г. Москва |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А40-279440/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Ж.В.Поташовой, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу прокурора ЮгоЗападной транспортной прокуратуры
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.2022 по делу N А40-279440/21 (93-2103)
по заявлению прокурора Юго-Западной транспортной прокуратуры
к ОАО "РЖД"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Бельская М.Е. по дов. от 10.09.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Юго-Западной транспортной прокуратуры (далее - заявитель, Прокуратура) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик, Общество) к административной ответственности по ч.5 ст.9.5 КоАП РФ на основании постановления от 15.12.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решением суда от 18.02.2022 отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает, что фактическая эксплуатация Объекта началась 09.09.2021, то есть до получения разрешения на строительство 17.12.2021 N 77-07-3152-2021МС. Прокуратура указывает, что для ввода Объекта в эксплуатацию, в том числе временную, необходимо наличие разрешения на строительство Объекта. Кроме того, ссылается, что акт приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию Объекта "Строительство остановочного пункта Кутузово" (южный вестибюль) 41 этап" не соответствует действующему федеральному законодательству и не является основанием для временной эксплуатации Объекта.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представитель прокурора ЮгоЗападной транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Юго-Западной транспортной прокуратурой 16.11.2021 в период времени с 14 час 00 мин до 15 час 00 мин проведена проверка исполнения требований градостроительного законодательства при строительстве Объекта "Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения. 41 этап -строительство остановочного пункта Кутузово (южный вестибюль). Монтаж эскалатора" (далее - Объект) по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, д. 37 южный вестибюль ТПУ Кутузовская МЦК.
В соответствии с договором от 01.12.2020 N 2254/м на строительство объекта железнодорожного транспорта по титулу 4700: "Строительство остановочного пункта Кутузово.41 этап", ОАО "РЖД" (юридический адрес: ул. Новая Басманная, д. 2, г. Москва, 107144, ИНН 7708503727), именуемое в дальнейшем "Заказчик", поручает АО "РЖДстрой", в лице Строительного монтажного треста N 3 - филиала АО "РЖДстрой" (юридический адрес: 105005, г. Москва, пер. Елизаветинский, д. 12, стр. 1, ОГРН 1067746082546, ИНН 7708587205) именуемое в дальнейшем "Подрядчик", принять на себя обязательства на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по Объекту.
В ходе проверки установлено, что ОАО "РЖД" в настоящее время эксплуатируется Объект капитального строительства в отсутствии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию выданного федеральным органом исполнительной власти.
На указанный объект капитального строительства ОАО "РЖД" получены положительные заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 19.11.2016 N 1241-16/ГГЭ-8950/05 и от 26.01.2018 N 095-18/ГГЭ-8950/10, вместе с тем, разрешение на строительство Объекта от 28.12.2016 N 77-07-0907-2016МС просрочено (срок действия истек 28.12.2017). Документы о продлении указанного разрешения в ходе проверки не представлены.
Полагая, что в действиях ОАО "РЖД" содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ, заместителем Юго-Западного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры вынесено постановление от 15.12.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах Прокурор Юго-Западной транспортной прокуратуры обратился в суд с заявлением о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия события и состава административного правонарушения в действиях ОАО "РЖД".
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для их переоценки, основываясь на следующем.
В соответствии с частью 5 статьи 9.5 КоАП РФ эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации - (далее - ГК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 55 ГК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместе с указанным заявлением застройщиком предоставляются документы, перечисленные в части 3 статьи 55 ГК РФ.
Частью 5 статьи 55 ГК РФ предусмотрено, что орган, выдавший разрешение на строительство, обязан в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно пунктам 10, 13 и 14 части 1 статьи 1 ГК РФ под объектом капитального строительства - здание строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства) за исключение временных построек, киосков, навесов, и других подобных построек; строительством является создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Таким образом, в силу норм градостроительного законодательства для эксплуатации названного объекта капитального строительства требуется разрешение на ввод его в эксплуатацию, обязанность по получению которого в соответствии с частью 2 статьи 55 ГК РФ лежит на застройщике, то есть на ОАО "РЖД".
Согласно письма ДКРС-М от 24.11.2021 N 22432/ДКРС МСК по Объекту разрешение на ввод объекта в эксплуатацию будет получено 31 марта 2022 года.
По мнению заявителя, ОАО "РЖД" нарушены требования ч. 2 ст. 55 ГК РФ, что указывает на совершение ОАО "РЖД" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, Прокуратурой не учтено, что Строительно-монтажные работы по строительству о.п. Кутузово были завершены в полном объеме. В апреле 2020 г. в адрес ОАО "РЖД" поступило обращение от Правительства г. Москвы о необходимости установки эскалатора в южном вестибюле о.п. Кутузово в целях повышения удобства пользования для пассажиров. ОАО "РЖД" в связи с поступившим от Правительства г. Москвы обращением было вынуждено возобновить работы на Объекте в части монтажа эскалатора.
На Объект получены положительные заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 19.11.2016 N 1241-16/ГГЭ-8950/05, от 26.01.2018 г. N 095-18/ГТЭ-8950/10, разрешение на строительство N 77-07-3152-2021МС.
Фактически Объект введен во временную эксплуатацию до получения разрешения на ввод в постоянную эксплуатацию на основании акта приемки во временную эксплуатацию от 09.09.2021 N МОСК-4833/пд (далее -Акт приемки Объекта во временную эксплуатацию).
Событие и состав административного правонарушения отсутствуют. Федеральным законодательством допускается временная эксплуатация объекта до получения разрешения на ввод в постоянную эксплуатацию. Срок получения разрешения на ввод объектов в постоянную эксплуатацию законом не установлен.
ОАО "РЖД" действовало в рамках Федерального закона от 31.07.2020 г. N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Федеральный закон от 31.07.2020 N 254-ФЗ).
Согласно ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ до получения разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта инфраструктуры, разрешения на ввод в эксплуатацию в отношении этапа строительства, реконструкции такого объекта инфраструктуры допускается осуществление временной эксплуатации такого объекта капитального строительства (далее - временная эксплуатация) в целях осуществления перевозки грузов и (или) пассажиров при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации в соответствии с частями 10 и 11 настоящей статьи.
Согласно п. 10 Федерального закона от 31.07.2020 г. N 254-ФЗ техническая готовность линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации определяется комиссией, в состав которой в обязательном порядке включаются представители лица, осуществляющего строительство, представители застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции объекта на основании договора строительного подряда), а также представители организации, которая должна осуществлять временную эксплуатацию объекта капитального строительства, при условии подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации. Порядок формирования и функционирования указанной комиссии устанавливается Правительством Российской Федерации.
Требования к техническому состоянию линейного объекта инфраструктуры, допускаемого к временной эксплуатации, порядок подтверждения технической готовности указанного объекта к временной эксплуатации, порядок осуществления такой временной эксплуатации и технического обслуживания указанного объекта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 9, 10, 11 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ Распоряжением ОАО "РЖД" от 04.12.2020 N 2670/р "Об организации комиссий по приемке во временную эксплуатацию объектов Центрального транспортного узла" для определения технической готовности линейных объектов инфраструктуры к временной эксплуатации и осуществления временной эксплуатации объектов капитального строительства назначен председатель комиссий по приемке во временную эксплуатацию по объектам Центрального транспортного узла в границах Московской железной дороги; поручено сформировать комиссии по приемке во временную эксплуатацию вышеуказанных объектов.
В соответствии с п. 10 Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ Распоряжением Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 08.09.2021 N МОСК-1176/р "Об образовании комиссии по приемке во временную эксплуатацию объекта "Строительство остановочного пункта Кутузово (южный вестибюль) 41 этап" образована комиссия по приемке Объекта во временную эксплуатацию вновь построенных и реконструированных железнодорожных путей общего пользования (далее - Комиссия) и утвержден ее состав.
После проверки технической готовности реконструируемого линейного объекта к временной эксплуатации Комиссией утвержден Акт приемки Объекта во временную эксплуатацию от 09.09.2021 N МОСК-4833/пд.
Таким образом, Комиссией подтверждена техническая готовность Объекта к временной эксплуатации.
Разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию, предусмотренное ст. 55 ГрК РФ, Заказчик строительства получает на стадии полного завершения выполнения работ по строительству или реконструкции объектов, но данные требования не относятся к завершившимся работам по выполнению этапа строительства Объекта или его части. Приемочная комиссия, назначаемая Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, создается после завершения всех работ на Объекте и на стадии ввода всего Объекта в эксплуатацию. Срок получения разрешения на ввод объектов в постоянную эксплуатацию законом не установлен.
Кроме того, работы ДКРС-Москва ОАО "РЖД" по реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры направлены на улучшение условий пассажирских и грузовых перевозок, данные задачи являются социально значимыми и требуют реализации в кратчайшие сроки. Объекты строительства железнодорожного транспорта являются масштабными и занимают значительные территории, строительство осуществляется в условиях действующих объектов, без остановки движения, требование эксплуатации отдельных частей объекта только после завершения работ на всей протяженности объекта, значительно отложит сроки запуска движения по реконструируемым участкам и создаст сложности в обеспечении транспортной доступности для большой части пассажиров. Принятие Федерального закона от 31.07.2020 N 254-ФЗ направлено на ускорение процесса модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в том числе положениями данного законодательного акта предусмотрено облегчение процедуры ввода готовых участков железнодорожной инфраструктуры во временную эксплуатацию до получения ввода в эксплуатацию всего объекта в целях возможности использования готовых элементов объектов железнодорожной инфраструктуры пассажирами и грузоперевозчиками.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований о привлечении ОАО "Российские железные дороги" к административной ответственности на основании ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2022 по делу N А40-279440/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-279440/2021
Истец: Московская межрегиональная транспортная прокуратура Юго-Западная транспортная прокуратура
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"