г. Москва |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А41-74448/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протокола судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Пушкинский Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17.03.2022 по делу N А41-74448/21, принятое судьей Гриневой А.В., по иску ИП Мурзаева С.В. (ОГРНИП: 307503821100018, ИНН: 503800316394) к Администрации городского округа Пушкинский Московской области (ОГРН: 1215000061055, ИНН: 5038158980), Комитету по управлению имуществом Администрации Пушкинского городского округа Московской области (ОГРН: 1025004916331, ИНН: 5038000584) третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, о признании незаконным решения от 13.07.2021 года N Р001-1163949547-46503700 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 50:13:0070202:359,
УСТАНОВИЛ:
ИП Мурзаев С.В. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Пушкинский Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Пушкинского городского округа Московской области с требованиями, исходя из принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ:
- Признать незаконным решение Комитета по управлению имуществом Администрации Пушкинского городского округа Московской области от 13.07.2021 N Р001-1163949547-46503700 об отказе в предоставлении ИП Мурзаеву С.В. в собственность за плату земельного участка площадью 726 кв. м с кадастровым номером 50:13:0070202:359.
- Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Пушкинского городского округа Московской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 726 кв. м, с кадастровым номером 50:13:0070202:359, категория земель - земли населенных пунктов, для строительства торгово-офисного центра, расположенный по адресу: Московская область, г. Пушкино, мкр. Серебрянка, владение 6-А, подписать три экземпляра проекта договора и направить их в адрес ИП Мурзаева С.В.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.03.2022 по делу N А41-74448/21 заявленные требования ИП Мурзаева С.В. удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Администрации городского округа Пушкинский Московской, ИП Мурзаева С.В., Комитета по управлению имуществом Администрации Пушкинского городского округа Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда https://kad.arbitr.ru/.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ИП Мурзаеву С.В. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:13:0070202:359, площадью 726 кв. м, категории земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - для строительства торгово-офисного центра.
На указанном земельном участке заявителем построено и зарегистрировано на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером 50:13:0070202:9753, общей площадью 230 кв. м.
Как указывает заявитель, 27.11.2014 администрацией Пушкинского муниципального района издано постановление N 2997 о предоставлении ИП Мурзаеву С.В. в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:13:0070202:359.
Заявитель вновь обратился в Администрацию Пушкинского городского округа Московской области заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 726 кв. м с кадастровым номером 50:13:0070202:359.
Решением от 13.07.2021 N Р001-1163949547-46503700 Комитет по управлению имуществом Администрации Пушкинского городского округа Московской области отказал в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" указав, что установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подпунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К основаниям для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, относятся следующие случаи: если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно Положению о Комитете по управлению имуществом Администрации Пушкинского городского округа, утвержденным Решением Совета депутатов Пушкинского городского округа Московской области от 12.12.2019 N 80/9, одной из основных целей и задач Комитета является управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в пределах, предоставленных Комитету полномочий, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Пушкинского городского округа, положением. (пп. 3 п2.1 Положения)
Пунктами раздела 3 Положения установлено, что Комитет по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом обеспечивает проведение инвентаризации и оценки муниципального имущества; По вопросам управления и распоряжения земельными участками: 1) готовит проекты муниципальный правовых актов об отнесении земельных участков к определенной категории, установлении соответствия вида разрешенного использования земельных участков, о предоставлении земельных участков юридическим и физическим лицам в собственность, аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование; 3) рассматривает заявления и обращения граждан и юридических лиц принимает необходимые меры по результатам их рассмотрения, а также осуществляет прием граждан, руководителей и представителей организаций по вопросам, отнесенным к полномочиям Комитета; 4) предоставляет муниципальные и государственные услуги в соответствии с разработанными административными регламентами и стандартами предоставления муниципальных услуг;
Комитет по управлению имуществом Администрации Пушкинского городского округа, отказывая в предоставлении в собственность участка, указал, что действующий договор аренды (N 124-10 от 19.10.2010) земельного участка с кадастровым номером 50:13:0070202:359 заключен с учетом его установленного вида разрешенного использования " для строительства торгово-офисного центра". Фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 50:13:0070202:359 не соответствует его виду разрешенного использования, что подтверждается актом осмотра земельного участка от 07.07.2021. Предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Между тем, при вынесении решения от 13.07.2021 N Р001-1163949547-46503700 Комитетом по управлению имуществом Администрации Пушкинского городского округа не учтено следующее.
В материалы дела представлен акт осмотра от 07.07.2021, которым установлено, что земельный участок не огорожен, на земельном участке расположен объект с признаками капитального строительства, имеющий неразрывную связь с землей, в котором расположен магазин. Земельный участок находится в зоне жилой застройки. Ближайший водный объект - река Серебрянка находится на расстоянии 70 м от земельного участка.
В материалах дела имеется разрешение на строительство от 18.10.2012 N RU50522107-35/Ю, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 05.06.2014 N RU50522107-10/Ю, в которых в наименованиях объекта капитального строительства указано: торгово-офисный центр.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств того, что фактическое использование земельного участка не соответствует требованиям документам градостроительного зонирования и планирования, опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, администрацией не представлены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вывод оспариваемого отказа о том, что установленный вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует его фактическому использованию не соответствует действительности.
Сведений о том, что данный земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, изъят из оборота или ограничен в обороте, заинтересованным лицом суду не представлены.
В соответствии со ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и /или подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пп. 6 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Сеть инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений (пп. 20 п. 2 ст. 2 Технического регламента).
Техническим регламентом не устанавливается нормативная величина земельного участка, необходимого для эксплуатации здания.
Статья 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 90-ФЗ устанавливает предельные предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Так, максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Согласно карте градостроительного зонирования с установленными территориями, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории городского округа Пушкино, земельный участок с кадастровым номером 50:13:0070202:359 расположен в зоне Ж-1.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Пушкинский Московской области, вид разрешенного использования "Деловое управление" / "Магазины"- является одним из основных для указанной зоны, предельные размеры земельного участка min -500/400 кв. м, max -100000/10000 кв. м, максимальный процент застройки - 55/50%, минимальные отступы от границ земельного участка - 3 м.
Судом первой инстанции установлено, что исходя из данных ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 50:13:0070202:359 и объект недвижимости с кадастровым номером 50:13:0070202:9753 с площадью испрашиваемого участка и площадью застройки не противоречат вышеуказанным ПЗЗ.
Администрацией вышеуказанный вывод суда первой инстанции по существу оспорен не был, ходатайства о проведении по делу судебной экспертизу не заявлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.03.2022 года по делу N А41-74448/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-74448/2021
Истец: ИП Мурзаев Сергей Вячеславович
Ответчик: Администрация городского округа Пушкинский Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Пушкинский Московской области