма "Визит" административного правонарушения, при том, что общество не могло не знать об установленных обязательных требованиях действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2022 по делу N А32-33815/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без- удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33815/2021
Истец: ООО Фирма "Визит"
Ответчик: Краснодарская таможня